Обзор Хаус
Генерация чикагского хауса

Генерация
чикагского хауса


Уже 12 лет, как мир танцует под ритмы хаус–музыки, все больше и больше людей становятся под знамена этой культуры. Нельзя отрицать вклад, который внес хаус в становление и развитие современной электронной музыки. Да и за такое количество времени хаус мог бы устареть, потерять свою актуальность, застопориться на месте и перестать развиваться. Но нет, стиль скрещивается все с новыми и новыми музыкальными формами, постоянно видоизменяется, появляются новые музыкальные проекты, открываются лейблы. Идет развитие! Хаус до сих пор горяч и актуален. Не стоит забывать, что рождению хауса мир обязан черной Америке, которая, повторив традиции джаза и блюза, вновь совершила музыкальный переворот, полностью изменив представление о танцевальной культуре. Решающий удар пришелся на Чикаго, откуда при посредничестве некоторых людей, о которых подробнее будет сказано в этой статье, "зараза" в считанные годы расползлась по всему миру, что привело к тотальной капитуляции диско и началу мировой хаус–экспансии.

Первый в списке наших героев — это, несомненно, Frankie Knuckles — "центральное ядро" хаус–культуры. Какими только титулами не наделен этот человек — ходячая история хауса, god father of house music и основоположник современной танцевальной культуры! Frankie Knuckles появился на свет 39–40 лет назад в Южном Бронксе (Нью–Йорк). 70–е годы — это входящие в моду наркотики и музыка диско. Увлечение ими не прошло бесследно для Фрэнки. За торговлю наркотиками он отбыл в тюрьме двухгодичный срок. Путь от выхода из тюрьмы до первых купленных диско–пластинок Кнаклз пробежал за 3 года. Он стал ди–джеем и начал крутить музыку. "Ди–джейство было тем мощным и точным пинком под зад, который позволил мне проникнуть в комнату, где мечты сбываются". Вскоре слухи о том, что Фрэнки имеет привычку скупать хорошие диско–треки, дошла до владельцев чикагского клуба "Warehouse", который в те времена переживал не лучшие свои деньки. Они предлагают Фрэнки заняться музыкальной политикой клуба, на что он дает свое согласие и надолго покидает Нью–Йорк. Кнаклзу дали пять лет для того, чтобы поднять клуб на ноги и дать ему вторую жизнь. За два года он вывел "Warehouse" из грязи в князи, сделав клуб номером один в городе. Ведь не зря появилось утверждение, что хаус–музыка получила свое название в честь этого клуба. В начале 80–х диско стало быстро терять свои позиции, а попросту сказать, — умирать. Звукозаписывающие компании перестали выпускать и всячески игнорировали диско. Танцполы опустели, и профессия ди–джея стала терять свою актуальность. Видя такую ситуацию, Фрэнки не мог просто так опустить руки и взялся за активную реанимацию танцевальной музыки, за переход ее на качественно другой уровень. Он начал микшировать на катушечном магнитофоне петли диск–треков с собственноручно записанными звуками. Фрэнки приобретает машинку "Roland 900", которая как нельзя кстати подошла под формулу новой музыки. Сначала машинка заполняла лишь паузы между треками, чуть позже стала играть главную роль в сочинении музыки.
В 1983 году ввиду разногласий с администрацией клуба он уходит из "Warehouse" и вместе с друзьями открывает новое место под названием "Power Plant". Слава о новой музыке начинает выходить за пределы города. О ней услышали другие музыкальные новаторы из Детройта. Такие люди, как Juan Atkins и Chez Damier, стали частыми гостями на вечеринках в "Power Plant". Их объединял поиск новой музыки, которой так всем не хватало. Она появилась. 1985 год принято считать рождением хауса, и, как видим, Frankie Knickles сыграл в этом далеко не последнюю роль.
В конце 80–х Фрэнки вернулся в Нью–Йорк, где и стал вместе с Junior Vasquez резидентом "Sound Factory", после закрытия которого переиграл во всех мало–мальски известных нью–йоркских клубах: "Tunel", "Queen", "Red Zone", "Delerium".
Кнаклз — личность, маниакально преданная хаус–музыке. Каждую неделю он заставляет танцевать более 1000 человек (именно столько народу посещает его субботние вечеринки в клубе "Twilo", где он резиденствует на протяжении 2 лет). О сетах Фрэнки давно ходят легенды: "Звучание его сетов трудно передать словами, оно подобно дыханию танцующего человека... Он способен манипулировать людьми с помощью своей музыки, не давая танцующим услышать момент взаимного перетекания композиций. Такие черты присущи ди–джеям от Бога... Он играет вне программных установок, легко меняя ритмику и мелодику выбираемых пластинок, выныривая вокальными семплами из низкочастотных пульсаций дип–хауса и, стрекоча ацидными трелями, погружаясь обратно".
Пора представить вам еще одного героя "города ветров". Derric Carter — один из наиболее технически совершенных ди–джеев (Jeff Mills от хауса), свободно сводящий пластинки с трех, а то и с четырех вертушек. Кроме того, он владелец двух известных чикагских лейблов "Blue Cucaracha" и "Classic". В 1987 году приобрел необходимую аппаратуру для звукозаписи и начал сочинять музыку. Первые его треки вышли на чикагском "Prescription Underground". Широко выпускается в Европе на лейблах "Zoom", "Fnac", "Deep Dish" и "Junior Boys Own" под разными именами: TONE THEORY, REDNAIL, SYMBOLS AND INSTRUMENTS, ONEIRO. После всех этих стилистически разнообразных европейских релизов Дерик возвращается к истокам. И это хорошо прослеживается на его альбоме "Seasons", вышедшем в 1997 году. Сладкие вокальные партии, вкрадчивые эйсидные линии, кудахтающие ударные, великолепная звуковая нарезка инструментальных семплов — все это хаус высшей пробы.
Наверно, самым странным и непредсказуемым персонажем чикагской музыкальной сцены является Curtis Jones. Он скрывается за названиями двух самых ярких хаус–проектов 90–х "Cajamere" и "Green Velvet". Владеет несколькими наиболее интересными независимыми фирмами грамзаписи "Cagual" и "Relief". Автор таких нашумевших и перевернувших хаус с ног на голову клубных хитов, как "I Want To Loose My Boby" — гимн "мутантов всего мира" ("Green Velvet "Portamento Tracks" Relief") или "Undergroubd Goddies" вышедший на "Cajual" под именем "Cajamere". Этот трек не получил должного внимания у себя на родине, хотя в Европе он до сих пор ставит на уши не один танцпол. Вот, что думает по этому поводу сам Куртис: "Многие считают, что это чикагский вариант шумового, дребезжащего, бессмысленного техно, а мне так не кажется. Просто эта музыка для ребят, которые пришли на вечеринку подвигаться и не более. Она настолько захватывает твой двигательный аппарат, заставляя совершать незапрограммированные движения, вскрикивать, бегать по танцполу, что стимуляторы просто уходят на задний план". Из недавних релизов Куртиса стоит выделить "IТm Loosing My Mind" и "Flash E.P.", изданные на "Relief" под псевдонимом "Green Velvet". И если первый релиз является примером самого настоящего музыкального минимализма, чьи монотонные битвы вместе с усталым голосом самого Куртиса глубоко проникают в твой мозг, оставляя после себя всякие неизгладимые последствия, например, тотальное помутнение рассудка или что–еще похуже, то "Flash" приносит тебе чувство какой–то неземной любви и вселенской радости. Гипнотически завораживает бархатный шепот Куртиса. Слов уже не разобрать, а выразительность остается и даже доведена до крайности. Слов и фраз больше нет, но музыка тем не менее говорит все, что нужно. Плюс ко всему этот шелест наложен на неотформатированный ритмический рисунок, сливающийся с шутящими аналоговыми мелодиями и щекотящими ухо эйсидными звучками, доводящий людей до исступления и приносящий им состояние эйфории. Этот сингл ремикшировали Boo Wollians и Luke Solomon. Но ярче всех на нем выделяется ремикс DJ. Sneak — новой восходящей звезды из Чикаго. Музыкальную карьеру Sneak начал, как и все, с ди–джейства. И добился в этом немалых результатов. Его называют экстремистом, настолько жестко он играет и обращается с винилом, как с сырьем, из которого выходит что–то совершенно новое. Он работает быстро, на высоких оборотах, виртуозно пользуясь ди–джейскими приемами. То возьмет и пальцем замедлит ход пластинки, раскрутит ее назад, и — раз кросфейдером на другую пластинку, с другим ритмом. Что касается собственного творчества, то начиная с 1993 года Sneak записывается и издается на "Cajual" и "Henry Street" в США и на "Force Inc." в Европе, на которых вышло около 7 ЕР. Выпускает очень приятные хаус–миксы: "The Kinky Trax Collection" ("React") и "BagginТ Da Beats" ("Moonshine"). Сейчас занят работой над первым дебютным альбомом, который записывает вместе с молодой певицей Collete.
На Frankie Knickles, Curtis Jones, Derric Crter и DJ. Sheak чикагский грув не кончается. За ними следуют менее известные, но не менее интересные имена: Paul Jonson, Glenn Underground, Felix Da House Cat и John Fiasko, не забыт и Armando, умерший в прошлом году. А за ними еще и еще... И это значит, что Чикаго не кончится никогда! House Is Forever!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета