Moore, Gary
Герой “белого блюза”

Долгое время считалось, что блюз — это исключительно "черная" музыка и что исполнять ее должны только основатели данного музыкального направления. Однако Эрику Клэптону, Джимми Пейджу и Гэри Муру — герою моего повествования удалось доказать, что и среди "белых" есть мастера, способные играть и по–настоящему любить и чувствовать блюз.

Гэри Мур (полное имя Роберт Уильям Гэри Мур) родился 4 апреля 1954 года в Белфасте (Северная Ирландия). Свою музыкальную карьеру он начал в шестнадцать лет в группе SKID ROW (не путайте с популярной в конце 80–х командой, возглавляемой Себастьяном Бахом), в состав которой входил также и бас–гитарист Фил Лайнотт, позже прославившийся с THIN LIZZY. Коллектив сначала исполнял блюзовый репертуар в духе FLEETWOOD MAC, но вскоре наметился переход к чисто гитарному подходу. Однако это обстоятельство не помешало Гэри принять решение об уходе из SKID ROW.

Создав собственную группу GARY MOORE BAND, в которую вошли басист Фрэнк Бойлен и ударник Пирс Келли, Гэри Мур взял за образец Джеффа Бека, но подобное подражание ни к чему не привело, и группа распалась. В начале 1974 года Гэри Мур принимает предложение Фила Лайнотта присоединиться к THIN LIZZY. Однако это сотрудничество продолжалось всего четыре месяца и закончилось тем, что Гэри стал участником проекта COLOSSEUM II, где имел больше возможностей для самостоятельной работы. Группа экспериментировала с прогрессивным роком, и через нее прошла целая плеяда известных музыкантов, таких как Джон Хайзмен, Нил Мюррей, Дон Эйри и Майк Старрз. В COLOSSEUM II Гэри Мур провел больше трех лет, записав за это время три альбома: "Strange New Flesh" (1976), "Electric Savage" (1977) и "Wardance" (1977). Причем на двух последних он выступил и в качестве вокалиста.

В 1978 году Гэри Мур возвращается в THIN LIZZY и параллельно работает над вторым сольным альбомом "Back On The Streets" (первый "Grinding Stone" появился в 1973 году). Вышедший в конце года диск коммерческого успеха не имел, но сингл "Parisienne Walkways" поднялся на 8–е место в английском хит–параде. Этого оказалось достаточно для того, чтобы Гэри снова ушел из THIN LIZZY.

Следующим проектом Мура стала группа G–FORCE. В ее состав вошли вокалист Вилли Ди, басист Тони Ньютон и ударник Марк Нозиф. Весной 1980 года G–FORCE развили активную деятельность, но без успеха, и Гэри Мур опять распустил группу, занявшись подготовкой нового альбома и одновременно сотрудничая с группой Грегга Лейка.

Первый успех пришел к Гэри лишь в 1982 году, когда он подписал контракт с фирмой Virgin и выпустил альбом "Corridors Of Power", разошедшийся только в Великобритании тиражом более четверти миллиона и достигший 25–го места в национальном хит–параде. Осенью того же года Гэри Мур формирует новый состав, состоящий из звезд хард–рока: басист Нил Мюррей, ударник Ян Пейс, клавишник Дон Эйри и вокалист Джон Слоумэн. В 1983 году Гэри успешно гастролирует по Европе, а музыкальная пресса называет его "новой суперзвездой 80–х". Начинается повальное увлечение Гэри Муром, и, как следствие, переиздаются его старые записи.

Во время работы над следующим альбомом началась цепь перемен. Нил Мюррей покидает группу Гэри Мура, и партии бас–гитары на пластинке записывают Боб Дэйсли и Мо Фостер. Альбом "Victim Of The Future", вышедший в январе 1984 года, попадает в первую десятку английского хит–парада.

Вскоре коллектив оставляет Ян Пейс, а его место занимает Бобби Койнард (Bobby Choinard). В августе 1984 года группа успешно выступает на фестивале "Monsters Of Rock".

Для записи очередного студийного альбома Гэри приглашает новых и очень сильных музыкантов: Нила Картера, Гэри Фергюсона и Гленна Хьюза. В результате диск "Run For Cover" (1985) получился просто великолепным, а сингл "Out In The Fields" имел огромный успех.

Весь 1986 год Гэри Мур провел в мировом турне, а в марте следующего года выпустил альбом "Wild Frontier", который несмотря на то, что в его записи принимали участие Кози Пауэлл, Боб Дэйсли и Саймон Филлипс, оказался довольно слабым. Однако альбом 1989 года "After The War", также с участием Кози Пауэлла и Боба Дэйсли, получил очень хорошие оценки, а особо следует выделить композицию "Led Clones", ведущую вокальную партию в которой исполнял Оззи Осборн.

Пластинкой "After The War" Гэри Мур закрыл свой хард–роковый период и полностью переключился на блюз. В 1990 году выходит суперальбом "Still Got The Blues", созданный при участии великого блюзового гитариста Альберта Коллинза, а через два года появляется работа "After Hours", подтвердившая репутацию Гэри Мура как мастера "белого блюза".

В 1994 году Гэри вместе с Джеком Брюсом и Джинджером Бейкером создает интереснейший проект ВВМ, который, к сожалению, выпустил только один альбом "Around The Next Dream". Когда в августе прошлого года в Москву вместе с Ринго Старром в составе ALL STARR BAND приезжал Джек Брюс, я спросил его о том, почему проект ВВМ так быстро прекратил свое существование, и вот что он ответил: "Когда мы создали проект ВВМ, то пресса в Англии очень негативно отнеслась к нему. Критики обвиняли нас в том, что мы звучим как CREAM, и в то же время не обращали никакого внимания на то, что есть и другие группы, воссоздающие старое звучание, например OASIS. Я и Гэри Мур сделали то, что сделали бы CREAM, если бы до сих пор существовали. Но критики этого абсолютно не поняли. Они до такой степени живут сегодняшним днем, что буквально помешаны на новинках. И в этом заключается их самая большая ошибка".

В 1995 году Гэри Мур записывает альбом "Blues For Greeny", а в 1997–м выпускает очень любопытный диск "Dark Days In Paradise". 19 октября 1998 года увидел свет очередной сборник лучших хитов Гэри Мура "Out In The Fields — The Very Best Of", на котором представлены в основном композиции в стиле хард–рок, написанные в период с 1982 по 1989 год, а пара шикарных блюзов их великолепно дополняет.

Сейчас Гэри Мур по праву является первым номером английской блюзовой сцены, а его творчество высоко оценено не только миллионами любителей музыки, но и родоначальниками блюза, что безусловно говорит о многом.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета