Divina Enema Приснится же такое...
Белорусская метал–сцена, давайте признаем это, крайне бедна на яркие события: новые интересные группы случаются очень редко, "заслуженные" команды предпочитают "лежа на печи", греться в лучах и лучиках былых заслуг и славы... Новых имен мало, но они есть, и это как–то обнадеживает. Когда–нибудь... DIVINA ENEMA — очень молодая минская группа, уже успевшая обратить на себя внимание благодаря совершенно оригинальному звучанию, просто выводящему их в отдельное явление национального андерграунда. У команды будет интересное будущее, и... будущее именно за такими группами: ищущими и находящими, ни на кого не похожими...
В серии "НАШ андерграунд" — интервью с Ярославом, вокалистом и поэтом DIVINA ENEMA.
— Начнем с... вашего названия. Недавно один читатель увидел подпись DIVINA ENEMA под статьей про MAYHEM в "МГ" и вполне резонно изрек: "...и после таких слов вы хотите, чтобы вас не обвиняли в рекламе сатанизма?". Итак, "Божественная задница" — какова природа такого названия?
— Это название... приснилось мне. И вначале я даже не задумывался над его смыслом. Потом только мы начали "копаться" в значении этих слов. Название показалось удачным, несмотря на такой вот экспромт...
— Насколько я в курсе, это — латынь?
— Ну да, смесь латыни и староитальянского...
— И ты хочешь сказать, что никогда не изучал эти мертвые языки и тем не менее тебе "приснилось" такое название?
— Возможно, на подсознательном уровне эти слова зацепились в памяти. Я пытался кое–что сравнивать, отдельные стихи Петрарки — русский вариант с итальянским оригиналом. Мой брат в свое время изучал латынь...
— Ага, и в определенный момент по некому наитию это всплыло в подсознании... Как "голос извне"?
— Я тоже так думаю. В определенный период я свои стихи писал таким же образом: они мне снились, я просыпался и хватался за ручку, с трудом представляя, что пишу... Потом только, под утро, прочитаешь, посмотришь...
— Интервью с вашей группой было в "LEGION" #2/98, вышедшем в мае. За прошедший период что–то произошло у вас заметное?
— Сейчас мы заканчиваем работу над материалом для полноформатного альбома, который планируем записать где–то под конец осени. А до этого, в пределах ближайшего месяца, выпустим еще одну демо–ленту с тремя вещами, собственно теми же, присутствовавшими на репетиционной ленте. Это мы делаем для того, чтобы более полно и качественно представить нашу музыку, так как репетиционное демо по вполне объяснимым причинам являлось довольно искаженным отображением звучания DIVINA ENEMA. Альбом будет концептуальным...
— Когда звучит сочетание "концепт–альбом", мне почему–то всегда вспоминается ныне устаревший термин "рок–опера"...
— Понимаю. У нас не будет каких–либо действующих на протяжении всего альбома лиц/персонажей. Это будут скорее монологи, может, иногда диалоги со случайными персонажами, мифическими существами. Лирика отображает нашу точку зрения на какой–либо объект, как бы на разные стороны этого объекта, и в итоге должна получаться такая объемная картина. Каждая композиция отражает некое определенное качество, а в результате должен сложиться какой–то образ... Более точно затруднюсь так сразу сформулировать...
— ...а я затруднюсь так сразу в это все вникнуть. Плавно переходим к теме... вашей стилистики. Предвижу, что вам не дадут покоя, пока вы не придумаете чего–то этакого, типа "fatal dark opera". Раньше или позже придется определиться.
— На данный момент я на все такие вопросы отвечаю, что мы играем death metal. Хмм, понимаю, что ты будешь смеяться, как и все те, кто слышал нашу музыку. Мы до сих пор не задумывались над стилистикой самой музыки, не считая это чем–то важным...
— Безусловно, это — дело десятое. Но ведь не отстанут... Это будут спрашивать всегда, просто... терроризировать будут...
— Для себя я death metal представляю скорее не по звучащей музыке, а по тому образу, который этот стиль способен породить, то есть скорее в лирическом аспекте. Здесь я согласен с точкой зрения, что не важно, как звучит музыка, важно, что она несет. Для нас определиться со стилем — значит зажать себя в рамки этого стиля. Просто мы сами еще толком не представляем себе конечной цели, которой добиваемся. К слову, новый материал будет значительно более жестким, менее традиционным...
— По некоторым признакам я, как редактор "LEGION", уже ощущаю рост интереса метал–публики к DIVINA ENEMA. А вот вы почувствовали уже что–то подобное?
— Д–да... Мы стали получать почту от... м–м, поклонников. Это очень непривычно. Никто из нас раньше не играл в известных командах... Люди пишут, это очень приятно, это поддерживает... Иногда на улице подходят, спрашивают, когда выйдет какой–либо материал...
— Факт наличия в группе ярко выраженного лидера по–прежнему вами отрицается?
— Вот конкретно я в группе пишу стихи, и это — моя "вотчина", этим я занимаюсь и могу полностью контролировать этот процесс. Практически, можно сказать, я определяю идеологию группы. А вот музыка от меня меньше зависит — этим занимаются другие. Вот и разберись тут, кто является лидером...
— Музыку часто слушаешь? Что вдохновило/удивило в последнее время?
— Часто. Удивило из экстремальной музыки?
— Не обязательно и не только...
— Я недавно открыл для себя русскую музыку XIII века. Сейчас я вообще много слушаю музыки симфонической, академической, русской музыки начала столетия...
— И что за музыка такая была у русских в XIII веке?
— Не скажу точно, как это по–научному называется, но это хоровое пение. Там очень интересные вокальные приемы, которые впоследствии очень широко использовались. Например, композиторами–декафонистами... Я не ожидал такого, поэтому удивлен до сих пор.
— Ага, тогда все–таки что–то из экстремального...
— Очень удивил альбом "La Masquerade Infernale" группы ARCTURUS — очень необычное явление.
— С какой группой так, без ложной скромности, хотелось бы выступить?
— MORBID ANGEL.
— Хор–р–рошо! А почему именно с ними?
— Мне очень близки их музыка и жизненная позиция. Трей Азагтот — одна из тех личностей, которых я ценю и уважаю. Он — один из тех, кто действительно делает что–то интересное и заслуживающее внимания. Хотя, по–моему, MORBID ANGEL этим вниманием не обделены...
В серии "НАШ андерграунд" — интервью с Ярославом, вокалистом и поэтом DIVINA ENEMA.
— Начнем с... вашего названия. Недавно один читатель увидел подпись DIVINA ENEMA под статьей про MAYHEM в "МГ" и вполне резонно изрек: "...и после таких слов вы хотите, чтобы вас не обвиняли в рекламе сатанизма?". Итак, "Божественная задница" — какова природа такого названия?
— Это название... приснилось мне. И вначале я даже не задумывался над его смыслом. Потом только мы начали "копаться" в значении этих слов. Название показалось удачным, несмотря на такой вот экспромт...
— Насколько я в курсе, это — латынь?
— Ну да, смесь латыни и староитальянского...
— И ты хочешь сказать, что никогда не изучал эти мертвые языки и тем не менее тебе "приснилось" такое название?
— Возможно, на подсознательном уровне эти слова зацепились в памяти. Я пытался кое–что сравнивать, отдельные стихи Петрарки — русский вариант с итальянским оригиналом. Мой брат в свое время изучал латынь...
— Ага, и в определенный момент по некому наитию это всплыло в подсознании... Как "голос извне"?
— Я тоже так думаю. В определенный период я свои стихи писал таким же образом: они мне снились, я просыпался и хватался за ручку, с трудом представляя, что пишу... Потом только, под утро, прочитаешь, посмотришь...
— Интервью с вашей группой было в "LEGION" #2/98, вышедшем в мае. За прошедший период что–то произошло у вас заметное?
— Сейчас мы заканчиваем работу над материалом для полноформатного альбома, который планируем записать где–то под конец осени. А до этого, в пределах ближайшего месяца, выпустим еще одну демо–ленту с тремя вещами, собственно теми же, присутствовавшими на репетиционной ленте. Это мы делаем для того, чтобы более полно и качественно представить нашу музыку, так как репетиционное демо по вполне объяснимым причинам являлось довольно искаженным отображением звучания DIVINA ENEMA. Альбом будет концептуальным...
— Когда звучит сочетание "концепт–альбом", мне почему–то всегда вспоминается ныне устаревший термин "рок–опера"...
— Понимаю. У нас не будет каких–либо действующих на протяжении всего альбома лиц/персонажей. Это будут скорее монологи, может, иногда диалоги со случайными персонажами, мифическими существами. Лирика отображает нашу точку зрения на какой–либо объект, как бы на разные стороны этого объекта, и в итоге должна получаться такая объемная картина. Каждая композиция отражает некое определенное качество, а в результате должен сложиться какой–то образ... Более точно затруднюсь так сразу сформулировать...
— ...а я затруднюсь так сразу в это все вникнуть. Плавно переходим к теме... вашей стилистики. Предвижу, что вам не дадут покоя, пока вы не придумаете чего–то этакого, типа "fatal dark opera". Раньше или позже придется определиться.
— На данный момент я на все такие вопросы отвечаю, что мы играем death metal. Хмм, понимаю, что ты будешь смеяться, как и все те, кто слышал нашу музыку. Мы до сих пор не задумывались над стилистикой самой музыки, не считая это чем–то важным...
— Безусловно, это — дело десятое. Но ведь не отстанут... Это будут спрашивать всегда, просто... терроризировать будут...
— Для себя я death metal представляю скорее не по звучащей музыке, а по тому образу, который этот стиль способен породить, то есть скорее в лирическом аспекте. Здесь я согласен с точкой зрения, что не важно, как звучит музыка, важно, что она несет. Для нас определиться со стилем — значит зажать себя в рамки этого стиля. Просто мы сами еще толком не представляем себе конечной цели, которой добиваемся. К слову, новый материал будет значительно более жестким, менее традиционным...
— По некоторым признакам я, как редактор "LEGION", уже ощущаю рост интереса метал–публики к DIVINA ENEMA. А вот вы почувствовали уже что–то подобное?
— Д–да... Мы стали получать почту от... м–м, поклонников. Это очень непривычно. Никто из нас раньше не играл в известных командах... Люди пишут, это очень приятно, это поддерживает... Иногда на улице подходят, спрашивают, когда выйдет какой–либо материал...
— Факт наличия в группе ярко выраженного лидера по–прежнему вами отрицается?
— Вот конкретно я в группе пишу стихи, и это — моя "вотчина", этим я занимаюсь и могу полностью контролировать этот процесс. Практически, можно сказать, я определяю идеологию группы. А вот музыка от меня меньше зависит — этим занимаются другие. Вот и разберись тут, кто является лидером...
— Музыку часто слушаешь? Что вдохновило/удивило в последнее время?
— Часто. Удивило из экстремальной музыки?
— Не обязательно и не только...
— Я недавно открыл для себя русскую музыку XIII века. Сейчас я вообще много слушаю музыки симфонической, академической, русской музыки начала столетия...
— И что за музыка такая была у русских в XIII веке?
— Не скажу точно, как это по–научному называется, но это хоровое пение. Там очень интересные вокальные приемы, которые впоследствии очень широко использовались. Например, композиторами–декафонистами... Я не ожидал такого, поэтому удивлен до сих пор.
— Ага, тогда все–таки что–то из экстремального...
— Очень удивил альбом "La Masquerade Infernale" группы ARCTURUS — очень необычное явление.
— С какой группой так, без ложной скромности, хотелось бы выступить?
— MORBID ANGEL.
— Хор–р–рошо! А почему именно с ними?
— Мне очень близки их музыка и жизненная позиция. Трей Азагтот — одна из тех личностей, которых я ценю и уважаю. Он — один из тех, кто действительно делает что–то интересное и заслуживающее внимания. Хотя, по–моему, MORBID ANGEL этим вниманием не обделены...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике музыкальная газета