Kramer
Крамер хочет в Беларусь

KRAMER -
Крамер хочет в Беларусьe


"Я не знаю, как определить свой стиль. Я вообще никогда не отличался хорошим умением говорить о своей музыке. Мне чрезвычайно неважно как–то определять себя, музыка делает это сама за себя"

Эта самоутверждающая фраза может принадлежать кому угодно из нынешней плеяды независимых музыкантов, стремящихся таким нехитрым способом заставить думать о себе, как о некоем выдающемся и оригинальном явлении, на самом же деле лишь напускающих дополнительного туману к их не очень выразительным творениям. Однако личность и творчество человека, о котором пойдет речь в этом кратком обзоре, позволяет нам полагать совершенно обратное, а именно абсолютное соответствие его слов тому в самом деле неопределяемому и нетривиальному музыкальному наследию, которое Крамер оставил за последние 15 лет. Да, нашим героем является именно он, человек, музыкальная карьера которого развивалась порой очень причудливо и замысловато, но который несмотря на это проделал огромный пласт работы как продюсер и в первую очередь как композитор и музыкант.

Даже его постоянным поклонникам и слушателям представляется весьма затруднительным ответить на вопрос, что же играет Крамер, в каком стиле? Во–первых, стоит упомянуть о его исполнительском таланте. Нет инструмента, на котором бы Крамер не смог сыграть, что очень заметно на всех его работах, однако основным и самым любимым является гитара. Жестковатое, немного даже хардкоровое звучание гитары было характерно для многих ранних его вещей. Ориентация на арт–рок 60–х годов очень четко и гармонично сочетала в себе попытки привнести в его стиль экстравагантные формы музыки 70–х, особенно психоделик–рок. Начиная с BONGWATER, где совместно с Крамером играла Энн Мэгнусон, он начинает активные эксперименты с саундом и стилем, и музыка этого прославленного коллектива до сих пор поражает свободой и незакомплексованностью в своих проявлениях, хотя ее гитарная основа сохранена практически в неприкосновенности. Иронично–безумные стилизации и пародии, калейдоскоп звуков и инструментов очень хорошо сочетались с их манерой совместного пения и ее "дурацкими" текстами. Экспериментаторские подходы Крамера очень сильно напоминают некоторые, до сих пор "непонятые" работы BEATLES, особенно из "Белого альбома". Все больше и больше уделяя внимания звуку, его выразительности и полноте, Крамер и теперь следует своей непринужденности и непредсказуемости в музыке. Развивая стилистические приемы музыки 60–х–70–х годов, он трансформировал многие устои, открыв нам совершенно неповторимый и оригинальный стиль.

Трудно выделить какую–либо доминанту в диапазоне его занятий, однако даже выборочное перечисление некоторых проектов, к которым приложился "маэстро", будет как минимум любопытно и весьма иллюстративно. За весь тот долгий период, когда Крамер был владельцем основанного им легендарного лейбла Shimmy Disc и студии "Noise New York Studios", он спродюсировал работы GALAXIE 500, URGE OVERKILL, JON SPENCER BLUES EXPLOSION, WHITE ZOMBIE, HALF JAPANESE, LOW, BUTTHOLE SURFERS, FRED FRITH, PALACE BROTHERS/SONGS, NOTHING PAINTED BLUE, GRANT HART, а также сотни других. Как видите, список внушительный не только по количеству, но и по разнообразию упоминаемых имен, диапазон стилей которых варьируется от жестко–брутального хардкора до психоделики самых экстремальных и причудливых форм.

Начиная с SHOCKABILLY Крамер открыл счет своим собственным проектам, самым ярким и выдающимся (впрочем, мнения здесь расходятся) из которых была упомянутая уже группа BONGWATER, так удручающе завершившая свое существование в результате денежного конфликта между Крамером и Энн Мэгнусон. B.A.L.L., DOGBOWL и многие, многие другие, где этот талантливый человек фигурировал в самых различных ипостасях, отнюдь не завершают длинный список проектов, основным вдохновителем и реализатором которых был Крамер.

Среди очевидных продюсерских его удач стоит отметить прежде всего LOW, которых он "открыл" в 1993 году, спродюсировав затем два последующих альбома этой команды, включая и знаменитый "Transmission EP". GALAXIE 500 повезло чуть больше, продюсером всех их альбомов был Крамер. Эти группы он считает одними из самых своих любимых, настаивая, впрочем, на том,что DOGBOWL, группа, образовавшаяся на "обломках" KING MISSLE, где Крамер принимал участие как член этого коллектива в двух из четырех их альбомах, является одной из самых неординарных, записывавшихся когда–либо на Shimmy Disc.

В 1994 году на небезызвестном гитарном лейбле Touch & Go Крамер спродюсировал общепризнанный успешным альбом группы URGE OVERKILL "Stul", а за песню для саундтрека к скандальному "Pulp Fiction" "Girl, You’ll Be A Woman Soon", исполненную все теми же URGE OVERKILL, был удостоен золотой и платиновой награды по результатам продаж. В 1995 году лучшей инди–группой года в Испании стала команда BEEF, как вы понимаете, не без помощи Крамера. Среди других европейских подопечных того периода можно упомянуть A.C. TEMPLE, SR. CHINARRO, TRAINS & BOATS AND PLANES, DAVEY JONES LOCKER, CABLE, MINTY, WALKINGNESS, JELLYFISH KISS и PERVERTED. Этот же год был отмечен успешными гастролями по Японии.

Последующее время нельзя назвать периодом застоя, однако не совсем успешная коммерческая деятельность Shimmy Disc привела к его полной недееспособности, в результате чего в 1998 году Майкл Дорф, владелец "KnitMedia Group", приобрел лейбл Крамера вместе с "Noise New York Studios". Теперь все релизы Shimmy Disc выходят при посредничестве не менее знаменитого и уважаемого нью–йоркского лейбла Knitting Factory Records. Вторая волна творческой активности Крамера, связанная с перерождением Shimmy Disc, уже дает о себе знать в виде множества свежих альбомов этого лейбла, где рука мастера все так же уверенна и тверда.

Вступительная цитата Крамера была приведена не случайно. В его интервью "Музыкальной газете" в некоторой степени раскрылась ироничная, непосредственная сторона этого, как оказалось, любопытного, но сдержанного собеседника. Наиболее интересные эпизоды из нашей беседы не смогут, конечно, передать всю разносторонность личности Крамера, однако приведенные выдержки можно считать самыми любопытными и содержательными.

— Придерживаетесь ли вы каких–либо концепций в вашем творчестве? Может быть, существует некая идеология?

— Меня интересуют вещи в музыке, которых я никогда не слышал, чувства, которых я никогда не испытывал, а также процессы воспроизведения такой музыки и выражения таких чувств.

— Каковы источники вашего вдохновения?

— В музыкальном плане меня вдохновляет все что угодно. В лирике — это только любовь.

— Что вы можете сказать по поводу ваших пристрастий в кино и литературе?

— Я люблю разные фильмы. Тарковский, Бунуэль, Питер Гринуэй, Мурнау, Престон Стерджес, Энтони Мэнн, Трюффо, Ренуар... Кино — это моя самая большая страсть, намного более сильная, чем музыка. Что касается литературы, то в настоящий момент я очень заинтересован американским писателем Николсоном Бэйкером. Не так давно на меня произвели впечатление Гарри Крюз и Селин.

Насчет кино Крамер не преувеличивает. В его фильмотеке насчитывается более трех тысяч наименований фильмов. Кроме того, ему дважды не удавалось поступить в нью–йоркскую киношколу. Среди других увлечений можно отметить глубоководную рыбалку. Фотография 288–фунтового тунца служит прямым доказательством недюжинных способностей Крамера в этой области. Еще он имеет награду как исполнитель на классическом органе. После развала BONGWATER в 1991 году он покинул Нью–Йорк, и живет теперь в 40 милях от "Knitting Factory" в Роклэнд Каунти, штат Нью–Йорк, в трех кварталах от своего друга и наставника Тони Висконти, и каждую свободную минуту своей жизни проводит с шестилетней дочерью Тесс.

— Какие группы и музыканты повлияли на ваше развитие больше всего и что вы предпочитаете слушать сейчас?

— Я был фанатом BEATLES. В начале 70–х в моей жизни появились KING KRIMSON, но в конце концов я порвал с рок–н–роллом. Теперь я слушаю Моцарта, HARRY PARTCH, все еще немного PHIL GLASS, а из рок–н–ролла исключительно Super Furry Animals.

— На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе музыкального инструмента — цена, качество, редкость, необычность, репутация и т.д.?

— Звучание.

— Любите ли вы выступать "живьем"? Какими должны быть идеальная публика и идеальный зал для вас?

—– Мне нравится давать концерты, но я презираю турне всем своим сердцем. Я ненавижу их. Этот час на сцене я провожу довольно приятно, однако считаю, что совершенной аудитории не существует.

— Какой творческий процесс, по вашему мнению, более эффективен — коллективный, когда все члены группы работают вместе, дополняя друг друга, либо индивидуальный, когда воле лидера подчинены все остальные?

— Обычно я работаю с людьми, которые мало разбираются в музыке, поэтому только я сам могу сделать все так, как надо. Но это не обязательно, такие люди, как Хью Хоппер, точно знают, что они делают.

— Существует распространенное мнение, что любая форма искусства должна нести в себе некую социальную, моральную, общественную или нравственную идею. Полярной считается концепция "чистого искусства". Что ближе вам?

— Для меня цель искусства не означает вызывать некие перемены — социальные, политические или какие–то еще. Иногда искусство просто существует, и это лучшее, что оно может делать, без какого–либо объяснения или анализирования. Мой любимый человек искусства — Синди Шерман.

— Каковы ваши ближайшие планы? Как вы видите свое будущее?

— Мое будущее неизвестно. Мои планы — это хорошенько пообедать. Я надеюсь, что когда–нибудь стану кинорежиссером.

Самое подходящее место для того, чтобы рассказать о текущем состоянии дел Крамера. Совсем недавно вышел его третий по счету сольный альбом, записанный еще в 1996 году, "Songs From The Pink Death". По его словам, это "кошмарное собрание песен о потерянной любви в пустынях, окружающих Лас–Вегас". На самом деле это не совсем так — разнообразие настроений и красок, то сгущающих, то разбавляющих общую палитру альбома, позволяет говорить о наверняка самой изысканной работе Крамера на сегодняшний день. С помощью барабанщика Дэмона Круковски и гитариста Шона Идена Крамеру удалось создать удивительно мягкое и "цепляющее" звучание. Стиль или направление этой музыки нет необходимости определять, в этом просто не возникает потребности, мысли слушателя заняты поглощением мелодий и настроений, контрастов и оттенков музыки альбома.

Сейчас вообще можно говорить о "ренессансе" в творчестве Крамера. Он продюсирует новый альбом URGE OVERKILL. Совсем недавно появился на свет альбом "Huge", совместное творение Крамера и Хью Хоппера, работа, потенциал которой заставит обратить на себя внимание очень многих. Опять–таки совсем недавно CAPTAIN HOWDY, группа, состоящая из Крамера, Пенна Джиллета и Билли Уеста, уже имевшая успех со своим первым альбомом "Tattoo Of Blood", разродилась новым "Money Feeds My Music Machine", очень разнообразным по звучанию, состоящим из множества стилизаций и пародий. GLEN OR GLENGA — новая поп–ориентированная группа Крамера со своим дебютом "Reasons In The Sun" продолжает традиции BONGWATER. И еще множество продюсерских и со–продюсерских проектов, качество которых обеспечено вездесущим присутствием на них Крамера. Все вышеперечисленные проекты весьма разнообразны и оригинальны, но несмотря на это несут в себе внутренний отпечаток его музыкального мастерства.

— Какой вопрос вы задали бы сами себе и что ответили бы?

— Почему я такой тупой и невоспитанный в общении с женщинами?...

— Что бы вам хотелось добавить ко всему вышесказанному?

— Пожалуйста, пригласите меня когда–нибудь в вашу страну...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета