De-Phazz Manheim следует переименовать в Бристоль...
Авантюрное мнение — возможно, скажете вы — вынесено в заголовок настоящей статьи, однако это отнюдь не плод нашей авторской фантазии, а объективная реальность, нашедшая свое отражение на страницах музыкальной прессы Европы и Америки, описывающей наиболее интеллигентные и интеллектуальные ответвления современного электронного, авангардного и прочего звукового freestyle: "...Manheim should be renamed Bristol" (GDM Aktiv), "...the next level of listening pearls" (Lotus), "...an album full of electronical warmth" (Kultur News), "...fantastic latenight track" (Raveline), "...We need more of that" (LOOP)... Даже "кислый" московский "Птючь" в одном из своих номеров назвал дебютный альбом DE–PHAZZ "Detunized Gravity" альбомом месяца. Германские двойники MASSIVE ATTACK, TRICKY, PORTISHEAD, MOLOKO в некоторой степени подобны осьминогу, каждое щупальце которого пребывает в "свободном плавании", но в то же время все они сходятся в одно чрево и имеют одну голову.
Сегодня DE–PHAZZ — это артистический проект нескольких талантливых музыкантов, танцоров и видеомейкеров, разделяющих один творческий дух: Barbara Lahr (вокалы), Karl Frierson (вокал), Ralf Gustke (перкуссия), Otto "Sugarlip" Engelhard (тромбон), Pit Baumgartner (сэмплы и программирование), Dorit и Bettina Donneberger (танцы), Dorothea Donneberger (видео).
Итак, DE–PHAZZ...Теряющиеся в невесомости, раскачивающиеся басовые линии, бесконечные дабовые задержки и грустно вибрирующие вокальные частоты. Пересекающее в своем высоком полете границы множества музыкальных жанров без потери своего притягательного шарма и чистоты стиля красивое облако из эйсид–джаза, трип–хопа, эмбиента и джангла с ярко выраженной джазовой составляющей, временами более смахивающей на интеллигентный драм–н–бэйс, а иногда на меланхоличный lounge. "Ценр" этого облака составляют "Transistor Kid" Pit Baumgartner и трогательная вокалистка и композитор Barbara Lahr.
В стремительно удаляющихся от нас 80–х Barbara участвовала в нескольких странных, зачастую мистических, а также экстремально–нойзовых музыкальных проектах (GURU GURU, SANFTE LIEBE, JANET THE PLANET), успех которых ограничивался рамками локальной сцены. Однако это не помешало в 1989 году получить артистке Deutscher Rockpreis, а в 1990 году Studiopreis des WDR (западногерманская телерадиовещательная компания). Затем пришло время 90–х: house, techno, aсid jazz и других модных клубных стилей. Barbara занялась поиском новых музыкальных платформ, успевая при этом писать музыку для театра (шоу "Funk Rock–N–Roll Circus" с участием более 40 музыкантов и танцоров) и минифильмов европейского "культурного" телеканала ARTE, а также выступала в качестве исполнительницы шансона и баллад во Франции и в России (!) и записывала соло–программы на базе сэмплера и гитары. В начале 90–х она распускает свою группу JANET THE PLANET и меняет помещение репетиционной "точки" на место за домашним "навороченным" компьютером: "В тот момент, когда я начала работать с машинами, у меня совершенно изменились представления о музыке".
В 1994 году артистку впервые пригласил к себе в студию очень разносторонний человек, в прошлом DJ, музыкант варьете "Fooltheater", сценарист на радио и телевидении, автор танцевальной театральной музыки, детских песенок и видеоклипов, а в настоящем продюсер таких проектов и исполнителей, как UNITED LANGUAGE, Karl Frierson, GREEN VISION, DE–PHAZZ, LAHR., звукорежиссер MANMACHINEMAN, PARIS RED, ANIMA SOUNDSYSTEM, автор музыки для "промышленных" рекламных роликов (SIMENS–NIXDORF) — мастер Pit Baumgartner. Результатом их совместной работы стал трек для проекта UNITED LANGUAGE (диск–компиляция). Barbara почувствовала, что она способна на нечто большее, чем роль героини локальной сцены. Вскоре Baumgartner и Lahr подписали договор с независимым лейблом Mole Listnening Pearls, на счету которого к тому времени уже было несколько очень стильных компиляций вроде "Science–Fiction–Jazz" или "Breaking The Ice", украшенных интересными драм–н–бэйс– и техно–композициями от ROCKERS HIFI, COLDCUT, RED SNAPPER, LAMB, SQUAREPUSHER и других артистов. В такой компании не затерялись и треки из дебютного альбома DE–PHAZZ и c CD "Lirical Amusement" новоиспеченного проекта Barbara&Pit LAHR., проповедующего музыкальное "фигурное катание", главными техническими элементами которого являются space–jazz, intelligent electro, drum–n–bass, lounge, прекрасные вокалы и атмосфера ночных клубов плюс лирика, которую в некоторых случаях вполне можно было бы отнести перу английского мистика Уильяма Блейка или даже Франца Кафки. Многие критики немедленно поспешили сравнить DE–PHAZZ и LAHR. с PORTISHEAD и MOLOKO... "Если мы и "затерянные во ржи", то совершенно на разных полях, — образно замечает Barbara. — Я скорее следую примеру Hildegard Knef. Мне также нравится саунд Caterina Valente и Freddy Quinne. Он был супернежным. Вот те источники, в которых я нахожу свои сэмплы...".
Нельзя обойти вниманием и "второй голос" DE–PHAZZ — классический соул–вокал Karl Frierson. Уроженец Южной Каролины в составе госпел–хора американской армии очутился на одной из натовских баз в Германии, откуда спустя несколько лет "дезертировал" в немецкие jazz–клубы и начал свое путешествие по миру мюзиклов и театральных постановок, пока в конце концов не примкнул к компании Pit Baumgartner, продюсировавшего в 1995 году соло–альбом Frierson "Message To The Cool".
А рука мастера Pit Baumgartner оставила свой отпечаток не только на проектах DE–PHAZZ и LAHR.; вместе со своим давним приятелем Hartmut Hofele, который среди всего прочего является продюсером MARDI GRASS BRASS BAND, Pit занимается группой GREEN VISION, на счету которой уже имеется два альбома, "Uptown/Downtown" и "Made In Hong Kong", первый из которых базируется на сэмплах, записанных Hofele на улицах Нью–Йорка, а второй придерживается стилистики футуристического саундтрека со звуками и голосами некоей азиатской метрополии.
Что ж, в случае с DE–PHAZZ лейбл Mole разыграл верную карту. Группа местного масштаба попала на самые верхние строчки списка "лиги чемпионов": сегодня группа на 101 процент является лидером не только германской, но и европейской трип–хоп–сцены; она буквально влила новую кровь в "нежные вены" жанра.
Альбомы DE–PHAZZ "Detunized Gravity" и LAHR. "Lirical Amusement" наряду с традиционными трип–хоп–номерами содержат несколько поистине фантастических треков, от которых начинают дрожать коленки и "эпидермис покрывается гусиной кожей". Оба альбома также смело можно было бы предложить в качестве саундтрека к новым, еще не отснятым сериям "Бондианы" следующего десятилетия. Что еще? У вас появилась реальная альтернатива 100–му прослушиванию PORTISHEAD. Удивите себя!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1999 год в рубрике музыкальная газета