Bush, Kate
“Поющее пианино”, или Женщина-тайна

Когда 19–летняя Кейт Буш впервые оказалась в центре внимания общественности, ее образ в корне отличался от общепринятого в женской музыке. Она окутывала мистикой каждую свою песню, много работала и еще больше читала, прекрасно играла на пианино и была, как говорят, с изюминкой. За длинные темные волосы и выразительные карие глаза многие приписывали ей неземную красоту цыганки и называли ее самой сексуальной певицей того времени. Но для самой Кейт ее внешность никогда не была предметом гордости, и те из журналистов, кому посчастливилось поговорить с ней по душам, отмечали для себя, что через пять минут беседы с мадемуазель Буш начинаешь растворяться в ее по–детски приветливом взгляде и утопаешь в ее богатом внутреннем мире, создающем подобие вселенной.

И все–таки удивительно, что Кейт никогда не называли чудо–ребенком, ведь обычно одаренных детей сразу же выделяют и всячески стараются подчеркнуть, что этот ребенок в его годы думает как вполне зрелый взрослый и к тому же обладает нестандартным мышлением. Кэтрин Буш (Catherine Bush) родилась 30 июля 1958 в городе Кент (район Бекслейхет), что с юга примыкает к Лондону, в очень артистической семье, свято хранящей традиции исполнения английских и ирландских народных песен. Мама Кейт, ирландка по происхождению, неплохо танцевала и побеждала на многих конкурсах. Ее муж был довольно известным музыкантом. Братья Кейт также не обошли стороной увлечение музыкой, играли на многих инструментах и входили в состав нескольких групп.

С 11 лет Кейт все время видели за пианино. Ее богатое воображение и редкая начитанность принесли первые плоды — она начала писать стихи и маленькие песенки. В них можно было найти кучу странностей. Кейт сочиняла рифмы об одиночестве, она часто "терялась в лесу" в своих стихотворениях и очень любила китов. В ее маленькой голове умещалось огромное количество совершенно полярных мыслей, фраз и цитат знаменитых людей. Кейт размышляла практически обо всем, была очень замкнутой и стеснительной, в тайне от всех обожала книги Оскара Уальда и музыку Элтона Джона и писала последнему очень откровенные письма.

Огромное разочарование охватило девчушку, когда она впервые попробовала спеть несколько своих песен. Оказалось, что у Кейт совсем нет голоса. Впереди были долгие годы вокальных упражнений, и 4–октавный голос Кейт буквально слился в звучании с ее любимым пианино. Впоследствии она получила прозвище "Поющее пианино".

В 13–14 лет Кейт всерьез стала подумывать о музыкальной карьере. К моменту окончания школы она была твердо уверена, что в многотысячную армию безработных влиться ей не грозит. К тому же после смерти ее любимой тетушки завещанное Кейт состояние помогло девушке не испытывать особой нужды. Обладая с детства очень отзывчивым сердцем, она хотела стать психотерапевтом или каким–нибудь социальным работником, чтобы морально поддерживать людей. Однако перед тем, как окончательно сделать выбор в пользу музыки или социальной сферы, Кейт записалась в ученицы к знаменитому танцору и мимику Линсею Кемпу, известному по своей работе с Дэвидом Боуи над образом Зигги Стардаста, так как танцы интересовали ее не меньше. К сожалению, из–за скорого отъезда маэстро в Австралию уроки пришлось прекратить, но Кейт продолжила брать уроки танца в лондонском The Dance Center, где ее талант стал быстро прогрессировать.

Параллельно с этими занятиями она не оставляла ни на один день любимое пианино и продолжала сочинять песни. Потом было сказочное событие. На дворе стоял 1974 год. Ее ранние демо–записи, которые, как она думала, никогда не покинут помещение спальни, попали каким–то тайным образом к хорошему другу ее братьев Рики Хопперу. Участливый Рик познакомил Кейт, со своим кембриджским другом по имени Дэвид Гилмор. Дэвиду, известному музыканту из PINK FLOYD, тоже понравились песни Кейт, и он пригласил ее в свою студию. Так у Буш появился еще один поклонник и надежный союзник, который предложил ей записать 3–трековое профессионально аранжированное демо в его студии. Затем демо попало на EMI, и контракт был составлен немедленно. Ей посоветовали не спешить с записью альбома, поработать над хореографией, написать еще десяток новых песен и довести все написанные ранее до идеального качества.

В конце 1977 года ее наконец пригласили в знаменитую студию на Abbey Road, где закипела работа над дебютным альбомом Буш. Но вместо одного альбома в следующем, 1978 году вышло целых два, потому что в копилке у Кейт было уже около 100 неизданных песен. Дебютный "Kick Inside" (3–е место британского хит–парада) включал в себя две выдающиеся вещи "Wuthering Heights" (ее дебютный сингл и сразу же №1) и "The Man With The Child In His Eyes", которую Кейт написала в 14 лет. Судя по неимоверному количеству писем–отзывов, которые пришли на адрес Кейт и EMI от людей самого разного возраста, большинство из ее новоявленных поклонников не представляли себе, как такой молодой особе удается сочинять столь глубокие, нежные и чувственные песни.

В январе 1979 года супермодная певица отправилась в свой первый и единственный в карьере гастрольный тур "The Tour Of Life", 28–дневный спектакулярный вояж с блестяще подобранной 2–часовой программой, полной не только дивного голоса Кейт, но и немых сцен, грациозных движений по сцене, бесконечных смен костюмов и волшебства. Несмотря на свою скоротечность, турне крайне измотало певицу, и Буш с тех пор очень экспрессивно выплескивала всю силу собственного воображения в своих жутко концептуальных видеоклипах.

Следующего возвращения Кейт публика дождалась в сентябре 1980 года, когда третий альбом "Never For Ever" с хитами "Breathing", "Babooshka" и "Army Dreamers" принес ей 1–е место в Британии и она стала первой британской исполнительницей, которая добилась такого результата. Став сопродюсером этого диска, Буш почувствовала в себе новый прилив энергии и была готова в одиночку записать еще один альбом. На это ушел целый год, и в 1982 году появился ее четвертый альбом "Dreaming". С самого начала окрещенный "самым сумасшедшим проектом, которым она когда–либо занималась", этот альбом плохо продавался, но включал отнюдь не меньше любопытных находок 24–летнего психолога человеческих душ. На этот раз на нее взъелись критики. Они рассмотрели в новых мелодиях Буш явное влияние Питера Гэбриэла и поспешили сообщить миру о своих сенсационных выводах: "феномена Кейт Буш больше не существует — она подражает другим!". Но если хорошо разобраться, никакого тайного участия или копирования Гэбриэла со стороны Кейт никогда не было. Просто они использовали одни и те же сверхсовременные для начала 80–х синтезаторы, и к тому же Буш принимала непосредственное участие в записи третьего сольника Питера. Несмотря на все эти послесловия, народ проигнорировал альбом "Dreaming".

И тут, зная неустойчивое психическое состояние нашей героини, в пору было бить в колокола. И она надолго замолчала. Однако 3–летние каникулы благополучно закончились в 1985 году с появлением пятого студийного альбома "Hounds Of Love". Он вновь подтвердил высокую репутацию Буш как автора неповторимых песен из глубины богатого внутреннего мира зрелой женщины и завоевал для нее очередное 1–е место в Британии, попутно снискав наивысшие для Кейт показатели в Штатах. Сингл "Running Up That Hill" до сих пор является едва ли не самым выдающимся в карьере певицы, он наполнен мистицизмом и прекрасными волнующими интонациями, а после "The Ninth Wave" и "Cloudbusting", думаю, ни у кого больше не возникало желания назвать Кейт Буш рядовой певичкой, живущей за счет чужой славы. Вернее, даже наоборот. Именно во многом благодаря участию Кейт в записи знаменитого сингла Гэбриэла "Don’t Give Up" альбом Питера получил столь необходимую изюминку.

Прошло еще четыре года, Кейт продолжала трудиться на себя и помогала другим: сама режиссировала свои клипы, почтила присутствием альбомы Midge Ure, BIG COUNTRY и, как я уже говорил, Peter Gabriel, написала музыку для нескольких саундтреков и снялась в комических сериях британского телевидения. Ее новый, шестой альбом "Sensual World" получился куда более вдумчивым и трезвым, обнажив осеннее настроение 31–летней женщины, но даже судя по названию казалось, что в глубине души она все еще купается в весенних лучах солнца. Кейт вновь экспериментировала со стилями и даже влезла в балканскую фолк–культуру, пригласив для записи трех своих песен болгарское трио BULGARKA. Она вновь вернула себе титул оригинала своего жанра.

Очень жаль, что такому приподнятому настроению суждено было в скором времени упасть до критической отметки. Умерла мама Кейт, и былое великолепие самовыражения и жизнерадостность покинули нашу героиню вместе с первым комом земли, который она бросила вслед за гробом самого родного человека. К тому же закончился ее давний роман с басистом Дэлом Палмером. Седьмой альбом певицы "Red Shoes" прибыл с огромным опозданием в 1993 году и, честно говоря, разочаровал многих, даже учитывая длинный список гостей, среди которых были имена Prince, Eric Clapton, Jeff Beck, Gary Brooker и опять же трио BULGARKA. И пускай даже на его основе Кейт сама сняла в 1995 году полнометражный фильм "The Line, The Cross & The Curve" по мотивам старой картины "Red Shoes" 1948 года о волшебных красных тапочках, в которых танцор мог танцевать бесконечно, с собой, Линдсеем Кемпом и Мирандой Ричардсон в главных ролях, ей явно не хватало юношеского задора и былых фантазий. Единственным напоминанием о любимой многими Кейт Буш была композиция "Moments Of Pleasure", и, несмотря на очень частое упоминание "души" в альбоме, тематика ее песен явно отступила в нем перед напором музыки.

На этом, в принципе, можно было и закончить рассказ о женщине–тайне, потому что с 1995 года от Кейт не было вестей, если бы не добрые люди, для которых она все еще образ, достойный восхищения. 22 сентября выходит альбом–трибьют под названием "I Wanna Be Kate: The Songs Of Kate Bush". Проект, задуманный в середине прошлого года продюсером Томасом Даннингом, наконец–то станет достоянием наших ушей. Над этим альбомом трудилось много музыкантов, давних поклонников Кейт. Их имена вам мало что скажут, поэтому все они объединились под одним названием BROWN STAR COLLECTIVE. В альбоме будет 16 песен, и выходит он на специально созданном Даннингом лейбле Brown Star Records. Музыканты максимально старались не копировать стилистику Буш, и это придает определенную интригу данному релизу.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета