Uriah Heep
Последние из волшебников


Ну вот, наконец, и пишем про своих любимых "хипов"... Причин тому ровнехонько три: жаркие просьбы читателей "Музыкалки" (просили, просили, не отпирайтесь), собственное неуемное желание (не о том думаете... Написать о группе, конечно!) и — выход нового, 20–го по счету студийного альбома "Sonic Origami" (14 сентября сего года, фирма Eagle Rock Records). HEEP HEEP HOORRAY!

История славной команды запутана страшно, однако, если посидеть пару–тройку ночей над старыми фолиантами, все становится на свои места. Это была присказка, а вот вам факты. Коренной лондонец и гитарист Мик Бокс (8.6.1947 г.) сильно страдал от того, что его банда THE STALKERS не имела успеха. И это при том, что пел в группе такой опытный вокалист, как Дэвид Байрон (29.1.1947 г.) — он принимал участие в записи анонимных кавер–альбомов, т.е. исполнял чужие хиты под чужим именем Гаррик (не Сукачев) и получал денежки на пропитание. Так продолжалось с 1964 по 1966 г.г., пока THE STALKERS не преобразовались в SPICE (жалко, что не GIRLS...). Бокс пригласил пару новых людей — ударника Алекса Напьера и басиста–вокалиста Пола Ньютона. Вот тут пошли сложности, будьте внимательны — Ньютон пришел из группы THE GODS, в которой сошлась воедино куча будущих суперстаров: двое будущих "хипов" Кен Хенсли и Ли Керслейк, будущий гитарист THE ROLLING STONES Мик Тэйлор и басист–вокалист Грег Лейк, сменивший Ньютона и выступавший позднее в KING CRIMSON и ELP. Ну что, сложновато? Зато здорово! SPICE в декабре 1968 г. выпустили единственный сингл "What About The Music/In Love", и группу приметил менеджер Джерри Брон, настоявший на смене названия.
В 1970–м отмечались сразу два столетних юбилея — день рождения Ленина и смерти Диккенса; всем ясно, какая из этих дат для англичан важнее. Кругом были сплошные плакаты с Диккенсом, в кинотеатрах шли фильмы по его книгам. Брон повел своих детей на "Дэвида Копперфилда" и пришел в восторг от одного из персонажей — маленького, хитрого и мерзкого Урии Гипа (так его имя традиционно переводится на русский, вообще–то правильно произносить "Юрайа Хип"). После сеанса Брон как можно быстрее разыскал своих подопечных и с порога радостно объявил: "Отныне вы — URIAH HEEP!" "Ни–ко–гда!" — дружно рявкнули музыканты. Они были неправы.
В декабре 1969–го ряды наших героев пополнились клавишником. Им стал Кен Хенсли (24.8.1945 г.) — славный человек, кроме синтезатора и пианино, умевший еще и на гитаре, и у микрофона. Из THE GODS он перешел в CLIFF BENNETT GROUP, в июле 1969–го сменившую название на TOE FAT (лидером этой группы был один из первых белых соулмэнов Клифф Беннетт). В процессе записи первого альбома URIAH HEEP ушел ударник, его спешно сменил Найджел "Олли" Оллсон, экс–THE SPENCER DAVIS GROUP. Ну а пластинку назвали с претензией — "Very`Eavy, Very`Umble", т.е. "Очень громко — очень тихо". "Very`Umble" — это любимая поговорка диккенсовского Урии Гипа. На обложке — жутковатая рожа, покрытия паутиной. Работа зрелая, разнообразная, представившая классический саунд URIAH HEEP: вокальная полифония, "квакушка" гитары Бокса, роматические тексты... Хит на все времена — мощная хард–роковая "Gypsy", единственная вещь с первого диска в нынешнем "живом" репертуаре "хипов".
В 1971–м у URIAH HEEP вышло два альбома — "Salisbury" (вышел в январе) и "Look At Yourself" (вышел в ноябре, 39–е место в хит–параде). Лидеры харда — LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE и BLACK SABBATH — занервничали. Несмотря на кое–какие заимствования, "хипы" сумели довольно быстро выработать собственный стиль хард–н–арт, где было привольное место и для жестких риффов, и для органных соло, и для романтического фортепиано, и для "закрученных" композиций. Если Плант сексуально страдал в своих блюзах, Гиллан исступленно орал "Child In Time", а Оззи неистовствовал как раненый зверюга, то Дэвид Байрон мог подпустить в голос такой романтики, такого трепетного рыцарства, что хотелось бросить все, вскочить на коня и, давя неосторожных прохожих, рвануть через ночь к Даме сердца. На "Salisbury" все песни — классика: и жесткая, почти металлическая "Bird Of Prey", и задушевная "The Park", где на фоне басовой партии поют птички и играют детишки, и "Lady In Black", которую так приятно петь, обнявшись и постукивая пивными кружками (кстати, кроме шуток, это самая популярная вещь "хипов" и Германии). 16–минутную симфоническую рок–поэму "Salisbury" не каждый до конца выдержит — хороший тест на любовь к URIAH HEEP. Альбом "Look At Yourself" получился неровным — на фоне таких классных вещей, как "Look Af Yourself" и "Tears In My Eyes", слабенькими кажутся "Shadows Of Grief", "Love Machine" и "What Should Be Done". О "July Morning" разговор отдельный. Это визитка группы, очень длинная, но мелодичная и доступная композиция с бесконечной импровизационной кодой, где соревнуются в мастерстве гитара Бокса, "Хэммонд" Хенсли и "Муг" приглашенного клавишника Манфреда Манна. Ну и Байрон тоже спел, что называется, изо всех сил. "Июльское утро" — квинтэссенция всего творчества "хипов", сплав загадочной красивой лирики с жестким драматизмом.
Некоторое время в группе шла небольшая чехарда с ударниками — Оллсона сменил Кейт Бейкер (февраль–октябрь 1970 г.), затем были Иан Кларк (октябрь 1970 г. — ноябрь 1971 г.) и Ли Керслейк (с ноября 1971 г.). Толстый и добродушный Керслейк по прозвищу "Медведь" и стал основным барабанщиком команды. С басистами тоже кутерьма: одновременно с приходом Медведя сбежал из HEEP Пол Ньютон, коего заменил Марк Кларк, экс–COLOSSEUM, а в феврале 1972–го и Гэри Тэйн, экс–KEEF HARTLEY BAND. С Тэном и Керслейком, в золотом составе, записываются альбомы "Demons And Wisards" (май 1972 г., 20–е место) и "The Magician`s Birthday" (ноябрь 1972 г., 28–е место) — оба диска стали пиком (вернее, пиками) творчества URIAH HEEP. Хенсли окончательно увел группу в страну сказочников, волшебников и злобных радужных демонов. Характеризовать эти альбомы — все равно что пересыпать из ладони в ладонь отборные бриллианты. Слушайте, слушайте и еще раз слушайте! Что еще тут можно сказать...
А вот после золотой серии 1972 года начинается не очень–то веселая хроника медленного увядания. Группа пытается выбраться из "сказочных" дебрей, песни становятся попроще, поприземленнее. Альбомы "Sweet Freedom" (сентябрь 1973 г.) и "Wonderworld" (июнь 1974 г.), честно сказать, ни то ни се. "Мы становились эгоистами, — вспоминает Бокс о том времени. — Перестали быть счастливой группой, и это сказывалось на альбомах. Все начало разваливаться: Дэвид все время был пьян, Кен стал слезливым и манерным. Нехорошее было время. Радости не было вообще". Совсем невесело стало в группе после того, как Гэри Тэйна на концерте шарахнуло током. Его откачали, но от работы с "хипами" пришлось отказаться. Тэйн принялся усиленно глушить боль — и физическую, и душевную — белым порошком и 8 декабря 1975 г. приказал долго жить. Оборотистый менеджер Джерри Брон за энную сумму притащил в URIAH HEEP басиста Джона Уэттона, до того басившего в FAMILY, KING KRIMSON и ROXY MUSIC.
"Классический период" 70–х завершился с альбомом "Return To Fantasy" (июнь 1975 г.). Он оказался самым удачным в коммерческом отношении — 7–е место в английском хит–параде (в Штатах диски "хипов" размещались в пределах Топ–50). Уэттон подкинул новым коллегам пару неплохих идей, в результате — уверенная и ровная работа. Очередной диск "High And Mighty", по мнению Бокса, вышел "слишком экспериментальным", не был выдержан баланс между хард–роком и балладами. Влияние Уэттона росло с каждым днем, что страшно не нравилось Кену Хенсли. Тем временем Дэвид Байрон просто потихоньку спивался и терял голос. "Ему нужно было отдохнуть — полгода поговорить шепотом, — вспоминал Уэттон. — Но группа не давала ему расслабиться. Жажда денег гнала их в студию и на гастроли". Апофеозом стал инцидент в Филадельфии в 1976 г., когда в стельку пьяный Байрон крикнул ревущим фэнам: "Если вам не нравится шоу, можете отсюда у...вать". В июне Дэвида единогласно вывели из состава группы.
Заменой Байрону чуть было не стал... Дэвид Кавердэйл из вовремя развалившихся DEEP PURPLE. Но тот не захотел связываться с катящейся вниз группой, более того, сам хотел сманить Бокса и Керслейка в будущий WHITESNAKE. Никто никуда не перешел, а новым вокалистом "хипов" стал Джон Лаутон из германской группы LUCIFER`S FRIEND. Альбом "Firefly", как и предыдущие, почти целиком был написан Кеном Хенсли (февраль 1977 г.),в работе над ним принял участие новый басист — Тревор "Бросс" Болдер, раньше игравший у Дэвида Боуи. Начиная со "Светлячка" URIAH HEEP усиленно подсовывают своим фэнам красивую обертку без конфеты внутри. И хотя все концерты по–прежнему проходили "на ура", группа уже давно отдавала предпочтение материалу 1970–73 г.г., а из последних альбомов исполняла одну–две песни. Новый вокалист усердно подражал Байрону, хотя сам обладал роскошным и напористым хард–роковым голосом.
Следующие работы — "Innocent Victim" (ноябрь 1977 г.) и "Fallen Angel" (сентябрь 1978 г.) стали проходными. Группа пришла к откровенно коммерческому хард–н–хэви. Попадаются, конечно, красивые и мелодичные песни ("Free Me", например), но и о них ничего кроме того, что они красивые и мелодичные, не скажешь. Состав вновь обновился на две трети — Лаутона сменил Джон Сломан из LONE STAR, а Керслейк поссорился с менеджером и ушел к Оззи Осборну работать над "Blizzard Of Ozz". За барабаны сел Крис Слэйд из группы Манфреда Манна. Эти изменения пошли команде на пользу: альбом "Conquest" (февраль 1980 г.), хотя уже и мало похож на ранние творения "хипов", в целом хорош и приятен. Поскольку фантазия Хенсли окончательно выдохлась, Тревор Болдер тоже взялся за сочинение песен и написал отличную композицию "Fools". Самокритично. Почти год "хипы" гастролировали без Хенсли (его заменил Грег Дечерт из PULSAR), а в апреле 1981 г. Мик Бокс вообще остался в гордом одиночестве — Болдер перебрался в WISHBONE ASH, Слэйд — к Гэри Ньюмэну, а Сломан — к другому Гэри, Муру. Ситуация, увы, типичная для многих старых групп: то же самое творилось с BLACK SABBATH. Казалось, что сказке под названием URIAH HEEP пришел конец.
Однако у Бокса еще имелся кое–какой порох в пороховницах. Под знамена были призваны певец Пит Голдби из TPAPEZE, клавишник Джон Синклер из HEAVY METAL KIDS, басист Боб Дэйсли из группы Оззи Осборна и... Ли Керслейк оттуда же. Возрождение группы вызвало всплеск интереса к ней, альбом "Abominog" (март 1982 г.) занял 34–е место в хит–параде. Снова, как и на дебютном диске, на обложке пластинки красовалась рожа, на сей раз чертика с устрашающей зубастой пастью. Дела вроде бы пошли, в команду вернулся Болдер, и в этом составе созданы еще два альбома, "Head First" (май 1983 г.) и "Equator" (март 1985 г.), ничего хорошего к дискографии не прибавившие. К этому времени URIAH HEEP уже потеряли контакты с крупными фирмами звукозаписи, перебивались гастролями по Индонезии, Китаю и СССР, раз в год пели перед ностальгирующими британцами "Easy Livin`" и пристрастились к изданию "концертников". Ввиду бесперспективности такой рок–н–ролльной жизни Голдби и Синклер осенью 1985 г. ушли из группы. Клавишником взяли Фила Лензона, игравшего до этого в GRAND PRIX и даже сумевшего поработать со SWEET, а певцом попробовал стать Стефф Фонтэйн, с которым "хипы" так ничего и не записали.
В конце концов Мик Бокс пригласил на прослушивание канадца Берни Шоу — маленького, белобрысого и очень подвижного. Шоу в 1979 г. перебрался в Британию, где присоединился к GRAND PRIX, а через два года примкнул к группе бывшего драммера IRON MAIDEN Клайва Барра PRAYING MANTIS (потом ее переименовали в STRATUS). Эта команда выпустила в Японии альбом и распалась. Когда на прослушивании URIAH HEEP начали исполнять "Stealin`", то у всех музыкантов оказался один листок с текстом песни, и все по очереди в него заглядывали. А Берни Шоу демонстративно отвернулся от текста и запел по памяти. Оказывается, у себя на родине Берни выступал в группе, которая исполняла только кавер–версии, среди них, конечно, была вся юрайхиповская классика. Все "хипы" были приятно удивлены, а всегда мрачный Болдер улыбнулся и сказал: "Ты нам подходишь, парень". Так в сентябре 1986 г. стабилизировался состав...
"Свежая кровь", влитая в URIAH HEEP в тысячный раз, наконец–о сработала. Во–первых, музыканты не расстаются уже свыше десяти лет, и 15–й состав в истории группы оказался самым долговечным и прочным. Во–вторых, альбомы "Paging Silence" (апрель 1989 г.), "Different World" (февраль 1991 г.) и "Sea Of Light" (май 1995 г.) на голову выше того, что делали "хипы" в течение последних 15 лет. Стиль группы можно назвать "современным прогрессивным хард–роком" — без намека на ностальгию по собственному прошлому и без особой оглядки на музыкальную моду. Конечно, это не мэйнстрим, потому что такая музыка сегодня продается плохо, но тем большее уважение испытываешь к "хипам", уверенно делающим то, что они считают нужным. "Sea Of Light", оформленный скорее в стиле группы YES (кстати, в начале семидесятых конверты обложек обеих групп разрабатывал один художник, Роджер Дин), свидетельствует о том, что "хипы" обрели второе дыхание, при этом не повторив старых находок.
Что до нового диска "Sonic Origami", то его композиции рассчитаны главным образом на американскую публику, ибо недавно группе удалось подписать контракт о распространении ее продукции в США. С этой целью URIAH HEEP даже записали кавер "Across The Miles" американской команды SURVIVOR. "Конечно, мы пытались, работая над альбомом, создать что–нибудь стопроцентно АОР–овое, но у нас ничего не вышло!" — смеется довольный Мик Бокс. Он в соавторстве с Лензоном сочинил половину песен нового альбома, другую половину написал хмурый (он и в самом деле редко улыбается) Тревор Болдер.

И напоследок — убедительное, почти интимное обращение ко всем фанам "хипов": не ограничивайте историю URIAH HEEP вокалом Байрона и басом Тэйна, романтическими мелодиями и роскошными партиями органа Хенсли!.. Авторы этой статьи тоже честно считали нынешний состав группы халтурным, до тех пор, пока не побывали на репетиции и концерте HEEP. Так вот, свои классические вещи "хипы" играют один к одному, а то и лучше. Перед бешеной энергией Берни Шоу, лукавой улыбкой Мика Бокса и добродушным хулиганством Ли Керслейка — усевшись за кухню, он зычно произнес "bullshi–i–it" — устоять просто невозможно.
Начиная с "Sonic Origami" HEEP отработают новую концертную программу, в которую войдут песни из этого альбома


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета