Yello
Путь к успеху

История группы YELLO началась в 1977 году, когда Борис Бланк (Boris Blank) и Карлос Перон (Carlos Peron) встретились впервые. Встреча эта произошла в весьма интересном месте — в автомобильной тестовой лаборатории, где оба записывали всевозможные звуки и шумы. Будучи людьми, основной целью которых является исследование и изучение безграничных возможностей музыки, они решили работать вместе. Совместная деятельность этих двух талантливых людей началась с записи музыки и накладывания на нее экзотических и необычных шумов. Так родился стиль музыки YELLO.

Стоит сказать, что в то время публика была достаточно консервативна. Для создания более–менее популярной музыки нужно было соблюсти определенные правила, которые диктовались публикой, неспособной к восприятию сложной музыки без конкретного смыслового наполнения (то есть без слов). Следовательно, только что зародившемуся дуэту потребовался вокалист. И вот как–то раз в музыкальном магазине Борис услышал о некоем Дитере Майере, который пел в команде под названием THE ASSHOLES.

Дитер был сыном достаточно богатого банкира, молодость которого прошла в веренице безумных и чрезвычайно разнообразных увлечений и пристрастий. Он мог быть в одно и то же время перфомансным артистом с зелеными волосами, студентом–юристом, создателем экспериментальных фильмов, литератором, членом Швейцарской национальной команды по гольфу, а также вокалистом. В то же самое время Борис Бланк был просто водителем грузовика и мастером по телевизорам, чьи эксперименты со звуком привлекли внимание цюрихского андерграундного лейбла Periphery Perfume.

Однажды субботним днем Дитер зашел в маленькую квартирку Бориса, заставленную магнитофонами, примитивными синтезаторами, а также с горой сломанных электронных музыкальных инструментов.

Сотрудничество с Дитером Майером началось с записи тридцатиминутной работы, которую назвали "Dead Cat". Десять дней спустя эта работа была представлена на Forum Cinema. Дитер стоял перед экраном, а Борис с его огромным количеством антикварных музыкальных аппаратов спрятался в оркестровой ложе. "Люди были шокированы и удивлены, — вспоминает Дитер. — Но каждый чувствовал, что происходит что–то необычное и оригинальное. Мы оба после поняли, что случилось нечто важное. После выступления мы решили отметить это дело и сильно надрались".

Так началась история YELLO — всплеск оригинальности на фоне безграничной скуки. Совсем немного времени спустя (в масштабах музыкальных свершений) эта парочка будет сидеть перед журналистами ведущих музыкальных изданий мира и отвечать на вопросы о развитии таких направлений музыки, как электронный поп, эйсид–хаус, эмбиент и техно. Телевизионные каналы будут наводнены видеоизображениями и клипами, сделанными видеоспециалистами YELLO. Все это произошло всего лишь в течение четырнадцати лет, да и на сегодняшний день популярность YELLO не угасает.

Первый релиз YELLO был издан в 1979 году и назывался "I.T. Splash & Glue Head", в котором участвовал и Карлос Перон. Через некоторое время Борис летит в Сан–Франциско и подписывает контракт с Ralph Records, выпускавшей в то время известную рокерскую команду THE RESIDENTS. Контракт был подписан с одним условием: что материал, который будет издан Ralph Records, будет содержать больше музыки и меньше паразитных шумов, чем то демо, которое было предоставлено вначале.

Первый полноформатный альбом YELLO был издан в 1980 году. Назван он был "Solid Pleasure" и содержал в себе танцевальные полиритмические структуры, пульсирование старых синтезаторов, вокальные речевые сэмплы и атмосферические зарисовки, сделанные на основе материала, записанного в глобальных урбанизированных городских джунглях. Альбом был весьма благосклонно принят благодаря тому, что создавал картины, поражающие воображение своей несовместимостью и в то же время гармоничной целостностью своей структуры.

Альбом потихоньку раскручивался, и вот однажды из телефонного разговора с друзьями Дитер узнает, что трек "Bostich" вовсю крутится на нью–йоркской "черной" радиостанции WBLS. Пару дней спустя этот трек стал клубным хитом в Нью–Йорке и Лондоне, а рэп–пионер Afrikaa Bambaata использовал его как базис для своих ранних рэповых скрэтч–миксов.

"Когда я услышал одну из работ Бориса, я был поражен ее визуальностью, — говорит Дитер. — Для меня это похоже на то, как когда ищешь героя для нового рассказа, вдруг, включая музыку, ты видишь, как он заходит к тебе прямо в парадную дверь". Наверное, именно поэтому видеоролики, снятые Дитером для YELLO, оказались настолько успешными.

В 1983 году YELLO впервые выступили "вживую" и провели свой наиболее успешный концерт с уникальным перфомансом. Позже этот концерт был переиздан как EP "Live At The Roxy", а также вышел на видео "The Yello Video Show".

После этого мероприятия YELLО отказались более выступать "вживую" по ряду причин. Они не хотели воспроизводить перед публикой то, что уже было воспроизведено. "Это то же самое, что попросить великого Матисса воспроизвести ту картинку, что он только что написал, но уже перед живой аудиторией", — объясняет Дитер. Они прекрасно осознавали, что то, что было записано и сделано в студии, все равно не будет звучать на концерте "вживую", то есть сама идея "Live–концертов" просто теряет в данном случае свое назначение.

После выпуска третьего альбома "You Gotta Say Yes To Another Excess" (1983 г.) Карлос Перон принял решение оставить группу и заняться своей сольной карьерой в качестве продюсера и музыканта.

Рассказав о столь головокружительном начале карьеры, стоит обратиться к процессу создания музыки YELLO, чтобы полнее понять, почему успех имел место быть. Процесс музыкальной роботы в YELLO разительно отличается от того, как все это происходит в других группах. Здесь нет того, что в привычном смысле слова называется композиторством, записью, сведением. Борис и Дитер используют пленку, как художник использует бумагу или холст. Когда Брис заканчивает основную работу над очередным треком, он приглашает Дитера в свою студию в Цюрих, и уже Дитер начинает писать и импровизировать с текстом, продумывает вокал. Позже, когда сингл или альбом выходит в свет, Дитер также заведует созданием и съемкой видео.

Столь успешное продвижение по музыкальному Олимпу вскоре начало приносить и определенные материальные плоды. Музыканты стали получать огромные гонорары, которые были прямо пропорциональны их растущему успеху. Конечно, оригинальность и необычность музыки YELLO были связаны и с необычными методиками работы, но еще больше зависели от личных качеств этих людей.

Например, немногие знают, что Борис Бланк никогда не хотел быть рок–музыкантом, что он никогда не учился играть на музыкальных инструментых или читать ноты с листа. Для Бориса мир — это то, что можно услышать. Звук мотора, часов, шум прибоя — все это музыка для него. Когда YELLO только зарождались, сэмплеры еще не были изобретены и приходилось записывать звуки прямо на пленку магнитофонов. Несколько лет спустя, когда появились первые аппараты "Fairlight", этот процесс намного облегчился, что повлекло за собой создание Борисом новых, все более интересных звуков.

Основное внимание к себе YELLO завоевали именно потому, что каждый их альбом имел новый, более совершенный саунд. "Не имеет значения, с чего я начну делать трек. В большинстве случаев я приступаю сперва к перкуссии и басовым линиям, а уже далее иду совершенно разными путями. Я никогда заранее не знаю, к чему я приду в итоге. Каждая песня получается отличной от предыдущей. Я никогда не повторяю уже сделанных музыкальных конструкций", — говорит Борис.

Каждый звук, созданный Борисом, аккуратно именуется и сохраняется в его собственной библиотеке звуков, которая насчитывает уже более 100.000 сэмплов. "Я не люблю использовать традиционные басы, барабаны. Мне нравится разнообразие, я люблю использовать разные частотные спектры, за исключением тарелок и хэтов, которые я подобрал для себя и использую только их."

Большинство музыкантов, начинающих работать с сэмплерными технологиями, предпочитают покупать уже готовые коммерческие библиотеки звуков. Но не YELLO. Каждый звук, который вы слышите в записях этой команды, создается, записывается и обрабатывается именно Борисом Бланком. Это еще один фактор уникального звучания YELLO.

"Я начал экспериментировать со звуком в очень раннем возрасте в доме моих родителей. Моим первым эксклюзивным процессором эффектов был папин радиатор. Я все записывал на магнитофон "Revox", а затем просто замедлял скорость проигрывания записи. Все это было еще до начала эры сэмплинга. Мой дедушка отлично играл на аккордеоне. Он всегда знал правильные ноты, но предпочитал играть только в нижнем регистре, как будто он играл бы на барабанах. Его подход был более ритмическим. Я думаю, мне передались его гены", — с улыбкой говорит Борис.

Одним из удовольствий для Борис является наблюдение за людьми, которые танцуют под их музыку. После стольких часов проведенных в студии, конечно же, очень приятно наблюдать, как люди реагируют на музыку, которая отняла столько времени и сил.

Феномен YELLO еще и в том, что эта команда одной из первых стала вплотную использовать при создании танцевальной музыки электронную аппаратуру вместо уже привычных барабанов, гитар и других атрибутов живой музыки. "YELLO обладает одним неоспоримым преимуществом. Мы знаем машины настолько хорошо, что, в отличие от других музыкантов, мы никогда не станем рабами техники, —– рассуждает Дитер. — Я всегда говорил, что новые технологии — это не более чем способ претворить в жизнь свои идеи наиболее точно и полно. Мы используем технологии, но мы не поклоняемся машинам. YELLO не очарованы технологиями. Просто если нам нравятся звуки, которые мы получаем таким образом, мы используем их. В конце концов, ведь не машины делают музыку..."

В 1985 году выходит следующий альбом YELLO "Stella". В то время группа поднимается на пик своей популярности. Европу, да и весь мир эти два необыкновенных человека просто завораживают. Звуковой гений, усердно копающийся в аппаратуре, доводящий до совершенства каждую нотку, каждый обертон, каждый отзвук, претворяющий в жизнь свои самые сложные, но в то же время и оригинальные идеи. И авантюрист–перформер, с другой стороны. Человек, который занимается всем, где только можно выразить себя. Это и кино, и музыка, и мода, и литература.

Следом за "Стеллой" последовал альбом "One Second" (1987). А уже через год вышел и "Flag". Оба этих альбома, как, впрочем, и все предыдущие, буквально переполнены культовой эстетикой танцевальной музыки. "Первой и последней музыкой планеты Земля является танцевальная музыка. В древние времена люди сидели вокруг музыкантов и слушали их. Но танцевальная музыка, на мой взгляд, — нечто большее. Она окружает нас и приводит в движение наше тело, заставляет следовать за ритмом и погружаться в мелодику. Основной причиной, почему люди постоянно ходят на танцы или просто танцуют дома, является желание вернуться к первобытным корням. Люди хотят почувствовать то, что когда–то давно бесследно исчезло из их жизни. Это дает ощущение того, что все мы являемся частями одного целого — человеческой расы."

Альбом "Flag" разошелся миллионными тиражами. Перфомансная деятельность Дитера тем временем не утихает. Он вместе с несколькими своими друзьями участвует в Magicians World Championship в Нью–Йорке.

Следующий альбом "Baby" выходит спустя три года. Над этой программой Борис Бланк работал очень кропотливо. Он в очередной раз пытался опередить свои же собственные достижения. Он работал над своим альбомом так, как заботливая мать трясется над своим ребенком (отсюда и соответствующее название).

Начало девяностых годов ознаменовалось техно–бумом, который пришел на просторы европейского континента из Америки и пустил свои корни на новой территории. Для одних то было шоком, для других — наоборот. Техно в то время было таким же откровением для многих, как и рок–н–ролл в шестидесятые, тяжелый рок в начале семидесятых и электропоп в восьмидесятые. Благодаря своему таланту предвидения, хорошо развитому вкусу Борис смог еще задолго до того бума создать похожий саунд. И тотальное увлечение техно лишь прибавило YELLO новых поклонников из рядов молодого подрастающего поколения.

"Я до сих пор работаю с моим Fairlight, люблю использовать старую аппаратуру, такую как ARP Odyssey, OSCar, Sequential Circuits Pro One, Roland TB303 и 808. Когда я начинал, то была аппаратура, которая издавала достаточно странные аналоговые звуки, и люди спрашивали: "И что, ты думаешь, это музыка?". На что я отвечал им: "Конечно. Любой шум на планете — музыка для меня. Синтезаторы имеют свое оригинальное звучание, которое создается и генерируется человеком." Когда Боб Дилан стал играть на электрогитаре, люди сказали, что он больше не настоящий музыкант. Когда появились синтезаторы, люди доказывали, что это не музыка. А когда появились компьютеры, взялись и за них. Это лишь наглядно показывает инертность человеческого мышления. Очень трудно воспринять нечто кардинально новое. На то способны немногие. Однако те, кто смог это сделать, в какой бы области человеческой деятельности это ни произошло, заслуживают огромного уважения."

В 1994 году, после почти полного внедрение новой стилистики и электронной эстетики, YELLO выпускают альбом "Zebra". Успех электронной музыки в Европе сделал из этой швейцарской команды настоящих идолов. Наряду с KRAFTWERK их называют прародителями танцевальной электронной сцены. В работе над созданием альбома ремиксов для YELLO почли за честь участвовать ORB, Sven Vath, Westbam, PRODIGY.

В феврале 1997 года вышла последняя работа YELLO, которая получила название "Pocket Universe". Этот альбом стилистически можно описать как смесь трэнсового саунда и эйсид–хаусовых наворотов. Как всегда, все сделано очень и очень качественно. Как всегда, повторений я не заметил. Борис Бланк работает по высшему разряду и избегает самоплагиата.

Со времени начала творческой карьеры YELLO прошел уже двадцать один год. Такой срок является более чем солидным для танцевального дуэта. Многие группы, которые начинали примерно в то же время, уже давно распались, растеряв свой творческий потенциал. Однако это не грозит легендарным швейцарцам. Как говорили братья Стругацкие, времени им не хватает. Жизнь их полна смысла и интереса. Да и понедельник, похоже, для Дитера и Бориса начинается в субботу.

Когда я писал эту статью, то невольно рассуждал о путях к успеху разных групп. Некоторые добивались своего легко, некоторые, наоборот, шли к признанию через множество препятствий и трудностей. У некоторых опускались руки, другие злились на себя и продолжали работать столь же упорно. Однако окончательный положительный результат своей творческой деятельности получил лишь тот, кто изначально не стремился к славе и успеху, кто не жаждал денег. Успеха добивается тот, кто просто творит, невзирая на вкусы и мнения толпы и не страшась критики, непонимания. Когда творчество идет из глубин души, это чувствуется. И это притягивает.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета