Nazareth Загадка шотландской души
Вы никогда не задумывались, почему NAZARETH так пристрастились гастролировать по России? Ответ вроде бы лежит на поверхности: из–за безмерной любви россиян к группе. Копнем глубже, попытаемся определить причины этого безусловного приятия. Ведь NAZARETH, признаемся честно, группа не эпохальная. Ее и близко нельзя сравнить с LED ZEPPELIN или DEEP PURPLE. Слава была коротка, большинство композиций скучны, сами музыканты просты и скромны... А все же потянулась загадочная русская душа к этим простым шотландским парням, найдя в их музыке свое, родное. Вы только послушайте, ведь как не удаль молодецкая в "назаретовских" "Hair Of The Dog", "Razamanaz" или "Bad Bad Boy". И кто, кроме МакКаферти, мог так задушевно и одновременно с болью в голосе петь рок–баллады? И, наконец, исключительно "наши" люди во время турне не расстаются с горячительными напитками и куревом.
Началось все в далеком 1966 году в шотландском городе Данфермлайне, где было образовано трио THE SHADETTES. Коллектив этот сколотили два коренных данфермлайнца — вокалист Дэн МакКаферти (Уильям МакКаферти, 14.10.1946 г.) и басист Пит Эгню (14.09.1946 г.), а также барабанщик Даррелл Суит (15.05.1947 г.), произведенный на свет в английском городе Борнемуте. Два года THE SHADETTES выступали в маленьких барах и клубах, исполняя песни чужих, более известных исполнителей. Такая незатейливая жизнь трио надоела, и было решено пробиваться наверх. В 1968 году THE SHADETTES меняют свое название на NAZARETH. В то время большую популярность имела песня "The Weight" канадской группы THE BAND, в первой строчке которой Назарет, известный библейский город, упоминался. Изменилось и количество выступающих музыкантов: к Дэну, Питу и Дарреллу примкнул шотландец Мэньюэл "Мэнни" Чарльтон.
Первый альбом NAZARETH удалось записать только в 1971 году. До этого квартет усиленно концертировал, пытаясь обратить на себя внимание звукозаписывающих компаний. Диск–первенец одноименного с группой названия успеха не имел. NAZARETH стиснули зубы, продолжили выступления и через год подготовили новую работу — альбом "Exercises". Пластинка вышла действительно ученическая ("exercises" в переводе значит "упражнения"), хотя саунд NAZARETH на ней уже практически сложился и легко узнаваем. Чарльтон предстал как состоявшийся гитарист, любящий и умеющий извлекать чарующие слайд–звуки. А вот МакКаферти спел очень чисто, без своей знаменитой хрипотцы, лишь местами показывая силу голоса. Иногда вокал МакКаферти напоминает Дэвида Байрона из URIAH HEEP. На "Exercises" достаточное место отведено кельтской фолк–музыке, это песни "1692 (Glen Coe Massacre)" с волынками и "Fool About You" с гармоникой. Есть неплохо сделанный кантри–номер ("CatТs Eye, Apple Pie"), а также аранжировки со струнными ("Sad Song"). В целом стиль "Exercises" можно определить как софт–рок, чем–то напоминающий первые, еще беззубые работы Элтона Джона.
На рассматриваемом временном отрезке NAZARETH вплотную занялся Роджер Гловер, басист DEEP PURPLE, которому за продюсирование третьего диска шотландского квартета уже давно пора поставить памятник. Гловер очень умело дозировал NAZARETH хард–роком, в результате чего группа утратила "случайные черты" и обрела яркую индивидуальность. Появились мощные, почти металлические гитарные риффы, выдвинулась на передний план ритм–секция. МакКаферти запел умопомрачительным хриплым фальцетом. Все это вы найдете на классическом альбоме группы "Razamanaz" за 1973 год. На нем предостаточно великолепных композиций: заводные "Razamanaz" и "Bad Bad Boy", тяжелая, состоящая из запоминающегося риффа "Alcatraz", ставшая большим хитом "Broken Down Angel", основанная на слайд–пассажах "Vigilant Man", в конце которой МакКаферти кричит на пределе человеческих возможностей...
Следующим альбомом NAZARETH стал "LoudТnТProud", на обложке которого красовался "громкий" и "гордый" павлин. "LoudТnТProud" потусклее предыдущей пластинки, но запоминается тремя энергичными вещами: "Go Down Fighting", "Teenage Nervuous Breakdown" (автор Лоуэлл Джордж) и "This Flight Tonight" (автор — канадская певица Джони Митчелл). Последняя композиция стала громким хитом, заняв в ноябре 1973 года 11–ю позицию в британском хит–параде. Вообще группа не гнушалась исполнять чужие песни, иногда в ущерб собственному творчеству.
В 1974 году увидел свет пятый альбом NAZARETH "Rampant". Пластинка получилась плотной, интересной и нетривиальной, несмотря на отсутствие ярко выраженного хита. Музыканты поэкспериментировали с вокалом, гитарами, звуком. Версия знаменитой песни THE YARDBIRDS "Shapes Of Things" сделана в "космическом" варианте с гитарным саундом а–ля PINK FLOYD и эффектами синтезаторов. Кстати, партии клавишных на "Rampant" вел еще один "дипперпловец", Джон Лорд. Отмечу также красивую балладу "Loved And Lost". " Rampant" сумел в британском хит–параде добраться до 13–го места, однако он стал последним альбомом NAZARETH, попавшим в ТОР–20 Соединенного Королевства. Через год вышел диск "Hair Of The Dog" — самая жесткая работа группы и, возможно, самый тяжелый хард–роковый альбом мира в 1975 году. Убедиться в этом можно, прослушав композиции "Hair Of The Dog", "Miss Misery" и особенно "ChanginТ Times". Однако NAZARETH не был бы NAZARETH, если бы не разнообразил свое "громыхание" медленными, лиричными номерами. Одним из таких номеров в американской версии альбома оказалась баллада "Love Hurts". Выйдя отдельным синглом, "Love Hurts" возглавила хит–парад США. Отмечу и такую важную деталь: теперь продюсированием альбомов NAZARETH стал заниматься Мэнни Чарльтон. Увы, сотрудничество музыкантов и Роджера Гловера продолжалось всего два года — 1973–й и 1974–й.
Итак, во вторую половину 70–х группа вступила бодро и крепко. Однако вряд ли кто мог догадываться, что отныне NAZARETH вступает в пору затяжного кризиса. В 1976 году вышло два альбома — "Close Enough For RockТnТRoll" и "Play NТ The Game". Первый примечателен четырехчастной композицией "Telegram" (при всей простоте своей музыки группа любила баловаться сложными структурами) и регги–номером "Carry Out Feelings". Второй — балладой "Flying" собственного сочинения; отмечаю это потому, что 4 песни из 9 на "Play NТ The Game" принадлежат перу чужих авторов. Следуя моде, NAZARETH попробовали себя в фанке, получилось неплохо, особенно в песне "Waiting For The Man".
Слушая альбомы 1976 года, явственно ощущаешь, как не хватает им мудрой продюсерской руки Роджера Гловера. Гловер придавал звучанию квартета осязаемую мощность, при этом баллады, блюзы и кантри–номера не выпадали из общего контекста. При Чарльтоне альбомы становятся случайным набором энергичных и медленных песен. Диск 1977 года "Expect No Mercy" получился еще более неровным. С жемчужинами вроде гимноподобной "All KingТs Horses" или динамичной "New York Broken Toy" соседствовал откровенный балласт. Стиль группы стал намного ритмичнее, теперь его можно было определить как хард–н–фанк. В 1978 году музыканты взяли к себе в состав гитариста–клавишника Зэла Клеминсона из SENSATIONAL ALEX HARVEY BAND и попытались вернуться к старому звучанию. Результатом оказался альбом "No Mean City". Он получился цельнее предыдущего диска и пожестче работ 1976 года. Чем–то он напоминает "Rampant", такой ровный, что нельзя какую–либо композицию выделить особо. Пожалуй, напевать вы сможете "May The Sunshine". Общее впечатление от "No Mean City" такое: NAZARETH к концу 70–х стали заложниками собственного стиля ввиду отсутствия свежих идей.
И вот тут музыканты принимают опрометчивое решение: угнаться за музыкальной модой Британии начала 80–х. В качестве продюсера приглашается Джефф "Сканк" Бакстер, ранее игравший на гитаре в культовых американских группах STEELY DAN и DOOBIE BROTHERS. Бакстер сделал свое дело на высшем уровне, но сам альбом "Malice In Wonderland" 1980 года можно смело не слушать. Звучание NAZARETH намеренно облегчено привнесением холодных "нововолновых" синтезаторных вкраплений и джазовых структур. Единственное светлое место альбома — баллада "Hearts Grown Cold", написанная Клеминсоном. После мирового турне, последовавшего за выходом "Malice In Wonderland", Зэл Клеминсон покидает NAZARETH и сформировывает собственную группу. Оставшиеся музыканты сделали выводы из предыдущих сессий в студии и записали отличный диск "The Fool Circle", снова под руководством Джеффа Бакстера. NAZARETH вернулись к своему прежнему, жесткому и рок–н–ролльному звучанию. В целом "The Fool Circle" представляет собой сплошной хит: драйвовая "Dressed To Kill", регги "Let Me Be Your Leader", лирическая "Little Part Of You". Два запоминающихся номера сочинил Даррелл Суит — "Every Young ManТs Dream" и "Victoria". Развернув огромное мировое турне, NAZARETH добавили в свои ряды сразу двоих музыкантов: молодого гитариста из Глазго Билли Рэнкина (экс–группа Зэла Клеминсона) и клавишника Джона Лока (экс–SPIRIT, американская джаз–роковая группа). Результатом интенсивных гастролей стал великолепный концертный диск "СSnaz" за 1981 год. Через год вышел новый студийный альбом NAZARETH — "2XS", ставший последним значительным творением коллектива в первой половине 80–х. Большой удачей группы стала баллада "Dream On", а также энергичная "Love Leads To Madness".
Беды обрушились на NAZARETH после выхода "2XS". Звукозаписывающая компания "A&M" отказалась от группы. Однако и это было не все: менеджер NAZARETH сбежал с деньгами, оставив музыкантов без контракта с какой бы то ни было компанией. В конце концов NAZARETH приютились на "МСА". К этому времени Джон Лок уже покинул группу. Альбом 1983 года "Sound Elixir" провалился. Во–первых, он совершенно не раскручивался "МСА". Во–вторых, материал пластинки оставлял желать лучшего. Поскольку "Sound Elixir" вышел только в США (в Британии он появился на компакте только в 1990 году), то стиль NAZARETH адаптирован под американский рынок — это безликий AOR. Разочарованный, Билли Рэнкин покидает NAZARETH. Бывалый квартет не растерялся и записал в 1984 году свой самый провальный альбом — "The Catch". Охарактеризовать его можно так — "Malice In Wonderland", но только на 80% хуже. Хороша "Ruby Tuesday", но ведь написали ее Джаггер и Ричардс.
Опомнившись, NAZARETH выдали в 1986 году диск "Cinema", который получился жестким и гитарным. Однако хита не было. Радовал и тот факт, что МакКаферти снова вернулся к своей "ехидной" манере пения. Стиль группы той поры — хард–н–хэви. Ну а в 1989 году вышел альбом "SnakesТnТLadders". Никто не ожидал от NAZARETH такой прыти, а вот нате! "SnakesТnТLadders" — альбом уровня "Razamanaz" или "Hair Of The Dog", только в новых условиях. Компьютерное программирование (дело рук Чарльтона) не портит альбом, а придает ему современное, свежее звучание. Великолепны жесткие вещи: "Lady Luck", "Trouble", "Back To School", "Girls". Супербаллада "Hang On To A Dream". Суперхит "We Are Animals". А беззаботная "The Key" говорит о полном раскрепощении группы, освобождении от засилья новой волны и AOR. В 1990 году NAZARETH впервые гастролируют по России (тогда еще СССР) и приятно поражаются приему. К сожалению, после мирового турне Мэнни Чарльтон решил оставить группу своей боевой молодости. Теперь он продюсирует молодые команды и изредка поигрывает сам. Логично, что заместить Чарльтона взялся Билли Рэнкин. В конце 1991 года появился новый альбом "No Jive". Большие звукозаписывающие компании США отказались от него, но в 1992 году небольшой штатовский лейбл Griffin все же тисканул "No Jive". Началось турне, после которого в 1994 году NAZARETH записали диск "Move Me". Почти весь материал альбома написан Рэнкином. "Move Me" — энергичный, тяжелогитарный альбом, но без запоминающихся композиций. Дух NAZARETH сохранен, есть фолк, слайд–гитара, хотя харизмы Чарльтона явно не хватает. Голосу МакКаферти не достает яркости, его трудно узнать — годы сказались. В целом ощущение такое, словно какая–то группа взялась скопировать приемы и стиль NAZARETH.
В конце 1995 года Рэнкин уходит из группы. NAZARETH пополняется сразу двумя музыкантами: молодым шотландским гитаристом Джимми Муррисоном (11.08.1964 г.) и клавишником Ронни Лихи (04.10.1947). Лихи, кстати, успел поиграть с Элвином Ли, Джеком Брюсом, Миком Тэйлором, Ван Моррисоном, Донованом и другими знаменитостями. В таком составе NAZARETH отыграл в различных уголках мира, а в России побывал дважды, невзирая на холода и прочие прелести этой загадочной северной страны. В 1998 году ребята снова побывали в России, после чего занялись записью нового альбома. И вот результат: диск "Boogaloo", который уже в конце прошлого года можно было приобрести в Минске. Трек–лист альбома таков: "Light Comes Down", "Cheer Leader", "Loverman", "Open Up Woman", "Talk Talk", "Nothing So Good", "Party In The Kremlin", "God Save The South", "Robber And The Roadie", "Waiting", "May Heaven Keep You".
Все песни сочинены Эгню, МакКаферти, Суитом, Муррисоном и Лихи, что подчеркивает дружескую атмосферу в коллективе.
А в чем же загадка шотландской души? — спросите вы. Бог его знает, на то она и душа, чтобы быть таинственной и непонятной. Уже хорошо то, что мы знаем о существовании этой самой загадки.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике музыкальная газета