Aerosmith
Rock This Way

Музыкантам, как и представителям любой другой профессии, свойственно конкурировать. Британцы называют ROLLING STONES лучшей хард–роковой группой всех времен и народов. Американцы не согласны и выдвигают кандидатуру AEROSMITH, группы, объективно говоря, великой, но все–таки производной от "роллингов". Эти споры могут продолжаться вечно, равно как и музыкальное противостояние Старого и Нового Света. Однако мудрые люди не спорят о вкусах, а поступают иначе — они слушают все, выделяют лучшие моменты и в том, и в другом и просто счастливы возможностью наслаждаться настоящим рок–н–роллом.

Предыстория

Группа AEROSMITH образовалась в 1970 году вокруг вокалиста Стивена Тайлера и гитариста Джо Пэрри. Стивен Виктор Талларико (Stephen Victor Tallarico, р. 26.03.1948 г. в Нью–Йорке), более известный под именем Стивен Тайлер (Steven Tayler), в детстве мечтал стать егерем (лесничим по–нашему), подрабатывал в булочной, чтобы иметь пару лишних баков в кармане, и метил себя в будущие президенты. Своим первым указом он клялся дать всем гражданам Штатов равные права на хорошее образование. В школьные годы он был вокалистом многих самодеятельных групп, среди которых THE LEFT BANK и многие другие. Позже он стал выступать вместе с командой CHAIN REACTION на разогреве у THE BYRDS, THE BEACH BOYS и THE YARDBIRDS последнего состава (с Джимми Пэйджем). CHAIN REACTION выпустили один–единственный сингл "When I Need You" со Стивеном Тайлером, который также был задействован в записи песни WILLIAM PROUD AND THE STRANGEURS "You Should Have Been Here Yesterday" своей второй группой.

Приехав отдохнуть на курорт "Trow–Rico", которым владела его семья и который располагался неподалеку от города Сьюнапи (Sunapee, штат Нью–Гемпшер), большой любитель мороженого Тайлер познакомился с Джо Пэрри (Joe Perry), Энтони Джозефом Пэрри (Anthony Joseph Perry, р. 10.09.1950 г. в Лоренсе, Массачусеттс), который тогда работал магазине мороженого и одновременно был гитаристом в группе JAM BAND, так же как и CHAIN REACTION промышляющей в основном кавер–версиями классики рока и выступающей, где посчастливится. Джо одно время даже подметал двор бостонской синагоги, в поисках заработка, а затем играл на гитаре в группах FLASH и PIPE DREAMS. Последняя из них в конечном итоге была переименована в JAM BAND.

После нескольких совместных концертов CHAIN REACTION и JAM BAND в Сьюнапи Джо предложил Стивену организовать новую команду в стиле CREAM (вот кем себя видели ранние AEROSMITH). К ним присоединился также друг и коллега Пэрри по JAM BAND бас–гитарист Том Гамильтон. Томас Уиллиам Гамильтон (Thomas William Hamilton, р. 31.12.1951 г. в Колорадо–Спрингс) в юности был записан в драматическую школу, но, как он сам говорит, в его жизни и без этой школы хватало драм. До PIPE DREAMS/ JAM BAND он играл в группах THE MOSQUITOES и MERCILESS DREAMS.

Остальными двумя членами первоначального состава их группы стали ударник Джои Крамер и второй гитарист Рэй Табано, которого быстро заменил Брэд Уитфорд. Скалолаз–любитель Джозеф Майкл Крамер (Joseph Michael Kramer, р. 21.06.1950 г. в Бронксе, Нью–Йорк) успел побарабанить в KING BEES, UNIQUE 4 и TURNPIKES, а Брэд Эрнест Уитфорд (Brad Earnest Whitford, р. 23.02.1952 г. в Уинчестере, Массачусеттс) сначала выучился играть на трубе, а уж потом увлекся гитарой и отыграл в TEAPOT DOME, EARTH INCORPORATED, CYMBOLS OF RESISTANCE и JUSTIN TIME.

Контракт

После первого же отыгранного концерта в Nipmuc Regional High School группа стала называться AEROSMITH, хотя предварительно сошлись на THE HOOKERS. (Кстати, как вам это название? Стали бы выслушать группу "старых калош"?) Слово "aerosmith" пришло в голову Джои Крамеру. Само по себе оно ничего не значит. Просто никто из группы не смог найти аргументов, чтобы проигнорировать такое нейтральное название.

Сначала излюбленным местом их встреч был бар "The Barn" в Сьюнапи. Также они выступали по школам и получали до 200 долларов за вечер. Затем они подались южнее, в Бостон. Там они сняли апартаменты. Питались плохо, часто не могли себе позволить даже дешевое пиво. Места не хватало. По очереди спали на кухне. В общем, романтика. Благо скоро команда стала популярной в окрестностях Бостона, хотя по сути не имела ничего своего: ни концепции, ни звучания, ни имиджа. Их гитаристы начисто копировали своих более именитых коллег из популярных групп первой и второй волны британской мировой экспансии. Пэрри постоянно смотрел в сторону блюзовых импровизаций Эрика Клэптона, Джеффа Бэка и Джимми Пэйджа (LED ZEPPELIN и YARDBIRDS, кто не знает). Ритм–секция была скудной и редко выходила за рамки микста LED ZEPPELIN — James Brown. Тайлер же вовсю заимствовал у Мика Джаггера и копался в наследии BEATLES и женских рок–групп 60–х. Вместе они были вылитыми ROLLING STONES, но еще сырыми, забитыми и неопытными.

Хотя для местного неизбалованного американского слушателя они звучали супер. В клубах они собирали аншлаги и купались в аплодисментах. В 1971 году на их концерт в нью–йоркском клубе "Max’ Kansas City" попал один солидный человек, которого звали Клайв Дэвис (Clive Davis). После выступления он подошел к AEROSMITH и сказал: "Я сделаю из вас звезд!". Неудивительно, что этот дальновидный шоумен с горящими глазами вскоре доставил команду в офис лейбла Columbia Records, где их уже ожидал чистый бланк стандартного контракта с музыкантами.

Днем наркотики — вечером концерт, вечером наркотики — ...

Дебютный одноименный альбом AEROSMITH неплохо продавался, но на группу обрушился давно ожидавшийся шквал критики прозрачных заимствований у "роллингов", однако, как потом покажет время, их первый блин вышел не самым большим комом, став дважды платиновым. На нем оказалось две значительные вещи, которые позже кочевали по сборникам лучших песен AEROSMITH. Это одна из величайших хардрок–баллад "Dream On", которая в 1973 году сумела закрепиться лишь на 59–м месте в "Биллборде", но, переизданная в 1976 году, когда группа получила мировое признание, вошла в первую десятк, и "Mama Kin" с гитарной техникой Джо Пэрри а–ля Кейт Ричардс или "Джерри Ли Льюис плюс дисторшн", которую в 1988 году воскресили GUNS N’ROSES в своем альбоме "G N’R Lies". У них не было еще фирменного звучания, но эта запись продемонстрировала их амбиции зацепиться за высшую лигу рок–н–ролла любой ценой.

AEROSMITH сразу же пустились гастролировать. Они всполошили весь ночной Бостон шумом своих нойзовых гитар и криками извивающегося как змея импульсивного Стивена Тайлера. Они гастролировали и гастролировали. Утром приезжали в новый город, днем жрали наркотики, а вечером играли свои концерты. И так каждый божий день. Непонятно только, как им удалось при столь плотном графике выпустить второй альбом "Get Your Wings" уже в следующем году. Наверное, продюсер помог (Джек Дуглас). На этот раз было посложнее уловить, откуда копали бостонцы. Брэд Уитфорд научился где–то своим новым весьма эффектным проигрышам в середине композиций. В то же время и Тайлера потихоньку стали отличать от Джаггера. Он стал вокальным акробатом. Никто не знал, когда он в очередной раз сорвет голос, убыстряя и замедляя темп стабильно текущего потока песни. Они почти прославились с этим альбомом (вновь две "платины"), но пока что почти.

Золотые времена

В 1975 году последовали еще более широкомасштабные гастроли, где их услышали все 50 штатов Америки. И так уж случилось, что с третьей попытки (диск "Toys In The Attic") им удалось, наконец, заслужить признание. Конечно, на чем же еще вылезти из лужи, если не на альбоме, который был продан 6–миллионным тиражом. Синглы "Walk This Way" и "Sweet Emotion" стали одним из первых наглядных примеров, как ритм–энд–блюз и фанк могут удачно идти ноздря в ноздрю с хард–роком. Это был уже класс!

Они опять гастролировали, властвовали над стадионами, полными поклонников, и больше не были клоунами "роллингов". Опять жрали наркотики, выступали до экстаза. Наконец, выдохлись. Приехали домой и, сведя дебет с кредитом, узнали, что богаты. И что вы думаете? Правильно, купили еще больше наркотиков.

И опять, на удивление многих, самая странствующая рок–группа 70–х умудрилась соблюсти свою норму — альбом в год. Да еще какой альбом! Оформленная в виде женской груди обложка "Rocks" не могла предъявить слушателям такой же богатый список хитов, как "Игрушки с чердака", но он был силен своей стабильностью, своей мощью, страстью и авторитетом. И ему вполне заслуженно принадлежат самые высокие места в чартах AEROSMITH 70–х годов. Кстати, бывший гитарист GUNS N’ ROSES Слэш сказал однаджы, что альбом "Rocks" изменил всю его жизнь. Вот как оно бывает!

Пристегните ремни — мы падаем

Вот уже три года сидящие на героине AEROSMITH каким–то фантастическим путем прибавляли каждый год. Но это не могло продолжаться бесконечно. С выходом в 1977 году "Draw The Line" оказалось, что они вновь повесят в своей студии платиновый диск. Но, объективно говоря, после "Rocks" это был шаг или даже два назад. Да, они все еще имели несгибаемый авторитет "суперживых" рокеров, но что это? — они стали писать средненькие вещи, повторяться, да и Тайлер начал выглядеть каким–то ужасно уставшим в свои 29 лет. Британское турне с треском провалилось. Там слушали панк и плевать хотели на хард–рок. AEROSMITH пребывали в унынии. И даже не по их тогдашним возможностям энергичный альбом "Live! Bootleg" не помог избавиться от впечатления, что AEROSMITH катится неизвестно куда. Критики вновь стали охаивать Тайлера и Пэрри, интересуясь, как часто они слушают LED ZEPPELIN и ходят на концерты "роллингов", чтобы урвать у них несколько новых идей.

В 1978 году, подкошенные неудачами и вконец изуродованные наркотиками, AEROSMITH снизили до минимума гастрольные обороты (ограничились только Америкой) и снялись в знаменитой голливудской постановке Роберта Стигвуда "Sgt. Pepper’s Lonely Night Club Band" как рок–группа под названием FUTURE VILLAIN BAND. Их вариант "Come Together" даже прорвался в первую тридцатку Америки, однако отношения между Тайлером и Пэрри совсем расстроились. После записи откровенно провального альбома "Night In The Ruts" последний покинул группу и занялся сольным проектом (JOE PERRY PROJECT). Ему на смену в AEROSMITH был приглашен Джимми Креспо (Jimmy Crespo, ex–FLAME), но в 1980 группа практически развалилась после ухода Брэда Уитфорда, который позже записал один альбом в дуэте с бывшим вторым гитаристом Тэда Ньюджента Дереком Сэнт–Холмсом (Derek St. Holmes). JOE PERRY PROJECT в 1980–1983 годах записали три альбома "Once A Rocker Always A Rocker", "I’ve Got The Rock’n’Roll Again" и "Let The Music Do The Talking", но имели локальный успех.

Было время, когда вовсе казалась, что мы больше не услышим AEROSMITH, после того как большую половину 1981 года Стивен Тайлер провел в больнице. Туда он попал с переломами, когда на скорости не справился с управлением своего мотоцикла. Но все обошлось, и с помощью нового бас–гитариста Рика Дьюфэя (Rick Dufay) в 1982 году группа записала свой седьмой студийный альбом "Rock In A Hard Place". И по вполне понятным причинам ничего путного из этого предприятия не вышло. Слишком много работы выпало на плечи Стивена Тайлера, и альбом просто разочаровал.

Новая эра

Тем не менее группа целых полтора года провела в пути, и в 1984 году, на день Святого Валентина, отщепенцы Пэрри и Уитфорд поддержали AEROSMITH на сцене бостонского "Orpheum Theatre". Там же случилось и их примирение. После этого Джон Кэлоднер обеспечил их новым контрактом с Geffen Records, а Тим Коллинз стал их вторым после Leber–Krebs менеджером. Так началась новая эра в карьере AEROSMITH.

Группа в первоначальном составе отправилась в 70–дневный гастрольный тур, а в следующем году выпустила альбом "Dome With Mirrors" с продюсером Тэдом Тэмплменом. Ярко слышны были отголоски старых добрых "смитов" с жестким гитарным драйвом, но публика не была готова принять их с распростертыми руками. Новая волна заправляла хит–парадами, а хард–роком считались SURVIVOR, JOURNEY и VAN HALEN. К тому же слегка сбился лирический фокус Тайлера–Пэрри. Однако AEROSMITH напомнили всем, что они все еще великая концертная группа, а клубный успех их совместного c рэпперами RUN–DMC ремикса классической "Walk This Way" обеспечил им первый за многие годы успех в хит–парадах и положил начало широкомасштабному сотрудничеству музыкантов разных стилей.

Девятый альбом группы "Permanent Vacation" писался под зорким оком мастера поп–металлических фуршетов Брюса Фэйрбэйрна. Впервые после 1975 года AEROSMITH вновь обратились к ритм–энд–блюзу и в результате получили долгожданный трижды платиновый альбом с гвоздями "Dude (Looks Like A Lady)", "Rag Doll" и "Angel". Тайлер вернул себе былую славу мастера исполнения сладеньких поп–металлических баллад (в 80–е годы в этом с ним могли конкурировать разве что Джаггер и Джон Бонджови), а AEROSMITH в целом начали стремительный прорыв на европейский, и в первую очередь британский, музыкальный рынок.

Следующий их альбом "Pump" только оправдал многомиллионный успех своего предшественника и явился таким же разноплановым альбомом, как и "Toys In The Attic". Элементы поп–музыки и оркестровки, которыми гнушались в конце 80–х многие матерые рок–группы, зазвучали на всю мощь в "Janie’s Got A Gun" и "Love In An Elevator", а нестареющее вокальное мастерство Тайлера в "What It Takes" позволило закрыть глаза на его почтенный возраст за 40. В общем, AEROSMITH вновь поймали за хвост птицу удачи и, как покажут 90–е, больше упускать ее не собирались.

Золотые времена 2

Однако нового альбома поклонникам группы пришлось ждать целых четыре года. Альбом "Get A Grip" сразу же облюбовал вершины большинства мировых хит–парадов и, не считая изумительных синглов из него, разошелся тиражом более 5 миллионов экземпляров. Этого триумфа динозавры хард–рока смогли заслужить в самый разгар гранджевого бума, который переманил большую массу поклонников у других почтенных рок–музыкантов. Четыре года сражений самих с собой, с жаждой самоудовлетворения, контролируемой непрекращающимся употреблением наркотиков и поисков нового звучания закончились полной победой музыкантов. Теперь Стивен мог затаскать по судам любого, кто отважился бы обвинить его в пристрастии к наркотикам. То, за что раньше ругали голос Тайлера и гитару Пэрри, тогда сразу понравилось бывшим критикам. Не хочу выделять какие–то отдельные песни — все это классика. А трилогия потрясных видеоклипов с участием дочери Стивена Лив Тэйлор ("Cryin’", "Amazing" и "Crazy") — просто киношедевры, а не только творения режиссеров и работа музыкантов, которые дали старт голливудской карьере молодой талантливой и жутко сексуальной актрисы. Спасибо, MTV! Ведь именно ее стараниями воротилы Голливуда положили глаз на мисс Тайлер, а вся планета стала распевать модные песни группы.

Что ж, имели терпение жить без AEROSMITH одни четыре года, проведите в ожидании еще столько же, питаясь их лучшими песнями из сборника "Big Ones". Двенадцатый студийный альбом группы, который ознаменовал их возвращение на Columbia Records, вышел весной 1997 года и хотя сорвал гораздо меньше комплиментов, чем их классика 70–х и даже "Pump" и "Get A Grip", но все же стал явлением прошлого года. Были опасения, что AEROSMITH станет звучать, как Аланис Мориссетт, так как именно Глен Бэллард был приглашен продюсировать "Nine Lives", но этого, к счастью, не произошло. После некоторых физико–эмоциональных проблем, с которыми столкнулся Джои Крамер в результате скоропостижной смерти его отца, группа провела больше года в студии, и Бэлларду в мягкой форме дали понять, что AEROSMITH — это не то, что он думает. Его мелодизм, конечно, был близок группе, но все–таки с такой постановкой вопроса они теряли лицо. Как потом заметил Стивен Тайлер, им казалось, что на сочинение и запись "Nine Lives" у них действительно ушло девять жизней (оказывается, не только умные кошки предпочитают девять жизней!). Они переписали без Бэлларда практически каждую вещь, и в конечном итоге с помощью продюсера SILVERCHAIR Кевина Ширли им удалось успокоить задетое самолюбие. Как же, вот уже пошел четвертый год после выхода "Get A Grip" , а у AEROSMITH все по–старому!

Новый альбом звучал, как смесь трех предыдущих. "Falling In Love (Is Hard On The Knees) — это "Cryin’ 97", "Hole In My Soul" — что–то среднее между "Janie’s Got A Gun" и "Crazy". Вот только "Pink", видеоролик к которому недавно был назван лучшим роковым клипом на церемонии вручения наград MTV за 1998 год, довольно самобытен. И все равно "Nine Lives" стал очередным поводом для того, чтобы все еще уважать AEROSMITH в конце 90–х. Надеюсь, что и новый двойной концертный сборник, в который вошли 23 самые известные их песни, исполненные во время их "Get A Grip Tour" и "Nine Lives Tour", нас тоже не разочарует.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета