Adiemus
Музыка Вселенной


Не многим музыкантам в наши дни удается столь же искусно будоражить воображение слушателя, как это выходит у Карла Дженкинса и его проекта ADIEMUS. Одновременно являясь классическими, популярными и этническими, его произведения строятся на умелом совмещении народных инструментов, оркестра и человеческого голоса — древнейшего музыкального инструмента, которым пользуются люди. Удивительно только, как в столь некоммерческом жанре Карлу и его коллегам удается сочинять музыку, которая годами не покидает хит–парады и неплохо продается. Неужели люди наконец–то научились понимать голоса Земли и музыку Вселенной?!

Знакомьтесь: Карл Дженкинс (Karl Jenkins), музыкальный философ, мозговой центр и основатель ADIEMUS. Талант, трудоголик и везунчик — это все о нем. Карл родился 17 февраля 1944 года в валийском местечке с очень красивым названием Свонси ("Лебединое море") и получил классическое музыкальное образование в знаменитом Кардиффском университете, который закончил в 1966 году бакалавром музыки. Но этого ему оказалось мало, и еще два года он провел, учась в не менее достойном месте, Лондонской Королевской Академии Музыки. Карл с детства любил джаз и сначала самоучкой, а потом и на специальных курсах в Barry Summer Jazz School научился играть на многих духовых и струнных инструментах, что позволило ему плавно влиться в лондонскую джазовую тусовку и в 1968 году войти в состав GRAHAM COLLIER BAND. Через год, однако, он покидает гуппу, становится известным сессионным музыкантом (пианино и деревянные духовые инструменты) и одним из основателей команды под названием NUCLEUS вместе с гитаристом Крисом Спеддингом и джазовым музыкантом Иэном Карром. Карл познакомился с Иэном еще в 1966 году, когда студенческий ансамбль под руководством Дженкинса взял первый приз на ежегодном студенческом джазовом фестивале, где Карр сидел в жюри. Потом Карл был в подавленном состоянии после смерти отца, и Карр его очень поддержал в тот момент. С тех пор они играли вместе.
Дженкинс занимался репертуаром NUCLEUS вплоть до 1972 года, написав музыку к трем первым альбомам группы, которые были записаны менее чем за год, и получил вместе с ними первый приз на Montreux Jazz Festival. Позже NUCLEUS также выступали, но оказались студийно бесплодными. Все это время Карл живо выступал на стороне в составе различных джазовых коллективов, в то время как в NUCLEUS поменялось несколько составов и было задействовано несколько музыкантов из довольно известной в прошлом психоделик–рок–, а тогда уже джаз–рок–группы SOFT MACHINE.
В SOFT MACHINE Карл заменил ушедшего Элтона Дина в 1972 году и наряду с Майком Рэтледжем (Mike Ratledge, р. в 1943 г. в Кэнтербери) стал одним из лидеров. Талантливый композитор и искусный аранжировщик, Дженкинс быстро обогатил стилистическое звучание группы и единолично встал у руля, когда в 1976 году Рэтледжу окончательно наскучил джаз. Карл работал с этой группой до 1984 года и полностью сочинил пять альбомов. Под его влиянием SOFT MACHINE перестали просто импровизировать на известные джазовые темы, их звучание приобрело более академичный и классический орнамент, а от джаза постепенно перешли к одной из роковых форм инструментальной музыки. Состав также постоянно менялся, поэтому из 13 выпущенных группой альбомов трудно найти хотя бы несколько похожих друг на друга. Вместе с Джоном Маршалом Карл записал три последних альбома SOFT MACHINE "Softs" (76), "Alive And Well — Recorded In Paris" (78) и "Land Of Cockayne" (81) и после серии нерегулярных выступлений распустил группу.
Вот тут–то и вспомнил он о Майке Рэтледже, с которым неплохо находил общий язык десять лет назад. Майк с 1976 года открыл свою студию, но так ни одного сольного альбома и не записал в ней. Вместо этого он помогал другим (ROLLERCOASTER, PLANET EARTH), писал музыку для кино и театра. Оба музыканта балдели от классической музыки и в середине 80–х с радостью приняли предложение применить свои композиторские таланты на почве рекламных роликов, оркестровых произведений, музыки для кино, телевидения и театральной сцены. Карл и Майк специально для этих целей открыли свою студию "DeWolfe". Примечательно, что для рекламных роликов джинсов "LeviТs" они cпродюсировали собственную кавер–версию классической композиции Марвина Гейя "I Heard It Through The Grapevine" и вместе с Джеком Брюсом , старым знакомым Дженкинса, специально переделали кримовскую "I Feel Free" для рекламы автомобилей "Рено".
Еще в конце 80–х Карл Дженкинс стал апробировать свои давние идеи сочинять музыку для струнных оркестров с перкуссией и этнического вокала. Этому делу он отдал около десяти лет своей жизни и наконец в 1995 году вернулся в большую музыку с проектом ADIEMUS. Не зная, как назвать свое новое детище, маэстро занялся своим любимым делом — он глубоко погрузился в свои фантазии, и провидение подсказало ему имя Adiemus. Что оно означало, он не знал, он был уверен, что это прекрасное слово родило его воображение. И лишь позже в латинском словаре он расшифровал его тайный смысл. Оно переводилось, как "мы приближаемся" или "мы на правильном пути", и Карл поставил памятник своему подсознанию за такой подарок.
Когда в том же 1995 году появился первый альбом ADIEMUS "Songs Of Sanctuary", многих интересовали подходы мастера или, иными словами, что в его музыке такого, что отличает ее от творений близких по стилю "нью–эйдж" коллективов ENIGMA (кстати, Карл Дженкинс чем–то похож на Михаэля Крету, особенно издалека) Enya, DEAD CAN DANCE, DEEP FOREST. Вот что он на это ответил: "Тексты песен ADIEMUS написаны как бы фонетически. Это значит, что слова в них исполняют роль инструментальных звуков, то есть вокалист играет на своем голосе и ему подыгрывает оркестр. Таким образом, я считаю, можно создавать универсальную музыку, которая приятна на слух благодаря своим земным корням и бессмертна. С ее помощью, я уверен, люди станут более сплоченными и дружелюбными".
Хорошо, теперь выясним составляющие этой магической музыки и перечислим людей, помогающих раскрыть ее людям. Ну, во–первых, в отличие от своих коллег Карл Дженкинс остался патриотом родной культуры и попытался в своих трудах взять за основу европейские классические традиции, окутывающие вокальные партии этнической и world–музыкой. Во–вторых, и это свойственно теперь уже не только ему, Дженкинс собрал звуки всей земли, что обеспечило его произведениям плавающее восприятие у разных народов и материков. И география его звуковой палитры постоянно расширяется. Уже сейчас в его музыке есть что–то африканское, арабское, индийское, китайское, кельтское и даже австралийское. К тому же практически на 80–90 процентов Карл использует "живые" инструменты (за исключением перкуссии и еще кое–чего), что превращает ADIEMUS не только в студийный проект, но и в подвижный живой организм. Но больше всего Дженкинса радует мысль, что его композиции универсальны и могут исполняться любым оркестром с неопределенным количеством женских голосов различной тональности.
Кстати, об исполнителях. Основной вокал в песнях проекта принадлежит сопрано англичанки южноафриканского происхождения Мириам Стокли (Miriam Stockly), работавшей бэк–вокалисткой у Фрэдди Меркьюри, Брайана Мэя, JOHNY HATES JAZZ, Тины Тернер, Клиффа Ричарда, Джорджа Майкла, Гэри Барлоу и ETERNAL. Ей помогает альто коренной англичанки Мэри Кэреуи (Mary Carewe), чей отец — известный дирижер, мать поет, а сестра профессионально играет на виолончели. Карл Дженкинс, естественно, является главным композитором и к тому же дирижером. А дирижирует он знаменитым Лондонским филармоническим оркестром, который неизменно помогает ADIEMUS создавать прекрасную музыку. Да, кстати, чуть не забыл упомянуть двух других важных персон. Это жена Карла Джоди Бэррет–Дженкинс (первоклассная перкуссионистка) и наш знакомый Майк Рэтледж, который был программистом перкуссии при записи альбома "Songs Of Sanctuary", но в 1996 году не явился на лондонский концерт ADIEMUS и вновь покинул своего друга Карла.
Теперь упомянем о всех известных на данный момент работах как проекта ADIEMUS, так и Карла Дженкинса лично. Сразу скажу, что подавляющее большинство из них в свое время возглавляло всевозможные топы классической музыки и даже национальные хит–парады не только Британии, но и многих других стран. Самым популярным стал дебютный альбом ADIEMUS и его главная композиция "Adiemus", которая была задействована в рекламном ролике американской авиакомпании "Delta". Второй альбом "Cantata Mundi" с самой известной композицией "Song Of Tears" снискал Дженкинсу и компании не меньше славы и задействовал гораздо больше духовых инструментов и хоровых пений. Годом позже вышла специальная редакция этого альбома с двумя новыми треками "Elegia" и "Cantilena".
Кроме того, в промежутках между выпуском новых альбомов своего проекта Карл Дженкинс записал два альбома под своим собственным именем "Diamond Music" и "Imagined Oceans". Сделав дополнительный набор для своего ансамбля, Дженкинс прибавил новые голоса молоденьких Сары Эйден, Микаэлы Хаслам и Хизер Кайрнкросс и продолжил славные традиции своих музыкальных изысканий в ADIEMUS. Особенно классно смотрится его последняя работа "Imagined Oceans", на которой оказались четырнадцать романтичных произведений, посвященных объектам, что были обнаружены астрономами на поверхности Луны. Древние дали им очень симпатичные названия, а Карл Дженкинс прокатил каждое из них через свое воображение и поместил в океан музыки.
И наконец третий продукт "Dances Of Time" под маркой ADIEMUS вышел в конце прошлого года, и ему еще предстоит найти своего слушателя. А чтобы облегчить ему этот путь, сейчас мы его "обозрим".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2025 Музыкальная газета