Ice Cube
My Skin Is My Sin

ICE CUBE -
My Skin Is My Sin


Четыре минувших года Ice Cube, ярчайшая звезда гангста–рэпа, посвятил "черному" кино, став не только актером и сценаристом, но и режиссером с недавних пор. Но черные тучи вновь сгущаются над Лос–Анджелесом. Это Cube после долгого перерыва решил вновь сказать миру: "Ты безжалостен и несправедлив к черным!" своим новым двойным диском "War & Peace", "воинственная" часть которого появилась в продаже 17 ноября.

N.W.A.: до и после
У столь революционной личности, как Кьюб, было вполне радужное детство. Сам удивляюсь, откуда в этом парне взялось столько злости, когда подрос! Его родители были интеллигентами и работали в Лос–Анджелесском университете (UCLA). Айс родился 15 июня 1969 года в Креншо (South Central, Los Angeles)! под именем ОТШи Джексон (OТShea Jackson), был домоседом и, уткнувшись в телевизор, толстел от чипсов и попкорна в то время, как на улице играли в баскетбол и читали рэп.
Большое влияние на его становление как личности оказал отец. Он дал ему ту необходимую свободу действий, которая живо способствовала появлению вдохновения, когда ОТШи познакомился с хип–хопом. Это произошло довольно поздно — в старших классах. ОТШи втянулся и в 16 лет написал свою первую и одну из самых прославленных песен "BoyzТ N The Hood".
Как рэппер Ice Cube дебютировал в дуэте CIA, где его партнером был Sir Jinx. Они выступали где придется и были частыми гостями на вечеринках (Skateland parties), которые организовывал в середине 80–х местный черный авторитет Dr. Dre (наст. имя Andre Young). Сначала парни не имели планов выпускать свои песни, а продавали самопал в местах сборищ черных братьев, где, собственно, и происходила вся торговля и обмен хип–хоп–продукцией в 1984–1986 годах, когда рэп еще сидел в андерграунде. Затем Дре стал их продюсером, записал бэкграунд на пленку, а Айс Кьюб с Джинксом, а потом и без, в вольной манере стал читать рэп о том, что его окружало, и эти пленки распространялись через магазин одного их знакомого. И только когда они в очередной раз не смогли удовлетворить растущий спрос на свои кассеты, Дре стал искать выходы на звукозаписывающие компании.
А тем временем в небольшом калифорнийском городке Комптоне Эрик Райт (Eazy–E), один из городских криминальных авторитетов, первым смекнул, что музыка — тоже очень прибыльный бизнес. И в 1985 году на деньги от продажи крэка и кокаина он основал собственный лейбл Ruthless Records, а в 1986 году Изи возглавил группу рэпперов под названием HBO. Изи и Кьюба познакомил их общий друг Дре, и Изи попросил Кьюба написать что–нибудь для его группы. Айс, долго не раздумывая, подсунул ему "BoyzТ N The Hood", и она незамедлительно вошла в репертуар HBO.
Определенно Изи понравилось работать с Дре и Кьбом, и втроем они вошли в первый состав N.W.A. (Niggaz With Attitude). Дре был их продюсером и немного пел, Изи пел и финансировал, а Кьюб пел и написал два ключевых трека ("8 Ball" и "Dopeman") для их самого первого альбома "N.W.A. And Posse", о котором почему–то никто и не вспомнил после того, как к N.W.A. присоединились ди–джей и продюсер DJ Yella (наст. имя Antoine Carraby) и рэппер MC Ren (наст. имя Lorenzo Patterson), оба малоизвестные широкой публике.
Никаких дружеских отношений с четырьмя коллегами у Кьюба не было. Они жили в Комптоне и постоянно виделись, а он вынужден был приезжать из South Central. Кьюб расценивал N.W.A. не иначе как увлечение юности и в том же 1987 году отправился изучать архитектуру в Финикс (штат Аризона), но через год снова вернулся и вошел в историю, как рэппер, стоящий за фурорным, в корне революционным как политически, так и социально альбомом "Straight Outta Compton", записанным в конце 1988 года.
Сейчас заслуги N.W.A. Кьюб описывает так: "Ты можешь быть самим собой, делать музыку, которая тебе нравится, и пользоваться заслуженным успехом. Снуп и все хардкор–рэпперы 90–х получили возможность зарабатывать баснословные гонорары, их клипы крутят по MTV, и никто не возникает. За все это нам пришлось побороться в конце 80–х".
Многие могут не согласиться, но ведь именно Кьюб был ключевой фигурой в этом легендарном проекте. Его фантазии, воспаленные насилием на улицах, и юморной вокал оттесняли на второй план заслуги остальных участников N.W.A., и он знал себе цену, являясь основным автором их песен. Однако вовсе не разборки внутри группы спровоцировали его уход из N.W.A. в конце 1989 года. Не знаю, может, это природная ненависть к евреям, коим был их менеджер Джерри Геллер, а может, просто что–то не поделили с ним в финансовом плане, но без него N.W.A. так и не смогли потеснить PUBLIC ENEMY в ранге самых печально известных рэпперов всех времен и больше двух лет не протянули вместе.

Соло
Айс Кьюб уехал в Нью–Йорк и вместе с Sir Jinx и THE BOMB SQUAD, продюсерами тех же PUBLIC ENEMY, записал свой дебютный сольный альбом "AmeriKKKaТs Most Wanted", который "озолотился" уже на вторую неделю после своего выхода и вошел в US Top 20. Не думаю, что этим альбомом (и в особенности его обложкой, где Кьюб хмуро потирает руки на фоне огромной толпы негров, по глазам видно, готовых разорвать кого угодно на своем пути) Айс хотел нагнать побольше страха на белое население Америки. Мне кажется, он требовал уважения, хотел пролить живой свет на реальную жизнь низов американского общества, где процветают унижение, насилие и наркомания.
После успеха "AmeriKKKaТs Most Wanted" Айс Кьюб раз и навсегда покончил с бедностью и на заработанные деньги задумал супермультимедийный проект, открыв продюсерскую компанию Street Knowledge, которую возглавила одна бизнес–вумен. В конце 1990 года он записал мини–альбом "Kill At Will".
Наибольшее количество споров вызвал его второй студийный диск "Death Certificate". Помимо политических манифестов и философских выражений времен N.W.A. (когда Кьюб родил известный лозунг "Life ainТt nothing but bitches and money"), всеми уважаемый рэппер превратился в ярко выраженного расиста. Его словесное отмщение Джерри Геллеру в "No Vaseline" слушалось, как вендетта всему еврейскому роду, а призыв сжигать бакалейные лавки Америки, которыми владеют корейцы и прочие "желторотые" в "Black Korea", давал лишний повод обвинить антисемита Кьюба в нацизме и неуважении ко всей эмигрантской Америке. А то, что черные женщины выходят замуж за белых мужиков, и вовсе не его проблема. Да и проблема ли вообще (зачем было писать "Horny LilТ Devil"?)! Я не думаю, что это альбом, за который стоило бы уважать Кьюба.
Другое дело — "The Predator" (1–е место поп– и ритм-энд-блюз-чартов "Биллборда"). Хотя его приобщение к организации "Nation Of Islam" пронизывает эту запись, но все–таки ущербная для черных школьная программа и геноцид калифорнийской полиции преобладают над религиозными настроениями Айса. Знаменитый сингл "It Was A Good Day" и совместная с DAS EFX заморочка "Check Yo Self" выше всяких похвал, и придраться не к чему. Ведь может же, когда захочет!
На этом, по общему мнению, закончилось сольное новаторство Кьюба, и он стал оглядываться на Дре с его G–Funk в поисках новизны. Альбом "Lethal Injection" вновь был наполнен гетто–пафосом ("Ghetto Bird", "LilТ Ass Gee") и отвращением к белым женщинам (в "Cave Bitch" есть строчка: "IТd rather fuck an albino..."), но в корне фанковое звучание делало эту запись Айса очень коммерческой. Неудивительно, что альбом стал платиновым.
В 1994 году с царского плеча поклонники Кьюба получили сборник раритетов и би–сайдов с двумя новыми песнями "RobbinТ Hood (Cause It AinТt All Good)" и "You DonТt Wanna Fuck With These", и черный Боб Дилан, как Айса Кьюба один раз назвал Перри Фаррелл, оставил свою сольную карьеру на долгих четыре года, занявшись раскруткой молодых талантов, новыми проектами, кино и саундтреками.

Кино, саундтреки и проекты
Хотя, вру, скорее он продолжил этим заниматься, получив редкую возможность не отвлекаться на запись собственных альбомов. После нескольких "коллаборейшенов" с D.O.C., PUBLIC ENEMY и King Tee в 1991 году продюсировал дебютный альбом своей протеже Yo Yo, рэпперши, которая составила ему дуэт в "ItТs A ManТs World" (из альбома "AmeriKKKaТs Most Wanted"). Далее он курировал все ее альбомы. В этом же году состоялся и актерский дебют Айса в картине Джона Синглтона "BoyzТ N The Hood", гангстерском боевике об уличной жизни Лос–Анджелеса. Кьюб стал продюсером саундтрека к этому фильму и собрал около дюжины рэп–звезд первой величины, а сам, если помните, исполнил "How To Survive In South Compton", красочную зарисовку на темы родного города, которую лучше не показывать туристам.
В 1992 году он наконец–то спродюсировал сольный дебют рэп–команды подростков в анораках DA LENCH MOB, которых можно было услышать на его первых двух альбомах. Альбом "Guerillas In Tha Mist" стал первым продуктом лейбла Street Knowledge, а вторым был дебютный диск Kam "Neva Again", открывший миру госпел–рэп, далее раскрученный Coolio. А еще раньше Кьюб продюсировал сольник бывшего члена этой команды и их кузена Del Tha Funkee Homosapien "I Wish My Brother George Was Here".
За следующие два года он поработал с Ice–T (записали песню и снялись в фильме "Trespass"), Scarface, Willie D., Blankman, продюсировал и читал рэп вместе с Тупаком Шакуром на альбоме Don Jagwarr "Faded".
1995–1996 годы Кьюб может считать своей золотой эпохой. Во–первых, грандиозный успех дебютного альбома Mack 10 по большей части "на его совести". Также замечательны две его совместные работы с Dr. Dre "Natural Born Killaz" и "Helter Skelter". Очередная съемка в картине Синглтона "Higher Learning" (трек "Higher" в саундтреке), а также дебют в качестве сценариста в "черной" комедии "Friday", в которой он, естественно, снимался и записал одноименную песню для звуковой дорожки. В этом же году вышел альбом лучших песен N.W.A.
Но самое главное, он собрал в WESTSIDE CONNECTION Mack 10 и W.C., чья позиция в 1996 году чем–то напоминала миссию N.W.A. в конце 80–х. ФБР занесло их в свой черный список, радио не желало предоставлять эфир, а преданные поклонники называли их альбом "Bow Down" "гангста–рэпом в его высшем проявлении". Многие говорят, что WESTSIDE CONNECTION только подлили масла в огонь войны двух побережий, но у Кьюба своя точка зрения на этот счет: "Хип–хоп был территориальной культурой и музыкой со времен его возникновения в Бруклине. Но почему–то мы не возражаем, когда "восточный" рэп крутят на Западе, а эти высокомерные нью–йоркцы и Восточное побережье в целом уважают только себя и только за то, что они были первыми. Но ведь сейчас уже они копируют западный стиль и наживаются на этом как могут". В общем, все эти разоблачительные перепалки с CYPRESS HILL и противопоставление 2Pac и Death Row и Puff Daddy и Bad Boy не от нечего делать. Достали, как говорится!
В новом, 1997 году вышел второй альбом Mack 10, Кьюб снялся в ужастике "Anaconda", триллере "The Glass Shield" и наркодраме "Dangerous Ground", спродюсировал ее саундтрек и выпустил сингл "The World Is Mine". А в конце года специально для фэнов Кьюб собрал воедино все самые удачные свои работы на стороне на альбоме "Featuring... Ice Cube".

Современный Ice Cube
После стольких лет записей на Priority Айс наконец открыл новый лейбл Heavyweight Records, распространяющийся через A&M Records.
Весной этого года состоялся режиссерский дебют Кьюба в картине "PlayerТs Club", представляющей на взыскательный суд зрителя то, что Айс называет "комидрамой" (драма и комедия одновременно). В саундтреке к этому фильму вы сможете услышать рэп DMX, Kurupt, Mia X, Scarface, Browstone и CHANGING FACES, равно как и пять песен с участием маэстро Кьюба. Это ставший клубным хитом сингл "We Be ClubinТ" и его ремикс, "Who Are You LovinТ" (с участием Mr. Short Khop, записывающегося на Heavyweight), "You Know IТm A Ho" (с Master P; а Кьюб на бартер поставил песню "Ghetto Vet" для саундтрека к фильму Master P "I Got The Hook Up") и "My Loved One". В перспективе у Кьюба съемки продолжения кинохита "Friday", который при бюджете в 2 миллиона долларов дал 40 миллионов прокатных, и картины "Three Kings".
Что касается нового двойного альбома "War & Peace", то 28–летний Кьюб заявил, что пока еще рано сбрасывать его со счетов, относить к "old school". Даже несмотря на домашние хлопоты (его жена Ким к настоящему моменту родила ему уже трое детей), старина Айс живет и видит, как уже первая, более жесткая часть его нового альбома, восстановит его авторитет как сольного рэппера. Все в порядке, главное, чтобы он и на этот раз не забыл, какого цвета его кожа!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета