Cradle Of Filth
в Москветочка кипения

Весть о приезде британской блэк–метал–легенды CRADLE OF FILTH в Москву еще задолго до своего реального свершения, ураганом облетев все бескрайнее постсоветское пространство, прогрохотав по городам и весям, просочившись во все темные закутки и щели, плотным туманом зависла в терпком воздухе, который мятежно затих в нетерпеливом ожидании. Атмосфера накаливания безудержно устремилась к апогею, сейсмическая грань опасно прогнулась. А потом, в самый последний момент, взволнованно–бурлящее марево страстного чада буквально можно было черпать руками... Час пробил...
Само собой разумеется, мы, белорусы, также были в курсе всего происходящего, и уж кому, как не нам, было самой судьбой предначертано активно пополнить ряды свидетелей на умопомрачительной акции. Колебаний даже и в мыслях не было. И вот, успешно стартовав в назначенное время от минской "консерватории высоких искусств", мы под флагмантством "E.M.R. prod." и "Legion" crew уже на всех парах рассекаем сентябрьские сумерки стальным корпусом арендованного автобуса в направлении Мoskow–city, окончательно и бесповоротно сколотив бойкий коллективчик решительной белорусской metal–публики. Правда, включительно с организаторами он исчислялся ни много ни мало двадцатью единицами, а потому некоторая часть мест автобуса все же пустовала (видимо–таки, сказалась общая цена в 35 у.е., хотя на такое и сотню выложить не жалко), но, как известно, лучше меньше, да лучше, так что этот мелкий недостаток вволю компенсировался повышенной активностью присутствовавших — всей командой верховодила жажда встречи с любимой музыкой. И чем дальше мы продвигались, чем утомительней становилась дорога, тем сильней разгорался пламень этого чувства. Ох, уж эта рьяная путевая тряска, заунывный гул двигателя, бегущая панорама мимолетных пейзажей и бесконечные остановки!

Но все имеет конец, и вот мы уже долгожданно въезжаем в утреннюю Москву после 13–часового путешествия... Российская столица празднично принимает нас нежной теплотой и свежестью раннего бабьего лета; высоко поднявшееся солнце радужно блестит на глади Москва–реки, пускает бойкие зайчики в стекла нашего автобуса. Кругом оживленный пестроцвет иномарок, говорливый перелив разношерстной толпы, и лишь только мощные стены крупных зданий молчаливо хранят свои столичные секреты. Мы же продолжаем упорно сверлить дорожное пространство и уж ощущаем первый прилив бодрости в предвкушении близящегося события. Ну когда же, наконец, когда?! Под шумный перезвон наших возбужденных баталий подлетаем непосредственно к пункту следования и... вот он, московский Дворец молодежи! И немедля чувствуем разницу: если же по пути мы нигде не замечали вывеск и плакатов, свидетельствовавших о близящемся концерте, то здесь, как и предполагалось, ситуация кардинально иная — кругом повсеместно желто–черно–ультрамариновые извещения о единственном и неповторимом в России шоу англичан с эффектным изображением самих "крэдлов". А центральный вход в роскошное колонноидальное здание величественно венчал внушительный плакат с характерным витиеватым логотипом группы. Ко времени нашего приезда лишь пока только считанные "волосатые экземпляры" позволяли себе начинать обосновываться и наводить концертные справки, но с каждым мимолетным часом контингент их неумолимо рос. "Приготовлялись" в основном пивом и некоторыми иными спиртными напитками (очевидно и оправданно остерегались несвоевременно переборщить), щурились на яркое солнце и всячески расслаблялись. Ну, а мы же начали оперативно справляться с "хозяйскими обязанностями": меняли деньги, хлопотали по бронированию мест (благо "E.M.R.–prod" взяли на себя эту проблему билетной достачи), осматривали достопримечательности Москвы — словом, разбрелись кто куда. Но уже примерно к 13.00 (по местному времени) потиху потрудились возвратиться к исходным позициям (место встречи изменить нельзя), так как события имели место начаться, а именно подошло время пресс–конференции с виновниками близящегося "безобразия". Ну, что ж, последние приготовления, последний, уже беглый осмотр фото–аудио–видео–техники, окончательное подведение основных вопросов...

Миловидный и аккуратный зал (естественно, с евроремонтом) примерно 6х12 м встречает нас ослепительным блеском интерьера и шумным многоголосьем прессы; внушительные блюстители порядка (волосатые — ха!) чинно стерегут разумные рамки оживления; длинный стол переговоров покрыт безупречным темным полотном, прохладительные напитки, пиво–спонсор "Foster’s" и рок–печать неподвижно ожидают на нем момента потребления. "Звезды" немножко запаздывают, но по–английски недолго. Вот прокатилась волна суеты, а вот уже и они собственными персонами, облаченные в черную кожу, уверенными шагами подходят и занимают места за столом. Расселись, заулыбались, торопливо перекинулись парой–тройкой фраз... Их пока только четверо: Дани — неповторимый супервокал, Джайан — гитара, Робин — бас и новая фигура команды — клавишник Лектер, успешно заменивший мрачного Демьена. Остальные двое — гитарист Стюарт и колоритный барабанщик Николас задержатся по личным вопросам — спешно сообщили организаторы.

Ну и посыпались вопросы абсолютно разнокалиберного плана. Парни бойко отвечали, обстановка перетекала в непринужденное русло. Короче, дело шло как по маслу, за что особая благодарность профессиональному переводчику, который, помимо стандартной рутины перевода, изобретательно украшал и оживлял разговор добротными приправами уместного юмора. А тут как раз и Стюарт подошел и "бродяга" Николас не заставил себя долго ждать... Финиш конференции определился традиционной добычей автографов и групповым фото–террором. В итоге обе стороны познакомились, подзадорились и остались вполне удовлетворены. А уж затем красный "крэдловский" микроавтобус потрудился распределить блэк–авторитетов по месту жительства в фешенебельном отеле "Россия".

Время летит незаметно, день близится к вечеру, пива выпито немерено, но денег еще прилично, а пыл ожидания лишь только усугубился в распаленном нетерпении. Скопление волосатого народа неумолимо растет, и вот уж запрудило, заполонило все кругом...

Шикарное здание Дворца молодежи, известное в народе, как место проведения различных "КВН–ов", от недостатка площади явно не страдало, так что на якобы чрезмерное изобилие фэнов организаторам жаловаться в любом случае не пришлось бы. Кстати, последние в лице генерального представителя СПИКА МЕРЧЕНДАЙЗИНГ, а также других спонсоров постарались должным образом, на что теперь уже самим фэнам жаловаться никак не пришлось.

Итак, не успели еще как следует распахнуться створки парадного входа, а толпа уже отчаянно хлынула вовнутрь, сминая на своем пути буквально все, так что предусмотрительная рекомендация о том, что целесообразнее как бы не допускать столпотворений при проходе, дабы тем самым избежать заранних стрессов, даже и не думала соблюдаться. Однако обстановка не вышла из–под контроля и из рамок допустимого, никаких стрессов не наблюдалось, а милиция тщательно осматривала вошедших, безоговорочно пресекая пронос запрещенных предметов. В результате — тотальная чистота, порядок и никаких проблем. А за хорошее поведение и за не менее хорошую цену к услугам посетителей — широкий ассортимент разнообразной продукции, начиная со всевозможных закусок и напитков и заканчивая околомузыкальными делами на любой вкус и цвет (бери — не хочу). Словом, полный набор удовольствий!

Рассортировав по карманам купюры и распределившись по залу, зрители бурно встретили... нет, не CRADLE OF FILTH, а разогревающий русскоязычный бэнд DEMONS OF GUILJATINA (D.O.G.), реинкарнированную форму известного в былом российского чернушного коллектива MOR (заявленная изначально харьковская NOCTUNAL MORTUM стала жертвой какой–то неосвещенной — но, безусловно, злой — засады, ввиду чего категорически не смогла заявиться). Возможно, кого–то и расстроил этот факт, но недовольных реакций в зале отнюдь не было (видимо, все уже знали об этом заранее), и в результате гнилых помидоров D.O.G. избежали (правда, в любом случае не так–то и просто было бы попасть ими в немногочисленных представителей состава). Знать, и по той же самой причине для многих оказалось так же достаточно трудным по–настоящему "оторваться" на их разогреве — что ни говорите, а "трехлинейка" нынче не в почете. С другой стороны, группа — не новички в музыке и в плане техники по праву достоинство отстояла, хоть барабанщик и позволил себе разок эдак непростительно лохануться, выронив палочку в самый кульминационный момент (не подай ему другую, трудно предположить итог этой фишки), а гитарист порой странным образом выпадал из темпа. Примечательным и занятным в свою очередь явился факт "наличия фальшивых алмазов средь золота скифов", когда барабанщик D.O.G. самоотверженно выписывал отбивные на допотопной (не в смысле добитой) одноальтовой (джазовой) "кухне", в то время как строго за ним на солидном помосте величественно возвышалась обширная установка "крэдлов".

Пошумев в общем около часа и отсалютовав песней "Твое имя", группа покинула сцену, уступив место... а вот и снова не угадали — технопаузе (CRADLE OF FILTH были, хе–хе, третьими...), нагло продолжавшейся около получаса. Правда, уже в ее злополучное время были пущены записи пары каверов британцев на такие ультрахиты, как, скажем, "Hallowed Be Thy Name" IRON MAIDEN, сыгранные в наисильнейшем подобии, но посредством собственного саунда. Крайне эффектно и похвально! Примечателен также момент, когда во время D.O.G. по залу до изумительности непринужденно (у нас бы как пить дать был бы уже давно "разорван в клочья" фэнами) прогуливался "крэдловский" Николас, с интересом вслушиваясь в необычный метал на русском. И вот как раз в один из тех моментов ему–таки пришлось стать "жертвой", только уже моей (ну, не мог я сдержаться, поймите) — побратались, скажу я вам, на славу (кстати, очень веселый и общительный человек, одно удовольствие тет–а–тет).

А техники тараканами сновали по сцене (которая в тот момент почему–то больше напоминала эшафот), завершали этапы долгого и упорного труда по отточке звука, после чего о каких–либо накладках и шероховатостях попросту не могло быть и речи. Ну когда уже?! Скорее бы! Чувство сиденья на иголках упрямо перерастало в нервно–спазматический рефлекс. Все! Нет больше мочи ждать! Залпом опустошаешь 0,5 пива, словно его было не больше 100 гр.; бурлящий поток нервов парализуется во всбеленившийся сгусток нетерпения. Аж освещение на сцене изменилось, аж... стоп! Освещение изменилось? Стало ровным и белым?! Так вот же они! Идут!! Наконец–то!!!

Приглушенный гул огромной массы зрителей (по самым беглым подсчетам, порядка 2,5 тыс.) моментально сорвался в ураганный рев, свист и возгласы буквально заглушили 36–киловатный аппарат! О, это просто невероятно! Легендарная шестерка появилась в незыблемой эпохальности своего имиджа: чинная поступь, невозмутимая (шекспировская) холодность на усиленно бледных лицах, густая сквозящая фата траура в тусклом блеске металло–черных кожаных облачений... Все как один намеренно мрачные — вот уж действительно истое отраженье своего творчества. Безгранично спокойно заняли позиции. Гитаристы гротескно приручили черные инструменты–алебарды, Дани тенью прокрался к микрофону, Лектер вампиром завис над клавишами, Николас императорски воцарился за необъятной установкой... Всего только пара мимолетных "лирических отступлений" — и энергетический вихрь диким зверем бросился на потерявшую дар речи публику. Беснующиеся прожекторы заскакали в адской пляске, удесятерив и без того безграничный эффект шоу. Существуй машина подсчета скорости полета рук гитаристов по струнам — человечество, возможно, встало бы на новую ступень познания собственных достижений в сфере научного практицизма. Сумасшедший нойз на запредельной высокочастотности раскаленной лавой хлынул в зал, искрометностью пуль отрекошетил в стороны, эхом отозвался в затемненных глубинах. Вмиг обезумевшая публика немедля ответила стихией восторга. И понеслось!.. Vampiric sympho–black–terror — это вам не гнилая "true"–заморочка, не прокламация слюнявых подражаний и смехотворной безвкусицы, это не какой–нибудь там дешевый модерн–дисгармонизм или замшелое ретро — это art, искусство, величие, рожденное порывами души, а не гнусным стремлением к легкой наживе. Если и существует реальный пример совершенного симбиоза "сцена–зритель", то CRADLE OF FILTH как нельзя лучше тому подходит, ибо так безгранично отдавать себя публике, так искренне выкладываться и выжимать из себя все соки мастерства — это дано далеко не каждому. Что ж, вот вам одно из объяснений столь яркой звездности группы. "А Crescendo Of Passion Bleeding", "The Forest Whispers My Name", "War", "Qeen Of Winter", "Dusk & Her Embrace", несколько выдающихся тем из нового альбома — отнюдь не все то крутое, что предъявили англичане в тот вечер. С виду несколько женственный и хрупкий, Дани на сцене просто жуткий монстр, его поразительная энергия буквально валит с ног, словно кодла оккупантов; Стюарт и Джайан — два ощетинившихся волка нарезали риффы, расположившись по краям сцены, Робин черным вороном, а скорее взъерошенным грифом пульсировал немного позади и ближе к центру, Лектер выдавал этюды, схоронившись по другую сторону, ну а кто все же был выше всех (шутка сказать, почти метровый постамент(!), так это, бесспорно, экстравагантный гигант Николас — вот уж точно граф Дракула — непревзойденно стрекотал на роскошных литых барабанах, королем восседая на этом импровизированном троне. Казалось, что сей ультрабрутальный штурм ему дается легко и просто (так оно и было!), словно он не играл в поте лица навороченные квадриоли перед очумелой аудиторией, а спокойно читал любимую газету, сидя где–нибудь в домашнем кресле перед беззаботным огоньком камина: ни единого спазматичного (дегенератного) дерганья, ни одного неуверенного рывка — вот это мастерство!

Грандиозное "извержение вулкана" под диктовку элитарной консервативности CRADLE OF FILTH длилось около двух часов, и, конечно же, братва показала миру, кто в "блэке" главный. Не упустили ничего: и водой как следует побрызгались, и микрофонную стойку поколотили, как подобает, и побесились во всю прыть, а под завязку даже два кавера слабали: "Hell Awaits" SLAYER и "Sodomy And Lust" SODOM — глядишь, и придраться–то не к чему.

Хотя единственным недостатком шоу было, пожалуй, отсутствие бэк–вокалистки, отчего, видимо, некоторые хиты не были исполнены, да и местами аппарат злобно зашкаливал, но это уже можно смело записать в вину (ха!) самого Дани, за его уж слишком крутой тембр–диапазон (ну, пошутить хоть можно иногда?).

А под занавес расщедрившийся весельчак Николас (который тем не менее во время выступления хранил каменную непоколебимость) по–свойски поблагодарил неумолкающую публику, запустив в зал сперва палочки, а потом и свою майку редкостного дизайна (наверняка самопальную. — Прим.). Она, бедная, правда, так и разошлась по рукам, не успев даже приземлиться. Что ж, большой человек — большая душа, но вот майки, какой большой она ни была, на всех никак не хватило...

Да, вот и все, концерт завершен, и хоть на часах еще только 22.20, мы сломя голову вынуждены грузиться в автобус (у него, к сожалению, график), так и не успев мало–мальски отойти от пережитого. Резко срываемся с места, Дворец молодежи тает вдали. По мере езды углубляемся в вечернюю Москву, кругом огни, пестрота рекламы, смазанные блики зажженных окон. В салоне гробовая тишина. Даже самые бойкие попритихли, и лишь только снова надсадный гул мотора — о, нет, как же не хочется уезжать! Почему все хорошее так недолговечно, кто объяснит причину жестоких реалий?.. Так и ехали мы первое время молча, завороженно внимая красотам ночного города, где в сиянии ирреальных неонов и в блеске лучезарных витрин мы все еще видели то, совсем недавно минувшее изящно–романтичное и безудержно насыщенное событие под утонченным именем шоу CRADLE OF FILTH. И грусть постепенно сменяется упоением, пытаясь изо всех сил продлить этот столь редкий момент сентиментальности, не упустить его каким–нибудь грубым порывом в омут обыденного безразличия, удержать, не дать ему кануть в прорву безвозвратности...

А дорога змеиласть вдаль, унося нас в осеннюю тьму и далекие родные просторы. Искрились звезды, поднималась колдовская луна, и ночь плавно окутывала нас...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета