Wisdom Tooth WISDOM TOOTH
WISDOM TOOTH
Мое знакомство с группой WISDOM TOOTH и ее основателем и лидером Стефаном Маршем произошло случайно, во время моих попыток отыскать что–либо "эдакое" в дебрях лейбла Knitting Factory. Обратив внимание на ярко выраженный гитарный саунд, импульсивную ритмическую секцию и, в общем и целом, довольно нестандартный подход к инструменталистике Стефена Марша, я незамедлительно попытался связаться с ним, благо возможности Интернета безграничны.
42–летний музыкант с огромным стажем безнадежных попыток прорваться на официальный музыкальный Олимп охотно поделился со мной информацией о себе, своей группе, ее истории и относительно недавнем и очень успешном альбоме 1997 года "Mental Floss", выпуск которого взяла под свое крыло элитарная "Вязальная фабрика". Описать музыку WT есть задача равносильная описанию процесса нервной деятельности человека — все взаимосвязано и последовательно. Деструктивный рок — таково наиболее меткое и в то же время весьма прозрачное название для стиля, в котором мистер Марш слывет большим специалистам. ("Деструктивный" — здесь, несомненно, как иронический антипод широко известного стиля "прогрессивный рок"). Да, безусловно, в данном случае необходимо применить термин "рок", но в том контексте, в котором он применим к группам и музыкантам типа WEEN, FLUX, CAN, PERE UBU, Brian Eno и прочим, стилевые рамки которых всегда являли собой нечто весьма условное и прозрачное для всех инноваций.
"МГ": Каким образом вы бы представили музыку WT тем, кто ее никогда не слышал, но потенциально может стать ее поклонником?
SM: Этот вопрос для меня самого пока остается открытым, что–то вроде персональной дилеммы. Я убил много времени, приклеивая ярлыки к тому, что мы делаем. Я вдохновляюсь многими вещами, но очень немногое по–настоящему влияет на меня. Каждый раз, когда мы заканчиваем работу над малой или большой музыкальной формой, мы с надеждой смотрим на результат, который, как правило, не поддается классификации, но звучит очень знакомо, как неосознанная работа коллективного разума.
Среди "исторических прототипов", упомянутых Стефаном, есть немало выдающихся имен, чье творчество так или иначе повлияло на то, что мы слышим от троих участников WT: JIMI HENDRIX, FRANK ZAPPA, IGGY POP, CAN, BRIAN ENO, DOME, ROBERT JOHNSON, MUDDY WATERS, RESIDENTS, BUTTHOLE SURFERS, PATTI SMITH, JOHN LENNON, SUN RA. Что касается предпочтений среди нынешних музыкантов, то упомянуты были SONIC YOUTH, STARS OF THE LID, PLASTIC PEOPLE OF THE UNIVERSE.
История музыканта Стефана Марша началась в начале 80–х годов, когда он основал свою первую команду MIRACLE ROOM. Впрочем, по словам нашего героя, началось все гораздо раньше, когда ему, старшему сыну баптистского священника в Техасе, родители подарили на Рождество гитару — в высшей степени необдуманный поступок. Пение в церковном хоре, первые уроки фортепиано, затем самообучение на гитаре, блюз и рок–н–ролл в старших классах, панк–рок в колледже и первая студенческая группа TERMINAL MIND, которой посчастливилось открывать концерты Игги Попа в 1980 году в Аустине, — таковы первые шаги Стефана в музыку. Затем увлечение электронной и экспериментальной музыкой. Слово нашему герою.
SM: MIRACLE ROOM больше не является моей группой. Она была организована в Техасе в 1985 году. Тогда я был просто сметен музыкальной энергией этого города и, переехав в Нью–Йорк, мы продолжили работу там. В те времена единственным местом в Нью–Йорке, где еще что–то шевелилось и развивалось, была старая добрая Knitting Factory. Мы понравились им и нашли там приют, даже несмотря на то, что никак не были связаны с джазом. Я однажды даже в буквальном смысле жил там, ночевал на полу в их офисе, пока искал квартиру в течение двух недель. За год в Нью–Йорке мы выпустили EP на лейбле Bar/None Records, заимели менеджера и съездили в турне в рамках первых гастролей Knitting Factory по Европе. На то время у меня не было других целей вообще. Тем не менее наш менеджер расторгнул контракт с нами , а наш барабанщик также не смог быть больше в нашем составе из–за того, что его слабое здоровье не позволяло переносить ему экстремальный характер наших живых выступлений. Таким образом, MIRACLE ROOM были близки к распаду.
Тем временем Стефан занимался конструированием собственных инструментов. Когда вся амуниция была готова, вновь появилась возможность выступать, и, дабы навсегда покончить с прошлым, Стефан меняет название своему проекту. Так родилось образование под именем WISDOM TOOTH. Именно тогда Марш начал в полной мере разрабатывать экспериментальную почву для своего полноценного проекта. Психоделика, индастриэл, электроника, нойз и даже блюз — все служило и по сей день служит исходным материалом для создания неповторимого стиля
WT. На первый взгляд, такой набор разноплановых жанров напрямую ведет к эклектике, но тем и примечательна WT, что из смешения несовместимых стилей Стефану Маршу удается создавать очень стройную и неповторимую конструкцию.
"МГ": Расскажите о других членах вашей группы. В какой мере можно говорить о WT как о вашем сольном проекте?
SM: В настоящий момент в состав WT входят David Kannenstine (бас), David Liles (перкуссия) и я (гитара, вокал). Хотя, конечно, WT — это моя группа, я никогда не рассматривал ее только как сольный проект, предлагая всем ее участникам найти свой собственный "голос" в группе. Я изготавливаю инструменты, настраиваю их, я "сочиняю" музыку, придумываю обложки для компактов, я даже печатаю флаеры для наших выступлений, но пожалуйста, каждый может в этом поучаствовать. Я предпочитаю работать с друзьями, с теми, кто действительно заинтересован в моей музыке и желает привнести в нее что–либо.
"МГ": Расскажите, пожалуйста, о ваших сайд–проектах.
SM: В настоящее время я выступаю сольно под названием FEED. Этот проект представляет из себя нечто вроде эмбиентного гитарного луп–фестиваля с видеопроектором. Несколько лет назад у меня была группа под названием BUDDA PEST, в составе которой были члены таких коллективов, как SOUL COUGHING, PERE UBU, SAQQARA DOGS, CARBON, BLUE MAN GROUP. В основном это был экстраординарный психоделический, спидкоровый хинди–проект, среди релизов которого стоит отметить кавер–версию битловской "Blue Jay Way", вышедшей на одной из компиляций Knitting Factory Records. В планах — проект, который можно условно определить как нечто среднее между музыкой и видео. В KINKY MACHINE (так это будет называться) я буду комбинировать визуальные и звуковые проявления современного города. Возможно, это станет частью проекта FEED, если я придумаю, как вписать туда гитару. QWERTYUIOP — я не решил еще, будет ли это просто название лейбла, под "крышей" которого будет выходить вся моя продукция, или просто название для моего интерактивного проекта (проектов), над которыми я постоянно работаю.
Как вы заметили, у музыки Стефана Марша есть, как бы это назвать, визуальная, или зрительная сторона, существование которой, конечно, в первую очередь связано с его экспериментами с видеоподложками для музыки. Но, естественно, как и любая талантливая музыка, она обладает своей внутренней визуальной проекцией, способностью вызывать у слушателя зрительные ассоциации, превращая его не только в слушателя, но и в зрителя. Такие креативные достоинства альбома "Mental Floss", конечно, не в диковинку искушенным слушателям, но, каждый раз подчиняя свои внутренние "вибрации" энергии и ритму этого альбома, слушатель обретает шанс забыться в трансовых лабиринтах ее создателей. Особенно способствуют этому ритмические картины альбома, здесь WT нет равных. Металлические объекты, среди которых газовые баллоны, лезвия пил, масляные контейнеры, приправленные пропущенной через дисторшн губной гармоникой, придают звучанию такой колорит, что внутри все вскипает и просится наружу. Впрочем, не буду описывать заранее неописуемое, лучше лишний раз услышать, что я тот час же по окончании статьи и сделаю.
"МГ": Как вы расцениваете успех вашего последнего альбома? Каким в связи с этим будет следующий?
SM: Пока еще рано говорить о следующем альбоме, я только–только начал обдумывать его. А вообще успех, о котором вы говорите, не помог (скорее наоборот) избежать проблем с признанием со стороны шоу–бизнеса. Наверное, я даже слишком долго не терял надежду на заключение какого–нибудь выгодного контракта, который позволил бы мне сконцентрироваться исключительно на работе и не играть в "бизнес–менеджера". Недавно я решил отказаться от всего этого окончательно. Это не значит, что у меня появились деньги для собственного лейбла, просто я не буду больше убеждать людей в том, что моя музыка что–то стоит. Итак, похоже, что теперь я буду оперировать на более простом, андерграундном уровне, выпуская маленькими тиражами свои альбомы, большинство из которых будут раздарены, а остаток будет распродаваться в небольших нью–йоркских магазинчиках. Надеюсь, что скоро "заработает" моя страничка в Интернете. Выступать я планирую исключительно в андерграундных, независимых местах; умные и интеллегентные люди все еще встречаются в такого рода заведениях.
Мое знакомство с группой WISDOM TOOTH и ее основателем и лидером Стефаном Маршем произошло случайно, во время моих попыток отыскать что–либо "эдакое" в дебрях лейбла Knitting Factory. Обратив внимание на ярко выраженный гитарный саунд, импульсивную ритмическую секцию и, в общем и целом, довольно нестандартный подход к инструменталистике Стефена Марша, я незамедлительно попытался связаться с ним, благо возможности Интернета безграничны.
42–летний музыкант с огромным стажем безнадежных попыток прорваться на официальный музыкальный Олимп охотно поделился со мной информацией о себе, своей группе, ее истории и относительно недавнем и очень успешном альбоме 1997 года "Mental Floss", выпуск которого взяла под свое крыло элитарная "Вязальная фабрика". Описать музыку WT есть задача равносильная описанию процесса нервной деятельности человека — все взаимосвязано и последовательно. Деструктивный рок — таково наиболее меткое и в то же время весьма прозрачное название для стиля, в котором мистер Марш слывет большим специалистам. ("Деструктивный" — здесь, несомненно, как иронический антипод широко известного стиля "прогрессивный рок"). Да, безусловно, в данном случае необходимо применить термин "рок", но в том контексте, в котором он применим к группам и музыкантам типа WEEN, FLUX, CAN, PERE UBU, Brian Eno и прочим, стилевые рамки которых всегда являли собой нечто весьма условное и прозрачное для всех инноваций.
"МГ": Каким образом вы бы представили музыку WT тем, кто ее никогда не слышал, но потенциально может стать ее поклонником?
SM: Этот вопрос для меня самого пока остается открытым, что–то вроде персональной дилеммы. Я убил много времени, приклеивая ярлыки к тому, что мы делаем. Я вдохновляюсь многими вещами, но очень немногое по–настоящему влияет на меня. Каждый раз, когда мы заканчиваем работу над малой или большой музыкальной формой, мы с надеждой смотрим на результат, который, как правило, не поддается классификации, но звучит очень знакомо, как неосознанная работа коллективного разума.
Среди "исторических прототипов", упомянутых Стефаном, есть немало выдающихся имен, чье творчество так или иначе повлияло на то, что мы слышим от троих участников WT: JIMI HENDRIX, FRANK ZAPPA, IGGY POP, CAN, BRIAN ENO, DOME, ROBERT JOHNSON, MUDDY WATERS, RESIDENTS, BUTTHOLE SURFERS, PATTI SMITH, JOHN LENNON, SUN RA. Что касается предпочтений среди нынешних музыкантов, то упомянуты были SONIC YOUTH, STARS OF THE LID, PLASTIC PEOPLE OF THE UNIVERSE.
История музыканта Стефана Марша началась в начале 80–х годов, когда он основал свою первую команду MIRACLE ROOM. Впрочем, по словам нашего героя, началось все гораздо раньше, когда ему, старшему сыну баптистского священника в Техасе, родители подарили на Рождество гитару — в высшей степени необдуманный поступок. Пение в церковном хоре, первые уроки фортепиано, затем самообучение на гитаре, блюз и рок–н–ролл в старших классах, панк–рок в колледже и первая студенческая группа TERMINAL MIND, которой посчастливилось открывать концерты Игги Попа в 1980 году в Аустине, — таковы первые шаги Стефана в музыку. Затем увлечение электронной и экспериментальной музыкой. Слово нашему герою.
SM: MIRACLE ROOM больше не является моей группой. Она была организована в Техасе в 1985 году. Тогда я был просто сметен музыкальной энергией этого города и, переехав в Нью–Йорк, мы продолжили работу там. В те времена единственным местом в Нью–Йорке, где еще что–то шевелилось и развивалось, была старая добрая Knitting Factory. Мы понравились им и нашли там приют, даже несмотря на то, что никак не были связаны с джазом. Я однажды даже в буквальном смысле жил там, ночевал на полу в их офисе, пока искал квартиру в течение двух недель. За год в Нью–Йорке мы выпустили EP на лейбле Bar/None Records, заимели менеджера и съездили в турне в рамках первых гастролей Knitting Factory по Европе. На то время у меня не было других целей вообще. Тем не менее наш менеджер расторгнул контракт с нами , а наш барабанщик также не смог быть больше в нашем составе из–за того, что его слабое здоровье не позволяло переносить ему экстремальный характер наших живых выступлений. Таким образом, MIRACLE ROOM были близки к распаду.
Тем временем Стефан занимался конструированием собственных инструментов. Когда вся амуниция была готова, вновь появилась возможность выступать, и, дабы навсегда покончить с прошлым, Стефан меняет название своему проекту. Так родилось образование под именем WISDOM TOOTH. Именно тогда Марш начал в полной мере разрабатывать экспериментальную почву для своего полноценного проекта. Психоделика, индастриэл, электроника, нойз и даже блюз — все служило и по сей день служит исходным материалом для создания неповторимого стиля
WT. На первый взгляд, такой набор разноплановых жанров напрямую ведет к эклектике, но тем и примечательна WT, что из смешения несовместимых стилей Стефану Маршу удается создавать очень стройную и неповторимую конструкцию.
"МГ": Расскажите о других членах вашей группы. В какой мере можно говорить о WT как о вашем сольном проекте?
SM: В настоящий момент в состав WT входят David Kannenstine (бас), David Liles (перкуссия) и я (гитара, вокал). Хотя, конечно, WT — это моя группа, я никогда не рассматривал ее только как сольный проект, предлагая всем ее участникам найти свой собственный "голос" в группе. Я изготавливаю инструменты, настраиваю их, я "сочиняю" музыку, придумываю обложки для компактов, я даже печатаю флаеры для наших выступлений, но пожалуйста, каждый может в этом поучаствовать. Я предпочитаю работать с друзьями, с теми, кто действительно заинтересован в моей музыке и желает привнести в нее что–либо.
"МГ": Расскажите, пожалуйста, о ваших сайд–проектах.
SM: В настоящее время я выступаю сольно под названием FEED. Этот проект представляет из себя нечто вроде эмбиентного гитарного луп–фестиваля с видеопроектором. Несколько лет назад у меня была группа под названием BUDDA PEST, в составе которой были члены таких коллективов, как SOUL COUGHING, PERE UBU, SAQQARA DOGS, CARBON, BLUE MAN GROUP. В основном это был экстраординарный психоделический, спидкоровый хинди–проект, среди релизов которого стоит отметить кавер–версию битловской "Blue Jay Way", вышедшей на одной из компиляций Knitting Factory Records. В планах — проект, который можно условно определить как нечто среднее между музыкой и видео. В KINKY MACHINE (так это будет называться) я буду комбинировать визуальные и звуковые проявления современного города. Возможно, это станет частью проекта FEED, если я придумаю, как вписать туда гитару. QWERTYUIOP — я не решил еще, будет ли это просто название лейбла, под "крышей" которого будет выходить вся моя продукция, или просто название для моего интерактивного проекта (проектов), над которыми я постоянно работаю.
Как вы заметили, у музыки Стефана Марша есть, как бы это назвать, визуальная, или зрительная сторона, существование которой, конечно, в первую очередь связано с его экспериментами с видеоподложками для музыки. Но, естественно, как и любая талантливая музыка, она обладает своей внутренней визуальной проекцией, способностью вызывать у слушателя зрительные ассоциации, превращая его не только в слушателя, но и в зрителя. Такие креативные достоинства альбома "Mental Floss", конечно, не в диковинку искушенным слушателям, но, каждый раз подчиняя свои внутренние "вибрации" энергии и ритму этого альбома, слушатель обретает шанс забыться в трансовых лабиринтах ее создателей. Особенно способствуют этому ритмические картины альбома, здесь WT нет равных. Металлические объекты, среди которых газовые баллоны, лезвия пил, масляные контейнеры, приправленные пропущенной через дисторшн губной гармоникой, придают звучанию такой колорит, что внутри все вскипает и просится наружу. Впрочем, не буду описывать заранее неописуемое, лучше лишний раз услышать, что я тот час же по окончании статьи и сделаю.
"МГ": Как вы расцениваете успех вашего последнего альбома? Каким в связи с этим будет следующий?
SM: Пока еще рано говорить о следующем альбоме, я только–только начал обдумывать его. А вообще успех, о котором вы говорите, не помог (скорее наоборот) избежать проблем с признанием со стороны шоу–бизнеса. Наверное, я даже слишком долго не терял надежду на заключение какого–нибудь выгодного контракта, который позволил бы мне сконцентрироваться исключительно на работе и не играть в "бизнес–менеджера". Недавно я решил отказаться от всего этого окончательно. Это не значит, что у меня появились деньги для собственного лейбла, просто я не буду больше убеждать людей в том, что моя музыка что–то стоит. Итак, похоже, что теперь я буду оперировать на более простом, андерграундном уровне, выпуская маленькими тиражами свои альбомы, большинство из которых будут раздарены, а остаток будет распродаваться в небольших нью–йоркских магазинчиках. Надеюсь, что скоро "заработает" моя страничка в Интернете. Выступать я планирую исключительно в андерграундных, независимых местах; умные и интеллегентные люди все еще встречаются в такого рода заведениях.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 1998 год в рубрике музыкальная газета