Фестиваль "Рок-Коронация"
Коронация продолжается


Долгожданное скандально–торжественное (торжественно–скандальное?) главное музыкальное мероприятие года (по определению) наконец–таки состоялось в субботу. Ждали, надеялись, верили, а получили...

Уже в пятый раз — можно гордиться. Только неожиданно приходишь к выводу, что это единственный новый повод для гордости. Да, при более очевидном исходе судьбы главной короны организаторы добавили чуть больше "перца" в свои прогнозы, озвученные на телевидении, что некоторых сильно разволновало. К счастью, это была лишь уловка для поддержания интереса зрителей. Коммерческий трюк, если хотите.

Итак, десять номинаций плюс суперигра для победителя. "Открытие года": матч HAPPY FACE против ЭКИВОКИ закончился присуждением победы первым в связи с уклонением от боя вторых. Согласен. "Фэйсы" весь год активно концертировали, учились чему–то и научились все тому же чему–то. А ЭКИВОКИ, хоть, может, умели и больше, да выпустили только сингл и выступили лишь на фестивале видеоклипов. Что ж, HAPPY FACE можно пожелать не останавливаться на достигнутом, а то в следующем году корону в этой номинации уже не дадут, а на другую пока силенок не хватает. Отчасти может помочь расширение домашней фонотеки хотя бы по названиям групп, а еще лучше по стилям.

Второй матч: ТРОИЦА против КРЫВI в номинации "Традиции и современность". Честно говоря, обе группы очень и очень достойно провели год, и ни одна из них не была бы в обиде в случае победы другой. Победа досталась ТРОИЦЕ, которая с недавнего времени стала "двоицей" (Виталий Шкиленок ушел из группы ввиду творческих разногласий и сейчас работает над англоязычным проектом). Тем не менее музыканты порадовали зрителей волшебным выступлением с DRUM XTC. Вполне возможно, что участь КРЫВI предрешила чисто тактическая ошибка — выпуск альбома в самом конце года, в связи с чем немногие из заполнявших анкеты успели ознакомиться с очень и очень хорошим альбомом группы.

Сражение за коронку по поводу "Альбома года" между НЕЙРО ДЮБЕЛЕМ ("Охотник и сайгак") и THE STOKES ("No Escape") завершилось в пользу первых ввиду очевидного преимущества "охотников" над "сайгаками" ("стоки" начинали в партере; см. в "Большой советской энциклопедии" статью "Вольная борьба"). Ничего тут и не скажешь. В "Песне года" случилось что–то непонятное: их оказалось целых три (Шедько "Я буду ждать", NRM "Паветраны шар", НЕЙРО ДЮБЕЛЬ "Охотник и сайгак"). Может, так сделали, чтобы никого не обижать, но ведь в таком случае проще было бы вообще ничего не проводить. "Музыкантом года" поделом признали Пита Павлова, который украсил своей гитарой песни NRM, Алексея Шедько и КРЫВI. Что ж, при его производительности, КПД (см. школьный учебник физики) и уровне спорить не приходится.

"Фирменный звук" отдали THE STOKES. Честно говоря, их выступление в правильности выбора не убедило, и появление на "Рок–коронации" КРАМЫ было гораздо удачнее, мощнее и собраннее, что ли. Хотя в этом можно винить и отсутствие у "стоков" ушедшего неделю назад клавишника, в связи с чем все лучшие гитарные финты Кравцевича висли где–то в воздухе, не находя опоры. Насколько Вероника Круглова по праву получила титул "Рок–княжны", настолько предсказуемо НЕЙРО ДЮБЕЛЬ (точнее, Оксана и Анатолий Вечер) победил в номинации "Лучший клип" со все тем же "Охотником и сайгаком". Недаром же фестиваль недавно проводили. "Текст года" достался Алексею Шедько ("Я не поэт. Поэт — это Пушкин, а я пишу тексты.").

А теперь игра со зрителями в номинации "Приз зрительских симпатий". Задача собравшихся — "нагорлать" достаточное для победы своего любимца количество децибелов. С доброй помощью то ли работника, то ли начальника санитарно–эпидемиологической службы произвели замер уровня "популяризации" групп среди собравшихся масс населения. И тут оказалось, что король еще не умер! Правда, боюсь, что Лявон Вольский об этом пожалел ровно через минуту, когда на сцену вывезли трехэтажный торт (вы не бойтесь, мы ему потом помогли).

Ну, а теперь — суперигра. Благо никто старых призов не отбирает в случае проигрыша. Кидаем пальцы. НЕЙРО ДЮБЕЛЬ против MOJO BLUES. Явно возросший уровень музыкальных вкусов журналистов (?) поставил MOJO под прямой удар "дюбелей", и победа последних уже не была сенсацией. Все с облегчением вздохнули и с удивлением смотрели на то, как "дюбеля" пели "Вологду" вместе с ошарашенным и большей частью молчавшим Мулявиным и нерастерявшимся Кашепаровым. А завершили все "на ура" ПЕСНЯРЫ ("небелорусские" как будто бы). Впрочем, не суть.

Все шли на коронацию, как на праздник. Так было всегда. Есть в этом что–то магическое — "Рок–коронация", хотя, если вспомнить текст одного престарелого служителя английской церкви из достаточно знаменитого отечественного фильма ("Коронация начинается..."), то в него закрадывается некоторая ирония. Но, кажется, его слишком давно не показывали, так что об этом все забыли. А вот "Рок–коронация" проходит регулярно, будто многосерийная "мыльная опера", с той лишь разницей, что показывают ее не четыре–пять раз в неделю, а один раз в год. Что ж, обилие времени способствует тщательному анализу предыдущей "серии", но что толку?

Что толку, если коронация продолжает оставаться "минской", если каждый год все говорят: "Кто же это такой умный заполнял анкеты?", а по поводу избрания "короля" долгое время ходят слухи о покупке должности. Так нельзя. Как мне кажется, надо просто понять цель данного мероприятия. Если мы хотим добиться определения коллектива, который в том или ином году был лучшим, то нужно определить критерии. В случае, если это успех у публики, то хотя бы из соображений объективности (если нет, то о чем, собственно, разговор?) следует спрашивать именно у нее: печатать анкеты в газетах, обрабатывать результаты и после со спокойной душой вручать призы, а не грызться и думать, кто это анкеты заполняет. Я понимаю, во всех номинациях опрос устраивать нельзя ("Открытие года", "Текст года" и др.), но "Рок–король" и "Песня года" просто созданы для этого. А то получается испорченный телефон какой–то: рок–королем названа группа "икс", потому что журналисты решили, что в народе она самая популярная. А вот про кого–то они подумали, что раз те в России, то их здесь никто не слушает. И слава Богу, что в этом году "большую корону" получили те, кто ее заслуживал. В этом нам хоть повезло...

Вы не верите, что музыканты НЕЙРО ДЮБЕЛЯ ее заслужили? Есть самые прямые доказательства. Наша газета провела опрос своих читателей, которых, слава Богу, по всей республике хватает. И знаете, что получается? На конец года (опрос проводился с середины ноября) у нас было только четыре группы, пользовавшиеся безоговорочной популярностью в этом году.

1. НЕЙРО ДЮБЕЛЬ — 124

2. GODS TOWER — 44

3. NRM — 29

4. ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ — 22

Пятое место набрало лишь шесть голосов, что показывает неслучайность выбора голосовавшими первой четверки. С другой стороны, результаты опроса показывают иную небезынтересную тенденцию. У наших любителей музыки на виду постоянно находится лишь три–четыре белорусских коллектива. Это прискорбный факт, во многом связанный с отсутствием отечественной музыки на радио и телевидении. Тоже, в свою очередь, проблема достаточно большая, которая во многом обусловливает слабую возможность раскрутки отечественных коллективов, низкий тираж продаваемых альбомов, нерентабельность вложения денег в отечественную музыку и, в конце концов, небольшое количество команд действительно хорошего уровня, в результате чего корона каждый год делится между уже известными командами.

Кто же получит корону в следующем году? Честно говоря, больше всего шансов у NRM, НОВОГО НЕБА и КРЫВI. NRM — монстры, которые при отсутствии альбома в прошедшем году провели его очень хорошо (см. рейтинг) за счет постоянных концертов и хита "Песьня пра каханьне" (можно опять вернуться к "Песне года"). Плюс ко всему они только–только выпустили целых два альбома на любой вкус: кому электричество, кому акустику. НОВАЕ НЕБА тоже относится к разряду монстров рока, а "живые" выступления с новыми песнями из записываемого альбома (некоторые уже вошли в уже фактически готовый и даже "отпрезентованный" best of) и клип "Цэпелiны" показывают очень хорошую форму группы.

Теперь о КРЫВI. Это скорее группа будущего. Великолепный альбом "За туманам" и куча у музыкантов отличных идей в голове, которые имеют шансы воплотиться еще в этом году. Единственным препятствием может стать кажущаяся ограниченность аудитории, способной воспринимать сплав революционного для нашей страны современного и аутентики. Дай–то Бог, чтобы все это было кажущимся и к тому же единственным препятствием на пути очень талантливого коллектива.

Вот и все, пожалуй. Грустно и печально превращать достаточно радостное по сути мероприятие (при всем при том все мы каждый год там собираемся) в очередной разбор полетов, но думается, что трезвая его оценка есть залог светлого будущего нашей музыки. В него хочется верить, и есть для этого некоторые предпосылки. Но ведь, кроме них, нужно что–то еще, не правда ли?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета