Руденя, Александр Должен ли талант ходить голодным?
Спросите у кого–нибудь из хорошо знакомых фанатов гитарной музыки, какие гитаристы ему нравятся, — и вы услышите в ответ долгий перечень, начинающийся, по всей вероятности, Хендриксом и заканчивающийся Зинчуком. Но вряд ли в этот список попадут белорусские гитаристы, хотя и многие из них явно "не лыком шиты". Александр Руденя — один из тех музыкантов, которые могут играть по–настоящему. Играть, вкладывая в музыку всю свою душу. Играть, словно пытаясь пробудить при этом целую армию спящих красавиц.
Впервые Саша взял в руки гитару, когда ему было пятнадцать. Хотя изначально он учился играть на баяне, но как–то довелось услышать одного гитариста, имя которого сейчас не вспоминается. Так вот, услышал Саша этого гитариста и обалдел. Захотелось самому стать таким. На освоение гитарного мастерства ушли годы, да и сейчас маэстро Руденя не собирается останавливаться на достигнутом. После возвращения из армии Саша полгода нигде не работал. Основная часть времени тратилась на то, чтобы усовершенствовать свое умение игры.
"Музыка — это пища. Без нее сложно прожить, — говорит он. — Я стараюсь играть то, что нравится, то, что ближе сердцу. Во–первых, я получаю колоссальное удовольствие от самого процесса игры. Во–вторых, я делаю музыку всегда под текст, то есть какое настроение в словах песни, такое стремлюсь передать в музыке. Со временем мозги несколько прочищаются, и приходишь к выводу, что легкая, мелодичная музыка является более доступной для публики, чем тяжелая. Я в последний период даже в теорию ударился, поскольку если ты занимаешься музыкой, то надо делать это грамотно. Играю на гитаре "Mayones" нашей сборки. Это польский инструмент с германской начинкой. Конечно, хотелось бы играть на чем–то более крутом, но, к сожалению, для большинства наших музыкантов дорогие инструменты недоступны".
Работа в группах BAD DREAMS и DREAM SIDE закалила "бойца невидимого фронта", и теперь он намерен перекочевать в АКЦЕНТ — высокопрофессиональную хард–роковую команду, имеющую реальные перспективы для дальнейшего творческого роста. "Акцентовцы" нынче в родной республике выступают редко, поскольку даже в соседней Польше их творчество более востребовано.
"Совсем недавно я понял, — грустно замечает Саша, — что та музыка, которая у нас играется, не находит никаких путей для своей реализации. У нас попсу лабают и считают это классным занятием, пытаются играть блюз и даже проводят какие–то фестивали, но все это по большому счету никому не нужно. Многие толковые музыканты возятся с людьми, которые попросту отнимают у них время. В действительности у нас есть немало талантливых людей, но почти все они где–то в подполье, сидят по подвалам и играют для самих себя. Жалко, пропадают люди...".
Да, похоже, теорема "талант должен ходить голодным" сплошь и рядом доказывается нашей жизнью. Большинство музыкантов вынуждено заниматься не своим делом только для того, чтобы иметь возможность заработать на кусок хлеба. Но всем известно, "коль сапоги начнет тачать пирожник", то ничего хорошего из этого не получится. В последнее время Беларусь напоминает мне пресловутый "Титаник", с которого бегут самые умные животные. Кто же останется здесь лет через двадцать, если сейчас к проблеме "утечки мозгов" власть имущие относятся абсолютно "параллельно"?..
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1999 год в рубрике музыкальная газета