Collins, Phil
Phil Collins

PHIL COLLINS

Фил Коллинз — профессиональный ударник, певец, композитор, актер и настоящий шоумен. Ему 47 лет, он запросто может отпустить комплимент Ее Королевскому Высочеству. Трижды женатый, он все равно остается для многочисленных поклонниц "просто душкой".

Музыкант

Фил Коллинз 25 лет играл в группе GENESIS (о ней мы уже рассказывали, см. ь 33, 1997), но, пожалуй, впервые как композитор заявил о себе на альбоме "Duke". До этого он был известен "всего лишь" как очень хороший ударник и певец, каким–то чудом заменивший, казалось бы, незаменимого Питера Гэбриэла. Тогда, в 1980–м, крепко сбитая "Misunderstanding" попала в американский Тор–15, а изумительная "Please Don`t Ask" стала фактически исповедью Коллинза, положенной на музыку. Правда, через год оказалось, что его признания в любви были как бы преждевременными: именно уход первой жены Коллинза Андреа стал толчком к написанию и лейтмотивом его первого, очень личного и очень успешного сольного альбома.

"Face Value", появившийся в феврале 1981 года, немедленно утвердил Коллинза в качестве незаурядного композитора. Фил пригласил на запись 9 музыкантов (среди них Эрика Клэптона и Альфонса Джонсона из WEATHER REPORT), духовую секцию из американской группы EARTH, WIND & FIRE (он будет использовать ее постоянно), струнную группу из 16 человек и даже детский хор одной из церквей Лос–Анджелеса. Сам Коллинз сыграл на десяти инструментах.

Голос Фила звучал по–новому и более проникновенно, что дало повод считать его вокальные способности как ранее недооцененные и в достаточной степени невостребованные. Большинство композиций альбома были очень эмоциональны и проникнуты чувством острого одиночества и обиды, связанными с уходом жены, — меланхоличная баллада "If Leaving Me Is Easy" с гитарой Эрика Клэптона, холодная, но с красивым фортепианным сопровождением "You Know What I Mean", написанная под влиянием музыки соул "This Must Be Love", и др.

Однако изюминкой альбома стала завораживающая, с медленно нагнетаемым внутренним напряжением "In The Air Tonight", в финале которой ритмично работающая в течение всей песни драммашина сменяется яростным шквалом настоящих ударных. Усидеть было просто невозможно. Альбом завоевал мировую известность и находился в чартах более 5 лет. "In The Air Tonight" стала хитом года и визитной карточкой Коллинза на концертах.

Второй альбом "Hello, I Must Be Going" (ноябрь 1982) стал логическим продолжением первого как в музыкальной стилистике, так и в лирике. Правда, основной темой теперь стали уже как бы пережитые страдания и поиски выхода из душевного кризиса. Кавер–версия хита 1966 года легендарных SUPREMES "You Can`t Hurry Love" стала очередным хитом, а весь альбом, как и первый, — мультиплатиновым.

Повторный брак со школьной учительницей Jill Tavelman вроде бы успокоил Фила. Чета Коллинзов поселилась в большом поместье площадью 6 гектаров около городка Гилдфорд (графство Сарри) рядом с Fisher Lane Farm, известной студией GENESIS.

Третий альбом "No Jacket Required" (март 1985) имел, как и два предыдущих, фирменное оформление (лицо Коллинза крупным планом в разных ракурсах) и очередную порцию боевиков — "Sussudio" и "One More Might" возглавляли хит–парад в США. Награды посыпались одна за другой. Альбом был признан лучшим альбомом 1985 года в Англии и США и до сих пор является самым продаваемым в его карьере (10 млн. экземпляров). Коллинз удостоился также титула лучшего артиста и продюсера года.

Новый альбом пришлось ждать 4 года, но появившийся в декабре 1989 года "...But Seriously" превзошел все ожидания. Он 15 недель подряд возглавлял списки английских бестселлеров и стал самым быстро продаваемым альбомом в истории грамзаписи. Любовная лирика отошла на второй план, и Коллинз не без успеха запел не о собственных переживаниях, а о страданиях бездомных ("Another Day In Paradise"), конфликтах в Ирландии ("That`s Just The Way It Is"), расистских репрессиях в ЮАР ("Colours"). Музыкальную основу альбома составляли ставшие уже легко узнаваемыми бархатно–тягучие мелодии с успокаивающей простотой и среднетемповые композиции, обильно "смоченные" духовой секцией EARTH, WIND & FIRE. "Do You Remember" была названа самой часто исполняемой песней года.

26 февраля 1990 года Коллинз отправился в мировое турне под названием "The Serious Tour", имевшее грандиозный успех. За 9 месяцев было дано 127 представлений в 59 городах 16 стран мира, включая четырехдневный аншлаг в нью–йоркском "Madison Square Garden". Лучшие записи тех концертов попали на сборку "Serious Hits... Live" (1990).

Казалось, все было хорошо, награды продолжали сыпаться как из рога изобилия. У них с Джилл родилась дочь Лили. Коллинз выигрывает в пользу своих детей от первого брака (сын Саймон и дочь Джоули) судебную тяжбу у Андреа, пытавшуюся стать единоличным владельцем дома в Ванкувере (Канада) стоимостью 1,4 млн. долларов. В марте 1992 года Коллинз покупает за 8,5 млн. долларов бывшее владение Коула Портера в Беверли Хиллз и ... тайно встречается с Лавинией Хадсон, которую знал еще с юношеских лет.

У Коллинза опять начались личные проблемы, и его очередной альбом "Both Sides" (ноябрь 1993) это подтвердил, став таким же личным, как и "Face Value". Правда, на этот раз Коллинз был более осторожен и публично не высказывался о своих чувствах, поэтому многих тогда сильно удивило, почему это вдруг Фил опять занялся уничижительным самоанализом — многие думали, что его второй брак с Джилл был счастливым. Но мощная, мрачная лирика альбома и тревожные, не дающие покоя повествования о любви, раскаянии и месте в обществе свидетельствовали о том, что Коллинз записал личный альбом в более широком понимании этого слова. Фил не потерял нюх на приличные мелодии, но песни на "Both Sides" получились по звучанию более резкими, чем большинство предыдущих работ. Возможно, многим фанам альбом не понравился, но по уровню художественного исполнения он один из лучших в карьере Коллинза.

Финал очередных семейных неурядиц наступил в 1994 году. 26 апреля после единственного концерта в Италии в рамках "Both Sides Tour" Коллинз уезжает в Лозанну и встречается уже с новой пассией. Ею стала 22–летняя брюнетка Orianne Cevey. В июле 1994 года, будучи на гастролях в Америке, Фил посылает Джилл факс, в котором сообщает ей все. Английская пресса устраивает Коллинзу настоящую абструкцию, он не может спокойно выйти на улицу. Разъяренная Джилл требует в качестве компенсации виллу в Беверли Хиллз и 40 млн. долларов впридачу. Коллинзу пришлось даже отменить два концерта в Шеффилде осенью 1994 года, сославшись на проблемы с голосом. Фил покупает для Орианны дом в предместьях Женевы и переезжает жить в Швейцарию.

В Женеве Коллинз записывает свой последний и самый неудачный альбом "Dance Into The Light" (октябрь 1996). Он стал не только возвратом к музыкальному стилю, вознесшему его на вершину славы в 80–х годах, но, может быть, и первым серьезным испытанием для всей успешной карьеры.

В большинстве композиций Коллинз "топчется" по уже знакомой территории — это dance–pop с сильным влиянием ритм–энд–блюза, чувствительные баллады и среднетемповые мелодии, похожие на монотонное жевание жвачки. Но главная беда с "Танцами на свету" — идея вновь вернуться к использованию африканских ритмов. После африканского "прорыва" Пола Саймона с альбомом "Graceland" десятилетней давности и экспериментов Питера Гэбриэла эта идея потеряла актуальность, как бы уже прошла. К тому же полиритмы Коллинза оказались на удивление какими–то скованными, неэластичными, что для ударника такого класса было непростительно. Правда, Коллинз все отрицает. "Когда люди говорят об африканской музыке, они вспоминают Пола Саймона. У меня дома нет пластинки "Graceland". Саймон познакомил публику с этой музыкой, а я расплачиваюсь за последствия."

Критики оценили альбом неоднозначно. С одной стороны, Коллинзу всегда было тяжело свернуть с проторенных им же дорожек, поэтому лично для Фила его можно считать большим достижением. С другой стороны, альбом хорош при прослушивании, после чего о нем сразу же забываешь.

Летом 1997 года Коллинз женился в третий раз. Ждем нового личного альбома?

Трудоголик

Фил Коллинз — настоящий трудоголик, сидеть без дела он просто не может. Складывается впечатление, что каждую минуту он над чем–то работает. Едва его приняли в GENESIS, как он тут же устроился маляром на стройку, потому что остальные участники группы разъехались на каникулы.

В составе GENESIS Коллинз постоянно участвовал в записях на стороне, с каждым годом делая это все чаще и чаще, пока наконец на завел целую группу BRAND X. В отличие от GENESIS она играла джаз–рок и целиком основывалась на принципах импровизации. Коллинз вспоминал: "Мы хотели просто играть, задать всем чаду". Записав вместе с BRAND X в 1976–82 годах шесть приличных альбомов, Коллинз почувствовал, что две группы он не потянет, и тихо ушел.

Но единовременные "отлучки" остались: в качестве ударника Коллинз помогал записывать альбомы многим музыкантом — как известным, так и не очень (ну кто сейчас знает, кто такие WILDING BONUS или CAFE JACQUES?). Список известных включает в себя Brian Eno, Mike Oldfield, Robert Fripp, Peter Gabriel, Tina Turner, группы THIN LIZZY, CAMEL, TEARS FOR FEARS, не говоря уже о Robert Plant, Paul McCartney и Eric Clapton. "Музыканты часто звонят мне, и я не могу сказать "нет". Я всегда нахожу время", — объясняет Фил.

Со временем Коллинз стал также одним из наиболее востребованных продюсеров. Он работал с Eric Clapton, Adam Ant, John Martyn, Frida из ABBA, Buddy Rich и др.

Настоящим прорывом Коллинза к статусу мега–звезды стало участие в акции "Live Aid", самом большом музыкальном событии всех времен. 13 июля 1985 года Коллинз после выступления со Стингом на стадионе "Wembley" в Лондоне пересек океан на сверхзвуковом "Конкорде" и появился на стадионе Джона Кеннеди в Филадельфии за полчаса до начала американской части акции, где выступил в составе LED ZEPPELIN (!). Первоначально пересечь Атлантику должны были DURAN DURAN, но они повели себя не по–деловому, и Коллинз перехватил инициативу. Фредди Меркьюри, увидев его по телевизору выступающим уже в США, был просто поражен: "Похоже, этот парень никогда не остановится".

Английский журнал "Vox" как–то описал типичный распорядок дня Фила — там было расписано буквально все, даже 5–минутный перерыв для чая. К тому же Коллинз в отличие от большинства рок–звезд очень пунктуален. Дэвид Шефф, один из редакторов журнала "Playboy", бравший у Коллинза большое интервью, рассказывал, что назначил ему время в определенный день на 11 утра. "Фил перезвонил мне за 10 минут до назначенного времени. Любой, кто вращается в мире рок–н–ролла, знает, что такого просто не может быть", — удивлялся журналист.

Коллинз постоянно участвует во многих благотворительных акциях, оказывая поддержку различным медицинским, религиозным, молодежным фондам и организациям, заработав для них 20 млн. долларов. В 1994 году за этот вклад он был удостоен звания лейтенанта и получил Орден Королевы Виктории, которым в Англии награждают за выдающиеся заслуги перед монархом и королевской семьей.

Кстати, последний концерт Коллинза в составе GENESIS был также благотворительным. Он состоялся 18 сентября 1993 года у развалин замка "Коудрей", близ городка Мидхерст в графстве Сассекс. Прощание получилось шикарным — подавали шампанское и "Шабле", на поле опускались парашютисты, требовался строгий костюм, и 3000 специально приглашенных гостей приехали исключительно на "роллс–ройсах" и "феррари". GENESIS сыграли в пост-классическом составе (только втроем) четыре песни. Изумительный вечер завершился грандиозным фейерверком под музыку Генделя. Все собранные средства поступили на счет госпиталя Эдварда VII, занимающегося прогрессивными медицинскими исследованиями.

Начиная с 1982 года Коллинз принимает участие в ежегодных "Prince’s Trust Rock Gala" — благотворительных концертах рок–звезд, организуемых и спонсируемых принцем Чарльзом. Коллинз был среди немногих, приглашенных на 40–летие принца Чарльза в 1989 году, где немало удивил всех, запросто отпустив комплимент Ее Королевскому Высочеству королеве Елизавете Второй ("А Вы неплохо свингуете в танце".) Принцессса Диана была большим поклонником Фила. Она покупала его записи, а любимым альбомом был "A Trick Of The Tail" взамен GENESIS.

В последние годы Коллинз дал восемь концертов с PHIL COLLINS BIG BAND, состоящей из 20 музыкантов, и сделал акустические версии своих хитов в ставшей популярной и почти обязательной программе "MTV Unplugged". Он спел также с Suzanne Vega, группами EAST 17 и MANHATTAN TRANSFER.

Джордж Мартин, продюсер легендарного "Сержанта Пеппера", сказал, что не уйдет на пенсию, пока не запишет tribute–альбом в честь THE BEATLES с участием Коллинза, которому он предложил спеть "Golden Slumbers". Фил согласился. Он продолжает работать: уже написал саундтрек для нового диснеевского мультфильма "Тарзан", готовится и альбом Phil Collins & BIG BAND (ориентировочно декабрь 1998 года), а тем временем вы можете насладиться его сборником лучших песен с лаконичным названием "Hits", который появился в продаже в Европе 5 октября (США — 6 октября). Правда, особой оригинальностью он не блещет —– из новых записей только кавер песни Синди Лопер (Cindy Lauper) "True Colours". Разве что несколько не вошедших в альбомы песен оживляют картину. Ничего, посмотрим, что будет дальше.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета