Ash
Звездная пехота

Tim Wheeler (вокал, гитара)
Rick McMurray (ударные)
Charlotte Hathereley (гитара)
Mark Hamilton (бас)


Рычание гитар, подобное шуму самолетных двигателей (нет, даже не самолетных, а двигателей космических кораблей), этот мощнейший звук, вжимающий вас в стены, громкий и захватывающий, наполняющий вас своей энергией. (Хвала тому, кто первый придумал гитарную "примочку"! Кажется, это был Рэй Дэвис!?) И сквозь эту стену звука слышится высокий молодой голос, поющий красивые, незабываемые мелодии и тексты о любви и звездных далях. Эх, Молодость! Только она способна на такое — создать пространство, свою вселенную и наполнить ее живой энергией, звуками, героическими образами звездных пехотинцев, которые способны на подвиг, способны любить, как никто другой.

"Nu–Clear Sounds" — так называется долгожданный новый альбом ASH. Что ж, не прошло и трех лет с тех пор, как их "1977" стал мультиплатиновым альбомом, продаваясь с бешеной скоростью во всем мире. ASH уникальны тем, что ухитрились запудрить мозги всем, начиная от пятнадцатилетних девочек и заканчивая волосатым читателем "Kerrang!". В 1996 году фотографии этой группы вы могли отыскать абсолютно во всех видах околомузыкальной печатной продукции, будь то "Bravo" или "Rolling Stone". Главной отличительной чертой ASH было то, что все участники коллектива были до неприличия молоды (конечно же, мир тогда еще не знал о HANSON, но когда–то ведь мир не знал и о памперсах). Всем им было не больше двадцати, а их популярности могли бы позавидовать уже видавшие виды музыканты.

Жили–были в Северной Ирландии два приятеля, Тим и Марк. Оба они родились в 1977 году. Это очень символично, потому что именно в этом году произошли два события, перевернувшие впоследствии всю жизнь друзей. Первое — это выход альбома SEX PISTOLS "Nevermind The Bollocks...", второе — появление на экранах первой части "Звездных войн". В школе парни не отличались особыми заслугами. Проще говоря, учиться не любили. Зато, насмотревшись "Звездных войн", вовсю мечтали о подвигах. Однако подвиги в сфере взрывов мирных и не очень мирных граждан Великобритании Тима и Марка не вдохновляли, хотя жизнь в Северной Ирландии к этому И РАсполагает, и единственным для них полем экспериментов оказалась музыкальная деятельность.

Это, наверное, покажется кому–то смешным, но Тима и Марка вдохновили на создание собственной группы IRON MAIDEN и MEGADETH. Ну, им было всего по тринадцать лет. Что же делать? На Рождество они оба получили в подарок гитары и приготовились лабать. Однако в 1992 году парни услышали в исполнении одной местной группы гиперзвуковую версию песни STOOGES "I Wanna Be Your Dog" и поняли, что панк — это круто. Еще они поняли, что без ударника им будет трудно покорить мир. Рик был старше их на два года, красил волосы в белый цвет, носил очки и чихать хотел на каких–то малолеток из школы, которые ничего не смыслят в музыке. Тим и Марк тоже побаивались парня с такой прической. Они просто кисли при виде этого блондинчика с физиономией отличника. Однако Рик играл на барабанах, точнее говоря, он был единственным, кто играл на барабанах среди знакомых Тима и Марка. В общем, ему не удалось отвертеться. Его уговорили.

Свою первую запись парни сделали на деньги, сэкономленные на школьных завтраках (что ж они там едят, интересно?). Причем запись производилась на уникальном семиканальном аппарате, потому что один канал просто не работал. Однако парни были довольны, несмотря на то, что студия находилась в десяти километрах от города, где они жили (Downpatrick). Те шесть замечательных песен Тим, Марк и Рик никогда больше в жизни не играли, но храбрости эта запись им прибавила. ASH стали поигрывать в различных клубах, страдая от того, что ни одна из звукозаписывающих компаний не обращала на них внимания. Весь 1993 год парни играли везде, где им разрешали, и в конце концов друг одного из их друзей, который знал одного парня, который собирался основать собственный лейбл, дал ему (этому парню) кассету с демо–записью ASH. В сентябре 1993 года парни записали сингл "Jack Names The Planets", который увидел свет в феврале 1994 года на лебле La La Land Records. Сингл стали крутить на радио, и Тим мог с гордостью носиться по дому с воплями: "Yeah!!!".

1994 год стал предвестником большой гитарной брит–поп–бури, разразившейся над миром в 1995–м. OASIS несомненно помогли ASH, да и не только им, конечно, во многом косвенно, но очень помогли. OASIS были первыми, кто сказал, вернее, спел: "А!" И дальше это "А!" подхватили SUPERGRASS, DODGY и ASH. Были и другие, но именно этим группам удалось завоевать расположение не только европейской, но и американской аудитории.

Летом 1994 года через день после того, как Рик закончил школу, ASH приступили к записи своего дебютного альбома. "Traler" (1994), который длился всего 25 минут, был громким, нойзовым дебютом с запоминающимися мелодиями, достойной вещью, на которую невозможно не обратить внимания. С этого момента ASH могли считать себя профессионалами: у них появился собственный менеджер и постоянный лейбл Infectious. Шаг за шагом они продвигались к звездным высям. "Многие группы наших друзей распались из–за того, что слишком долго не могли пробиться наверх, — говорит Тим. — Достаточно трудно добиться популярности, если вы из Северной Ирландии. Существует только два пути, как это сделать: долго трудиться или словить удачу. Мне кажется, что мы выбрали второй путь, потому что просто не имели представления о том, что делать в первом случае, у нас не было никакой поддержки. Поэтому мы официально называем это удачей, хотя мне больше нравится думать об этом как о СУДЬБЕ (мы всегда были поклонниками судьбы со времен "Звездных войн", знаете, все эти фразы вроде "Приди на темную сторону..." и так далее..."

1995 год ASH буквально забомбили своими героическими синглами. Первым был "Kung Fu", посвященный, правда, герою не совсем космическому. Джеки Чан оценил внимание музыкантов к собственной персоне и вставил композицию в звуковую дорожку к своему фильму "Разборка в Бронксе". Следом вышла "Girl From Mars" — фантастическая песня о межгалатической любви, Марсе и сигарах. Чтобы совсем добить слушателей, ASH выпустили третьим синглом "Angel Interceptor", жутко драйвовую и бесконечно лирическую. Народ был готов к встрече своих героев. Тут будет к месту сказать, что начиная с 1995 года с группой стал работать продюсер Оуэн Моррис (Owen Morris), который несет полную ответственность за звучание OASIS. Он помог воплотить идеи Тима в жизнь, и то, что все услышали на альбоме с очень символическим названием "1977" (1996), это его рук дело. А альбомчик удался на славу. 1977 год — это эра панка и "Звездных войн", и все это слышно на альбоме. Кроме этого, ASH ухватили отголоски уже уходящих в прошлое "шугейзеров" (недаром Марк признавался в 1995 году, что одним из его любимых альбомов является "A Northern Soul" THE VERVE), добавив в атмосферу гитарных процессоров энергии настолько, чтобы взлететь со сверхзвуковой скоростью на вершины хит–парадов. Сингл "Goldfinger" представляет собой точную концепцию звучания ASH: структура типа "тихо–громко" (ну, приблизительно как у NIRVANA), много "примочек" на гитарах, очень громкие ударные, вокал, слегка тонущий в общем шуме, но тем не менее яркий и ясно различимый, великолепная запоминающаяся мелодия и какой–то надрыв и в музыке и в вокале, свойственный только молодым, готовым сорваться в любую минуту то ли в пропасть, то ли вверх, в открытый космос. Парни сами не знали, что это — рок или поп? Тим признавался, что очень любит ABBA, а Марк всем объяснял, что они так звучат, потому что слушают NIRVANA и SONIC YOUTH. В конце концов они оставили все разбирательства на журналистов.

"1977" стал очень модным альбомом. ASH покатили на гастроли по всему миру. Причем частенько им приходилось играть перед аудиторией, которая была на пару лет старше их самих. Да, кстати, Тим и Марк все–таки смогли закончить школу (повезло!). Благодаря "непричесанному" звучанию, иногда очень напоминающему SONIC YOUTH, критики лишь с большой натяжкой могли причислять ASH к брит–попу, и вскоре с подачи журнала "Kerrang!" стали говорить о них как о брит–рок–команде. Хотя в принципе какая разница!

Два года ASH гастролировали и готовили новый альбом. За это время в составе произошли изменения. Тиму довольно тяжело было петь и играть соло на концертах, и где–то год назад парни рекрутировали в свои ряды четвертого участника на ритм–гитару и подпевки — девчонку по имени Шарлотта. Благодаря ее невозмутимому виду на сцене группа стала выглядеть суперстильно.

После выхода в октябре 1997 года сингла "Life Less Ordinary" с песней из саундтрека к очень популярному фильму с тем же названием фэны ASH зашевелились в ожидании нового альбома. Однако прошел год, прежде чем они смогли услышать что–то новенькое, и если "Life Less Ordinary" была очень красивой песней, под которую можно было расслабиться, то от нового альбома "Nu–Clear Sounds" просто штормит, причем волной смывает в открытое море, где плавают SONIC YOUTH. ASH повзрослели, хотя не пожелали избавиться от межзвездной романтики. По–прежнему шумят гитары, но уже более основательно, и по–прежнему присутствуют милые композиции вроде "Girl From Mars", однако все это уже не выглядит наивным. "Nu–Clear Sounds" очень зрелая работа для молодой группы, хотя, с другой стороны, они, конечно, молоды, но играют уже давно. Звездные пехотинцы из рядовых стали сержантами, а Тим, возможно, уже и лейтенант. Они продолжают делать свое дело, и они нужны вам, поверьте. Они готовы и действительно могут спасти вас. По крайней мере от скуки...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета