Искусство Ди-Джеинга Для Начинающих Искусство ди-джеинга для начинающих (Н.Худяков)
Искусство ди-джеинга для начинающих
В данной статье вы узнаете о том, как начать свою ди–джейскую карьеру, что для этого нужно и стоит ли этим заниматься вообще. Хотел бы отметить, что нижеследующий материал составлен по заметкам ряда западных ди–джеев. Также здесь использована информация из ряда специализированных журналов для диск–жокеев (таких, как "Mobile Beat Magazine", "DJ Times Magazine", "DJ Expo").
Лиха беда начало...
Первое, что вы должны сделать, когда твердо решили, что будете в дальнейшем заниматься ди–джеингом, — ни в коем случае не бежать и не покупать аппаратуру. Для начала найдите друга или знакомого, у которого были бы вертушки (пусть даже простые советские "Веги", но обязательно с питч–контроллером) и микшерский пульт, и попрактикуйтесь. Так вы сэкономите деньги на покупке пульта (минимум $100), вертушек (минимум $50, если советские), усилителя (минимум $20, если советский) и колонок (минимум $20, если советские).
Лучше всего потратить эти деньги на приобретение хороших пластинок, которые и составят ваш первый вклад в личную музыкальную коллекцию. Помните: ди–джей ценится не за хорошую аппаратуру, а за хорошую музыку и мастерство.
К сожалению, в Беларуси на сегодняшний день приобрести хорошие винилы очень проблематично, поэтому скорее всего за покупками вам придется отправиться в Москву. Цена на пластинки — от $8. Там же вы сможете приобрести и все необходимое для ди–джеинга (слипматы, вертушки, иглы, микшеры) гораздо дешевле, чем в Минске.
Хотелось бы акцентировать ваше внимание также на типах винилов. Как правило, их выпускают либо крупные компании и большим тиражом, либо мелкие лейблы и ограниченным тиражом. Раритетная музыка, сделанная на высоком уровне, — мечта любого ди–джея. Все более–менее известные личности, работающие на танцполах, имеют в своих коллекциях такие винилы. Так что ищите неизвестные имена и старайтесь приобретать именно такую музыку.
Итак, будем надеяться, теперь у вас уже есть некоторое количество музыки, которую вы сможете использовать в своих тренировках. "Когда я впервые занялся ди–джеингом, я боялся браться за винил. Меня в детстве всегда учили, что пластинки должны аккуратно храниться и обращение с ними должно быть соответствующим, — вспоминает DJ Steve Rothkin и продолжает: — Для полноценной работы ди–джея непосредственный контакт с винилом необходим. Поэтому для большей сохранности ваших пластинок просто найдите мягкую несинтетическую тряпочку, которой вы будете протирать время от времени ваш винил. В любом случае, конечно, не стоит проливать на пластинки сок, посыпать их пеплом или валять в грязи. Отпечатки же пальцев, которые в любом случае останутся на пластинка, вреда не принесут." Для сохранности механизма вертушек настоятельно рекомендуется приобрести слипматы, которые позволяют манипулировать пластинкой, не травмируя при этом аппаратуру. Также старайтесь не хранить ваши записи вблизи батарей, в сырости и других экстремальных условиях.
Процесс пошел
При ваших первых экспериментах не волнуйтесь о подсчете бита. Просто попытайтесь понять и прочувствовать, что же происходит, когда вы перемещаете crossfader, увеличиваете уровень громкости одного из каналов или работаете с питч–контроллером на вертушках. Хорошо изучите оборудование — вот первое правило для начинающих ди–джеев. Пусть это займет у вас пять минут или даже пять дней, все равно вам необходимо это сделать.
Сведение
Подбор музыки, умение работать с аппаратурой — это очень важные вещи, являющиеся составными частями таланта ди–джея. Однако это еще не все. Уровень сведения — вот основной фактор, который отличает посредственного ди–джея от настоящего мастера.
При сведении треков вы не просто совмещаете звук с двух вертушек, вы смешиваете и подаете достаточно разную информацию. Для того чтобы в итоге вы не получили "кашу", делать это нужно аккуратно и грамотно. Во–первых, вы должны хорошо изучить записи, которые собираетесь играть в миксе. Вы должны запомнить манеру бита, характерные ритмические паттерны, примерные скорости композиций, а также места, где бит исчезает, места, где вступает вокал (если таковой имеется), и как можно больше других особенностей. Вся эта информация пригодится вам в дальнейшем для создания действительно профессионального микса. Конечно, на первых порах вы можете что–то записывать, советую также завести себе специальную записную книжку, где вы будете вести своеобразную картотеку. Но это только на первых порах. При наличии достаточной практики вы со временем сможете набраться опыта и обходиться лишь своими знаниями.
Стиль бита
Прослушайте запись. Подумайте, как бит этой записи будет совмещаться с предыдущим треком. Если бит достаточно прост (как, например, в техно), пытайтесь вначале микшировать данную композицию с другой, но со сходным битом. Если бит достаточно сложен, то следует попытаться сводить не бит в бит, а в момент, где текущая композиция идет без бита.
Ритмические паттерны
Некоторые стили музыки (такие, как, к примеру, детройтский эйсид и гоа) содержат множество сложных звуков и мелодических линий. Сведение двух композиций такого типа может породить сильный диссонанс, который сведет на нет аккуратное микширование. Поэтому такие треки рекомендуется сводить на паузах или голом ритме.
Подгонка скоростей
У каждого ди–джея на этот счет есть свое мнение и свои методики. Ниже приведена одна из них. Она не претендует на абсолютную правильность, и каждый по мере приобретения опыта, конечно, найдет свои подходы.
Сперва проверьте, что crossfader стоит в крайнем положении по отношению к той пластинке, которая в данный момент играет (это необходимо сделать для того, чтобы ваши эксперименты по подгонке скорости не были слышны на большом звуке). Далее запустите вторую вертушку и выберите композицию, которая пойдет следующей. Как правило, в электронной танцевальной музыке идет композиционное построение по "квадратам", это означает, что какое–либо изменение течения трека наступает через равные промежутки времени (каждые два, четыре, восемь или шестнадцать тактов). Композиции рекомендуется сводить именно с начала квадрата, чтобы подмикшированный трек не вопринимался неожиданным и нелогичным нововведением.
Никогда не верьте скоростям (rpm), которые иногда бывают написаны на винилах. Как правило, они не соответствуют действительности. Для начала перенесите иглу с вертушки на середину микшируемого трека. Здесь основной бит уже развился, и вы реально сможете оценить скорость композиции.
Далее идет приблизительное сравнение скоростей. Для того чтобы подогнать трек по скорости, вы запускаете его с начала его квадрата и также с начала квадрата играющей композиции. С помощью питч–контроллера вы подгоняете микшируемый трек по скорости, стараясь достичь минимальной разницы в скорости. Когда вам кажется, что вы достигли желаемого результата, вы опять начинаете с начала квадратов. Если разница в скорости не очень велика, то биты начнут расходиться через два–три такта. Если вы поспешили и уже вывели микшируемый трек на большой звук (то есть у вас теперь играет два трека одновременно), можете попытаться чуть–чуть подогнать или притормозить вторую пластинку рукой, одновременно корректируя питч. Если же вы все еще не вывели микшируемый трек, то просто еще чуть–чуть подкорректируйте питч и опять начните с начала квадрата.
Следует сказать, что коррекции питча в режиме реального времени — дело достаточно сложное. Для того чтобы научиться грамотно делать это, нужна большая практика. Например, DJ Jimmy Crash мог одновременно корректировать скорость двумя руками. Одной он слегка подгонял запаздывающую вертушку, а другой притормаживал вторую. Эксперименты помогут вам избрать для себя наилучший путь. Стоит запомнить одно: чем быстрее вы скорректируете скорости, тем лучше.
Когда идет речь об одном треке, играющем на большом звуке, имеется в виду, что микшируемый трек вы прослушиваете и подгоняете в наушниках, один из динамиков которых приложен к вашему уху. Не забывайте сделать громкость на наушники достаточной, ибо в обратном случае большой звук будет просто забивать сигнал из наушников.
Пожалуйста, не грешите резкостью. Если этого не требуют обстоятельства (например, имеется короткая пауза и т.п.), выводите второй трек мягко и аккуратно. Если вам повезло и композиции идут бит в бит, то дайте им немного поиграть вместе, после чего, опять–таки с начала квадрата, уводите предыдущий трек.
Расширенные техники сведения
Расширенные техники сведения не подразумевают, что ими должны пользоваться только профи. Наоборот, то, что было перечислено выше, —лишь самые основы, которые должен знать каждый. То, что будет изложено далее, — приемы, которые помогут вам научиться действительно хорошо работать во время микса.
Паузы
Поиск пауз в треке означает, что вы пытаетесь отыскать и запомнить на будущее места в композиции, где на время бит исчезает. Так как вы уже знаете о методике композиционного построения по квадратам, то если вы примерно запомните, где наступает пауза в бите и сколько тактов в квадрате насчитывает данная композиция, вы с успехом можете с началом квадрата с паузой выводить микшируемый трек, начинающийся с ритма.
Начало и конец композиции
Очень важно знать и помнить о том, как начинаются и заканчиваются те треки, которые вы собираетесь играть: начинаются ли они внезапно либо постепенно, обрываются ли в конце или же мягко уходят в тишину. Знание этих параметров очень поможет вам. Если композиция, которую вы взялись подмикшировать, начинается медленно (много вокальных сэмплов, эмбиентное интро, тарелки и т.п. до полного развития бита), а текущая запись в конце обрывается, то вы вполне можете подмикшировать вторую за пару квадратов до конца. При этом танцующие не услышат резкого обрыва музыки, а наоборот, микшируемый трек мягко заменит текущий.
Хотелось бы сразу вас предупредить, начинающие ди–джеи, что занятия ди–джеингом — дело достаточно хлопотное, непростое и очень дорогостоящее. Для того чтобы сыграть приличный сет, хорошему ди–джею нужно не меньше десяти пластинок, а они стоят недешево. Репертуар следует постоянно обновлять. Поэтому советую реально оценивать свои силы, приступая к занятиям.
Так как рассказ о ди–джеинге планируется вести в течение нескольких номеров газеты, вы можете присылать свои отзывы и предложения, а также вопросы в редакцию, где все они будут рассмотрены и наиболее важные из них будут освещены в последующих публикациях.
В данной статье вы узнаете о том, как начать свою ди–джейскую карьеру, что для этого нужно и стоит ли этим заниматься вообще. Хотел бы отметить, что нижеследующий материал составлен по заметкам ряда западных ди–джеев. Также здесь использована информация из ряда специализированных журналов для диск–жокеев (таких, как "Mobile Beat Magazine", "DJ Times Magazine", "DJ Expo").
Лиха беда начало...
Первое, что вы должны сделать, когда твердо решили, что будете в дальнейшем заниматься ди–джеингом, — ни в коем случае не бежать и не покупать аппаратуру. Для начала найдите друга или знакомого, у которого были бы вертушки (пусть даже простые советские "Веги", но обязательно с питч–контроллером) и микшерский пульт, и попрактикуйтесь. Так вы сэкономите деньги на покупке пульта (минимум $100), вертушек (минимум $50, если советские), усилителя (минимум $20, если советский) и колонок (минимум $20, если советские).
Лучше всего потратить эти деньги на приобретение хороших пластинок, которые и составят ваш первый вклад в личную музыкальную коллекцию. Помните: ди–джей ценится не за хорошую аппаратуру, а за хорошую музыку и мастерство.
К сожалению, в Беларуси на сегодняшний день приобрести хорошие винилы очень проблематично, поэтому скорее всего за покупками вам придется отправиться в Москву. Цена на пластинки — от $8. Там же вы сможете приобрести и все необходимое для ди–джеинга (слипматы, вертушки, иглы, микшеры) гораздо дешевле, чем в Минске.
Хотелось бы акцентировать ваше внимание также на типах винилов. Как правило, их выпускают либо крупные компании и большим тиражом, либо мелкие лейблы и ограниченным тиражом. Раритетная музыка, сделанная на высоком уровне, — мечта любого ди–джея. Все более–менее известные личности, работающие на танцполах, имеют в своих коллекциях такие винилы. Так что ищите неизвестные имена и старайтесь приобретать именно такую музыку.
Итак, будем надеяться, теперь у вас уже есть некоторое количество музыки, которую вы сможете использовать в своих тренировках. "Когда я впервые занялся ди–джеингом, я боялся браться за винил. Меня в детстве всегда учили, что пластинки должны аккуратно храниться и обращение с ними должно быть соответствующим, — вспоминает DJ Steve Rothkin и продолжает: — Для полноценной работы ди–джея непосредственный контакт с винилом необходим. Поэтому для большей сохранности ваших пластинок просто найдите мягкую несинтетическую тряпочку, которой вы будете протирать время от времени ваш винил. В любом случае, конечно, не стоит проливать на пластинки сок, посыпать их пеплом или валять в грязи. Отпечатки же пальцев, которые в любом случае останутся на пластинка, вреда не принесут." Для сохранности механизма вертушек настоятельно рекомендуется приобрести слипматы, которые позволяют манипулировать пластинкой, не травмируя при этом аппаратуру. Также старайтесь не хранить ваши записи вблизи батарей, в сырости и других экстремальных условиях.
Процесс пошел
При ваших первых экспериментах не волнуйтесь о подсчете бита. Просто попытайтесь понять и прочувствовать, что же происходит, когда вы перемещаете crossfader, увеличиваете уровень громкости одного из каналов или работаете с питч–контроллером на вертушках. Хорошо изучите оборудование — вот первое правило для начинающих ди–джеев. Пусть это займет у вас пять минут или даже пять дней, все равно вам необходимо это сделать.
Сведение
Подбор музыки, умение работать с аппаратурой — это очень важные вещи, являющиеся составными частями таланта ди–джея. Однако это еще не все. Уровень сведения — вот основной фактор, который отличает посредственного ди–джея от настоящего мастера.
При сведении треков вы не просто совмещаете звук с двух вертушек, вы смешиваете и подаете достаточно разную информацию. Для того чтобы в итоге вы не получили "кашу", делать это нужно аккуратно и грамотно. Во–первых, вы должны хорошо изучить записи, которые собираетесь играть в миксе. Вы должны запомнить манеру бита, характерные ритмические паттерны, примерные скорости композиций, а также места, где бит исчезает, места, где вступает вокал (если таковой имеется), и как можно больше других особенностей. Вся эта информация пригодится вам в дальнейшем для создания действительно профессионального микса. Конечно, на первых порах вы можете что–то записывать, советую также завести себе специальную записную книжку, где вы будете вести своеобразную картотеку. Но это только на первых порах. При наличии достаточной практики вы со временем сможете набраться опыта и обходиться лишь своими знаниями.
Стиль бита
Прослушайте запись. Подумайте, как бит этой записи будет совмещаться с предыдущим треком. Если бит достаточно прост (как, например, в техно), пытайтесь вначале микшировать данную композицию с другой, но со сходным битом. Если бит достаточно сложен, то следует попытаться сводить не бит в бит, а в момент, где текущая композиция идет без бита.
Ритмические паттерны
Некоторые стили музыки (такие, как, к примеру, детройтский эйсид и гоа) содержат множество сложных звуков и мелодических линий. Сведение двух композиций такого типа может породить сильный диссонанс, который сведет на нет аккуратное микширование. Поэтому такие треки рекомендуется сводить на паузах или голом ритме.
Подгонка скоростей
У каждого ди–джея на этот счет есть свое мнение и свои методики. Ниже приведена одна из них. Она не претендует на абсолютную правильность, и каждый по мере приобретения опыта, конечно, найдет свои подходы.
Сперва проверьте, что crossfader стоит в крайнем положении по отношению к той пластинке, которая в данный момент играет (это необходимо сделать для того, чтобы ваши эксперименты по подгонке скорости не были слышны на большом звуке). Далее запустите вторую вертушку и выберите композицию, которая пойдет следующей. Как правило, в электронной танцевальной музыке идет композиционное построение по "квадратам", это означает, что какое–либо изменение течения трека наступает через равные промежутки времени (каждые два, четыре, восемь или шестнадцать тактов). Композиции рекомендуется сводить именно с начала квадрата, чтобы подмикшированный трек не вопринимался неожиданным и нелогичным нововведением.
Никогда не верьте скоростям (rpm), которые иногда бывают написаны на винилах. Как правило, они не соответствуют действительности. Для начала перенесите иглу с вертушки на середину микшируемого трека. Здесь основной бит уже развился, и вы реально сможете оценить скорость композиции.
Далее идет приблизительное сравнение скоростей. Для того чтобы подогнать трек по скорости, вы запускаете его с начала его квадрата и также с начала квадрата играющей композиции. С помощью питч–контроллера вы подгоняете микшируемый трек по скорости, стараясь достичь минимальной разницы в скорости. Когда вам кажется, что вы достигли желаемого результата, вы опять начинаете с начала квадратов. Если разница в скорости не очень велика, то биты начнут расходиться через два–три такта. Если вы поспешили и уже вывели микшируемый трек на большой звук (то есть у вас теперь играет два трека одновременно), можете попытаться чуть–чуть подогнать или притормозить вторую пластинку рукой, одновременно корректируя питч. Если же вы все еще не вывели микшируемый трек, то просто еще чуть–чуть подкорректируйте питч и опять начните с начала квадрата.
Следует сказать, что коррекции питча в режиме реального времени — дело достаточно сложное. Для того чтобы научиться грамотно делать это, нужна большая практика. Например, DJ Jimmy Crash мог одновременно корректировать скорость двумя руками. Одной он слегка подгонял запаздывающую вертушку, а другой притормаживал вторую. Эксперименты помогут вам избрать для себя наилучший путь. Стоит запомнить одно: чем быстрее вы скорректируете скорости, тем лучше.
Когда идет речь об одном треке, играющем на большом звуке, имеется в виду, что микшируемый трек вы прослушиваете и подгоняете в наушниках, один из динамиков которых приложен к вашему уху. Не забывайте сделать громкость на наушники достаточной, ибо в обратном случае большой звук будет просто забивать сигнал из наушников.
Пожалуйста, не грешите резкостью. Если этого не требуют обстоятельства (например, имеется короткая пауза и т.п.), выводите второй трек мягко и аккуратно. Если вам повезло и композиции идут бит в бит, то дайте им немного поиграть вместе, после чего, опять–таки с начала квадрата, уводите предыдущий трек.
Расширенные техники сведения
Расширенные техники сведения не подразумевают, что ими должны пользоваться только профи. Наоборот, то, что было перечислено выше, —лишь самые основы, которые должен знать каждый. То, что будет изложено далее, — приемы, которые помогут вам научиться действительно хорошо работать во время микса.
Паузы
Поиск пауз в треке означает, что вы пытаетесь отыскать и запомнить на будущее места в композиции, где на время бит исчезает. Так как вы уже знаете о методике композиционного построения по квадратам, то если вы примерно запомните, где наступает пауза в бите и сколько тактов в квадрате насчитывает данная композиция, вы с успехом можете с началом квадрата с паузой выводить микшируемый трек, начинающийся с ритма.
Начало и конец композиции
Очень важно знать и помнить о том, как начинаются и заканчиваются те треки, которые вы собираетесь играть: начинаются ли они внезапно либо постепенно, обрываются ли в конце или же мягко уходят в тишину. Знание этих параметров очень поможет вам. Если композиция, которую вы взялись подмикшировать, начинается медленно (много вокальных сэмплов, эмбиентное интро, тарелки и т.п. до полного развития бита), а текущая запись в конце обрывается, то вы вполне можете подмикшировать вторую за пару квадратов до конца. При этом танцующие не услышат резкого обрыва музыки, а наоборот, микшируемый трек мягко заменит текущий.
Хотелось бы сразу вас предупредить, начинающие ди–джеи, что занятия ди–джеингом — дело достаточно хлопотное, непростое и очень дорогостоящее. Для того чтобы сыграть приличный сет, хорошему ди–джею нужно не меньше десяти пластинок, а они стоят недешево. Репертуар следует постоянно обновлять. Поэтому советую реально оценивать свои силы, приступая к занятиям.
Так как рассказ о ди–джеинге планируется вести в течение нескольких номеров газеты, вы можете присылать свои отзывы и предложения, а также вопросы в редакцию, где все они будут рассмотрены и наиболее важные из них будут освещены в последующих публикациях.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1998 год в рубрике музыкальная газета