Lansky, Paul
Легенда компьютерной музыки — PAUL LANSKY

Легенда компьютерной музыки —
PAUL LANSKY


История музыки заполнена историей наших музыкальных инструментов и машин. Скрипка, труба, виолончель или фортепиано являются порождением механистичных технологий культуры, которая их разработала и создала, и отражают суть того времени. Точно так же и цифровые технологии имеют свою историю и свое отражение в культуре нашей цивилизации. Как же искусство создания музыки, да и сама музыка реагируют на изменение и совершенствование технологий?

Новое поколение композиторов — это люди, которые говорят на языках программирования, с сильным "акцентом", полученным от академического музыкального образования. Активный звуковой спектр таких людей не ограничивается лишь природными звучаниями, они свободно оперируют звуками, которых никогда не существовало. Они находят общий язык со всеми этими металлическими коробочками, битком набитыми электроникой, с тысячами метров проводов, с дискетами и жесткими дисками. Их идеология — погрузить слушателя в постоянно меняющуюся среду звуковых текстур, атмосфер и магических завихрений звука. Прислушайтесь внимательно, ведь уже некоторое время вы присутствуете при рождении нового музыкального инструмента — компьютера.
Одним из пионеров компьютерной музыки является американский композитор, председатель музыкального департамента Princeton University Пол Лански (Paul Lansky).
Музыка Лански, созданная с помощью манипулирования записанными звуками и применения цифрового синтеза, является уникальной смесью тембров — как натуральных, так и не от мира сего. Часто в его композициях соединяются звуки обыкновенных инструментов (таких, как, например, гармоника в треке "GuyТs Harp"), синтезированных шумов и ординарных живых звуков (например, звук проезжающего грузовика в "Night Traffic").
"Существует лишь один прием, который я повторяю из композиции в композицию, — говорит Лански. — Я всегда пытаюсь создать очень сложные текстуры". Кроме текстур, где, как правило, существует лишь один фокус (например, главная мелодия), Лански создает еще и обильные переплетения синтезаторных звуковых слоев, что позволяет слушателю самому выбирать для себя точку фокуса из ряда различных элементов.
Использование каждодневных звуков также имеет свое объяснение, так как создает базис для музыкального отражения желания дать слушателю некоторое звуковое пространство во время воспроизведения композиции. В отличие от живой музыки фонограмма во время живого выступления вызывает у публики эффект отчуждения. "Что интереснее, на ваш взгляд, — смотреть на выступление струнного квартета или наблюдать то, как под звук, текущий из динамиков, кто–то стоит и глупо выделывается на сцене?" Потеря интереса, по мнению Лански, происходит из–за того, что у слушателя во время прослушивания записанной музыки нет "пространства для маневра".
Достаточно интересное мнение, не так ли? Стоит дать слушателю необходимую степень внутренней музыкальной свободы — и он с легкостью будет воспринимать все самое необычное, что вы пытаетесь ему передать. Нужно дать услышать что–то знакомое, что сопровождает человека в его каждодневной жизни, тогда не будет наблюдаться и процесса отторжения всего остального. В понимании Лански, колонки, динамики — это окна в большой мир, мир образов и звучаний. "Все, что мы пытаемся сделать, когда играет музыка, — это связать те звуки, которые мы слышим из колонок, с каким–либо реальным физическим действием. Например, с человеческой речью или игрой человека на живом музыкальном инструменте". Именно на основе этого эффекта и рождаются образы, навеянные музыкой. Музыкальная карьера Лански началась в достаточно традиционной манере в High School of Music and Art как исполнителя, играющего на французском рожке и гитаре. После переезда в Princeton в конце шестидесятых, как дипломированный специалист в области музыкальной композиции, он заинтересовался компьютерной музыкой как технологией, которая только зарождалась. Теперь, практически тридцать лет спустя, Лански является талантливым музыкальным программистом, который написал уже бесчисленное количество программ для реализации собственных творческих открытий. Однако этим дело на заканчивается. Пол Лански также выступает как композитор, перформер и дизайнер музыкальных инструментов.
Конечно, вы можете утверждать, что никогда не слышали о таком музыканте. Однако стоило бы отметить, что работы таких мастеров экспериментального жанра не приобретают большой популярности, ибо в их раскрутку не вкладывается того огромного количества денег, которое, например, идет на поддержку творений поп–звезд.
Такие люди, как Пол Лански, интересны своими идеями, они музыкально образованы и теоретически должны быть полны всевозможных штампов, касающихся теории композиции. Однако, как правило, именно они и привносят нечто кардинально новое в современную музыку.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета