Информбюро
Как правильно применять закон об авторских правах

В последнем отрывке, так сказать, в "лебедином романсе" энциклопедии — просто о еще нескольких полезных в шоу–бизнесе вещах.

В самом начале мы долго выясняли наши права в отношении названий коллективов и произведений. Выяснили, в конце концов, что ничего особенного туда не вкладывается и оттуда не достается. А жаль, особенно когда читаешь, как какой–нибудь Элтон, прости господи, Джон круто штрафанул некий record label даже не за пиратский, а просто несогласованный выпуск CD. А согласитесь: подзаработать, да еще на собственном творчестве, весьма соблазнительно. Вот и глянем, что (по буржуинскому опыту) следует за применением закона об авторских правах.

Это сладкое дело называется publishing. Однако паблишинг — это больше, чем простой перевод термина ("издание") на русский язык. Это урегулирование ЛЮБЫХ отношений вашего творчества и аудитории, то бишь публики. Различают 4 вида случаев паблишинга: право на исполнение, "механическое", печатное и синхронизационное права.

Итак, артист сотворил песню и, как мы уже выяснили, владеет ей по факту создания. Если она лежит мертвым грузом, то паблишинг здесь не при чем. Но как только прозвучал первый куплет — пожалте, он тут как тут! Вы же, например, не даете первому встречному ключи от собственного мопеда... А с какой стати кто–то будет пользоваться ВАШЕЙ песней? В осознании владения продуктами творчества заключается весь смысл паблишинга.

С другой стороны, и мопед, и 600–й "Мерседес" можно дать кому–нибудь напрокат. Уловили разницу? Не просто покататься, а взять за это денежки. То же самое и в нашем случае — никто (радиостанция в том числе!) не имеет права исполнять чужую песню, не купив у владельца лицензию, то есть не заплатив ему за разрешение. Это и есть первый случай: право на исполнение.

"Механическое" право происходит от первых матриц дисков, которые механически нарезали на восковых пластинках. Технология ушла, но термин остался. Каждый раз, когда кто–либо делает физическую копию носителя того произведения, авторским правом на которое обладаете вы, он тоже должен вам заплатить. В США есть стандартная такса: 6,95 цента за песню. В альбоме 10 песен — хм, вы получаете 70 центов за КАЖДЫЙ экземпляр. Нетрудно посчитать, сколько вы загребете, если альбомчик ваш выйдет миллионным тиражом... Рэкет заказывали?

Печатное право схоже с "механическим", но касается нотной бумаги. Позвольте добрый совет — если хотите много "печатных" денег, то а) выучите хотя бы ноты и б) старайтесь писать максимально популярную музыку, чтобы ее раскупали. Начните, к примеру, с гимна родной страны... Синхронизационное право (на жаргоне чаще просто "синхро") применяется тогда, когда звучание вашей звуковой собственности сопровождается видеорядом. Первейший пример — клип. Но не только он: музыкальное сопровождение рекламы и телепередач наряду с музыкой из фильмов также является случаем применения "синхро". Здесь надо быть очень щепетильным — для каждого повтора составляется отдельная бумажка. Ну и знаменитым тоже не помешает: вы можете задаром озвучить целый фильм, а все тот же Элтон за пятисекундный рекламный ролик отгребет... Эх, уймись, тоска!

Кстати, о щепетильности в частности и о внимании в целом. Если вы начинаете раскрутку, то вам уж точно будет не до сидения возле приемника и не до подсчета, кто и сколько раз переписал ваш альбом на домашних магнитофонах. (Наиболее ретивые сторонники паблишинга даже вносили в 70–х в сенат США поправку о полном запрете на выпуск магнитофонов с кнопкой "Запись"). Для этого нанимают специалиста по паблишингу. Он ведет подсчеты, требует деньги и оставляет себе половину за работу — таков стандартный процент. Самое прикольное в том, что практически все record labels забирают у артистов их право паблишинга. Авторское остается за ними, а буква Р в кружочке принадлежит уже фирме. Однако это делается именно для более эффективной защиты издательского права. Закон гласит: кто владеет, тот и должен отстаивать. А вам ведь выгоднее покорять сцены, нежели таскаться по судам, верно? Впрочем, все это у них, буржуинов проклятых. Некоторые наши record labels используют западную практику, но на очень ограниченных пространствах и в таких же размерах. Про государственные агентства авторских прав, равно как и про сам наш закон, лучше вообще промолчать. В то время как аналогичная американская ASCAP работает безумно эффективно...

Все. Я очень рад, если мои старания хоть в чем–то помогли вам обрести статус молодых акул шоу–бизнеса. Пишите МНЕ — о чем еще писать ВАМ!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета