Kapotte Muziek
Дефективная музыка


KAPOTTE MUZIEK - Дефективная музыкаОтец Франса де Ваарда (Frans de Waard) был в некотором отношении неграмотным человеком. Сейчас объясню почему. Однажды он все–таки не выдержал и, зайдя в комнату к развлекающемуся с аппаратурой Франсу, заявил: " Я не знаю, как ты все это называешь — панк, диско, фанк, для меня все это — defective music." Предоставляю вам самим выбрать подходящее из всего многообразия значений английского прилагательного "defective". Знать вам необходимо лишь то, что вышеприведенное словосочетание, произнесенное, естественно, "по–голландски" (поскольку дело происходило именно в Голландии), является теперь названием группы и звучит в оригинале KAPOTTE MUZIEK.В заслугу отцу Франса де Ваарда можно поставить рождение имени для одного из авторитетнейших проектов экспериментальной музыки. Он просто не знал, что все, чем занимался и занимается вот уже около 15 лет его сын, давно имеет свое наименование, т.е. определение стиля данной музыки — musique concrete. Данный термин определяет всю ту музыку, которая создается с помощью вещей, никоим образом с музыкой не связанных. Как правило, это звуки, записанные из окружающей среды, преимущественно индустриального характера — лязг, хруст, свист, шум, скрежет и прочие окружающие нас повседневные звуки. В зависимости от степени брутализации автора музыки данного направления техногенное, жесткое звучание может быть расширено и смягчено, и пораженный слушатель узнает самые неожиданные, но до боли знакомые голоса воды, воздуха, опадающих листьев, сыпящегося песка, писка комаров и практически всего, что может издавать хоть какие–то звуки. Некоторые умудрялись записывать даже звук выделяемого пота! Совершенно справедливым было бы заметить, что акустическая электроника в рамках данного стиля очень тесно и гармонично соседствует с чисто электронными звуками и сэмплами, которые не существуют ни в живой природе, ни даже в кибернетическом мире высоких технологий. Нет нужды говорить здесь, что подобная музыка носит чрезвычайно радикальный характер и без предварительной подготовки будет воспринята с большим трудом. Тем не менее стиль постоянно подпитывается свежими идеями со стороны очень уважаемых и зрелых групп , среди которых необходимо выделить ZOVIET*FRANCE и ETANT DONNES. Талант музыканта (особенно такого, как Франс де Ваард) все равно берет свое, и представляемый сейчас проект давно и заслуженно считается одним из законодателей жанра, ориентиром для молодых новаторов, разработчиков этого уникального по своим возможностям стиля.
Франс де Ваард живет ныне в голландском городе Ниймегене, известном более как постоянное обиталище THE LEGENDARY PINK DOTS. История KAPOTTE MUZIEK характеризуется прежде всего несметным количеством кассетных релизов, изданных на собственном лейбле Франса Korm Plastics, а также на уйме других, малоизвестных европейских независимых лейблов. Дискография Франса де Ваарда и всех его проектов едва умещается в 25–страничном буклете. В настоящее время КМ выпускает свои альбомы на лейбле Staalplaat (Голландия), где Франс является штатным сотрудником, отвечающим за вопросы рекламы, промоушна, продаж и паблик рилэйшнз. Его CD–дискография не так обширна, как кассетная. Совсем недавно вышел новый релиз КМ в серии "Mort Aux Vaches", записанной на голландской ретрансляционной организации VPRO и вышедшей на Staalplaat. Одним из замечательнейших релизов КМ можно назвать 3–дюймовый мини–CD , вышедший на Staalplaat в 1995 году. Отличительной особенностью его, помимо музыки, конечно, является следующее обстоятельство: если вы поставите этот диск на проигрыватель, то дисплей неожиданно покажет 99 композиций (впрочем, может быть, там и больше, все зависит от возможностей проигрывателя), и все они звучат превосходно, без сбоев. Франс принимает активное участие во многих совместных проектах, а также любит организовывать собственные сайд–дела, наиболее известными из которых являются BEEQUEEN и QUEST. Не менее ценны труды Франса, изданные под собственным именем. На концертах КМ люди тихо сидят и внимают. Никогда нельзя предсказать, что ждет слушателя в следующую секунду композиции, куда забросит вас импровизационная фантазия участников группы. Франса многие считают отцом минимализма — его эксперименты ориентированы на поглощение лаконичных звуковых образов, экспрессию одинокого звука, силу затерянной и извлеченной из глубин подсознания краткой интонации. Если бы ваши электронные часы могли злиться или устраивать скандалы, то именно так, глубинно–оглушительно, миллиметрически–неистово, проходили бы эти оргии. Описать это все равно не удастся моему скромному перу...
Моя интерактивная беседа с Франсом, приуроченная к выходу нового релиза КМ "The Use Of Recycling", показалась мне довольно приятной и информативно насыщенной.

"МГ": Как бы вы представили КМ тем, кто никогда не слышал вашу музыку?
FdW: Бесполезно объяснять, что мы делаем, людям с "узким сознанием"... Раньше я пускался в длинные и пространные рассуждения по поводу нашей музыки, соотнося те или иные приемы с тем, что было уже известно неискушенному слушателю. Сейчас становится значительно легче провести какие–то параллели, поскольку поп–музыка, особенно процесс ее создания, становится более радикальной.
"МГ": Расскажите о нынешнем составе KAPOTTE MUZIEK и о том, насколько остро стоит вопрос о лидерстве в группе.
FdW: В настоящий момент КМ — это я, выполняющий всю студийную работу. Во время концертов ко мне присоединяются Peter Duimelinks (с 1993 года) и Roel Meelkop (с 1995 года). В шутку они называют меня лидером, но на самом деле это не так. Когда мы играем живой концерт, каждый из нас имеет равное право "высказать" все, что пожелает. Мы знакомы уже более 10 лет, и это было бы просто неестественным, если бы вдруг кто–то объявил себя лидером.
"МГ": Как бы вы охарактеризовали ваших одногруппников?
FdW: Наше сознание абсолютно открыто для любых проявлений звука — именно звука в чистом виде, поскольку все остальное не имеет значения. Каждый относится очень критично к творчеству товарища, тем не менее уважая его мнение.
"МГ": Какова история КМ?
FdW: С самого раннего возраста я пытался делать музыку самостоятельно. Панк–музыка примерно в 1977 году явилась для меня чем–то вроде движущего мотива для более основательных занятий музицированием, однако очень скоро я понял, что даже трехаккордовая гитарная песенка требует немалых усилий при ее разучивании. В 1980 году я услышал альбом Стива Рейча (Steve Reich) "Drumming" и был поражен минималистическим, ритмообразующим подходом этого музыканта. Я разузнал, каким образом Рейч создает свои произведения, и подумал, что если это так просто, то я смогу делать то же самое сам. Я начал записывать лупы, используя все, что попадалось в поле моего зрения. В 1984 лейбл Dutch industrial Мusic предложил мне выпустить кассету. Я пригласил для записи всех, кого знал, и таким образом КМ появилась на свет. В составе КМ тогда был я и человек по имени Christian Nijs, покинувший группу 4 года спустя.
"МГ": Имеется ли у вас какое–либо музыкальное образование?
FdW: Мой отец хотел, чтобы я занимался на пианино. Несколько месяцев уроков мне удалось взять. Но мне не нравилось это занятие, и даже из моих последующих попыток научиться играть на гитаре, кроме шума, ничего не вышло. Я записывал все эти звуки на катушечный магнитофон и потом прокручивал на замедленной скорости. Фактически эти эксперименты были моим единственным музыкальным образованием.
"МГ": Существует ли до сих пор ваш лейбл Korm Plastics?
FdW: Да, существует как часть Staalplaat. На нем я издаю преимущественно винил, музыку, которая мне нравится самому, в основном тех людей, которые также мне нравятся. Также выходит журнальная серия "Korm Plastics Introductionairy Paperback", где я представляю новых, молодых музыкантов (потому, что более всего я заинтересован в работе с молодыми и неизвестными талантами).
"МГ": Где следует искать ваши музыкальные корни?
FdW: Определенно не среди певцов, так как я не люблю вокальную музыку вообще. В основном вдохновляющие меня мотивы находятся в начале 80–х. Такие группы, как THROBBING GRISTLE, HAFLER TRIO, ASMUS TIETCHES, и некоторые, определяющие сейчас историю электроакустической музыки, как Пьер Шэффер (Pierre Schaeffer), оказали на меня определенное влияние. Джон Кейдж (John Cage; сам он, а не его музыка) повлиял на мое мировоззрение в наибольшей степени.
"МГ": Если бы вам пришлось остаться навсегда на необитаемом острове, какой бы единственный компакт–диск вы взяли с собой?
FdW: Никакого. Я бы наслаждался звуками самого острова.
"МГ": Что для вас популярность?
FdW: Хмммм... Я не думаю, что я очень уж популярен, особенно исходя из количества продаж моих альбомов. Но очень многие люди знают меня и мою музыку; многие из них, насколько мне известно, имеют твердые суждения о моем творчестве. Так много людей говорят подобные вещи: Франс Де Ваард любит то–то и то–то, а ненавидит то–то и то–то... С другой стороны, не существует какой–либо страны, где я был бы особенно популярен...
"МГ": Как вы относитесь к компьютерам как средству создания музыки?
FdW: Я не отрицаю никакой технологии, потому как не она в конечном итоге ответственна за качество самой музыки. Важен результат, а не то, как он был достигнут. Я иногда использую компьютер у себя в студии, иногда в совместной работе с Roel Meelkop. Это просто несколько иное оборудование, не хуже и не лучше другого. Что мне не нравится, так это когда человек скупает всевозможные компьютерные примочки и программы и убежден, что уже может создавать музыку на их основе.
"МГ": Кто оформляет обложки ваших альбомов и чем вы руководствуетесь при выборе дизайна?
FdW: По–разному. Иногда я поставляю идею для оформления альбома, иногда лейбл. В основном я предпочитаю оставлять обложку без оформления, просто название группы и все (Francisco Lopez так делает). Только музыка имеет значение, больше ничего. Раньше я был увлечен политикой, но с годами понял, что музыка в чистом виде не может содержать никакого подтекста. Слова, картинка на обложке, лирика — все это может быть двояко истолковано, а музыка нет. Поэтому у меня также нет никакого имиджа.
"МГ": Что увлекает вас помимо музыки — литература, кинематограф и т.п.?
FdW: Здесь я совершенно неинтересен. Я никогда не читаю и не хожу в кино. У меня есть один интерес в жизни, и это музыка. Музыка для меня — единственное чистое искусство, абсолютная абстракция. Другие виды искусства наполнены смыслом, значением, метафорами, и я совершенно этим не интересуюсь.
"МГ": Назовите, пожалуйста, и охарактеризуйте, если это возможно, все ваши сайд–проекты.
FdW: BEEQUEEN, где я работаю вместе с Freek Kinkelaar. Это своего рода помесь эмбиента, индастриэла и электроакустики. SHIFTS, мой соло–проект эмбиентной гитарной музыки. GOEM, техно–минимализм, совместно с Peter Duimelinks и Roel Meelkop. QUEST, еще один соло–проект синтезаторгой музыки. CAPTAIN BLACK, проект, где я занимаюсь исключительно ремиксами. Иногда я работаю просто под своим именем, но в принципе в этом нет особой необходимости. В настоящее время меня увлекают SHIFTS и GOEM, в то время как QUEST на время позабыт. И теперь, поскольку я снова живу в Ниймегене, у меня появилась возможность уделить внимание BEEQUEEN, так как Freek тоже живет в этом городе.
"МГ": Какие совместные проекты стали для вас наиболее запоминающимися?
FdW: Очень многие. Мне очень понравился альбом совместно с Asmus Tietchens и Achim Wollscheid, сильное впечатление оставило выступление с ZOVIET*FRANCE. Мне также доставляет огромное удовольствие работать вместе с MERZBOW. Но это только три упоминания из множества других, не менее интересных.
"МГ": Каких музыкантов с лейбла Staalplaat вам бы хотелось порекомендовать нашим читателям?
FdW: Среди моих любимых —– Jim OТRourke, Gregory Whitehead, Henri Chopin, Illusion Of Safety, Roel Meelkop, Tape–beatles...
"МГ": Что может послужить причиной вашего отказа от музыки?
FdW: Я не знаю. И, может быть, не хочу знать.
"МГ": Лучшая группа в мире, по вашему мнению...
FdW: THE BEATLES, без сомнения. Хорошие песни, хорошая работа в студии, очень творческие люди.
"МГ": Можете ли вы сказать, что окончательно перешли на CD–формат и забыли кассетные альбомы?
FdW: КМ до сих пор выпускает кассеты, поскольку это отличный медиум. Я раздарил огромное количество кассет, и люди до сих пор покупают их.

Если вы хоть раз задумались, что же такое музыка, какова ее природа и где тот предел, за которым просто хаос и нагромождение звуков, творчество Франса де Ваарда, возможно, даст некоторые ответы на эти вопросы, какими бы неожиданными они ни оказались.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета