MC Lyte
Дрянная девчонка, какой ей нравится быть

Знакомьтесь: Лана Мурер (Lana Moorer), уроженка нью–йоркского района Куинс. 10 лет занимается хип–хопом. В последние три года была замечена в кругах, ответственных за ритм–энд–блюз и соул, но лица своего не потеряла. В 23 года под псевдонимом MC Lyte Лана выпустила первый в истории женского рэпа "золотой" сингл "Ruffneck", а тремя годами позже повторила этот успех со своим знаменитым творением "Keep On, Keepin’ On". За свою карьеру записала семь альбомов, последний из которых "Seven & Seven" вышел 18 августа.

Лана родилась 11 октября 1970 года и провела свое детство в двух самых опасных районах Нью–Йорка — Куинсе и еще больше в Бруклине. Вроде ничем не отличалась от своих сверстниц, любила поиграть, пошалить и просто любила. Но отец с матерью вскоре разошлись, и пришлось ей несколько раз поменять место жительства и расстаться со старыми друзьями.

В 1985 году ее младшие сводные (по отцу) братья Милк Ди (Milk D) и Джизмо (Gizmo) — между прочим, Лана сама учила их петь — составили дуэт AUDIO TWO, но найти приличный лейбл и заключить с ним достойный, устраивавший их отца контракт не смогли. Тогда Нэт Робинсон (Nat Robinson), компьютерный аналитик, который никогда не доверял телевизионной рекламе, уверениям менеджеров и скользко составленным контрактам, решил сам заняться музыкальной карьерой сыновей, для чего основал лейбл First Priority Records.

Стремительный успех записей AUDIO TWO, особенно таких их классических вещей, как "Top Billin’", позволил крохотной компании Робинсона получить поддержку Atlantic Records, через который стали распространяться записи музыкантов First Priority Records.

Вскоре настало время и сестрички Ланы, которая пробовала сочинять рэп еще в 12–летнем возрасте. С детства ей хотелось казаться хуже, чем она была на самом деле, но в песнях это получалось гораздо лучше, чем в жизни. Отец стал ее менеджером, и свой первый антинаркотический сингл "I Cram To Understand You (Sam)" 16–летняя мадемуазель записала здесь же, да так и не решилась за прошедшие 10 лет уйти из–под родительского крыла. Эта песня стала классикой женского хип–хопа. Музыкальное сопровождение было минимальным, работа продюсеров из AUDIO TWO казалась детской и непрофессиональной, но у микрофона стояла MC Lyte, которая своим талантом сглаживала все дефекты молодости.

Надо сказать, что до того момента хип–хоп еще не слышал с женской стороны столь живого, проникновенного обращения с микрофоном. А ведь у нее были куда более опытные соперницы, такие как Sweet Tee и Antoinette, в которых в свое время вложили гораздо больше и ждали, что конкуренток у них не будет, тем более таких замухрышек, как еще юная MC Lyte. Кстати, самыми ярыми оппонентками нашей героини были не эти две дамы, а некая Роксэнн Шантэ (Roxanne Shante), с которой у MC Lyte вскоре развернулась целая словесная война. Но как ни старалась Шантэ унизить Лану в своих песнях, умывая ее толстым слоем грязи, MC Lyte всего лишь дважды огрызулась в ее сторону, а в основном сохраняла хладнокровие и делала по–настоящему крутой, жгущий душу рэп, чередовала политические лозунги с различными "лав–стори" из жизни ее родного гетто и была в сто раз симпатичнее с**ки Роксэнн и всех женщин–рэпперов того времени вместе взятых.

Ее дебютный альбом "Lyte As A Rock" с хитами "Paper Thin" и "10% Dis" представил Лайт не только невинной 18–летней девушкой, еще не научившейся лгать в микрофон, но и уникальной собственницей редкого разговорного стиля, доступного разве что нашим рязанским бабам. Причем у нее это смотрелось скорее как преимущество, нежели порок или дурная привычка.

С момента записи своего второго диска "Eyes On This" Лана почувствовала, что она может управлять огромной армией мужчин, которым нравятся ее свободные манеры и недурная фигурка. На ее концертах всегда были аншлаги, и толпа поклонников подчинялась каждой ее команде и требовала "на бис", даже когда она выступала на сцене больше двух часов кряду. По жизни сонные мужики танцевали на ее шоу, как тинейджеры, и боготворили ее.

А вообще вернуться в бизнес со вторым альбомом, который был бы не хуже бесподобного первого, — это для рэппера самое сложное и почетное дело. В нем уже по традиции нашлось место нескольким классическим хитам, таким как "Cha Cha Cha" и "Cappuchino", продемонстрировавшим еще большую танцевальность музыки MC Lyte и ставшим венцом сотрудничества старых и новых продюсеров, таких как King Of Chill, Pee MD и Marley Marl. По сути, Лайт не изменилась, продолжая вдалбливать слушателю о вреде наркотиков, порочной природе насилия и о возможности заболевания СПИДом и раком. Но она стала старше и жестче.

Двумя годами позже Лайт записала, пожалуй, свой самый разноплановый диск "Act Like You Know". Она вдруг поразила всех мелодизмом своих песен и всерьез занялась соул–музыкой, добавив к обычным ударным и клавишным бэкам своих песен, не поверите, живые инструменты. Ну, а о любовной лирике и говорить нечего. Зовите свою девушку, располагайтесь поудобнее и — вперед под "When In Love" или "Eyes Are The Soul". Здесь явно не обошлось без работы знаменитого продюсера Quuen Latifah Mark The 45 King, привнесшего в музыку MC Lyte звуки романтического саксофона. Но не надо отчаиваться, были и заводные штучки. Например, "Big Bad Sister" или "Absolu-tely Positively... Practical Jokes".

Четвертым альбомом "Ain’t No Other" хочешь — не хочешь, а Лане пришлось отойти от своих фирменных заморочек–гибридов попа и хип–хопа. В самый пик моды на гангста–рэп народ хотел прочувствовать реальность песен, примерить тексты к своей жизни и составить домиком брови. Лайт решила не разочаровывать своих фэнов и нагрузила их мозги большой долей старошкольных треков с еще более жестким вокалом и музыкой. В результате получила первый в истории женского рэпа "золотой"сингл "Ruffneck". Некоторые даже не узнали ее, когда по радио стали крутить песни типа "Fuck That Motherfucking Bullshit" или "Steady Fucking". Ice Cube "факал", Dr.Dre ругался, но чтобы MC Lyte! Наконец, свершилось!

За следующие три года перед выходом "Bad As I Wanna Be" Лайт сохранила за собой репутацию неугомонной деятельницы. Она помогала (и мешала) петь многим известным (и не очень) рэпперам и соулерам, отчисляла круглые суммы на благотворительность и регулярно "подавала" на борьбу со СПИДом, открыла два собственных кафе–ресторана (в Нью–Йорке и Атланте).

Вообще Атланта ей очень приглянулась, и в работе над пятым альбомом ей помогали местные девочки–припевочки из популярной соул–группки XSCAPE. Когда вышел сам альбом, мнения о его содержимом разделились. Старые фэны MC Lyte жаждали увидеть в его продюсерах хотя бы одного из предыдущих компаньонов рэпперши и явно были не в духе, тогда как вновь приобретенные поклонники были очень рады за нее, ведь с Лайт теперь работали сами Джермейн Дюпри (генеральный продюсер So So Def), R. Kelly и Рашад Смит (продюсер Busta Rhymes и A TRIBE CALLED QUEST). В свете этого Лана Мурер перестала ругаться в своих песнях, сделалась чрезмерно серьезной, а в текстах в некотором роде даже стала напоминать Grandmaster Flash и RUN–DMC. Катастрофически уменьшилось количество "лохматых" песен (под которых можно было попрыгать, поорать, полаять и потрясти головой). Но никто не смог бы отобрать у нее достоинств заводного "Cold Rock A Party", классического "Everyday", да и "Druglord Superstar" — это очень круто и злободневно. Бывает очень трудно сразу же угодить любителям попа, ритм–энд–блюза и хип–хопа, но все–таки это возможно. И "Bad As I Wanna Be" живой тому пример. В этом свете непонятным только кажется ее решение не выпускать альбом ремиксов "Badder Than B Fore" в Америке.

Только что у нее вышел новый альбом "Seven & Seven". На этот раз она сделала ставку на помощь Мисси Эллиотт и LL Cool J. Это старые кадры, так что вполне закономерно, что Лана страхуется. По примеру Латифы Лайт уже имеет свою менеджерскую компанию Dupe The Moon Productions и пробует сниматься в кино. На ее актерском счету уже есть роль матери–одиночки в фильме "Fly By Night", и в скором времени вы увидите ее в картине "New York Undercover". MC Lyte уже сейчас планирует свою жизнь после рэпа и рассматривает варианты нового извлечения выгоды из своих талантов. За время своего рэпперской карьеры ей многое удалось. Вместе с коллегами Queen Latifah и Yo Yo она сформировала ясный образ для подражания для всех, кто молод, женственен и от рождения имеет темный цвет кожи. Она — единственная женщина МС, кто трудился все эти годы, не меньше, чем мужское большинство рэпперов.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета