Чиж И Ко Я люблю Кинга
С Сергеем Чиграковым мы разговаривали в номере гостиницы после очередного приезда Чижа в Минск на концерт.
— Сергей, когда выйдет новый альбом группы?
— С этим кризисом совершенно непонятно, что творится в стране. Альбом–то записан. А почему мы тянем, я, честно говоря, не знаю. У нас есть директор, который и занимается этими вопросами.
— Сколько на нем песен?
— Пе–есен?.. Не помню. С десяток–то точно есть Может, даже больше. Дело в том, что ведь он же, собака... Если так вот ждать и не выпускать (альбом же еще будет дописываться)... Сейчас он по времени идет где–то минут сорок пять.
— У тебя есть такая песня — полуковбойская–полуиндейская...
— Э–э... Наверное, "Форест Гамп"?
— Чем она навеяна?
— Не знаю. У меня в этом альбоме две вещи такие: "Был рожден, чтобы бежать" ("Форест Гамп") и "Если бы ты была вовсе не ты" ("Ручей"). Я совершенно не понимаю, откуда они взялись. То есть я в себя пришел только тогда, когда написал все это. Смотрю и думаю: во интересно!.. Причем меня больше поразил не "Форест Гамп", а вторая вещь, потому что это абсолютно не в моем стиле сделано. Какие–то вот эти мета–афоры. Я в жизни никогда так не писал! Я писал все время прямо: ... — значит, ..., ... — значит, ... А тут чего–то такое — фью–ю–юй!
— Тебе вообще известно, что в Питере есть индеанисты?
— Знаю, конечно. Более того, я с одним даже записывался не один раз.
— С Лисом, наверное?
— Ну, да. Мы встречались с ним не единожды у Митьки Шагина на сейшнах.
— И он, и ты принимали участие в записи второго митьковского альбома?
— Да. И более того: мы вот прошлым летом записали еще один какой–то материал для нового митькиного альбома. Я как–то встретил (Митьку я имею в виду), спросил: "Что за дела? Че, ничего не выходит?". А он говорит: "Да там что–то типа все сдулось, со спонсорами вообще хана". А материал был записан такой довольно смешной. Там опять же и Слава Бутусов, и КОЛИБРИ, еще кто–то. Шевчук, по–моему. Опять такие силы собраны. То есть альбом должен быть нормальный. По деньгам, видно, не получается его выпустить.
— А у тебя не было мысли съездить на индейский праздник?
— Естественно, было и есть такое желание.
— Они каждый год собираются на праздник солнцестояния.
— Класс!.. А тут у меня еще фильм... стырили — "Последний из племени людей–псов". Ты представляешь?!
— У меня он есть.
— С гавриловским переводом? Он в двух вариантах выходил.
— У меня много индейских фильмов.
— У меня тоже. А как тебе "Deadman"? ("Мертвец")? Класс! Черно–белый фильм такой!
— А Ревякина ты любишь?
— Димку?.. Ну, как любишь...
— Песни Ревякина...
— Конечно, нравятся. Хорошие такие. Но вот интересно, что их на юге, например, слушать не то что нельзя, а ну... никак. А вот где–нибудь в тайге — голову вообще срывает! Мы в Академгородке сидели, поставили Ревякина — все! Отвал полный! Такой отвяз...
— Ты легко слушаешь его тексты?
— А я тексты воспринимаю на уровне... даже скорее не тексты, а Димкин вокал воспринимаю как один из музыкальных инструментов. Совершенно спокойно проходит. То есть на уровне гитары там, не знаю... Один вот мелодический инструмент — голос, неважно, какой там текст. Главное, там отвяз и без текста звучит. Я раньше, да и сейчас порою Борис Борисыча так слушаю. Просто на уровне музыкального инструмента. Вот идет типа сольной партии. Соло! И он начинает петь. Очень здорово. Я западную музыку слушаю так до сих пор! Я в английском ничего не понимаю. Мне по фигу, че они поют. Может, к счастью, что я не знаю, потому что, как мне сказали, если бы ты "битлов" перевел когда–нибудь, просто охренел бы! Особенно ранних.
— Так как ты их песни пел?
— Как? Так!!! Запоминал и все. Я сам себе придумывал свой перевод.
— И о чем они, на твой взгляд, поют?
— Да про любовь.
— Я всегда внимательно слушаю твои песни. У тебя многие из них связаны с дорогой.
— Правильно. Конечно.
— Это от того, что ты действительно все время в пути? И песни тоже в пути рождаются?
— Ну, да. С одной стороны, происходит, как ни крути, отрыв от реальной жизни, в которой все равно хоть что–то происходит! А с другой стороны, все дороги, естественно, отличаются одна от другой. Но я решил себя перебороть. И вот последняя песня про дорогу называется "Предпоследняя дорожная".
— То есть будет еще одна?
— Наверное, будет какая–то последняя и все! Хватит! Ну, сколько можно?
— А если новые мысли дорога навеет?
— Ну, не знаю! У меня была "Предпоследняя политика". Была такая песня. С тех пор я на политические темы просто в жизни не писал.
— А что с политикой–то, завязал?
— Ну, раньше ж модно было про политику писать. Только ленивый не трогал политику!
— А про кризис?
— Ну, напишу, а че изменится? Это раньше думали: мы изменим мир. Есть такой человек, ты его знаешь.
— Ты не думаешь, что что–то можешь изменить?
— Нет. Абсолютно. И никто не может. Это же сверху идет.
— То есть кармически определено?
— Конечно! Если тебе положено башку об стенку разбить, значит, разобьешь. А нет, так три года бейся — ни хрена.
— И кирпич упадет на того, на кого надо?
— Естественно.
— Название нового альбома группы "Нечего терять" — как бы констатация того, что человеку нечего терять? Или, если поменять слова местами, то получается как бы заявленная позиция — "мне терять нечего"?
— Нет, не надо ничего переставлять.
— Под кризис название хорошо подошло...
— Как накаркали.
— Как ты думаешь, какое место сегодня занимает у нас ритм–энд–блюз?
— Эта музыка уже народной стала. Рэп вот пока еще чужд. А на ритм–энд–блюзе уже не одно поколение выросло.
— Один из твоих последних хитов — "Еду" — своим гитарным вступлением показался чуть похожим на начало песни ВОСКРЕСЕНИЯ "Кто виноват?"...
— А я ее не помню. "Кто виноват, скажи–ка, брат"? Эта? Я песню помню, а вступление, честно, не помню. Более того, когда я написал это — "Еду, еду", то ходил и мучился все время — не похожа ли она на что–то? Ну, просто вилы! Как наваждение! Причем особенно припев. Такой мелодический: "тара–дара–тара–дара–тара–ра". Уж больно красиво!
— Я тоже мучился — откуда он?
— Есть такое дело?!
— Но я не нашел ответа.
— Вот и я не нашел! Мы с женой вместе искали, не нашли. Я говорю: может, Таня Буланова че–нибудь когда–нибудь спела такое похожее? Она говорит: "Да вроде нет". Сидели–сидели... Потом — хрен с ним, ладно. Буду петь.
— К Булановой очень хорошо относятся рок–музыканты...
— Конечно.
— А почему?
— Она ж наша.
— Что значит "наша"?
— Питерская.
— Ну и что?
— Мы своих защищаем.
— А если серьезно?
— Абсолютно серьезно!
— Гребенщиков говорил буквально следующее: "Я, конечно, не вдова. Но когда слышу Таню Буланову, даже я плачу".
— Мне очень нравится ее манера пения. Она очень легко все пропевает. Ну, и потом — просто нравится. Более того, мне еще Овсиенко нравится.
— Ну, только не говори, что еще и Аллегрова нравится!
— Я сказал: Овсиенко. Я не хочу сказать ничего плохого про нее. Но у нее, конечно, особенно последние песни, — можно просто... "Женское счастье — был бы милый рядом!" Такой класс! Неожиданно красивые мелодичные песни, которых в нашей стране не было очень долго.
— Песни из прошлых лет?
— Конечно! Они неожиданно стали мелодичными. Как будто появился новый какой–то Дунаевский и стал писать красивые песни, которые можно пропеть... В голове, не зная текста. Любого разбуди, он пропоет, потому что у них была мелодия. А последние лет пятнадцать, до вот этого неожиданного пришествия — Буланова, Овсиенко, — ничего же не было. Песни были такие — две–три ноты. Как у меня. Захочешь спеть мелодию — хрен споешь! "Она не вышла замуж за хромого еврея... Та–тара–та–та доля–доля–доля–доля".
— Ага, "хрен споешь"! Лукавишь! После Цоя... Я не беру старое ВОСКРЕСЕНИЕ, МАШИНУ, что когда–то пели во дворах, сейчас поют ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ — не знаю, как ее можно петь, но поют...
— Элементарно! Дело в том, что Егор — очень такой прекрасный мелодист, очень одаренный.
— Да?
— Да.
— Не знаю, у меня другое мнение. Ну, Бог с ним! Просто я хочу сказать, что после ГО ты теперь остался едва ли не последним музыкантом, которого поют во дворе.
— Еще поют ???
— Да поют.
— Тебя это не удивляет?
— Нет.
— Людям нравится. На самом деле это хорошо. Значит, легкая музыка. Значит, классно.
— Хочу спросить про одну твою шикарнейшую вещь — "Урал–байкер–блюз". История, что в ней рассказывается, — история реальная?
— Там половина на половину. Это действительно реальная барышня, реальная байкерша, все по–настоящему. И у нее в самом деле есть "Урал" с коляской.
— И спирт ты пил на ходу?
— Винище. Но спирт — это было бы покруче... Но я, естественно, не голосовал на дороге. Там все так начиналось. Мы снимали клип на песню "Полонез", одну часть отсняли в Лос–Анджелесе, а вторую Сережка Кальварский, режиссер, сказал, что будет снимать у нас. И там все было построено на контрасте. Были два американских дедка, все в татуировках. Причем все татуировки на одну и ту же тему — ковбойцы. Все, что можно высосать из этого понятия, — все у них на спинах, на груди. Деды натуральные, лет по шестьдесят. Люди нигде не работают, ухаживают за мотоциклами, они у них блестят, как у кота яйца, на что живут — не знаю. Они бы палец о палец не ударили, чтобы сняться в клипе, а так дали им денег... И на контрасте приезжаем в "совок", и Серега говорит: "Завтра едем под Питер, я девку нашел офигительную, Вальку, байкершу". Приезжаем, у нее "Урал" разбитый, коляска. Мы посмотрели — какой кайф!!! И катались, и песни пели. На самом деле это страшно. Я пытался переорать этот... пытался что–то там спеть. Она: "Чего?" Он: "Вау–вау–вау". Я: "А–а–а!". Классно... Так что в песне все половина на половину: придуманного и реального.
— Песни на альбоме у тебя выходят короче по инструменталу, чем на концертах...
— Естественно. То, что на концерте, не имеет никакого отношения к пластинке. Все начинает трансформироваться. Но это только на сцене.
— Вы часто выступаете в дорогих клубах, как минский "Макс–шоу"? По белорусским меркам это дорогой клуб.
— А он по любым меркам дорогой.
— Тебя не ломает, что публика в нем не твоя?
— Это, естественно, не ломает. Энергетика та же самая. Другое дело, что тут уже мы больше для себя играем. А с другой стороны — кайф поднять их, богатых. Тоже интерес своего рода. Соревнование такое. Чтоб не жрали. Люди на самом деле знают, на что они идут. Звонят наверняка: "А че у вас будет?"
— Бывает ли, что ты настолько заводишься, что забываешь и про публику, и про музыкантов?
— Очень редко, но бывает. Это называется "кончить".
— Тебе близка молодежная музыка, которую делают, к примеру, ТАРАКАНЫ! или КИРПИЧИ?
— А я не слушаю. В Питере много разных команд. Они играют по своим клубам. Есть металюги, панки, есть клубы, где все в казаках и шляпах.
— Сам ходишь по клубам?
— Не–а. Так... Ведь как?.. Во–первых, если бы я дома торчал, я бы, может, и ходил по клубам. Надо же чем–то заниматься. А тут я домой приезжаю, а через три дня уезжаю. А во–вторых, не больно–то и приятно, когда ты приходишь в клуб и ощущаешь себя в нем, как на ладони. Это обратная сторона, теневая популярности. Чувствуешь спиной: "Вон смотри, он в туалет пошел!".
— Тяжело от того, что на тебя смотрят?
— Не тяжело, а достает на самом деле. Хочется просто незаметно посидеть, побазарить: "Как дела? У тебя чего?". А, как правило, получается совсем по–другому. Разговор–то, естественно, с музыкантами происходит. А они ну, такие... Как сказать? "А у вас, я слышал... Ой как там у вас...". Да, блин! Ну, все ж мы люди! Хрен ли ты так? Нормально говори! Про баб, про водку. Очень здорово ломает такое общение.
— Есть ли место в России, куда ты приезжаешь и тебя никто не знает и там тебе нормально?
— Ха! Есть другое место! Есть охренительное место дома — родной подъезд в Дзержинске. Вот там мне все по фигу! Когда я иду к подъезду, вижу: они все сидят. Я иду. Они: "Вот! Идет! Х... волосатое! Что волосы отрастил?! Подстригись!" Во как! Вот тут я дома. Тут уже пофиг, кто ты! Хоть победитель мировой. До одного места все абсолютно.
— Тебя ловила когда–либо милиция, стригла?
— Ловить–то, конечно, ловили. А стричь — не стригли. Я ж на учете состоял.
— За что?
— Я уже сейчас не помню. За что все дети стоят на учете в ментовке? За хренотень всякую. Дерьмо подбросят там соседу.
— Стычек с панками, гопниками не было?
— Разборки? Ну, как? У нас город — практически одни гопники. Городок–то небольшой. Вокруг одна "химия". Ну, естественно, в городе тоже.
— Ну, и как? Бились?
— Если бы я пошел по этой фишке, бегал бы со всеми. Но я старался избегать этого. Это когда уже действительно некуда деться, то тогда...
— А ты не любишь драться?
— Ненавижу.
— Но приходилось ведь? С кем?
— А разве поймешь? Когда пятьдесят на пятьдесят. Ты вмазал, тебе вмазали... Мне гораздо интереснее было дома посидеть — пластинки послушать, по газетам постучать — барабанчики такие.
— А фенечки на руке откуда?
— Это поклонники... поклонницы подарили.
— У тебя на столике я заметил книгу Кинга: он — один из любимых твоих писателей или ты взял что попало под руку, для дороги?
— Я люблю Кинга. Я сейчас перемежаю Стивена Кинга и Аркадия Адамова. Такой винегрет! Тот про ментов пишет, про таких социалистических ментов. Я прочитал "Личный досмотр", что ли, про таможню. Там такая фраза есть: "Когда иностранные туристы въезжают на территорию Советского Союза, они плачут от счастья". Я прочитал и чуть сам не заплакал, от смеха. Они плачут, у них слезы, они кричат там: "Руссо! О’кей!". Таможенники все такие, убеленные сединами, повидавшие все: "Ничего, ничего, туристский брат, у нас так, у нас Родина"... Прочитаешь Адамова, берешь Кинга читать... Я все не знаю, кто его переводит. Они почему–то не пишут переводчика.
— Что тебе в нем нравится: таинственность, ужасы?
— Да это все детский сад!
— Он гораздо глубже, чем кажется с первого взгляда?
— Да, естественно, конечно. У него столько мыслей! Просто вилы! Я все хочу узнать, кто его переводит. Человек–то переводит тоже с такой головой!
— Понимает его глубину...
— Да, да. Вот этим мне Кинг нравится, своей глубиной, а не тем, что там заросли превращаются в зверей.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1999 год в рубрике музыкальная газета