Рок - Это Честное Дело Честных Людей Рок энд ролл (А.Зотов)
Рок энд ролл
...Товарищи в кабинетах заливают щеками стол.
Им опять за обедом встал костью в горле очередной рок–н–ролл!.
Константин Кинчев, "Все это рок–н–ролл".
Посетила сознание одна брошюра. Заинтриговало название: "По ту сторону чудес" издательства Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня на Украине. Автор — Джордж Вандеман. По большей части невозможно не согласиться, что магия, колдовство, спиритизм, "порнуха", "ужастики" и иже с ними — это орудие искушения дьявола, а невежество и туполобие — его вернейшие служители. Но... рок–н–ролл?!.. Цитирую: "Рок–н–ролл — это средство, которым сатана пользуется для того, чтобы владеть умами нашего поколения в массовых масштабах. Я своими глазами видел подростков, которые доходили до одержимости бесами, танцуя рок–н–ролл... Нет разницы между ритмичными движениями колдунов и знахарей, танцами дикарей и танцами подростков. Как те, так и другие оказывают одинаковое гипнотизирующее влияние и служат основой для перехода к состоянию демонической одержимости".
Цитата позаимствована у некоего Боба Ларсона из его, наверное, высокоморального толмуда "Рок энд ролл — диавольское развлечение". Кажется: вот еще один воинствующий праведник обрушивается с анафемой на этот воистину революционный "переворот в мозгах из края в край" (В.С. Высоцкий), особенно молодых, имя которому — ROCK`N`ROLL! Парадокс в ином: Боб Ларсон — "ныне национальный комментатор" — сам "бывший исполнитель и сочинитель этой музыки", как узнаем из текста. Каково? То бишь познавший и прозревший, искушенный и умудренный наставник несмышленышей! Хвала и честь!
Если бы не... история хотя бы российского рок–н–ролла, когда во второй половине 50–х на Россию прямо–таки грохнулась американская атомная бомба с еретически непривычным набором слов — rock and roll; когда имена Билла Хейли (хит "Рок — круглые сутки" — "Rock Around The Clock"), Литлл Ричарда и Элвиса Пресли разбудили уставшее, унылое, инфантильное неверие юного поколения, показав, как можно петь и при этом оставаться свободным от всего: от идеологии догм и официальной морали до политики подавления! Когда первые подпольные пластиночки лепились на рентгеновских снимках — "на костях", а вечерами и ночами на кухнях при строжайшей конспирации из самопальных радиоламповых приемничков ловилась хоть какая–нибудь информация! Когда все открывалось по–новому, как награда столько претерпевшему поколению, как главная радость жизни в окружающей тотальной несвободе и тотальной неправде! Когда напрочь руинились родительские устои; когда и новые слова входили в обиход и ложились на язык запросто: "кайф", "ловить кайфушу", "ненавидеть кайфоломку"! Когда все было "клевым" и "отвальным": электрический звук, голоса, прикид (одежда), чёхи (прически), да и сами эти партизаны с диковинными "музимами" в джунглях серокаменного ада!.. Потом пришли БИТЛЗ и СТОУНЗ, ЭНИМАЛЗ и ДОРЗ, Хендрикс и Дилан, ЗЕППЕЛИН и ПАПЛ. Музыка обросла новыми словами: ритм–энд–блюз, биг–бит, арт–рок, хард–рок, хеви–метал–рок, психоделик, панк...
В 60–х появляется наш рок (в отличие от западного основной его стержень не ритм, а слово — первопричина) в лице АРГОНАВТОВ, СЛАВЯН, ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ, позже САНКТ–ПЕТЕРБУРГА и других.
И ведь было — крыть нечем: и неофициальные поп–сейшна, часто спонтанные, еще чаще разгоняемые властями и товарищами охранниками правопорядка в мышиных шинелях, привлечение "стиляг" и "хипаков", травля рок–н–ролла как "суб– или контркультуры молодежи ХХ века", испуг обывателя, комсомольский пофигизм, истерика прессы ("Нахватались от этих, мол, жучков–ударников!", т.е. от БИТЛЗ)! Докажи им, что все эти "контр–" и "суб–" и "анти–" всегда ассоциируются с чем–то новым, доселе неведомым! Куда там, когда в ушах–то вата, забитая после залпа "катера "Аврора" (словосочетание Александра Лаэртского)! А молодежь просто любила эту музыку! Пусть и танцы под нее были несколько атавизстические и тарзаньи, с топотом–хлопаньем–гиканьем! — как выражением чего? — свободы и раскрепощения от всяческих пут, еж и медведь!.. А битье окон, ломка стульев и прочего, драки и "войны район на район" (К. Е. Кинчев) после концертов — это только от внутреннего состояния бескультурья. Ведь, по Канту, нравственный закон заключается внутри человека, и за всех психически неуравновешенных с уклоном в шизоидальность пусть отвечают только они сами!..
Рок — это честное дело честных людей, он никому не бросает вызова, нонконформичен по сути. Это продолжение цивилизации — будущее. Пусть подчас стебный и стремный, едкий и насмешливый — так разве мы не хохочем от анекдотов про Чапаева и Брежнева, про нашу "всепогодную грязь" (А.Н.Башлачев) и лапотничество?! Хохочем до самозабвения. Ибо хоть так пытаемся не увязнуть до смерти в монотонности житейского болота... Пой, музыкант, делай рок, так как нет иной альтернативы: общество тебе ничего не дало. И это все–таки лучше, чем верить в светлое нечто! Музыка всего превыше, не от мира сего она — где–то в пятом измерении. Не важно, кто, когда и зачем создал ее. Важно другое: дайте даже мне запись потрясного рока, которая прошибет меня похлеще электрического разряда, растормошит и заставит выкидывать немыслимые "па" и коленца, пусть там поет хоть Патрис Лумубма — я принимаю! Ибо что освободит дух и развеет ложь — это все–таки рок.
...Товарищи в кабинетах заливают щеками стол.
Им опять за обедом встал костью в горле очередной рок–н–ролл!.
Константин Кинчев, "Все это рок–н–ролл".
Посетила сознание одна брошюра. Заинтриговало название: "По ту сторону чудес" издательства Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня на Украине. Автор — Джордж Вандеман. По большей части невозможно не согласиться, что магия, колдовство, спиритизм, "порнуха", "ужастики" и иже с ними — это орудие искушения дьявола, а невежество и туполобие — его вернейшие служители. Но... рок–н–ролл?!.. Цитирую: "Рок–н–ролл — это средство, которым сатана пользуется для того, чтобы владеть умами нашего поколения в массовых масштабах. Я своими глазами видел подростков, которые доходили до одержимости бесами, танцуя рок–н–ролл... Нет разницы между ритмичными движениями колдунов и знахарей, танцами дикарей и танцами подростков. Как те, так и другие оказывают одинаковое гипнотизирующее влияние и служат основой для перехода к состоянию демонической одержимости".
Цитата позаимствована у некоего Боба Ларсона из его, наверное, высокоморального толмуда "Рок энд ролл — диавольское развлечение". Кажется: вот еще один воинствующий праведник обрушивается с анафемой на этот воистину революционный "переворот в мозгах из края в край" (В.С. Высоцкий), особенно молодых, имя которому — ROCK`N`ROLL! Парадокс в ином: Боб Ларсон — "ныне национальный комментатор" — сам "бывший исполнитель и сочинитель этой музыки", как узнаем из текста. Каково? То бишь познавший и прозревший, искушенный и умудренный наставник несмышленышей! Хвала и честь!
Если бы не... история хотя бы российского рок–н–ролла, когда во второй половине 50–х на Россию прямо–таки грохнулась американская атомная бомба с еретически непривычным набором слов — rock and roll; когда имена Билла Хейли (хит "Рок — круглые сутки" — "Rock Around The Clock"), Литлл Ричарда и Элвиса Пресли разбудили уставшее, унылое, инфантильное неверие юного поколения, показав, как можно петь и при этом оставаться свободным от всего: от идеологии догм и официальной морали до политики подавления! Когда первые подпольные пластиночки лепились на рентгеновских снимках — "на костях", а вечерами и ночами на кухнях при строжайшей конспирации из самопальных радиоламповых приемничков ловилась хоть какая–нибудь информация! Когда все открывалось по–новому, как награда столько претерпевшему поколению, как главная радость жизни в окружающей тотальной несвободе и тотальной неправде! Когда напрочь руинились родительские устои; когда и новые слова входили в обиход и ложились на язык запросто: "кайф", "ловить кайфушу", "ненавидеть кайфоломку"! Когда все было "клевым" и "отвальным": электрический звук, голоса, прикид (одежда), чёхи (прически), да и сами эти партизаны с диковинными "музимами" в джунглях серокаменного ада!.. Потом пришли БИТЛЗ и СТОУНЗ, ЭНИМАЛЗ и ДОРЗ, Хендрикс и Дилан, ЗЕППЕЛИН и ПАПЛ. Музыка обросла новыми словами: ритм–энд–блюз, биг–бит, арт–рок, хард–рок, хеви–метал–рок, психоделик, панк...
В 60–х появляется наш рок (в отличие от западного основной его стержень не ритм, а слово — первопричина) в лице АРГОНАВТОВ, СЛАВЯН, ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ, позже САНКТ–ПЕТЕРБУРГА и других.
И ведь было — крыть нечем: и неофициальные поп–сейшна, часто спонтанные, еще чаще разгоняемые властями и товарищами охранниками правопорядка в мышиных шинелях, привлечение "стиляг" и "хипаков", травля рок–н–ролла как "суб– или контркультуры молодежи ХХ века", испуг обывателя, комсомольский пофигизм, истерика прессы ("Нахватались от этих, мол, жучков–ударников!", т.е. от БИТЛЗ)! Докажи им, что все эти "контр–" и "суб–" и "анти–" всегда ассоциируются с чем–то новым, доселе неведомым! Куда там, когда в ушах–то вата, забитая после залпа "катера "Аврора" (словосочетание Александра Лаэртского)! А молодежь просто любила эту музыку! Пусть и танцы под нее были несколько атавизстические и тарзаньи, с топотом–хлопаньем–гиканьем! — как выражением чего? — свободы и раскрепощения от всяческих пут, еж и медведь!.. А битье окон, ломка стульев и прочего, драки и "войны район на район" (К. Е. Кинчев) после концертов — это только от внутреннего состояния бескультурья. Ведь, по Канту, нравственный закон заключается внутри человека, и за всех психически неуравновешенных с уклоном в шизоидальность пусть отвечают только они сами!..
Рок — это честное дело честных людей, он никому не бросает вызова, нонконформичен по сути. Это продолжение цивилизации — будущее. Пусть подчас стебный и стремный, едкий и насмешливый — так разве мы не хохочем от анекдотов про Чапаева и Брежнева, про нашу "всепогодную грязь" (А.Н.Башлачев) и лапотничество?! Хохочем до самозабвения. Ибо хоть так пытаемся не увязнуть до смерти в монотонности житейского болота... Пой, музыкант, делай рок, так как нет иной альтернативы: общество тебе ничего не дало. И это все–таки лучше, чем верить в светлое нечто! Музыка всего превыше, не от мира сего она — где–то в пятом измерении. Не важно, кто, когда и зачем создал ее. Важно другое: дайте даже мне запись потрясного рока, которая прошибет меня похлеще электрического разряда, растормошит и заставит выкидывать немыслимые "па" и коленца, пусть там поет хоть Патрис Лумубма — я принимаю! Ибо что освободит дух и развеет ложь — это все–таки рок.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике музыкальная газета