Gravediggaz
Работники крюка, серпа и лопаты


Чтобы лучше понять, откуда взялись GRAVEDIGGAZ и за что их любили и, чего скрывать, любят и сейчас, копнем в историю хип–хопа и заглянем во времена царствования знаменитого бруклинского проекта STETASONIC.

Начало 80–х. Хип–хоп сидит в глубоком андерграунде, но все же есть люди, которые управляют прогрессом. STETASONIC в составе ди–джея Принца Пола (Prince Paul, наст. имя Пол Хастон), главного вокалиста–рэппера Daddy–O и трех других рэпперов Delite, DBC и Fruitkwon (a ka Fuquan) оказались неподражаемыми как идейно, так и музыкально. STETASONIC была уникальной группой, которая с каждой новой работой закладывала целое здание новых идей и знаний для их последователей. Они одними из первых рэпперов своего времени широко использовали живые инструменты, и вы представляете, какими насыщенными были их концертами! Их революционное произведение "A.F.R.I.C.A." способствовало формированию целого движения афроцентристов, яркими представителями которого позже стали DE LA SOUL и JUNGLE BROTHERS. Кроме того, наряду с RUN–DMC STETASONIC были в первых рядах продвиженцев смеси рэпа и рока, которая наиболее колоритно отразилась в их втором и самом известном альбоме "In Full Gear", и по крайней мере на 2–3 года раньше других черных братьев начали заниматься джаз–рэпом (песня "TalkinТ All That Jazz"). А в своем третьем альбоме они открыто выступали против апартеида в Южно–Африканской Республике (трек "Free South Africa"). Неудивительно, что STETASONIC единственными из рэпперов были приглашены на лондонский концерт, посвященный Нельсону Манделе.
Что же случилось с этими воистину героическими личностями? Ничего трагического, просто в 1990 году Daddy–O решил, что группа исчерпала свой потенциал, и распустил STETASONIC после выпуска их финального альбома "Blood, Sweat And No Tears", одним из продюсеров которого был хорошо известный вам Норман Кук (в будущем Fatboy Slim). Вместе с Prince Paul вскоре они, естественно, пошли нарасхват как ремикшеры и продюсеры. Daddy–O работал с Queen Latifah, Mary J. Blige, THIRD WORLD, Nubian M.O.B., THEY MIGHT BE GIANTS и даже с RED HOT CHILI PEPPERS, сочинял музыкальные ролики для рекламных компаний и в 1993 году вернулся в рэп–индустрию с сольным альбомом "You Can Be Daddy, But Never Daddy–O". Prince Paul же продюсировал все альбомы DE LA SOUL, которые получили великолепные отзывы, занимался ремиксами и стал подумывать о новых горизонтах для себя как рэппера.
А в это время идейный лидер WU–TANG CLAN RZA уже держал в голове сумасшедшую концепцию для одного из своих сайд–проектов. Надо сказать, что он был большим поклонником ужастиков и тяжелой музыки, что вкупе с его рэпперскими способностями родило в голове идею наложить брутальные тексты на хип–хоповый бит с небольшим уклоном в готику. Для осуществления столь необычного проекта, не имеющего до сих пор каких–либо стоящих аналогов, и была собрана команда GRAVEDIGGAZ (название также было придумано RZA) в составе Prince Rakeem/RZA (Роберта Диггса), получившего внутри новой группы прозвище Rzarector, Too Poetic (Энтони Беркели), сократившего свое имя до Poetic, а потом и вовсе ставшего Grym Reaper, Prince Paul/Dr. Strange/The Undertaker и его бывшего коллеги по STETASONIC Fruitkwon (Арнольда Гамильтона), ставшего Gatekeeper.
Как же они нашли друг друга? Fruitkwon не был знаком с RZA и Too Poetic, а те соответственно друг с другом. Too Poetic выпустил к тому моменту одноименный сольный диск и создал вместе с братом Brainstorm рэп–группу THE BROTHERS GRYM (кстати, "GRYM" — это акроним, который расшифровывается как "Ghetto Repaired Young Mind"). Их приметил Prince Paul и захотел "забрать" на свой лейбл Dew Doo Man Records. В это же время Пол работал и с Принцем Ракимом, то есть с RZA. После того, как компания Dew Doo Man Records разорилась, Пол оказался не у дел и стал крестным отцом "могильщиков" из GRAVEDIGGAZ.
Дебютный альбом группы "Six Feet Deep" (или "Niggamortis", как он был назван в Европе) с синглами " Diary Of A Madman", " Nowhere To Run, Nowhere To Hide" и "1–800 Suicide", выпущенными на Gee Street Records, динамитом разорвался на рэп–сцене и научил многих сынов и дочерей гетто не бояться всего, чего они не в силах понять, родив стиль названный "хорроркором" (смесь хардкор–гангста–рэпа и хэви–метал). Prince Paul продюсировал большинство треков на альбоме и, похоже, был для остальных отцом родным, а Rzarector, Gryp Reaper и Gatekeeper готовы были съесть микрофон, наводя ужас сумасшедшими чернушными текстами песен GRAVEDIGGAZ. Благодаря совместным с WU–TANG CLAN гастролям по Штатам у группы мгновенно появилось много поклонников, а критики окрестили "Six Feet Deep" классикой рэпа.
В то время, как Prince Paul продолжал продюсировать на стороне и выпустил в 1996 году сольник "Psychoanalysis (What Is It?)", а RZA не вылезал из своего клана, появился любопытный проект "Tricky vs. Gravediggaz — The Hell EP", где Трики обработал некоторые вещи GRAVEDIGGAZ.
Люди чуть было не поставили крест на своем увлечении GRAVEDIGGAZ, но в 1997 году (сразу после того, как WU–TANG CLAN потряс рэп–сцену своим суперальбомом "Wu–Tang Forever") "могильщики" вернулись в большой рэп со своим вторым диском "The Pick, The Sickle & The Shovel" ("Крюка, серп и лопата"). На этот раз название работы вряд ли характеризовало содержание их песен. По каким–то неизвестным причинам Prince Paul отказался продюсировать альбом и ограничился лишь "outro". Напротив, катастрофически возросла роль RZA, который вместе с двумя другими продюсерами WU–TANG CLAN Tru Master и 4th Disciple стоял за всеми треками второго детища GRAVEDIGGAZ, записанного в двух студиях (Нью–Йорка и Лос–Анджелеса). Не мудрено, что группа не сумела удержаться на прежних позициях, завоеванных страшилками "Six Feet Deep", и скатилась до привычного звучания WU–TANG, т.е. превратилась в еще один сайд–проект RZA. Однако, забывая о стилистических трансформациях, нужно отметить, что "The Pick, The Sickle & The Shovel" — это вполне достойный семейки WU–TANG альбомчик. Искусства от руки рисовать самые живые картины реальной жизни американского урбанизированного общества и в доходчивой форме доводить их до слушателя четверке из GRAVEDIGGAZ не занимать — они многоопытны и прочувствовали всю грязь и несправедливость жизни на своей шкуре. В "Dangerous Mindz" они говорят, что самую большую опасность в гетто представляют развитый ум талантливого человека, который не может себя выразить в добрых целях, и его используют для черных дел. "Twelve Jewels" и "Unexplained" учат, как выжить негру в этом дерьмовом мире. "The Night The Earth Cried" копает гораздо глубже, затрагивая глобальные проблемы всей планеты. А такие треки, как "Never Gonna Come Back", "Elimination Process" и "Fairytalez", демонстрируют истинную зрелость мышления черного человека и поднимают творчество группы еще как минимум на один уровень выше. Так что вопросов, "в какую сторону произошли изменения", в принципе, возникать не должно было.
Но как все стороннее, GRAVEDIGGAZ когда–то должны были наскучить или по крайней мере оказаться в тягость такому деятельному типу, как Prince Paul. И уже в конце 1997 года он заявил о возможном уходе из группы и что Fruitkwon с Poetic должны научиться самостоятельности. RZA, как основному продюсеру всех проектов своего клана, пришлось попотеть с тех пор. В 1998 году вышло около десятка сборных альбомов с участием WU–TANG CLAN, и, конечно же, стоит отметить его смелый экспериментальный сольник "RZA As Bobby Digital In Stereo", в котором Bobby Digital предстал перед публикой эдаким супер–би–боем нашего времени, превратившись из "аналогового" нигера в "цифрового" (дигитального). Кроме того, упомянем и о втором сольнике Prince Paul "Prince Among Thieves", который также вышел в прошлом году. А сейчас Пол вместе с другим матерым продюсером Automator (он же Dr. Octagon) заканчивает работу сразу над двумя проектами. В первом будут задействованы Mike D (BEASTIE BOYS), BRAND NUBIAN и El–P (COMPANY FLOW). Этот альбом носит сейчас рабочее название "So HowТs Your Girl?" и представляет из себя стыковку рэпперов и некоторых альтернативных рок–музыкантов. Второй проект называется THE GOOD, THE BAD AND THE UGLY, и над ним они работают вместе с Майком Симпсоном (DUST BROTHERS).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета