M–ZIQ
Специфическая, иногда шизофреническая музыка

Музыкальная индустрия стремительно развивается. Все больше выпускается современной аппаратуры, программ. На сегодняшний день практический любой школьник имеет возможность заниматься музыкой на достаточно профессиональном уровне. На Западе даже существуют специальные музыкальные "секонд–хэнды", в которых начинающий музыкант может приобрести себе недорогую аппаратуру. Такой поворот дел вызвал появление большого количества доморощеных записей, которые создаются на полуподвальных "точках" или мини–студиях. С одной стороны, это можно назвать в некотором роде профанацией, ибо за дело зачастую берутся люди, которые весьма далеки от профессионального занятия музыкой. Если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, то всем известно, что практически все виды человеческой деятельности, а тем более творчества всегда держались на энтузиазме, а уж этого самоучкам не занимать.

Последнее время резко возросло количество плохой музыки, которая насильно впихивается людям в уши с помощью средств массовой информации. Но это не продукция home–taping. Весь этот мусор делается именно на дорогущих фирменных студиях и издается большими богатыми лейблами. Человек, который сидит дома, в окружении собственной музыкальной аппаратуры, не связан временем. Он имеет достаточно возможностей для экспериментов, делает что–то лишь тогда, когда приходит вдохновение, а не смотрит постоянно на часы и не подсчитывает затраты (как это происходит на фирменных студиях).

Вообще, если говорить более подробно, то home–taping — феномен конца двадцатого века. Все больше и больше музыкантов предпочитает работать дома, и качество от этого вовсе не теряется. Практически все записи, изданные лейблом Rephlex (компания господина R.D.J. aka Aphex Twin), записаны именно дома на ограниченном количестве аппаратуры. И, заметьте, записи этой компании пользуются спросом у многих любителей современной необычной электронной музыки.

Одним из самых ярких представителей лейбла Rephlex, да и многих других (в число которых входят Astralwerks, Clear, Warp, Sony, Virgin) является некто по имени Майк Парадинас (Mike Paradinas) — идейный вдохновитель и реализатор собственных музыкальных мыслей под псевдонимами m–ZIQ, Jake Slazinger, DIESEL M, Kid Spatula, TUSKEN RIDERS, Gary Moscheles (и некоторыми другими). Его треки для многих явились откровением, я, к примеру, могу смело поставить его в один ряд с такими интереснейшими современными электронными экспериментаторами, как SQUAREPUSHER, Aphex Twin, AUTECHRE, CYLOB.

Родился Майк в 1971 году в Уимблдоне (Англия). С раннего возраста увлекся музыкой. Первым музыкальным инструментом у него было фортепиано. "В то время я практически не слушал музыку. Иногда, правда, мне нравилось, что играл дома отец на фортепиано. Первая запись, в которую я по–настоящему "въехал", — THE BEATLES. Ее притащил мой старший брат. Позже мои музыкальные вкусы несколько изменились. Я увлекся новой волной и слушал такие команды, как HUMAN LEAGUE, HEAVEN 17, NEW ORDER. Мне до сих пор нравится такая музыка." После покупки маленького органа Bontempi chord organ отношение Майка к музыке переходит от потребительского к более творческому. Вместе с его приятелем они начинают писать свои первый песни.

После время пришло и для более серьезной аппаратуры: 4–канального магнитофона и Poly 800 Mk2.

В 1984 году Майк и несколько его друзей создали другую команду. Называлась она BLUE INNOCENCE. В следующем году они записали несколько вещей, а Майк сочинил несколько песен. Ребята играли каверы таких известных рок–композиций, как "Johnny B. Goode", "Every Breathe You Take", "Straight Through The Heart", а также некоторые треки BEATLES. BLUE INNOCENCE сделал три демо–кассеты, но ни одна из них не было издана.

В это же самое время Майк работает над своими собственными музыкальными материалами. Когда в 1992 году BLUE INNCENCE распалась, Парадинас скооперировался со своим приятелем, басистом Francis Naughton. Они купили программный секвенсор, компьютер и перезаписали некоторые старые вещи Майка. После этого итоговая работа была продемонстрирована Марку Притчарду и Тому Мидлтону (эти двое — не кто иные, как легендарные GLOBAL COMMUNICATION). За Майка и приятеля было замолвлено слово, и их программу захотел издать лейбл Evolution Records. Однако обстоятельства сложились так, что в конце концов Evolution расторгли контракт, а небезызвестный всем любителям электронной музыки Richard D. James после прослушивания демо–ленты предложил издаться Майку и Фрэнсису на его лейбле Rephlex.

Дебютный альбом проекта m–ZIQ "Tango N’ Vectif" вышел в 1993 году. К слову, столь странное по европейским меркам название "m–ZIQ" было придумано путем синтеза двух понятий — "Mus EQ Bias" (надпись на обратной стороне любой аудиокассеты, которая описывает частотные характеристики пленки) и фонетической интерпретации слова "музыка". Как раз в это время благодаря пристальному вниманию журналистов и выходящей на лейбле оригинальной электронной музыке Rephlex пошел в гору.

Когда Фрэнсис решил продолжить свое обучение и всерьез взялся за учебу в колледже, он решил покинуть группу. Второй альбом "Bluff Limbo" у m–ZIQ вышел в середине 1994 года тиражом всего лишь 1000 копий (после он был переиздан не Rephlex в 1996 году). А первый релиз, который был издан Майком на крупном лейбле, был EP "m–ZIQ Vs. The Auteurs".

После того, как этот EP вышел на первые места в списках продаж, Virgin подписала с Парадинасом объемный контракт. Майк получил в свои руки саб–лейбл Planet m для издания своих собственных работ, а также для работы с другими музыкантами, схожими с ним по стилистике. Условия контракта также не запрещали издавать музыку под другими псевдонимами, чем Майк активно воспользовался. Он выбрал для себя еще три псевдонима и издал под их маркой некоторое количество альбомов меньше чем за год. В это же самое время Парадинас активно сотрудничает с неоэлектролейблом Clear, на котором был издан его дебютный сингл под имененем TUSKEN RAIDERS, а также первый полноформатный альбом "MakesARacket" (в конце 1995 года) под псевдонимом Jake Slazenger.

Увлечение искажением звука обрело свое второе рождение во втором LP Майка Kid Spatula "Spatula Freak". Этот альбом явился первым American–only–релизом. Саунд его практически ничем не отличался от того, что был выработан Парадинасом ранее, разве что эта работа получилась менее танцевальной.

Буквально через месяц после издания этого альбома выходит очередной LP m–ZIQ "In Pine Effect". Он включил в себя работы, записанные с начала 1993 года по 1995–й. "Я перебрал больше 30 DAT–кассет материала. Я привлек к работе моих друзей. Иногда, когда они говорили мне, что та или иная композиция им нравится, я вставлял ее. Несколько треков отобрал сам. Я достаточно много промучился, компилируя весь полученный материал и создавая из него единое целое, то есть альбом."

Весь 1996 год был потрачен на издание второго альбома Jake Slazenger "Das Ist Ein Groovy Beat Ja?" на лейбле Warp и первого альбома под именем Gary Moscheles ("Shaped To Make Your Life Easier") на бельгийском лейбле SSR/Crammed Discs. Эти работы были выполнены в стиле queasy–listening music и сохранили ту эмоциональную окраску, которая превалировала в первом альбоме Jake Slazenger. "После издания "In Pine Effect" я всерьез взялся за работу над вторым альбомом проекта Jake Slazenger. Я привнес в него всю свою любовь к фанку и джазу, что соотвественно сказалось на мелодике и на построении треков и самого альбома. Я хотел отобрать лучшие композиции, которые я когда–либо делал, и свести, скомпоновать их так, как делал, бы это старый джазист или человек, всю жизнь увлекавшийся фанком."

1997 год стал поворотным в стилистической трансформации Майка Парадинаса. С течением времени он пришел к синтезу своих наработок в мире home–listening techno и гиперинтенсивных ритмов драм–н–бэйса уличного уровня. Апогеем развития этих идей явился альбом m–ZIQ "Lunatic Harness", который представил слушателю взаимопроникающий синтез множества элементов, которые Paradinas приобрел в течение своей творческой карьеры. Это и synth–jazz–funk, и beat–box electro, и техно–эмбиентные структуры, джангловая ритмика. Этот стиль никогда не назовешь мэйнстримом. Он оригинален и весьма отличается от всего, что есть на современной электронной сцене.

Аппаратура, которой пользуется Майк при создании своей музыки, весьма проста. У него есть FM–синтезатор DX–11, который является основным источником мелодических идей, также у него имеется Roland D–50. Комбинация этих двух инструментов плюс несколько недорогих эффект–процессоров и есть то, что создает фирменный звук m–ZIQ. Конечно, есть еще и студия. Используется многое, что имеется на Rehplex, у самого Richard D. James, на Warp.

"Я не очень люблю работать в студии. Я не хочу платить за работу в студии. Лучше я отдамся вдохновению и поработаю дома, чем буду себя напрягать."

Еще одним интересным фактом является то, что со временем у Майка сложились достаточно теплые отношения с такими музыкантами, как Том Дженкинсон (SQUAREPUSHER), Ричард Ди Джеймс (aka Aphex Twin). Со вторым у Парадинаса существуют еще и творческие связи (стоит вспомнить проект "Mike & Rich" или "Expert Knob Twiddlers").

Специфическая, иногда шизофреническая музыка, наполненная красивыми лирическими мелодиями, переплетающимися друг с другом, оригинальная ритмика и нестандартное видение мира — вот что привлекает людей в музыке m–ZIQ и творчестве Майка Парадинаса.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета