Yanni Потрясение…
Наверное, каждому меломану знакомо чувство насыщения музыкой, которая есть у него, и хочется чего–то не просто нового, а потрясающе нового, открытия новых имен, новых музыкальных идей.
И однажды я пребывал именно в таких настроениях, когда все было заслушано и переслушано. От нечего делать я крутил ручку радиоприемника, надеясь найти что–нибудь интересное, и — о чудо! — я услышал нечто такое, что завораживало и не отпускало. Это не было похоже ни на что, что мне доводилось слушать раньше, и только в конце я опомнился и записал кусочек той мелодии.
В тот вечер имя так и не прозвучало, и я потерял покой на год. Обойдя все студии звукозаписи города в поисках заветного имени, замучил этой мелодией не один десяток меломанов со стажем, но, увы, никто не смог помочь. От многократного просушивания эта мелодия стала еще более притягательной, каждый раз открывая свои новые грани. Мне и моим друзьям, которые также попали под ее очарование, хотелось такой музыки в полном объеме и в лучшем качестве. И нам улыбнулась удача! Однажды по телевизору показывали фигурное катание, и звучала знакомая мелодия, правда, в симфоническом обрамлении и немного измененной, но не узнать ее было нельзя! Через три минуты комментатор произнес имя Янни (Yanni), а через час пара, танцевавшая под эту магическую композицию, заняла первое место.
На следующий день мы заказали все диски Янни, а через два месяца слушали эту музыку на кассетах, любуясь цветными вкладышами в дисках (проигрывателей компакт–дисков у нас еще не было).
Так кто такой Янни и что скрывается за этим именем?
Янни Хрисомаллис (Yanni Hrisomallis) родился 14 ноября 1954 года в городе Каламата (Греция). Под влиянием родителей немного занимался музыкой и рассматривал ее как приложение ко всему остальному. В 14 лет он бьет национальный рекорд страны по плаванию вольным стилем, мечтает стать олимпийским чемпионом и о музыке даже не вспоминает. В 18 лет уезжает в США на учебу в университет Миннесоты. В это время знакомится с университетской рок группой CHAMELEON и увлекается музыкой. После окончания учебы (он стал бакалавром по специальности философия) остается в группе клавишником и, будучи музыкантом–самоучкой, который не умеет читать и писать музыку, разрабатывает собственную систему ритма и нотной грамоты, по которой безупречно исполняет и сочиняет свою музыку.
Он ищет свой стиль, экспериментирует, играя рок и джаз. Ему удается неплохо аранжировать, порой делая из ничего "конфетку". Он углубляется в синтезаторный звук и собственное воображение. Не много времени понадобилось, чтобы заявить о себе как о студийном музыканте, ярком композиторе и продюсере.
Добившись впечатляющего для новичка успеха у публики после выхода его первого самостоятельного альбома "Keys To Imagination", Янни был перехвачен компанией Private Music, которая переиздала в 1986 году этот альбом, и с той поры музыкант стал одной из самых заметных фигур в мире современной инструментальной музыки.
"Keys To Imagination" — это сплошной напор, экспансия и ритм, чем–то напоминающий классического Жана–Мишеля Жарра (J. M.Jarre), но это нечто другое, это новая музыка — это Янни. Следующий альбом 1987 года " Out Of Silence" получился более романтичным и мягким, но по–прежнему остались экспрессия и безукоризненные аранжировки.
В 1988 году Янни позволяет себе немного отойти от найденного стиля и делает ремиксы лучших композиций, сочиненных вместе с группой CHAMELEON. Альбом так и называется "Chameleon Days", в котором музыка похожа на советскую музыку вокально–инструментальных ансамблей 80–х.
Следующий альбом "Optimyctique" (1989) также получается сырым и слишком непохожим на два первых альбома. Янни экспериментирует, играя что–то похожее на джаз и инструментальные темы в психоделических тонах. В этом же году он находит свой новый стиль, выпуская альбом "Niki Nana", соединяя в музыке все лучшее из ранних альбомов, и новый, более уверенный, размеренный ритм, завоевывая все новых и новых поклонников. Наверное, стоит отметить, что его восхождение к славе было ускорено романтической связью в начале 90–х годов с актрисой Линдой Эванс, которая обеспечила передачу о нем в известных программах, такой как "Жизненный стиль богатых и знаменитых", а также появление его в дневных ток–шоу на ТВ–каналах.
В 1990 году выходит сборник "Reflections Of Passion" с новым взглядом на старые композиции, он включает в себя все лучшие баллады из предыдущих альбомов. "Этот альбом представляет страсти моей жизни за прошедшие десять лет. Он является выражением любви к людям, а также к определенным вдохновенным местам, которые я никогда не смогу забыть", — пишет Янни об этом альбоме. Он посвящен Питеру Бауману (Peter Bauman) — продюсеру этого альбома, музыканту легендарной группы TANGERINE DREAM, а также основателю студии Private Music. Очередной альбом "In Celebration Of Life" (1991) остается незамеченным массовым слушателем, хотя и на нем есть несколько изумительных по красоте работ. Успех сборника "Reflections Of Passion" диктует его повторный выпуск в новом качестве со слегка измененными аранжировками и несколькими новыми композициями в 1992 году.
В этом же году выходит еще один альбом "Dare To Dream", который сразу попадает в чарты "Billboard" и имеет огромный успех. Альбом не просто замечательный, а великолепный, каждая композиция претендует на то, чтобы быть хитом долгие годы. Нежность и мелодичность соединяются с ритмом и эмоциональностью, и впервые в композиции "Ария" Янни использовал вокал как еще один инструмент для завоевания сердец слушателей.
Но все альбомы меркнут, как звезды перед солнцем, с выходом следующего альбома "In My Time". В нем Янни отказался от электронного звука и сыграл все на фортепиано вместе со струнными инструментами, вложив в него всю душу и все свои переживания. Одна из композиций альбома была удостоена самой престижной премии в музыкальном мире — "Грэмми" за лучшую инструментальную композицию года. Альбом удостоился трехлетнего пребывания в общих чартах "Billboard" наравне с поп– и рок–исполнителями и был назван альбомом года в разделе нью–эйдж. Это не музыка вовсе — это созерцание, сладостное и немного грустное упоение жизнью и всем, что тебя окружает. Первое впечатление, когда слушаешь "In My Time", — это ощущение чего–то неземного, тебе кажется, что когда–то и где–то ты это уже слышал. Перебираешь всю классику от "К Элизе" Бетховена до ноктюрнов Шопена и понимаешь, что это та музыка, которую можно услышать в воздухе, в атмосфере счастья и глубоких переживаний, и Янни удалось перевести в музыку те вибрации любви и гармонии, которые рядом с нами.
В ноябре 1993 года Янни дает концерт на своей родине, в стенах древнего Акрополя в Афинах, вместе с Лондонским королевским филармоническим оркестром. Для него он специально переписывает многие композиции и облекает их в симфоническую форму. Только на видео концерт расходится тиражом 5 миллионов экземпляров и обходит все крупные телеканалы мира. Общий же тираж всех альбомов на данный момент превышает 12 миллионов. Наверное, бессмысленно описывать это шоу, которое длилось полтора часа, — все было просто фантастично и потрясающе, и даже если музыка Янни не очень вас увлекает, уверен — этот концерт не оставит вас равнодушным. Чего стоит хотя бы картина, когда, поддавшись экспрессии, дирижер оркестра бросает палочку, хватает скрипку и дает соло в стиле Ванессы Мэй (Vanessa Mai)... Там было все: холодная классика, горячий джаз, электронный напор и нью–эйджевая созерцательность.
Теперь уже американский гражданин, Янни говорит: "С тех пор как я покинул Грецию, более 20 лет назад, я мечтал вернуться и выступить в Акрополе. Этот концерт был одним из самых захватывающих моментов в моей жизни, это было первый раз, когда я "вживую" сыграл в Греции". Янни дает концерты в самых престижных залах мира, таких как "Королевский Альберт Холл" в Лондоне и "Auditorio Nationale" в Мехико, он объезжает почти все европейские столицы, и везде его ждет успех. В Мексике Янни был первым музыкантом, кому удалось собрать аудиторию 50 тысяч человек. Он выпускает несколько сборников и создает две звуковые дорожки к малоизвестным у нас фильмам: "I Love You Perfect", где играет свои старые композиции и искусно обрабатывает Моцарта, во втором, "The Heart of Midnight", он развивает в медитативном стиле одну тему. Кроме оригинальных телевизионных, коммерческих и кинофонограмм, музыка Янни широко использовалась в таких программах, как "Мир спорта", в репортажах с Олимпийских игр. Одним из самых интересных проектов композитора была совместная работа с Вангелисом (Vangelis) к фантастическому фильму Ридли Скотта (Ridley Scott) "Бегущий по лезвию бритвы" ("Blade Runner") с участием Гаррисона Форда (Harrison Ford).
В 97–98 годах Янни совершает гастрольный тур по всему миру и выпускает абсолютно новый концертный альбом "Tribute", который был сыгран и записан в стенах Тадж–Махала, Индия, и в императорском дворце в запретном городе в Китае, куда доступ иностранцам долгое время был запрещен. Путешествие по Востоку явно отразилось на его композициях — к греческой мелодике добавились индийские, арабские и японские мотивы, и в Папуа–Новой Гвинее, где Янни давал концерт, к нему присоединился местный музыкант, который добавил африканских пассажей в яркое полотно музыкальных симфоний. А в целом та же взрывная, немного джазовая в духе поп инструментальная музыка с фортепианными балладами в симфоническом исполнении.
Помпезный синтезаторный стиль Янни не только доступен, но и вызывает волнение — это те два элемента, которые принесли ему успех и привели его в царство инструментальной музыки. У композитора все время появляется что–то новое в музыке. Что нам принесет его очередной проект? Возможный ответ в его словах: "Моя цель — это соединиться с людьми эмоционально. Я беру опыт жизни и воплощаю это в своей музыке, моя цель состоит в том, чтобы разделять свои эмоции со слушателем, но я также хочу позволить слушателю взять эту музыку себе и сделать ее своей. И единственный путь, чтобы люди были полностью связаны с ней и могли наслаждаться, — это когда она что–то значит в их жизни.
Дискография Янни
Keys To Imagination, 1986; Out Of Silence, 1987; Chameleon Days, 1988; Optimistique, 1989; Niki Nana, 1989; Reflections Of Passion(90), 1990; In Celebration Of Life, 1991; Reflections Of Passion(92), 1992; Dare To Dream, 1992; In My Time, 1993; Live At The Acropolis, 1994; Live At The Acropolis–video, 1994; Tribute, 1997
Soundtracks:
I love You Perfect; The Heart Of Midnight; Blade Runner
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 1999 год в рубрике музыкальная газета