Black Sabbath BLACK SABBATH
20 октября выходит двойной концертный альбом родных отцов хэви–метала BLACK SABBATH, получивший название "Reunion".
Впервые за двадцать лет группа записала пластинку в своем классическом составе 1969–1979 г.г. Похоже, что на этот раз Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд решили воссоединиться всерьез и надолго...
История группы началась в самом конце 40–х годов нашего столетия в Астоне, пригороде Бирмингема (Англия). Тогда на свет Божий в порядке очередности появились гитарист Тони Айомми (Фрэнк Энтони Айомми, 19.02.1948), барабанщик Билл Уорд (Уильям Уорд, 05.05.1948), вокалист Оззи Осборн (Джон Майкл Осборн, 03.12.1948) и басист Гизер Батлер (Теренс Майкл Батлер, 17.07.1949). В школе ребята сдружились, а после ее окончания так же дружно посвятили себя рок–н–роллу, разойдясь по местным командам: Айомми с Уордом начали играть в MYTHOLOGY, а Осборн с Батлером — в RARE BREED. В 1967 г. они решили объединиться в одну группу, которую назвали POLKA TULK. Через некоторое время это маловразумительное название сменили на EARTH. Стилистически группа тяготела к сплаву тяжелого блюза и джаза, нечто подобное пробовали тогда исполнять JETHRO TULL. Весь 1968 г. EARTH ездили по родной Англии и давали концерты, после чего музыкантов приметил менеджер Джим Симпсон. Действительно, группу сложно было не заметить — слишком уж она экзотично выглядела на фоне других локальных команд, исполнявших модный тогда "прогрессивный" рок. Дело в том, что Айомми, Уорд, Осборн и Батлер еще со школьных времен всерьез увлеклись оккультизмом. Особенно сильно любовью к черной магии проникся Батлер: запоем читал "мистическую" литературу, ходил на все фильмы ужасов и даже пробовал немножко "колдовать". Как следствие, песни сочинялись на редкость мрачные: музыка была резкой и одновременно летаргичной, а тексты, которые писал Осборн, дышали пессимизмом в отношении человеческого будущего. К тому же Айомми был гитаристом–левшой, а левая сторона, как известно, принадлежит силам зла... В общем, EARTH мало чем походили на брызжущих сексуальной энергией LED ZEPPELIN и тоскующих по средневековой романтике DEEP PURPLE.
Неожиданно в конце 1968 г. смятение в ряды EARTH внес Иэн Андерсон, лидер набиравших обороты JETHRO TULL, сманивший к себе Тони Айомми. К счастью, под началом Андерсона тот пробыл недолго: слишком уж самобытным у Тони был стиль игры на гитаре. (JETHRO TULL с Айомми можно увидеть на видео "Rock’n’Roll Circus" — это запись их выступления 12 декабря 1968 г. в одноименном музыкальном проекте, задуманном и организованном THE ROLLING STONES.) Тони возвратился в EARTH в начале 1969, а спустя некоторое время группа по совету Джима Симпсона в третий и последний раз сменила название. Долгими размышлениями ребята себя не утруждали, всем было ясно, что имя группы должно быть не просто таинственным, а самым что ни на есть "сатанинским". Еще будучи POLKA TULK, музыканты написали песню "Black Sabbath" (shabbаth: у иудеев свободный от работы седьмой день недели (суббота); sabbat, sabbath: в средневековье — день разгула нечистой силы под предводительством Сатаны, шабаш). Так появились BLACK SABBATH.
Первым синглом группы стала песня "Evil Woman (Don’t Play Your Games With Me"), вышедшая в январе 1970 г. и являвшаяся кавером хита американской группы CROW. 29 марта 1970 г. BLACK SABBATH приняли участие в благотворительном концерте "За ядерное разоружение" в Лондоне. Ну а в апреле музыканты записали первый альбом. Названный просто "Black Sabbath", он был сделан в лондонской студии"Regent Sound" за два дня, а бюджет его составил смешную сумму — 600 фунтов стерлингов. В сентябре появилась вторая пластинка группы, "Paranoid". Оба альбома произвели эффект разорвавшейся бомбы. Да, все были заинтригованы еще до выхода дисков, но такого не могли себе представить даже матерые музыкальные критики. Во–первых, стиль BLACK SABBATH нельзя было назвать хард–роком или еще каким–нибудь роком. Это был самый натуральный хэви–метал, о необходимости которого так долго... Термин "heavy metal" был придуман достаточно давно, идея потихоньку зрела, многие группы примерялись этот самый heavy metal играть, да все получалось как–то больше heavy (хэви–блюз, хэви–рок), самого метала было маловато. А вот звучание гитары Айомми было действительно металлическим. Придуманные гитарные риффы также являлись истинно хэви–металлическими: либо потрясающе "забойными" ("Paranoid", "Iron Man", "N. I. B."), либо замогильно–летаргическими ("Black Sabbath", "Electric Funeral"). При слаженной и виртуозной работе ритм–секции BLACK SABBATH не делали на нее ставку, как LED ZEPPELIN или DEEP PURPLE, чтобы добиться тяжести в звучании. На первый план всегда выходила гитара Айомми и, конечно, пронзающий все и вся голос Оззи. Во–вторых, тексты песен BLACK SABBATH повествовали не о розочках–козочках, а о возможных катастрофах, подстерегающих человечество в недалеком будущем: ядерной войне, экологическом кризисе, роботизации и т. п. Самая классическая вещь "сэббэтов" "Paranoid"рассказывает о тяжелой душевной болезни человека — паранойе, по тем временам тема практически закрытая для широкого обсуждения. В чуть менее классической "War Pigs" речь идет о политиках и генералах, развязывающих войны за передел мира. Как видим, "мрачный" спектр тем у BLACK SABBATH был достаточно широк и не ограничивался только темой Сатаны. Упоминался и он,"копыторогий", но из общего творчества группы выходило, что Сатана этот — скорее персонифицированный образ всего злого и темного, таящегося в самом человеке и проявляющийся в военных конфликтах, загрязнении природы, всевозможных пороках и прочим.
Удивительно, но альбомы"Black Sabbath" и "Paranoid" добились не только общественного признания, но и крупного коммерческого успеха: первый занял в Англии 8–е место (в США — 23–е), а второй в октябре 1970 г. на две недели возглавил английский хит–парад (в США был 12–м и пробыл в чартах 65 недель). Собственно песня "Paranoid", вышедшая синглом, достигла в Англии 4–й позиции. В 1971 г. вышел третий альбом BLACK SABBATH, названный "Master Of Reality" (излишне напоминать, кто является Хозяином мира сего), после чего группа отправилась в длительное турне. Шоу BLACK SABBATH соответствовало исполняемой музыке — в то время как Оззи, загримированный Дьяволом, общался со слушателями, на сцене в клубах дыма то появлялись, то исчезали демоны и безобразные карлики. Вскоре BLACK SABBATH стали синонимом "хард–рокового образа жизни", включающим в себя беспробудное пьянство, постоянное одурение от наркотиков, тесное общение с группиз, дебоши в гостиницах и в то же время тяжелейшую работу в студии вкупе с изматывающими турне. Стоит сказать и о лирической стороне музыки "сэббэт": группа не замыкалась на одних колюще–режущих риффах, важную составляющую в творчестве играла акустика (это могли быть инструменталки, как "Laguna Sunrise", или красивые акустические переходы, как в "Sabbath Bloody Sabbath").
В октябре 1971 г. группа сменила менеджмент: проворовавшегося Джима Симпсона выставили вон. Однако тот начал тяжбу, которая длилась без малого два года. Может быть, из–за этого четвертый диск "сэббэтов" "Vol.4" оказался бледнее предыдущих, зато альбом 1973 г. "Sabbath Bloody Sabbath" по праву считается многими критиками вершиной творческого развития BLACK SABBATH. Одна обложка диска чего стоит: черти столпились вокруг удушенного змеюкой бедолаги, а над всем этим высится ужасное сооружение из черепов и трех шестерок, знака Апокалипсиса. Центральное место альбома — одноименная многочастная композиция с жесточайшим риффом–зачином. "Мечты превращаются в кошмары, Небеса — в Ад", — пронзительно пророчествовал Оззи. В работе над "Sabbath Bloody Sabbath" группе помогал выдающийся клавишник Рик Уэйкман (экс–YES).
В 1974 г. началась изоляция Осборна от остальных участников BLACK SABBATH. Во–первых, Оззи по–страшному запил, а во–вторых, он начал ощущать признаки надвигающегося творческого кризиса. Свой отпечаток на климат внутри группы наложила и тяжба с Симпсоном — Озборна затягали по судам. Приступить к нормальной концертной деятельности BLACK SABBATH смогли только в 1975 г., они прокатили большое турне по Англии. Новый диск группы "Sabotage", несмотря на заслуженный успех, явственно показал, что группа находится в предкризисном состоянии. Тони Айомми все больше забирал власть в свои руки, с его подачи BLACK SABBATH уходят в безудержное экспериментирование. Если композиции "Symptom Of The Universe","Hole In The Sky" и "Megalomania" звучат по–прежнему "сэббэтовски", то "Am I Going Insane (Radio) или "The Writ" оставляют после прослушивания ощущение какой–то поддельности. Музыка BLACK SABBATH становится неоправданно перегруженной, излишне мягкой, а местами и вовсе непонятной. Запись альбома "Technical Ecstasy" в 1976 г. проходила очень сложно. Айомми хотел придать композициям более сложные аранжировки и настаивал на введении духовой (!) секции. Осборн противился как мог, он был сторонником старого стиля "сэббэт". В результате альбом "Technical Ecstasy" оказался еще более непонятным и еще более "несэббэтовским". Былое звучание группы осталось разве что во вступлении к песне "You Won’t Change Me". Подспудная страсть Айомми к джазу вырвалась наконец наружу и отразилась в структуре построения некоторых композиций и собственно гитарных партий ("Dirty Women", "Back Street Kids", "Gypsy"). Совершенным издевательством звучала попсовая "It’s Alright", которую написал и спел Билл Уорд. Единственно, чем блеснул "Technical Ecstasy", так это супербалладой "She’s Gone" (органные партии здесь и на альбоме в целом вел Джеральд Вудрафф, после работы в студии он отыграл с группой турне 1977 г.) и блистательной гитарной техникой Айомми. Немного позднее Айомми будет признан лучшим хард–роковым гитаристом года.
Итак, в 1977 г. BLACK SABBATH отправились в турне. Оззи вспоминал: "На концертах Тони пускался в бесчисленные импровизации, а я стоял в сторонке и думал: "Где же наш прежний, жесткий стиль?" Дотянув до конца турне, Осборн в сентябре 1977 г. покинул BLACK SABBATH. Посчитав действия вокалиста предательством, оставшиеся "сэббэтовцы" рекрутируют на его место Дэйва Уокера, экс–RED CAP, SAVOY BROWN. Уокер пробыл в группе до января 1978 г., не успев ничего с ней записать. Оззи все–таки вернулся. Его хватило на новый альбом "Never Say Die"и турне — в мае 1979 г. он окончательно ушел из BLACK SABBATH. Существует две версии его ухода. По версии самого Осборна, он был брошен коллегами на произвол судьбы. По версии коллег, Оззи окончательно отъехал от спиртного и наркотиков и перестал что–либо соображать. Сам диск "Never Say Die" был посвящен опасной жизни летчика–истребителя, в записи и турне принял участие клавишник Дон Эйри (экс–RAINBOW; позднее играл у Оззи). В музыкальном плане "Never Say Die" является самым странным творением группы.
Вопреки прогнозам BLACK SABBATH не перестали существовать после ухода Оззи. К оставшимся "сэббэтовцам" примкнул Ронни Джеймс Дио (Рональд Джеймс Падована; 10.07.1949; экс–ELF и RAINBOW), обладавший красивым, мощным и, что немаловажно, гибким вокалом. К тому же он увлекался европейской мифологией и коллекционировал старинные фолианты. С приходом Дио начался длительный период какой–то мистической связи BLACK SABBATH с еще одной легендой тяжелого рока — DEEP PURPLE, а также ее нисходящими: RAINBOW, WHITESNAKE и др. В июле 1979 г. из группы ненадолго ушел Гизер Батлер, однако вернулся на запись альбома. Новая работа BLACK SABBATH "Heaven & Hell" мгновенно подняла упавшие было акции коллектива. "Heaven & Hell" стал эталоном жанра хэви–метал. Звериному магнетизму Оззи Дио противопоставил лиризм, полный драматического, местами трагического пафоса ("Сhildren Of The Sea", "Die Young", "Heaven&Hell"). Работа Айомми–гитариста выше всяких похвал, послушайте его сольные партии в композиции "Lonеly InThe World". На "Heaven & Hell" была выработана также новая музыкальная формула, которой BLACK SABBATH будут придерживаться последующее десятилетие: в основу композиции кладется однообразная ритмичная басовая партия, поддерживаемая сочными ударными и едва различимыми на заднем плане клавишными. Кстати, в 1979 г. в состав "сэббэт" влился пятый участник, Джефф Николлз (экс–QUARТZ). Вообще–то его привлекли заменить Батлера на басу, но после возвращения последнего Николлз встал у клавишной установки, где и остается до сих пор.
После записи "Heaven & Hell" BLACK SABBATH отправились в турне по США, которое оказалось очень и очень успешным. Однако в августе 1980 г. у Билла Уорда начались серьезные проблемы со здоровьем, и его спешно заменили Винни Эпписом (Винсент Эппис, экс–AXIS, DERRINGER). Винни являлся младшим братом Кэрмина Эпписа, ударника таких легендарных предтеч хард–рока и хэви–метала, как VANILLA FUDGE и CACTUS. В 1981 г. был записан и выпущен альбом "Mob Rules". Диск получил прекрасные отзывы, но между Айомми и Дио уже успела пробежать черная кошка. Айомми был недоволен растущим влиянием Дио, у которого было свое видение будущего BLACK SABBATH; действительно, "Mob Rules" по своему духу больше напоминал пластинки RAINBOW времен Дио. Не доведя до конца сведение двойного концертника "Live Evil", независимый Ронни прихватил с собой Эпписа и хлопнул дверью. В январе 1983 г. в BLACK SABBATH возвратился Уорд. Двумя месяцами раньше появился и новый вокалист — Иэн Гиллан (19.08.1945; экс–EPISOD VI, DEEP PURPLE, IAN GILLAN BAND, GILLAN). Данный состав "сэббэт" традиционно считается самым странным, а зря. Во–первых, альбом "Born Again" — это настоящий BLACK SABBATH. Во–вторых, Гиллан сочинил неплохие тексты и в последний раз спел на всю мощь своего высокого и красивого голоса; к сожалению, через пару лет голосовые связки Иэна окончательно сдали. В–третьих, громкое имя Гиллана сделало BLACK SABBATH отличную рекламу, в результате чего "Born Again" занял аж 4–е место в британском хит–параде. Но попал в "сэббэт" Гиллан действительно странно, а записывал альбом совсем уж странно. Однажды Иэну позвонил Батлер, его старый приятель, и пригласил посидеть в ресторанчике. Приехав, Гиллан узрел там и Айомми. Звезды тяжелого рока хорошо посидели; Гизер и вовсе под конец свалился под стол. А наутро Иэну позвонил Айомми и спросил, когда тот думает приступить к записи пластинки. Поскольку в то время Гиллан находился в финансовой яме, он не стал долго рассуждать. Запись "Born Again" происходила следующим образом. Гиллан разбил возле студии палатку, где ночевал, утром готовил на костерке нехитрую похлебку и днем приходил в студию. Самих Айомми, Батлера и Уорда там уже не было: они сочиняли музыку ночью. Гиллан слушал записанные куски, набрасывал текст и записывал вокал; вот почему, слушая "Born Again", ощущаешь некоторую отстраненность вокала Гиллана от музыки "сэббэтов". Тем не менее Иэн откатал с BLACK SABBATH турне и покинул "черный шабаш" только в феврале 1984 г., соблазнившись возрожденными DEEP PURPLE. (Поссорившись в очередной раз с "темно–лиловыми", Гиллан, видимо, снова имел некоторые виды на возвращение в BLACK SABBATH и даже дважды выступил с последними 11 и 15 сентября 1989 г. в Бристоле (Англия) и Копенгагене (Дания) соответственно).
В августе 1983 г. Уорд снова почувствовал недомогание, и его заменили Бивом Бивеном (25.11.1946; THE MOVE, ELO), земляком "сэббэтов", с которым группа отыграла запланированные концерты.
1984 год оказался для BLACK SABBATH самым "черным". Проблема вокалиста стала головной болью команды. Сначала безуспешно занять место у микрофонной стойки пытался Рон Кил, игравший ранее в STEELER. Затем несколько недель с BLACK SABBATH репетировал Дэйв Донато. Ему официально присвоили звание "сэббэта", но после неудачного интервью одному солидному металлическому журналу мгновенно разжаловали. В апреле 1985 г. в группу попал Кол Свон (экс–TYTAN), но и он не задержался. (Кстати, когда в 1989 г. Гилан покинул DEEP PURPLE, Кол Свон среди прочих фигурировал в списках кандидатов на место вокалиста "темно–лиловых".) В итоге 13 июля 1985 г. в американской части благотворительного концерта "Live Aid" BLACK SABBATH выступили оригинальным составом вместе с Оззи. Их двадцатиминутное шоу породило слухи о том, что Осборн возвратился в "сэббэт". Сам великий и ужасный не замедлил прояснить ситуацию: "Те, кто считает, что я вернулся в BLACK SABBATH, нуждаются в психиатрическом лечении". Оззи продолжил успешную сольную карьеру, чем, видимо, разочаровал не только фэнов группы. По очереди к Айомми подошли Батлер и Уорд, чтобы сказать сакраментальную фразу: "Знаете, Бендер, но я не верю!.." Оставшись один, Тони Айомми решил поставить на BLACK SABBATH огромный крест и тоже занялся сольным творчеством. При непосредственной помощи басиста Гордона Коупли началась работа над альбомом, получившим название "Seventh Star". Осенью 1985 г. Айомми, набравшись смелости, раздумал хоронить BLACK SABBATH и набрал полноценный состав в лице барабанщика Эрика Сингера , басиста Дэйва Спитца (экс–AMERICADE, WHITE LION) и "матерого человечища" вокалиста Гленна Хьюза (21.08.1952; экс–TRAPEZE, DEEP PURPLE, HUGHES/THRALL). Материал "Seventh Star" доработали, и в начале 1986 г. новый, двенадцатый по счету студийный альбом BLACK SABBATH увидел свет (оставшийся бас Коупли можно услышать на треке "No Stranger To Love").
23 марта 1986 г., отыграв с группой несколько первых концертов мирового турне, BLACK SABBATH неожиданно покидает Хьюз. Его в спешном порядке заменяют Рэем Гилленом и турне доигрывают. С Гилленом же в 1987 г. начинается запись нового альбома под "кодовым" названием "Bloodgood" (это демо существует и ходит в кругах самых отъявленных фэнов), но Рэй в августе того же года внезапно ушел из группы. (Позднее Гиллен объявится в BADLANDS, где сойдутся Эрик Сингер и экс–Оззи гитарист Джейк И–Ли; к сожалению, 3 декабря 1993 г. Рэй умер от СПИДа.) Новым вокалистом BLACK SABBATH стал Тони Мартин (Энтони Харфорд, 19.04.1957; экс–THE ALLIANCE, VANDERBERG), чей роскошный вокал весьма походил на голос Ронни Джеймса Дио. Собственно, в ключе "сэббэт" периода Дио и были выдержаны последующие два диска BLACK SABBATH: "The Eternal Idol" и "Headless Cross". Альбомы недурны, но слишком пафосны и отполированы. А клип к песне "Headless Cross" и вовсе вызывает улыбку: настолько комично выглядят все эти кресты, монахи и факелы — "ужасный" имидж группы "пообветшал" донельзя. Состав BLACK SABBATH за эти три года поменялся основательно. Эрик Сингер записал партии ударных для "The Eternal Idol" ("сэббэт" помогал также и Бивен), но в турне 1988 г. с группой отправился Терри Чаймс (25.06.1955; экс–THE CLASH, HANOI ROCKS, GENERATION X). С лета 1988 г. место за ударной установкой "сэббэт" занял Кози Пауэлл (29.12.1947; экс–много чего, в том числе и RAINBOW). Дэйв Спитц начал было работу над "The Eternal Idol", но свалил, и дописывать альбом пришлось опытному Бобу Дэйсли (экс–WIDOWMAKER, RAINBOW, Оззи, URIAH HEEP). В турне с BLACK SABBATH съездил Джо Барт (экс–VIRGINIA WOLF), после чего с октября 1988 г. по май 1989 г. в группе находился Лоуренс Коттл, с которым и был записан "Headless Cross". С июня 1989 г. в BLACK SABBATH классный басист Нейл Мюррей (27.08.1950), долгие годы выступавший в WHITESNAKE.
Записав в 1990 г. "рунический" альбом "TYR", основанный на древнегерманских мифологических сказаниях, BLACK SABBATH достигли своего потолка без Оззи. Чувствуя дальнейшую бесперспективность работы с Тони Мартином, Айомми вновь перетасовал состав, решив вернуться в недалекое триумфальное прошлое. Конечно, Осборна он заполучить не мог, а вот Дио получил. Более того, летом 1991 г. вернулись Батлер с Эпписом — таким образом был воcстановлен состав BLACK SABBATH образца 1981 г. Пятого сентября 1991 г. "сэббэт" начинают турне по родной Англии, а в 1992 г. выдают свеженький альбом "Dehumanizer", мрачный и тягучий. BLACK SABBATH снова оказались в центре внимания. Еще бы! Вновь Дио у микрофона, а на басу Батлер... Несмотря на упреки в заштампованности материала, группа имела далеко идущие планы. Все порушил Осборн со своей "прощальной гастролью". Оззи захотел сыграть свой последний в жизни концерт вместе с BLACK SABBATH. Шоу было намечено на 14 и 15 ноября 1992 г. в Лос–Анджелесе: 14–го должны были выступить "сэббэт" с Дио, а 15–го — те же, но с Осборном. Однако Дио и слышать не хотел ни о каком Осборне. Уязвленный, он ушел из группы, а заменить его с радостью согласился Роб Хэлфорд (25.08.1951), всем известный по JUDAS PRIEST. Концерты были отыграны, а BLACK SABBATH остались и без Дио, и без Хэлфорда, и без Оззи. Айомми с Батлером не придумали ничего лучше, как снова позвонить Тони Мартину. Тот согласился, прекрасно понимая, что им просто закрывается брешь; но Мартин не Дио, ему вставать в позу по чину не положено. Эппис тоже ушел, новым ударником стал Бобби Рондинелли (экс–RAINBOW).
Новый состав в 1994 г. записал альбом "Cross Purposes" и откатал турне. Пластинка вышла никакой: Батлер и Рондинелли уходят из группы. Их сменяют Мюррей и Пауэлл. Появляется более живой "Forbidden", но BLACK SABBATH неумолимо приближаются к самой нижней отметке творческого и кадрового кризиса. Пауэлл, отыграв турне по США, в июле 1995 г. покидает "сэббэт", и в группе опять стучит Рондинелли. А примерно в это же время Оззи Осборн прятался от страха под одеяло. Нет, его новый диск "Ozzmosis" продавался великолепно; мучило Оззи другое. Почти двадцать лет он старательно открещивался от своего прошлого. В конце концов Оззи добился того, что его имя перестало ассоциироваться с BLACK SABBATH. Вот тут–то и прошиб Оззи холодный пот — уразумел поедатель всех и всяческих живностей, что собственными руками выкинул свою персону из легендарных 70–х и великих BLACK SABBATH, которые сотворили из понятия heavy–metal не только полноценное направление в рок–музыке, но и настоящую философию и образ жизни. В апреле 1997 г. BLACK SABBATH воссоединяются почти в классическом составе: Осборн, Айомми, Батлер и Майк "Паффи" Бордин (27.11.1962; выступал за FAITH NO MORE). Этим составом группа принимает участие в "Оззфесте", а в ноябре к старым, но по–прежнему боевым товарищам присоединяется Билл Уорд. Выступления стопроцентно классических"сэббэт" продолжались вплоть до 19 мая 1998 г., когда Уорд перенес острый сердечный приступ (выходящий концертник записан еще с ним). По старой привычке Винни Эппис уселся за ударной установкой, и BLACK SABBATH продолжили гастроли по Европе. Сейчас Биллу намного лучше, и он планирует отправиться с группой в американское турне, начало которого запланировано на 31 декабря сего года в Финиксе, штат Аризона.
И, наконец, самая радостная весть, касающаяся группы. Этой осенью BLACK SABBATH попали–таки в список пятнадцати финалистов, претендующих на внесение в Зал Рок–н–Ролльной Славы в 1999 г. Соперники "сэббэт" внушительные: Пол МакКартни, Билли Джоэл, STEELY DAN, но ведь они — BLACK SABBATH!
Впервые за двадцать лет группа записала пластинку в своем классическом составе 1969–1979 г.г. Похоже, что на этот раз Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд решили воссоединиться всерьез и надолго...
История группы началась в самом конце 40–х годов нашего столетия в Астоне, пригороде Бирмингема (Англия). Тогда на свет Божий в порядке очередности появились гитарист Тони Айомми (Фрэнк Энтони Айомми, 19.02.1948), барабанщик Билл Уорд (Уильям Уорд, 05.05.1948), вокалист Оззи Осборн (Джон Майкл Осборн, 03.12.1948) и басист Гизер Батлер (Теренс Майкл Батлер, 17.07.1949). В школе ребята сдружились, а после ее окончания так же дружно посвятили себя рок–н–роллу, разойдясь по местным командам: Айомми с Уордом начали играть в MYTHOLOGY, а Осборн с Батлером — в RARE BREED. В 1967 г. они решили объединиться в одну группу, которую назвали POLKA TULK. Через некоторое время это маловразумительное название сменили на EARTH. Стилистически группа тяготела к сплаву тяжелого блюза и джаза, нечто подобное пробовали тогда исполнять JETHRO TULL. Весь 1968 г. EARTH ездили по родной Англии и давали концерты, после чего музыкантов приметил менеджер Джим Симпсон. Действительно, группу сложно было не заметить — слишком уж она экзотично выглядела на фоне других локальных команд, исполнявших модный тогда "прогрессивный" рок. Дело в том, что Айомми, Уорд, Осборн и Батлер еще со школьных времен всерьез увлеклись оккультизмом. Особенно сильно любовью к черной магии проникся Батлер: запоем читал "мистическую" литературу, ходил на все фильмы ужасов и даже пробовал немножко "колдовать". Как следствие, песни сочинялись на редкость мрачные: музыка была резкой и одновременно летаргичной, а тексты, которые писал Осборн, дышали пессимизмом в отношении человеческого будущего. К тому же Айомми был гитаристом–левшой, а левая сторона, как известно, принадлежит силам зла... В общем, EARTH мало чем походили на брызжущих сексуальной энергией LED ZEPPELIN и тоскующих по средневековой романтике DEEP PURPLE.
Неожиданно в конце 1968 г. смятение в ряды EARTH внес Иэн Андерсон, лидер набиравших обороты JETHRO TULL, сманивший к себе Тони Айомми. К счастью, под началом Андерсона тот пробыл недолго: слишком уж самобытным у Тони был стиль игры на гитаре. (JETHRO TULL с Айомми можно увидеть на видео "Rock’n’Roll Circus" — это запись их выступления 12 декабря 1968 г. в одноименном музыкальном проекте, задуманном и организованном THE ROLLING STONES.) Тони возвратился в EARTH в начале 1969, а спустя некоторое время группа по совету Джима Симпсона в третий и последний раз сменила название. Долгими размышлениями ребята себя не утруждали, всем было ясно, что имя группы должно быть не просто таинственным, а самым что ни на есть "сатанинским". Еще будучи POLKA TULK, музыканты написали песню "Black Sabbath" (shabbаth: у иудеев свободный от работы седьмой день недели (суббота); sabbat, sabbath: в средневековье — день разгула нечистой силы под предводительством Сатаны, шабаш). Так появились BLACK SABBATH.
Первым синглом группы стала песня "Evil Woman (Don’t Play Your Games With Me"), вышедшая в январе 1970 г. и являвшаяся кавером хита американской группы CROW. 29 марта 1970 г. BLACK SABBATH приняли участие в благотворительном концерте "За ядерное разоружение" в Лондоне. Ну а в апреле музыканты записали первый альбом. Названный просто "Black Sabbath", он был сделан в лондонской студии"Regent Sound" за два дня, а бюджет его составил смешную сумму — 600 фунтов стерлингов. В сентябре появилась вторая пластинка группы, "Paranoid". Оба альбома произвели эффект разорвавшейся бомбы. Да, все были заинтригованы еще до выхода дисков, но такого не могли себе представить даже матерые музыкальные критики. Во–первых, стиль BLACK SABBATH нельзя было назвать хард–роком или еще каким–нибудь роком. Это был самый натуральный хэви–метал, о необходимости которого так долго... Термин "heavy metal" был придуман достаточно давно, идея потихоньку зрела, многие группы примерялись этот самый heavy metal играть, да все получалось как–то больше heavy (хэви–блюз, хэви–рок), самого метала было маловато. А вот звучание гитары Айомми было действительно металлическим. Придуманные гитарные риффы также являлись истинно хэви–металлическими: либо потрясающе "забойными" ("Paranoid", "Iron Man", "N. I. B."), либо замогильно–летаргическими ("Black Sabbath", "Electric Funeral"). При слаженной и виртуозной работе ритм–секции BLACK SABBATH не делали на нее ставку, как LED ZEPPELIN или DEEP PURPLE, чтобы добиться тяжести в звучании. На первый план всегда выходила гитара Айомми и, конечно, пронзающий все и вся голос Оззи. Во–вторых, тексты песен BLACK SABBATH повествовали не о розочках–козочках, а о возможных катастрофах, подстерегающих человечество в недалеком будущем: ядерной войне, экологическом кризисе, роботизации и т. п. Самая классическая вещь "сэббэтов" "Paranoid"рассказывает о тяжелой душевной болезни человека — паранойе, по тем временам тема практически закрытая для широкого обсуждения. В чуть менее классической "War Pigs" речь идет о политиках и генералах, развязывающих войны за передел мира. Как видим, "мрачный" спектр тем у BLACK SABBATH был достаточно широк и не ограничивался только темой Сатаны. Упоминался и он,"копыторогий", но из общего творчества группы выходило, что Сатана этот — скорее персонифицированный образ всего злого и темного, таящегося в самом человеке и проявляющийся в военных конфликтах, загрязнении природы, всевозможных пороках и прочим.
Удивительно, но альбомы"Black Sabbath" и "Paranoid" добились не только общественного признания, но и крупного коммерческого успеха: первый занял в Англии 8–е место (в США — 23–е), а второй в октябре 1970 г. на две недели возглавил английский хит–парад (в США был 12–м и пробыл в чартах 65 недель). Собственно песня "Paranoid", вышедшая синглом, достигла в Англии 4–й позиции. В 1971 г. вышел третий альбом BLACK SABBATH, названный "Master Of Reality" (излишне напоминать, кто является Хозяином мира сего), после чего группа отправилась в длительное турне. Шоу BLACK SABBATH соответствовало исполняемой музыке — в то время как Оззи, загримированный Дьяволом, общался со слушателями, на сцене в клубах дыма то появлялись, то исчезали демоны и безобразные карлики. Вскоре BLACK SABBATH стали синонимом "хард–рокового образа жизни", включающим в себя беспробудное пьянство, постоянное одурение от наркотиков, тесное общение с группиз, дебоши в гостиницах и в то же время тяжелейшую работу в студии вкупе с изматывающими турне. Стоит сказать и о лирической стороне музыки "сэббэт": группа не замыкалась на одних колюще–режущих риффах, важную составляющую в творчестве играла акустика (это могли быть инструменталки, как "Laguna Sunrise", или красивые акустические переходы, как в "Sabbath Bloody Sabbath").
В октябре 1971 г. группа сменила менеджмент: проворовавшегося Джима Симпсона выставили вон. Однако тот начал тяжбу, которая длилась без малого два года. Может быть, из–за этого четвертый диск "сэббэтов" "Vol.4" оказался бледнее предыдущих, зато альбом 1973 г. "Sabbath Bloody Sabbath" по праву считается многими критиками вершиной творческого развития BLACK SABBATH. Одна обложка диска чего стоит: черти столпились вокруг удушенного змеюкой бедолаги, а над всем этим высится ужасное сооружение из черепов и трех шестерок, знака Апокалипсиса. Центральное место альбома — одноименная многочастная композиция с жесточайшим риффом–зачином. "Мечты превращаются в кошмары, Небеса — в Ад", — пронзительно пророчествовал Оззи. В работе над "Sabbath Bloody Sabbath" группе помогал выдающийся клавишник Рик Уэйкман (экс–YES).
В 1974 г. началась изоляция Осборна от остальных участников BLACK SABBATH. Во–первых, Оззи по–страшному запил, а во–вторых, он начал ощущать признаки надвигающегося творческого кризиса. Свой отпечаток на климат внутри группы наложила и тяжба с Симпсоном — Озборна затягали по судам. Приступить к нормальной концертной деятельности BLACK SABBATH смогли только в 1975 г., они прокатили большое турне по Англии. Новый диск группы "Sabotage", несмотря на заслуженный успех, явственно показал, что группа находится в предкризисном состоянии. Тони Айомми все больше забирал власть в свои руки, с его подачи BLACK SABBATH уходят в безудержное экспериментирование. Если композиции "Symptom Of The Universe","Hole In The Sky" и "Megalomania" звучат по–прежнему "сэббэтовски", то "Am I Going Insane (Radio) или "The Writ" оставляют после прослушивания ощущение какой–то поддельности. Музыка BLACK SABBATH становится неоправданно перегруженной, излишне мягкой, а местами и вовсе непонятной. Запись альбома "Technical Ecstasy" в 1976 г. проходила очень сложно. Айомми хотел придать композициям более сложные аранжировки и настаивал на введении духовой (!) секции. Осборн противился как мог, он был сторонником старого стиля "сэббэт". В результате альбом "Technical Ecstasy" оказался еще более непонятным и еще более "несэббэтовским". Былое звучание группы осталось разве что во вступлении к песне "You Won’t Change Me". Подспудная страсть Айомми к джазу вырвалась наконец наружу и отразилась в структуре построения некоторых композиций и собственно гитарных партий ("Dirty Women", "Back Street Kids", "Gypsy"). Совершенным издевательством звучала попсовая "It’s Alright", которую написал и спел Билл Уорд. Единственно, чем блеснул "Technical Ecstasy", так это супербалладой "She’s Gone" (органные партии здесь и на альбоме в целом вел Джеральд Вудрафф, после работы в студии он отыграл с группой турне 1977 г.) и блистательной гитарной техникой Айомми. Немного позднее Айомми будет признан лучшим хард–роковым гитаристом года.
Итак, в 1977 г. BLACK SABBATH отправились в турне. Оззи вспоминал: "На концертах Тони пускался в бесчисленные импровизации, а я стоял в сторонке и думал: "Где же наш прежний, жесткий стиль?" Дотянув до конца турне, Осборн в сентябре 1977 г. покинул BLACK SABBATH. Посчитав действия вокалиста предательством, оставшиеся "сэббэтовцы" рекрутируют на его место Дэйва Уокера, экс–RED CAP, SAVOY BROWN. Уокер пробыл в группе до января 1978 г., не успев ничего с ней записать. Оззи все–таки вернулся. Его хватило на новый альбом "Never Say Die"и турне — в мае 1979 г. он окончательно ушел из BLACK SABBATH. Существует две версии его ухода. По версии самого Осборна, он был брошен коллегами на произвол судьбы. По версии коллег, Оззи окончательно отъехал от спиртного и наркотиков и перестал что–либо соображать. Сам диск "Never Say Die" был посвящен опасной жизни летчика–истребителя, в записи и турне принял участие клавишник Дон Эйри (экс–RAINBOW; позднее играл у Оззи). В музыкальном плане "Never Say Die" является самым странным творением группы.
Вопреки прогнозам BLACK SABBATH не перестали существовать после ухода Оззи. К оставшимся "сэббэтовцам" примкнул Ронни Джеймс Дио (Рональд Джеймс Падована; 10.07.1949; экс–ELF и RAINBOW), обладавший красивым, мощным и, что немаловажно, гибким вокалом. К тому же он увлекался европейской мифологией и коллекционировал старинные фолианты. С приходом Дио начался длительный период какой–то мистической связи BLACK SABBATH с еще одной легендой тяжелого рока — DEEP PURPLE, а также ее нисходящими: RAINBOW, WHITESNAKE и др. В июле 1979 г. из группы ненадолго ушел Гизер Батлер, однако вернулся на запись альбома. Новая работа BLACK SABBATH "Heaven & Hell" мгновенно подняла упавшие было акции коллектива. "Heaven & Hell" стал эталоном жанра хэви–метал. Звериному магнетизму Оззи Дио противопоставил лиризм, полный драматического, местами трагического пафоса ("Сhildren Of The Sea", "Die Young", "Heaven&Hell"). Работа Айомми–гитариста выше всяких похвал, послушайте его сольные партии в композиции "Lonеly InThe World". На "Heaven & Hell" была выработана также новая музыкальная формула, которой BLACK SABBATH будут придерживаться последующее десятилетие: в основу композиции кладется однообразная ритмичная басовая партия, поддерживаемая сочными ударными и едва различимыми на заднем плане клавишными. Кстати, в 1979 г. в состав "сэббэт" влился пятый участник, Джефф Николлз (экс–QUARТZ). Вообще–то его привлекли заменить Батлера на басу, но после возвращения последнего Николлз встал у клавишной установки, где и остается до сих пор.
После записи "Heaven & Hell" BLACK SABBATH отправились в турне по США, которое оказалось очень и очень успешным. Однако в августе 1980 г. у Билла Уорда начались серьезные проблемы со здоровьем, и его спешно заменили Винни Эпписом (Винсент Эппис, экс–AXIS, DERRINGER). Винни являлся младшим братом Кэрмина Эпписа, ударника таких легендарных предтеч хард–рока и хэви–метала, как VANILLA FUDGE и CACTUS. В 1981 г. был записан и выпущен альбом "Mob Rules". Диск получил прекрасные отзывы, но между Айомми и Дио уже успела пробежать черная кошка. Айомми был недоволен растущим влиянием Дио, у которого было свое видение будущего BLACK SABBATH; действительно, "Mob Rules" по своему духу больше напоминал пластинки RAINBOW времен Дио. Не доведя до конца сведение двойного концертника "Live Evil", независимый Ронни прихватил с собой Эпписа и хлопнул дверью. В январе 1983 г. в BLACK SABBATH возвратился Уорд. Двумя месяцами раньше появился и новый вокалист — Иэн Гиллан (19.08.1945; экс–EPISOD VI, DEEP PURPLE, IAN GILLAN BAND, GILLAN). Данный состав "сэббэт" традиционно считается самым странным, а зря. Во–первых, альбом "Born Again" — это настоящий BLACK SABBATH. Во–вторых, Гиллан сочинил неплохие тексты и в последний раз спел на всю мощь своего высокого и красивого голоса; к сожалению, через пару лет голосовые связки Иэна окончательно сдали. В–третьих, громкое имя Гиллана сделало BLACK SABBATH отличную рекламу, в результате чего "Born Again" занял аж 4–е место в британском хит–параде. Но попал в "сэббэт" Гиллан действительно странно, а записывал альбом совсем уж странно. Однажды Иэну позвонил Батлер, его старый приятель, и пригласил посидеть в ресторанчике. Приехав, Гиллан узрел там и Айомми. Звезды тяжелого рока хорошо посидели; Гизер и вовсе под конец свалился под стол. А наутро Иэну позвонил Айомми и спросил, когда тот думает приступить к записи пластинки. Поскольку в то время Гиллан находился в финансовой яме, он не стал долго рассуждать. Запись "Born Again" происходила следующим образом. Гиллан разбил возле студии палатку, где ночевал, утром готовил на костерке нехитрую похлебку и днем приходил в студию. Самих Айомми, Батлера и Уорда там уже не было: они сочиняли музыку ночью. Гиллан слушал записанные куски, набрасывал текст и записывал вокал; вот почему, слушая "Born Again", ощущаешь некоторую отстраненность вокала Гиллана от музыки "сэббэтов". Тем не менее Иэн откатал с BLACK SABBATH турне и покинул "черный шабаш" только в феврале 1984 г., соблазнившись возрожденными DEEP PURPLE. (Поссорившись в очередной раз с "темно–лиловыми", Гиллан, видимо, снова имел некоторые виды на возвращение в BLACK SABBATH и даже дважды выступил с последними 11 и 15 сентября 1989 г. в Бристоле (Англия) и Копенгагене (Дания) соответственно).
В августе 1983 г. Уорд снова почувствовал недомогание, и его заменили Бивом Бивеном (25.11.1946; THE MOVE, ELO), земляком "сэббэтов", с которым группа отыграла запланированные концерты.
1984 год оказался для BLACK SABBATH самым "черным". Проблема вокалиста стала головной болью команды. Сначала безуспешно занять место у микрофонной стойки пытался Рон Кил, игравший ранее в STEELER. Затем несколько недель с BLACK SABBATH репетировал Дэйв Донато. Ему официально присвоили звание "сэббэта", но после неудачного интервью одному солидному металлическому журналу мгновенно разжаловали. В апреле 1985 г. в группу попал Кол Свон (экс–TYTAN), но и он не задержался. (Кстати, когда в 1989 г. Гилан покинул DEEP PURPLE, Кол Свон среди прочих фигурировал в списках кандидатов на место вокалиста "темно–лиловых".) В итоге 13 июля 1985 г. в американской части благотворительного концерта "Live Aid" BLACK SABBATH выступили оригинальным составом вместе с Оззи. Их двадцатиминутное шоу породило слухи о том, что Осборн возвратился в "сэббэт". Сам великий и ужасный не замедлил прояснить ситуацию: "Те, кто считает, что я вернулся в BLACK SABBATH, нуждаются в психиатрическом лечении". Оззи продолжил успешную сольную карьеру, чем, видимо, разочаровал не только фэнов группы. По очереди к Айомми подошли Батлер и Уорд, чтобы сказать сакраментальную фразу: "Знаете, Бендер, но я не верю!.." Оставшись один, Тони Айомми решил поставить на BLACK SABBATH огромный крест и тоже занялся сольным творчеством. При непосредственной помощи басиста Гордона Коупли началась работа над альбомом, получившим название "Seventh Star". Осенью 1985 г. Айомми, набравшись смелости, раздумал хоронить BLACK SABBATH и набрал полноценный состав в лице барабанщика Эрика Сингера , басиста Дэйва Спитца (экс–AMERICADE, WHITE LION) и "матерого человечища" вокалиста Гленна Хьюза (21.08.1952; экс–TRAPEZE, DEEP PURPLE, HUGHES/THRALL). Материал "Seventh Star" доработали, и в начале 1986 г. новый, двенадцатый по счету студийный альбом BLACK SABBATH увидел свет (оставшийся бас Коупли можно услышать на треке "No Stranger To Love").
23 марта 1986 г., отыграв с группой несколько первых концертов мирового турне, BLACK SABBATH неожиданно покидает Хьюз. Его в спешном порядке заменяют Рэем Гилленом и турне доигрывают. С Гилленом же в 1987 г. начинается запись нового альбома под "кодовым" названием "Bloodgood" (это демо существует и ходит в кругах самых отъявленных фэнов), но Рэй в августе того же года внезапно ушел из группы. (Позднее Гиллен объявится в BADLANDS, где сойдутся Эрик Сингер и экс–Оззи гитарист Джейк И–Ли; к сожалению, 3 декабря 1993 г. Рэй умер от СПИДа.) Новым вокалистом BLACK SABBATH стал Тони Мартин (Энтони Харфорд, 19.04.1957; экс–THE ALLIANCE, VANDERBERG), чей роскошный вокал весьма походил на голос Ронни Джеймса Дио. Собственно, в ключе "сэббэт" периода Дио и были выдержаны последующие два диска BLACK SABBATH: "The Eternal Idol" и "Headless Cross". Альбомы недурны, но слишком пафосны и отполированы. А клип к песне "Headless Cross" и вовсе вызывает улыбку: настолько комично выглядят все эти кресты, монахи и факелы — "ужасный" имидж группы "пообветшал" донельзя. Состав BLACK SABBATH за эти три года поменялся основательно. Эрик Сингер записал партии ударных для "The Eternal Idol" ("сэббэт" помогал также и Бивен), но в турне 1988 г. с группой отправился Терри Чаймс (25.06.1955; экс–THE CLASH, HANOI ROCKS, GENERATION X). С лета 1988 г. место за ударной установкой "сэббэт" занял Кози Пауэлл (29.12.1947; экс–много чего, в том числе и RAINBOW). Дэйв Спитц начал было работу над "The Eternal Idol", но свалил, и дописывать альбом пришлось опытному Бобу Дэйсли (экс–WIDOWMAKER, RAINBOW, Оззи, URIAH HEEP). В турне с BLACK SABBATH съездил Джо Барт (экс–VIRGINIA WOLF), после чего с октября 1988 г. по май 1989 г. в группе находился Лоуренс Коттл, с которым и был записан "Headless Cross". С июня 1989 г. в BLACK SABBATH классный басист Нейл Мюррей (27.08.1950), долгие годы выступавший в WHITESNAKE.
Записав в 1990 г. "рунический" альбом "TYR", основанный на древнегерманских мифологических сказаниях, BLACK SABBATH достигли своего потолка без Оззи. Чувствуя дальнейшую бесперспективность работы с Тони Мартином, Айомми вновь перетасовал состав, решив вернуться в недалекое триумфальное прошлое. Конечно, Осборна он заполучить не мог, а вот Дио получил. Более того, летом 1991 г. вернулись Батлер с Эпписом — таким образом был воcстановлен состав BLACK SABBATH образца 1981 г. Пятого сентября 1991 г. "сэббэт" начинают турне по родной Англии, а в 1992 г. выдают свеженький альбом "Dehumanizer", мрачный и тягучий. BLACK SABBATH снова оказались в центре внимания. Еще бы! Вновь Дио у микрофона, а на басу Батлер... Несмотря на упреки в заштампованности материала, группа имела далеко идущие планы. Все порушил Осборн со своей "прощальной гастролью". Оззи захотел сыграть свой последний в жизни концерт вместе с BLACK SABBATH. Шоу было намечено на 14 и 15 ноября 1992 г. в Лос–Анджелесе: 14–го должны были выступить "сэббэт" с Дио, а 15–го — те же, но с Осборном. Однако Дио и слышать не хотел ни о каком Осборне. Уязвленный, он ушел из группы, а заменить его с радостью согласился Роб Хэлфорд (25.08.1951), всем известный по JUDAS PRIEST. Концерты были отыграны, а BLACK SABBATH остались и без Дио, и без Хэлфорда, и без Оззи. Айомми с Батлером не придумали ничего лучше, как снова позвонить Тони Мартину. Тот согласился, прекрасно понимая, что им просто закрывается брешь; но Мартин не Дио, ему вставать в позу по чину не положено. Эппис тоже ушел, новым ударником стал Бобби Рондинелли (экс–RAINBOW).
Новый состав в 1994 г. записал альбом "Cross Purposes" и откатал турне. Пластинка вышла никакой: Батлер и Рондинелли уходят из группы. Их сменяют Мюррей и Пауэлл. Появляется более живой "Forbidden", но BLACK SABBATH неумолимо приближаются к самой нижней отметке творческого и кадрового кризиса. Пауэлл, отыграв турне по США, в июле 1995 г. покидает "сэббэт", и в группе опять стучит Рондинелли. А примерно в это же время Оззи Осборн прятался от страха под одеяло. Нет, его новый диск "Ozzmosis" продавался великолепно; мучило Оззи другое. Почти двадцать лет он старательно открещивался от своего прошлого. В конце концов Оззи добился того, что его имя перестало ассоциироваться с BLACK SABBATH. Вот тут–то и прошиб Оззи холодный пот — уразумел поедатель всех и всяческих живностей, что собственными руками выкинул свою персону из легендарных 70–х и великих BLACK SABBATH, которые сотворили из понятия heavy–metal не только полноценное направление в рок–музыке, но и настоящую философию и образ жизни. В апреле 1997 г. BLACK SABBATH воссоединяются почти в классическом составе: Осборн, Айомми, Батлер и Майк "Паффи" Бордин (27.11.1962; выступал за FAITH NO MORE). Этим составом группа принимает участие в "Оззфесте", а в ноябре к старым, но по–прежнему боевым товарищам присоединяется Билл Уорд. Выступления стопроцентно классических"сэббэт" продолжались вплоть до 19 мая 1998 г., когда Уорд перенес острый сердечный приступ (выходящий концертник записан еще с ним). По старой привычке Винни Эппис уселся за ударной установкой, и BLACK SABBATH продолжили гастроли по Европе. Сейчас Биллу намного лучше, и он планирует отправиться с группой в американское турне, начало которого запланировано на 31 декабря сего года в Финиксе, штат Аризона.
И, наконец, самая радостная весть, касающаяся группы. Этой осенью BLACK SABBATH попали–таки в список пятнадцати финалистов, претендующих на внесение в Зал Рок–н–Ролльной Славы в 1999 г. Соперники "сэббэт" внушительные: Пол МакКартни, Билли Джоэл, STEELY DAN, но ведь они — BLACK SABBATH!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике музыкальная газета