Pearl Jam
still alive


Раз уж речь пошла о PEARL JAM, то следует иметь в виду, что вещи, выходящие за рамки обычного, — как раз то, с чем всегда ассоциировалась эта группа. На протяжении всей своей восьмилетней карьеры PEARL JAM славились серьезным отношением ко всему, что окружало их музыкальную деятельность. И вот в этом году Stone Gossard, Jeff Ament, Mike McCready, Eddie Vedder и Jack Irons начали первое за последние пять лет мировое турне, которое должно завершиться в Америке. Несмотря на все сложности данного мероприятия, ребята испытывают едва ли не лучшие времена в своей музыкальной карьере. И как логическое завершение этому — выход концертного альбома–сборника "Live On Two Legs" (24 ноября).

А сейчас вернемся немного назад в прошлое и посмотрим, что же предшествовало этому, может быть, самому счастливому периоду в жизни великого коллектива.
За время своего существования группа пережила множество взлетов и падений. И несмотря на текущее восстановление, каждый из ребят PEARL JAM осознает, насколько нестабильным может быть существование группы. По словам Госсарда, бывали времена, когда никто не был уверен, что группа доживет до своего пятилетия.
Когда в начале своей карьеры в 1991 году PEARL JAM выпустил дебютный альбом "Ten", его тираж составил 10 миллионов копий, а у ребят тем временем даже не было возможности узнать друг друга получше. Vedder чувствовал себя не в своей тарелке, общаясь с многочисленными журналистами, да и у остальных участников группы возникали проблемы с навалившейся на них славой. У McCready появилась сильная зависимость от наркотиков и алкоголя, с которой ему помогли справиться врачи реабилитационного центра в Миннесоте в 1994 году. Но для большинства музыкантов группы основной проблемой были не наркотики, а нехватка обычного общения между собой. И по мере того, как группа завоевывала все больший успех у публики, нехватка в общении и взаимопонимании сказывалась все сильнее и сильнее. В 1994 году Stone Gossard даже подумывал об уходе из группы.
Но ситуация пошла на поправку, когда после записи альбома "Vitology" ударник Abbruzzese был замещен Джеком Айронсом, который был давним другом Веддера. "Джек принес в группу открытость, которая подвинула ребят к общению и пониманию", — говорит Jeff Ament. — Мы все были виноваты в том, что прятались в своих маленьких изолированных мирках, а Джек смог объединить нас вместе."
Однако затем были затянувшиеся войны с "TicketMaster" (глобальная сеть агентств по США, занимающаяся распространением билетов на большинство концертов и шоу в Америке).
"TicketMaster" является монополистом на рынке развлечений в США и за свои услуги берет комиссионный сбор в размере 25–50% от стоимости билетов и выше. И это бремя ложится на покупателей, то есть на фэнов и поклонников. Группа даже отменила свое запланированное турне в связи с конфликтом с этой компанией из–за того, что та отказалась снизить цены на билеты PEARL JAM.
Затем был "No Code". С коммерческой точки зрения это был полный провал, так как альбом продавался крайне медленно и крайне низкими тиражами по сравнению с предыдущими релизами группы. Однако с другой точки зрения, а также по мнению самих музыкантов, низкие объемы продаж "No Code" стали "благословением" для группы. Это позволило снять напряжение внутри и вокруг музыкантов. Сама группа отзывается с любовью об этом альбоме. По словам Эймента, альбом можно назвать историей группы: "Это альбом о том, как взрослеют".
Тем временем некоторые участники группы засветились в различных побочных проектах, таких как MAD SEASON, BRAD, THREE FISH и HOVERCRAFT. Как говорит Eddie Vedder, когда вы делаете нечто новое с разными людьми, это помогает лучше почувствовать свои силы и, что еще важнее, свои слабости и недостатки.
Последний студийный альбом "Yield", по мнению Госсарда, стал наиболее последовательным и единым по содержанию "Yield" — почти домашний по своей простоте, он не затронут необходимостью великих высказываний. Он был записан не вследствие обдуманной необходимости, а по причине полной преданности музыкантов Музыке. Если альбом принять за индикатор, то PEARL JAM именно в этом альбоме превзошли долгое недопонимание друг друга. В альбоме представлены некоторые главные принципы самих музыкантов, и, что, наверное, еще важнее, альбом показывает новый способ подбора материала, когда каждый из участников группы предоставил свои собственные песни для альбома. И для Веддера не стало проблемой исполнение песен, впервые написанных не им самим, а его товарищами по группе. Этот факт показал сам за себя, что с недопониманием в группе покончено.
Затем в августе сего года вышло видео PEARL JAM "Single Video Theory". В нем можно увидеть ранние съемки коллектива, работу в студии, услышать неизданные версии песен альбома "Yield", а также интервью.
Во время выпуска "Single Video Theory" PEARL JAM были уже активно вовлечены в первое за многие годы мировое турне. По мнению самих ребят из PEARL JAM, группа лучше чувствует себя, давая концерты, чем закрывшись в студии. Ament, описывая энергию, которую он чувствует, играя "вживую", говорит: "Это крайне захватывающе делать большое шоу, когда люди вместе напевают твои песни". "Мы действительно испытываем наслаждение от всего происходящего", — рассказывает Gossard. — Но мы не занимались этим уже долгое время и поэтому должны постепенно привыкать. Жизнь в турне можно назвать приобретенным навыком, и если вы не используете этот навык, то он начинает вырождаться. Сейчас мы должны настроить себя на рабочий лад и быть уверенными, что все находится в "боевой" готовности".
И действительно, безумная реакция, с которой встречают группу на всем протяжении ее мирового шествия, убеждает, что этот "музыкальный монстр" пребывает в высочайшей рабочей готовности. Несмотря на тот факт, что многие умники заявляют о том, что PEARL JAM потеряли свой коммерческий успех, что это уже не та группа, которая доминировла на мировой рок–сцене в начале 90–х и которая выпустила такие хиты, как "Ten" и "Vs", реакция на мировое турне и на вышедший в недалеком прошлом студийный альбом "Yield" показывает несостоятельность этих заявлений. Хотя группа пережила за последнее время множество "дорожных" проблем, одна из которых — затянувшаяся война с "TicketMaster", возвращение ребят к "живым" выступлениям и, как следствие, выход концертного альбома — одно из ярчайших событий 1998 года.
"Мы всегда считали себя концертной группой", — говорит Ament. — И поэтому наша длительная неспособность выйти в турне очень всех разочаровывала. Но мы не вспоминаем о прошлом и наслаждаемся тем, что происходит в данный момент".
Говоря откровенно, все сейчас кажется в полном порядке в чрезвычайно непредсказуемом мире PEARL JAM. И несмотря на очевидное уменьшение продажной способности их альбомов, группа остается одной из наиболее любимых и влиятельных в мире. Спрос на билеты PEARL JAM в этом году был самый интенсивный за последние 2 года, с тех пор как KISS выступали в своем турне. Обычно по тому, насколько быстро распродаются билеты на шоу, можно судить о популярности группы, а также по тому, сколько готовы выложить те, кто купить билеты не успел. Так вот один спекулянт на Восточном побережье США заявил, что двойная цена на билеты PEARL JAM — это стандартная практика, но довольно часто стоимость билета увеличивается в 4–5 раз.
Но это, как мы помним, как раз то, с чем долго и упорно сражались PEARL JAM пару лет назад. Они попытались обойти практику "комиссионных сборов", навязанную "TicketMaster", и пресечь возможности спекулянтов и недобросовестных агентств приобретать лучшие места на концерты в больших количествах. Но, в то время как большинство лучших мест на их нынешнее турне напрямую попало в руки настоящих поклонников PEARL JAM, бесспорно, определенный процент билетов — неважно, насколько малый — был под контролем у спекулянтов, которые на самом деле получали за них от двух до пяти стоимостей билета. Мне кажется, если кто–либо когда–нибудь изобретет систему контроля над такими вещами, как спекуляция билетами и взвинчивание цен, так это будут PEARL JAM.
А пока члены группы сосредоточены на завершении своего вроде бы удавшегося турне, которое и помогло в выпуске нового концертного альбома. Группа по–прежнему остается чем–то сдержанным, чтобы устраивать сверхпышные театрализованные "экстра", но их шоу сами по себе изобилуют особой энергетикой, которую может источать только такая великая группа, как PEARL JAM.
По–видимому, эта самая энергетика и преданность своим фэнам и вдохновила ребят выпустить "Live On Two Legs", чтобы энергию их живого звука смогли услышать не только те, кому удалось–таки достать билеты на концерты, но и все остальные поклонники группы. Я думаю, что этот CD (который, кстати, выпущен в виде дигипака) представляет реальный интерес для всех, кто любит команду PEARL JAM и кто хочет узнать о ней побольше. В буклете к компакт–диску — множество интересных фотографий, наглядно описывающих "жизнь на двух ногах". Более 70 минут живого звучания полностью передают настроение концертов группы. Так что слушайте и получайте удовольствие. PEARL JAM еще живы и работоспособны. "We are still alive" — так заканчивает Vedder один из своих первых шедевров "Alive" на одном из концертов турне. Они живы и будут продолжать радовать любителей хорошей музыки.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета