Optical Оптические галлюцинации для современной молодежи
Глобальное паломничество многих известных электронных музыкантов в лоно больших лейблов становится уже практически тенденцией. К этому явлению можно относиться по–разному, однако не стоит забывать, что большие вливания денег в тот или иной проект, в того или иного исполнителя в свою очередь требуют реальной материальной отдачи. Вследствие этого музыкантам приходится создавать музыку, максимально пригодную для восприятия масс. И что самое печальное, многие мастера брэйк–бит–сцены, заключив контракт с крупной звукозаписывающей компанией, встречают значительные сложности, пытаясь угодить всем на свете...
На этом фоне чуть ли не глобальной коммерциализации электронной музыки очень приятно было встретить одну из последних работ Ed Rush & Optical: достаточно воинственный и в то же самое время глубокий по сути альбом "Warmholes".
"Мне кажется, что многим музыкантам, только обретшим широкий успех, а до этого долгое время скрывавшимся в андерграунде, свойственно легко идти на контакт с крупными лейблами. Им кажется, они должны стать чем–то большим, более известными, более глобальными. Это внутреннее давление и побуждает многих делать весьма необдуманные шаги. Я бы не выдержал такого внутреннего давления, поэтому и сказал себе с самого начала, что не буду работать с крупными компаниями", —– говорит Optical (aka Matt Quinn).
Работая над звуком и продюсируя двух самых известных драм–н–бэйсовых музыкантов Goldie и Grooverider, Мэт приобрел бесценный опыт следования редукционистской стратегии, которую его партнер Эд Раш довел до реализации их эпического и немного апокалиптичного альбома. Разделяющаяся модная мелодика, специально раздутый концептуализм, мягкие вкрадчивые вариации и сэмплинг, сделанный с большим вкусом, — вот что такое "Wormholes". "Наша последняя работа фундаментальна. Это чистый драм–н–бэйс. Grooverider не сделал действительно драм–н–бэйсового альбома. "Mysteries Of Funk" — это фанк, да и сам Grooverider всегда был прежде всего фанковым и хаусовым ди–джеем, что он и отразил в свой работе", — говорит Мэт.
Несмотря на достаточно сильный антисоциальный оттенок, "Warmholes" не очень сложен для восприятия. Минималистические комбинации энергичных ритмов и зубодробительных звуковых частот помогают трансформировать фантазии в стиле hi–tek в имплозивное death disco.
Перфекционистские процессы, постоянно протекающие в дуэте, превращают все негативное в позитивное как в практическом, так и в философском смысле. "Я всегда работаю в пределах своих возможностей. Когда я учился искусству рисования в школе, у меня все получалось беспорядочным и грязным, но это было мое, в этом и заключается мое Я. И это устраивает меня. Именно поэтому в музыке, которую мы делаем, присутствует хруст, треск и некоторая грубость формы."
Максимизирование удара по мозгам с помощью серии психоделических синглов на Metalheadz, 31, Prototype, Moving Shadow, Metro, Virus в борьбе за доминирование на танцполах, тактика future–шока сыграли свою роль в деле роботизирования джангла. Скользящие, неподдающиеся никаким законам музыкальной гравитации ритмические пульсации, гипер–модерновые басовые линии и параноидальные сэмплы позволяют говорить о рождении Мэтом нового кибер–фанкового клана, базирующегося недалеко от главных улиц West London. Вместе с братом Matrix, партнером Ed Rush, а также товарищами Dom & Roland, Niko Optical переводит научно–фантастические видения на язык нашей перегруженной и перенасыщенной реальности, находящейся в локализированной сети, которая называется жизнью.
Многие критики обвиняют Optical в том, что его подход к музыке убивает в ней душу и делает ее похожей на третьесортный тек–степ, которым сейчас завалены полки европейских музыкальных магазинов. Однако это не совсем так, а точнее, совсем не так... "Мы не делали тек–степа уже около года. Мы работали над новым саундом, саундом года. Свинг — вот что влечет сейчас нас, а никак не задеревенелый тек–степ. " Сравнительная сложность драм–н–бэйсовых грувов со свинговым эффектом, примененных в "Wormholes", первоначально отпугивающая любителей танцевать, после, наоборот, притягивает и даже гораздо сильнее, чем уже давно устоявшаяся ритмика. Однако для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно пройти определенный путь, который и формирует музыкальное мировоззрение, помогающее создавать действительно нечто новое. В тринадцать лет Мэт купил барабанную установку, в семнадцать бросил школу, для того чтобы "залезть в студию и сделать все возможное, чтобы научиться работать со звуком". Чуть позже было занятие ди–джеингом и книжная диета из научной фантастики и идеологии Уильяма Гибсона.
Вся эта безумная нигилистическая философия, открывающая затхлые коридоры стиля свежему ветру новых идей, сформированных благодаря ультрасовременной и ультрамодной культуре конца тысячелетия, является основополагающей для поколения X, электронное хранение данных и компьютерное программирование ритмов и мелодий для которого —– вещи само собой разумеющиеся.
Однако, если оглянуться назад, то похожие события можно встретить в середине семидесятых как в общественной, так и в культурной жизни, что, естественно, отражено в darkfusion того времени, типичными представителями которого являются Julian Priest или Herbie Hacock. Причем если последним Эд Раш и Мэт уступают в исполнительском мастерстве, то это сполна компенсируется соответствующим духом, скоростью и сложностью текстур.
Много еще можно говорить о философской и музыкальной основе последнего альбома Optical & Ed Rush "Wormholes", еще больше можно рассказать про Эда и Мэта. Однако здесь важно не знать какие–то биографические данные, а просто прочувствовать то состояние, которое побуждает современных молодых электронщиков творить. Оглянитесь вокруг. Все, что окружает вас, — это зачатки зарождающегося киберпанка, то же, что есть сейчас в Европе, — уже киберпанк. Пресыщение информацией, пресыщение эмоциями — вот те факторы, которые служат непосредственным подстегивающим компонентом в области создания современной танцевальной электронной музыки. И развитие данной идеологии лишь будет в дальнейшем порождать очередные, надеюсь, оригинальные творения.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 1998 год в рубрике музыкальная газета