Gathering, The Как измерить счастье?
"Я пытаюсь дать себе отчет в этой любви, всякое искреннее проявление которой носит печать прекрасного".
Стендаль.
Нет ничего более сложного, чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи. Как нет и ничего более сложного, чем описывать чувства, которые пробуждает в тебе настоящая музыка, рожденная озаренной добродетелью истинного искусства. Пожалуй, нет ни одной сферы искусства, в которой бы красота проявлялась с такой удивительной силой, с какой она воплощена в музыке. Случай с THE GATHERING уникален в этом смысле, ибо неоспоримое музыкальное совершенство команды украшено присутствием в группе Прекрасного Идеала, а именно Anneke Van Giersbergen. Необычайно одаренное создание, обладающее фантастическим по тембру и манере подачи голосом, явилось чем–то наподобие божественного откровения для всей металлической сцены уже в далеком 1995 году. Тогда еще мало кто мог предположить, что спустя всего пару лет такие понятия, как THE GATHERING и metal, не будут коррелировать. И что маленькая (1.60 м ) Золушка из небольшого голландского городка превратится в красавицу–принцессу, украсив собой обложки практически всех без исключения популярных музыкальных изданий... Но именно так все и произошло.
Анализируя и оценивая пройденный THE GATHERING творческий путь, неизбежно осознаешь, что главной детерминантой оригинальности и перманентного музыкального прогресса голландцев является их неуемное желание экспериментировать. Под знаком эксперимента прошло ангажирование молодой девушки на исполнение всех ведущих вокальных партий в doom–metal (!) группу, произведшее в результате эффект разорвавшейся бомбы в тогдашнем металлическом мире (речь идет о классическом и, как некоторые считают, до сих пор никем не превзойденном шедевре в образе CD "Mandylion"). Повинуясь этому же самому инстинкту, THE GATHERING разрушили все привычные представления о рамках жанра, представив на свет (суд?) божий свое последнее творение — альбом "How To Measure A Planet?". Его оценки в международной музыкальной прессе заслуживают отдельной темы для разговора, ибо такого единодушия среди стилистически разнонаправленных критиков я доселе не встречал. Судите сами: "New Rock" и "Metal Hammer" — лучший альбом месяца, "Zillo" — лучший альбом месяца, "Orkus" — лучший альбом месяца, "Rock Hard" — 10 из 10 (Boris Kaiser), "Sonic Seducer" — 3–е место в саундчеке за 2 месяца и т.д. И если с "Молотком" история более или менее понятная (дело в том, что начиная с "Mandylion" каждый последующий релиз группы провозглашался в издании "лучшим альбомом месяца". Иными словами, та же "участь" постигла и CD "Nighttime Birds"), то одновременное появление THE GATHERING на вершине Олимпа в таких журналах, как "Orkus" и "Zillo", недвусмысленно свидетельствует о стилистической грандиозности прошлогоднего отпрыска голландцев. Невозможность подогнать музыку коллектива под выработанные годами стандарты и устоявшиеся границы металлического жанра предопределила появление в музыкальном словаре нового термина "space", или "trip–rock" (смесь из alternative, trip–hop и doom–элементов). Именно эти ярлычки сопровождают THE GATHERING образца "How To Measure A Planet?". Хотя, конечно же, сама музыка команды отвергает любые определения, не приемля ни один из сложившихся компромиссов.
Холодная меланхолия, согретая женственно нежным, небесно ясным и кристально чистым голосом Anneke, словно апрельская капель и свежий весенний ветер, проникает и заполняет все естество внимательного слушателя. Несмотря на то, что мелодика группы окрашена преимущественно в печальные тона и завуалирована депрессивными пассажами, общая атмосфера песен достаточно светлая и подчеркнуто мистическая. В целом же концепция альбома, основанная на межпланетном путешествии и Космической Одиссее на протяжении аж 100 (!) минут, способна с легкостью отправить вашу душу в межгалактические странствия с целью поиска самой себя (опять же, если вам повезет, вы даже сможете ее найти).
Но...вернемся к инновациям. Они обнаруживают себя в ряде моментов. Так, например, структура композиций приобрела гораздо более комплексный характер и уже не укладывается в привычную схему "bridge/chorus...bridge/chorus". Апофеозом эксперимента по указанному критерию является заглавный инструментал общей длиной звучания 28 (!!!) минут, который, в принципе, выходит за рамки какой–либо музыкальной конструкции и/или обывательского представления о гармоничном сочетании звуков и тонов. Тексты отдельных песен (таких же кратких и пространных, как и ранее) на сей раз овеяны, кроме всего прочего, неким авангардным духом сюрреалистической абстрактности ("Red Is A Slow Colour", "Probably Built In Fifties", "South American Ghost Ride"). Справедливости ради следует заметить, что создание такого рода лириксов для Anneke не явилось помпезной и тщеславной самоцелью, и основная масса написанного посвящена (как и прежде) самой вечной материи, то бишь любви (не путать с космосом). Что до сюрреализма, то он прекрасно вписывается в новую волну творческих поисков голландцев, а потому лишь дополняет и без того пеструю картину достоинств альбома "How To Measure A Planet ?".
Помимо всего вышесказанного, новый релиз THE GATHERING стал еще одним поводом поразмыслить над извечным вопросом "Quo vadis, metal?". Судя по всему, тенденция, наблюдаемая на примерах METALLICA, ANATHEMA, TIAMAT, PYOGENESIS, приобретает все более устойчивый характер, и THE GATHERING не являются исключением в набирающем численность ряду талантливых музыкантов, которые отторгают от себя консервативные металлические клише и устремляют свой творческий потенциал к новым музыкальным горизонтам. Жанр теряет лучших сыновей и дочерей (этих поменьше), приобретая, на мой взгляд, взамен посредственность в виде HAMMERFALL, PEGAZUS, THEATRE OF TRAGEDY и прочих второсортных клонов (особо хочется подчеркнуть, что данная "зараза" охватывает практически все ответвления тяжелой музыки). Оригинальность и творчество сегодня составляют большой дефицит в heavy–metal. Рискуя выйти за рамки данной рецензии (но все же желая инспирировать дискуссию на данную тему с приверженцами "дьявольской" музыки и "true" металхэдами), я ограничусь лишь замечанием о том, что сегодня THE GATHERING олицетворяют пока что еще не массовый, но устойчивый процесс эксодуса из охваченного стагнацией и перепроизводством металлического жанра. Маршируя в неизведанном направлении, открывая новые миры и пространства при помощи уже известного нам "Kevin’s Telescope", голландцы как бы прокладывают свою дорогу по направлению к вселенной наших сердец. Дорогу к тем самым, бесконечно ищущим счастья и вопрошающим о нем сердцам, которые способны оттаять и расцвести вновь при прослушивании последнего альбома THE GATHERING.
Таким образом, мне остается лишь пожелать, чтобы вы задали себе тот же самый вопрос из заголовка... И так же, как и я, не нашли на него ответа...
Стендаль.
Нет ничего более сложного, чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи. Как нет и ничего более сложного, чем описывать чувства, которые пробуждает в тебе настоящая музыка, рожденная озаренной добродетелью истинного искусства. Пожалуй, нет ни одной сферы искусства, в которой бы красота проявлялась с такой удивительной силой, с какой она воплощена в музыке. Случай с THE GATHERING уникален в этом смысле, ибо неоспоримое музыкальное совершенство команды украшено присутствием в группе Прекрасного Идеала, а именно Anneke Van Giersbergen. Необычайно одаренное создание, обладающее фантастическим по тембру и манере подачи голосом, явилось чем–то наподобие божественного откровения для всей металлической сцены уже в далеком 1995 году. Тогда еще мало кто мог предположить, что спустя всего пару лет такие понятия, как THE GATHERING и metal, не будут коррелировать. И что маленькая (1.60 м ) Золушка из небольшого голландского городка превратится в красавицу–принцессу, украсив собой обложки практически всех без исключения популярных музыкальных изданий... Но именно так все и произошло.
Анализируя и оценивая пройденный THE GATHERING творческий путь, неизбежно осознаешь, что главной детерминантой оригинальности и перманентного музыкального прогресса голландцев является их неуемное желание экспериментировать. Под знаком эксперимента прошло ангажирование молодой девушки на исполнение всех ведущих вокальных партий в doom–metal (!) группу, произведшее в результате эффект разорвавшейся бомбы в тогдашнем металлическом мире (речь идет о классическом и, как некоторые считают, до сих пор никем не превзойденном шедевре в образе CD "Mandylion"). Повинуясь этому же самому инстинкту, THE GATHERING разрушили все привычные представления о рамках жанра, представив на свет (суд?) божий свое последнее творение — альбом "How To Measure A Planet?". Его оценки в международной музыкальной прессе заслуживают отдельной темы для разговора, ибо такого единодушия среди стилистически разнонаправленных критиков я доселе не встречал. Судите сами: "New Rock" и "Metal Hammer" — лучший альбом месяца, "Zillo" — лучший альбом месяца, "Orkus" — лучший альбом месяца, "Rock Hard" — 10 из 10 (Boris Kaiser), "Sonic Seducer" — 3–е место в саундчеке за 2 месяца и т.д. И если с "Молотком" история более или менее понятная (дело в том, что начиная с "Mandylion" каждый последующий релиз группы провозглашался в издании "лучшим альбомом месяца". Иными словами, та же "участь" постигла и CD "Nighttime Birds"), то одновременное появление THE GATHERING на вершине Олимпа в таких журналах, как "Orkus" и "Zillo", недвусмысленно свидетельствует о стилистической грандиозности прошлогоднего отпрыска голландцев. Невозможность подогнать музыку коллектива под выработанные годами стандарты и устоявшиеся границы металлического жанра предопределила появление в музыкальном словаре нового термина "space", или "trip–rock" (смесь из alternative, trip–hop и doom–элементов). Именно эти ярлычки сопровождают THE GATHERING образца "How To Measure A Planet?". Хотя, конечно же, сама музыка команды отвергает любые определения, не приемля ни один из сложившихся компромиссов.
Холодная меланхолия, согретая женственно нежным, небесно ясным и кристально чистым голосом Anneke, словно апрельская капель и свежий весенний ветер, проникает и заполняет все естество внимательного слушателя. Несмотря на то, что мелодика группы окрашена преимущественно в печальные тона и завуалирована депрессивными пассажами, общая атмосфера песен достаточно светлая и подчеркнуто мистическая. В целом же концепция альбома, основанная на межпланетном путешествии и Космической Одиссее на протяжении аж 100 (!) минут, способна с легкостью отправить вашу душу в межгалактические странствия с целью поиска самой себя (опять же, если вам повезет, вы даже сможете ее найти).
Но...вернемся к инновациям. Они обнаруживают себя в ряде моментов. Так, например, структура композиций приобрела гораздо более комплексный характер и уже не укладывается в привычную схему "bridge/chorus...bridge/chorus". Апофеозом эксперимента по указанному критерию является заглавный инструментал общей длиной звучания 28 (!!!) минут, который, в принципе, выходит за рамки какой–либо музыкальной конструкции и/или обывательского представления о гармоничном сочетании звуков и тонов. Тексты отдельных песен (таких же кратких и пространных, как и ранее) на сей раз овеяны, кроме всего прочего, неким авангардным духом сюрреалистической абстрактности ("Red Is A Slow Colour", "Probably Built In Fifties", "South American Ghost Ride"). Справедливости ради следует заметить, что создание такого рода лириксов для Anneke не явилось помпезной и тщеславной самоцелью, и основная масса написанного посвящена (как и прежде) самой вечной материи, то бишь любви (не путать с космосом). Что до сюрреализма, то он прекрасно вписывается в новую волну творческих поисков голландцев, а потому лишь дополняет и без того пеструю картину достоинств альбома "How To Measure A Planet ?".
Помимо всего вышесказанного, новый релиз THE GATHERING стал еще одним поводом поразмыслить над извечным вопросом "Quo vadis, metal?". Судя по всему, тенденция, наблюдаемая на примерах METALLICA, ANATHEMA, TIAMAT, PYOGENESIS, приобретает все более устойчивый характер, и THE GATHERING не являются исключением в набирающем численность ряду талантливых музыкантов, которые отторгают от себя консервативные металлические клише и устремляют свой творческий потенциал к новым музыкальным горизонтам. Жанр теряет лучших сыновей и дочерей (этих поменьше), приобретая, на мой взгляд, взамен посредственность в виде HAMMERFALL, PEGAZUS, THEATRE OF TRAGEDY и прочих второсортных клонов (особо хочется подчеркнуть, что данная "зараза" охватывает практически все ответвления тяжелой музыки). Оригинальность и творчество сегодня составляют большой дефицит в heavy–metal. Рискуя выйти за рамки данной рецензии (но все же желая инспирировать дискуссию на данную тему с приверженцами "дьявольской" музыки и "true" металхэдами), я ограничусь лишь замечанием о том, что сегодня THE GATHERING олицетворяют пока что еще не массовый, но устойчивый процесс эксодуса из охваченного стагнацией и перепроизводством металлического жанра. Маршируя в неизведанном направлении, открывая новые миры и пространства при помощи уже известного нам "Kevin’s Telescope", голландцы как бы прокладывают свою дорогу по направлению к вселенной наших сердец. Дорогу к тем самым, бесконечно ищущим счастья и вопрошающим о нем сердцам, которые способны оттаять и расцвести вновь при прослушивании последнего альбома THE GATHERING.
Таким образом, мне остается лишь пожелать, чтобы вы задали себе тот же самый вопрос из заголовка... И так же, как и я, не нашли на него ответа...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике музыкальная газета