R.E.M.
Только вперед

Человеку, который знаком с творчеством этой знаменитой рок–группы, но не совсем разбирается в ее истории, может показаться, что R.E.M. существовали и в 60–е, и 70–е годы (кстати, мне тоже так иногда кажется). Уж больно высок их международный авторитет и седы волосы. Однако поспешу разочаровать непосвященных — такое феноменальное явление, как R.E.M., возникло не 40 и даже не 30 лет назад, а в самый пик вхождения в моду новой волны, а именно в 1980 году, что уникально само по себе.

Это сейчас мы бережно храним их "золотые" и "платиновые" записи в домашних фонотеках, как будто зубы во рту, а в начале 80–х никто, даже сами вокалист Майкл Стайп, гитарист Питер Бак, басист Майк Миллс и ударник Билл Бэрри, не был уверен, что их музыка кому–то нужна. Все четверо были зелеными выпускниками Университета Джорджии без лишнего доллара в кармане, и даже богатый опыт выступлений за школьные и университетские команды не давал им ясного представления о будущем.

Вопреки такой катастрофической неопределенности им суждено было стать последней великой рок–группой, которую рождала земля за последние 20 лет. За плечами уже 12 студийных альбомов, каждый из которых непременно выдавал хотя бы несколько мировых хитов, грандиозные концерты, турне и 17 лет совместного уживания четырех совершенно разных людей. Вспомните их ироничную "It’s The End Of The World As We Know It (And I Feel Fine)" из альбома "Document" (1987). А как можно забыть эпохальную "Losing My Religion" и заводную "Shiny Happy People" из их признанного бестселлера "Out Of Time" (1991), который действительно бросает вызов времени и выглядит свежим даже сейчас?! По–своему великолепен был еще один классический альбом группы "Automatic For The People", а по подбору запоминающихся песен ему, пожалуй, даже нет равных ("Drive", "Man On The Moon", "The Sidewinder Sleeps Tonight", "Everybody Hurts", "Nightswimming").

Их музыка нравилась и нравится молодежи. У них актуальные оптимистичные тексты и качественное музыкальное сопровождение. Они все время добавляют что–то новое к уже услышанному и горячо любимому. Эти четверо парней с американского Юга понятно пишут и самоотверженно играют на гитарах, а приятный голос Майкла Стайпа служит другой известной приманкой для вдумчивого, любящего мелодизм слушателя независимо от его возраста и классового положения.

Большую роль в профессиональном росте коллектива сыграла стабильность состава вплоть до октября 1997 года, когда после записи альбома "New Adventures In Hi–Fi" и турне R.E.M. покинул ударник Билл Бэрри. Это большая потеря для коллектива, но никто не попрекал Билла за его решение. Четыре года назад в интервью журналу "i–Music" Бэрри признался, что, в принципе, никогда не хотел быть звездой рок–н–ролла, шататься по студиям и испытывать свое здоровье кочевой гастрольной жизнью. Он всегда казался себе домоседом, которого вытащили друзья на шумную вечеринку, что слишком затянулась. А когда в 1995 году во время изнуряющего турне в поддержку альбома "Monster" с ним случился нервный срыв в Швейцарии, это только доказало Бэрри, что следует почаще прислушиваться к голосу своего сердца и окончательно завязать с тем, чем он занимался с 4 класса.

И вот через 18 лет после того, как студент–отличник без единой вредной привычки Майк Миллс и прогульщик, курильщик и рьяный любитель пива Билл Бэрри познакомились в ветхом здании заброшенной старой церкви на Oconee Street c рубаха–парнем Майклом Стайпом и себе на уме Питером Баком, их пути разошлись. Кстати, знаете, что понравилось будущему фронтмену группы Майклу в Билле Бэрри. Отнюдь не то, как он барабанил. Его густые брови. Благодаря им Билл выделялся среди всей четверки, в то время как обычно ударников никто не замечает ни на сцене, ни на фотографиях. А вот Майку Миллсу пришлось своей филигранной техникой игры на бас–гитаре доказывать, что он подходит для R.E.M. Внешнего впечатления и как собеседник на Стайпа и Бака он не произвел. Но теперь это всего лишь воспоминания старых друзей.

Знакомые Питера Бака утверждают, что группа не была шокирована уходом их товарища, а скорее удивлена. После той плодотворной работы над следующим альбомом, которая развернулась на Гавайях, когда Билл не то чтобы послушно исполнял все, что от него требуется, но и пытался экспериментировать и даже участвовал в написании нескольких песен, его решение было действительно неожиданным. В свое время продюсер первых двух альбомов группы Митч Истер назвал Билла Бэрри секретным оружием R.E.M.. Интересно, как теперь собираются удивлять мир "обезоруженные" "ариемовцы", в то время как их "кольт" отдыхает на своей ферме под Афинами?! И продолжат ли они вообще выступать без Билла?

R.E.M. в прошлом часто заявляли, что перестанут существовать, если хотя бы один из музыкантов пожелает уйти, однако группа продолжила свое существование в виде трио. Майкл Стайп объясняет их решение очень просто: "Вы забываете, что не реже мы заявляли в прессе, что будем заниматься музыкой до тех пор, пока это будет развлекать нас, доставлять удовольствие". В заявлении оставшихся музыкантов было замечено, что они никогда не будут искать замену их лучшему другу Биллу Бэрри, но само собой им придется нанимать сторонних людей для записи новых альбомов и проведения новых концертов. Майкл Стайп даже блеснул метафорой по этому поводу: "Собака с тремя ногами — это тоже собака, просто ей придется научиться ходить по–новому".

А тем временем компания EMI, продолжая бурно праздновать свое 100–летие, выпустила в октябре прошлого года юбилейный сборник песен R.E.M. "In The Attic", куда вошли редкие демо, би–сайды, концертные и студийные пробы, а также другие раритеты.

Помимо этого первая композиция "Revolution", написанная американцами за последние два года, оказалась в саундтреке к прошлогоднему кинохиту "Batman & Robin". Видеохроника грандиозного "Monster Tour" была выпущена в виде фильма "Road Movie" на новом революционном видеоформате DVD (Digital Versatile Disc).

А совершенно новый долгожданный студийный альбом R.E.M. "Up" увидел свет 27 октября. За прошлый год им удалось набрать для его компоновки целых 40 свежих демо, из которых было вылеплено 14 композиций для альбома. Питер Бак вовсю экспериментировал с драм–лупами и забавлялся с архаичными драм–машинами и аналоговыми синтезаторами выпуска 70–х годов. Майк и Майкл также надолго не покидали родную студию в Сан–Франциско. Впервые после 1987 года и первого коммерчески успешного альбома "Document" их любимый продюсер Скотт Литт (Scott Litt), которого многие считали пятым участником группы, не работал с ними. Пэт МакКарти (Pat McCarthy), оказавшийся звукоинженером двух последних дисков R.E.M. и бывший звукоинженер COUNTING CROWS, WALLFLOWERS и U2, выступил новым продюсером группы. И как всегда Майкл Стайп стал сопродюсером. Билла Бэрри за ударной установкой заменил мультиинструменталист из SCREAMING TREES Баррет Мартин (Barret Martin). Также в записи альбома участвовал перкуссионист Бэка Джой Уоронкер (Joey Waronker).

Первым синглом из нового творения R.E.M. стала песня "Daysleeper", и по нему можно судить, что группа вернулась к мелодизму "Out Of Time" и "Automatic For The People", что не может не радовать их истинных поклонников. Сейчас все ждут от них новых побед, и их лейбл Warner Bros. не скрывает своих наполеоновских планов насчет нового диска. Группа заявила, что не собирается пока ехать на гастроли, как это было в начале 90–х, когда их альбомы неплохо шли и без раскрутки, а скорее всего примет участие в нескольких фестивалях и сконцентрируется на записи саундтреков.

Что ж, они уверены в своей кредитоспособности, а я уверен, что новые эксперименты R.E.M. позволят тем из нас, кто доживет до начала двадцать первого века, назвать их величайшей и самой влиятельной рок–группой 90–х.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета