Протасов, Алексей Вы хотите экстрадрайва? Настройтесь на “Радио Рокс”!
Программе "Экстра Драйв" минской FM–радиостанции "Радио Рокс" исполнилось полгода. Срок, казалось бы, не очень уж большой. Но за это время передача успела стать не просто популярной, а она даже приобрела статус культовости у своих слушателей, да и в профессиональной среде журналистов пишущих, вещающих и снимающих о ней говорят с неизменным уважением.
Большое значение для такого признания имеет личность человека, который для многих меломанов и открывает тот самый музыкальный радио–week–end с программы "Экстра Драйв". Алексей Протасов.
— Чем ты занимался до того, как пришел на "Рокс"?
— Много чего было... В 91–92 годах я жил в Питере, играл (я это так называю — "играл") рок–н–ролл в тот момент, когда, к сожалению, рок–н–ролльное братство начало потихонечку становиться легендой. Потом вернулся в Беларусь, чем некоторых сильно удивил: как так, все наоборот рвались в Россию?! Здесь я играл в группе КОНСЕРВНЫЙ РЯД, но в Минске мы мало выступали: если кто помнит, был такой фестиваль "Рок против фашизма", который устроили различные анархистские организации. Это была самая крупная акция, где мы засветились. Потом у музыкантов начали рождаться в семьях дети, все занялись своими проблемами, и группа прекратила свое существование.
Учился в училище искусств (я художник), закончил международный институт менеджмента — почему–то мне захотелось получить экономическое образование, но знакомым я пообещал, что экономику страны я разваливать не буду...
— Как ты попал на "Радио Рокс"?
— Совершенно случайно. В конце января этого года на станции появилась вакансия новостника, было устроено прослушивание, и я за компанию с одной девушкой пошел пробовать свои силы на радио. Ну и... она не подошла, а меня взяли! Так я и попал в отдел информации. А месяца через три появилась моя программа, посвященная отечественному (белорусскому и русскому) рок–н–роллу, выходящая в эфир каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу. Я люблю эту музыку, и мне хотелось сделать такую программу, тем более что на тот момент похожей специальной передачи на "Рокс" не было. 24 апреля можно считать датой рождения "Экстра Драйв".
— Расскажи о программе.
— Она идет два часа. Как правило, в первой части программы слушателя ждет встреча с российскими музыкантами (преимущественно питерскими), чаще всего в режиме телефонной hotline. Во второй части, после часа ночи, мы общаемся в "живом" эфире с кем–то из белорусских музыкантов, за что я им особо благодарен — время–то ведь позднее. Кроме того, в передаче есть блок новостей и анонсов.
— С кем тебе проще разговаривать: с российскими рокерами или с белорусскими?
— Что удивительно — с питерскими. Они намного легче идут на контакт. Причем я даже не говорю о каких–то подвальных командах, а о людях достаточно известных, избалованных прессой, эфирами. Тот же Чиж, тот же Гаркуша никогда не сошлются на то, что им хочется спать, что еще что–то не так, а потому и к общению они сегодня не расположены. От белорусских же групп, о которых я знаю только их название, доводилось слышать фразы, произнесенные со специфической интонацией: "В принципе, в принципе я согласен прийти на программу". Я сразу тогда начинаю думать: "А может, и действительно не надо им приходить?"
— Как ты отбираешь исполнителей — для "живого" эфира и в качестве музыкальной части программы, по какому принципу?
— В силу личных симпатий. Это те группы, которые у меня вызывают симпатию, а таких не так уж мало, и те, что являются просто моими друзьями. Есть ряд музыкантов, путешествующих из программы в программу; надеюсь, они пока еще никого не "достали". Я считаю, что это достойная музыка. КОРОЛЬ И ШУТ, например, с которых начинается практически каждая передача. Хорошая группа, что тут сделаешь?! Да и не жаловался из слушателей пока никто на таких частых гостей.
— Если говорить конкретно об именах...
— КОРОЛЬ И ШУТ, это ясно. BEGEMOT — музыка не ограниченных людей; КС, БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, МАШНИН БЭНД. Из белорусских мне нравится то, что делает Саша Куллинкович и его НЕЙРО ДЮБЕЛЬ. ТРОИЦА, ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА (правда, у меня с этим проектом отношения специфические, я являюсь менеджером этого коллектива), с группой ПЛАТО я планирую сделать в ближайшее время программу.
— А как же белорусские рок–мэтры: Н.Р.М., УЛIС, НОВАЕ НЕБА?
— А они мне не нравятся. И дело тут не в том, что это белорусскоязычные группы (ТРОИЦА тоже поет по–белорусски). Ну не нравятся они мне почему–то...
— То есть, если кто–то тебе не нравится, в программе он у тебя не появится?
— Нет, почему, бывает, что я и ставлю песню группы, которая мне безразлична в данный момент, но нутром я понимаю, что, может быть, команда эта и хорошая. И в эфире мы можем поговорить с ее музыкантами, но... не так все это как–то. Есть музыканты, к которым я заведомо знаю, что не обращусь. К тому же Кинчеву, с этой его позицией, когда он поет о "звезде свиней": я себя свиньей не считаю.
— Судя по перечисленным тобой группам, тем, что тебе по душе, ты больше отдаешь предпочтение панк–року?
— Да такой стилистической ориентации, в общем–то, нет. Я просто люблю веселую, заводную музыку, но это отнюдь не критерий при моем выборе групп для программы.
— В результате мы пришли с тобой к тому, что ты просто–таки навязываешь слушателям свой вкус...
— Поскольку это авторская программа, то, наверное, да. Ничего здесь страшного нет, ведь музыка, которую я им предлагаю, — музыка специфическая. Потому и программа выходит в столь позднее время, когда практически нет рекламы, обязательных рубрик, то есть тех вещей, которые в дневной и вечерней радиосетке обязательны. Я очень органично себя чувствую в этом ночном эфире, я разыгрываю призы, билеты на концерты, общаюсь со слушателями. Я слышу, что они знают эту музыку, что она им не безразлична.
— Ты слушаешь много питерских группы. Как ты прокомментируешь заявления некоторых ведущих белорусских рок–музыкантов по поводу того, что белорусские команды в своем большинстве играют получше питерских?
— Да простят меня белорусские музыканты, но я не разделяю такой точки зрения. Если и есть в Беларуси группы, которые могут составить конкуренцию группам российским, то их не так много — две–три. Потом посмотри, еще какая ситуация интересная. Девяносто процентов белорусских группы поют на английском языке, чего я понять не могу. Нет, я понимаю, что людям хочется съездить поиграть в Бельгию или еще куда–нибудь. Но... я этого не понимаю. Мне неинтересно слушать что–то типа НИРВАНЫ, если я могу послушать НИРВАНУ... В Питере же сама обстановка рок–н–ролльная, это рок–н–ролльный город, и говорить про него можно, конечно, все, что угодно, даже дурное, но это будет не слишком умно, мне так кажется.
— Что ждет программу в будущем?
— Не так давно в программе стало два ведущих, теперь со мной в эфире работает ди–джей Наталья Шмигельская, которая вносит в передачу некий элемент непосредственности, женского веселья.
В декабре, числа одиннадцатого–двенадцатого, "Радио Рокс" планирует провести в Минске рождественские концерты, в которых примут участие в рамках программы "Экстра Драйв" питерские группы КОРОЛЬ И ШУТ, BEGEMOT и КС. Предположительно эта акция пройдет в театре музкомедии, где достаточно большой зал и большая сцена, хороший звук, много гримерок, что очень важно, так как помимо питерцев в концертах выступят музыканты из разных стран, играющие и поющие самую разную музыку.
— Вернемся к белорусскому многострадальному року. Как музыканты могут попасть к тебе на передачу?
— У нас есть рубрика "Рокс–посев", в которую я приглашаю все белорусские команды, считающие, что они играют хороший рок–н–ролл, музыку, звучащую у меня в программе. Пишите и присылайте нам свои демо по адресу: 220002 г. Минск, ул. Сторожевская, 8а, "Радио Рокс", программа "Экстра Драйв". Наш телефон/факс: (017) 213–40–13; e:mail — extradrive@hotmail.com.
"Музыкальная газета" поздравляет Алексея Протасова с полугодовалым "ребенком" и желает ему вырастить свое "дитя" здоровым, бодрым и высокомузыкальноодаренным взрослым "человеком"!!!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1998 год в рубрике музыкальная газета