Creedence Clearwater Revival
Король “болотного рока”

28 мая экс–лидеру легендарных CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL Джону Фогерти исполнилось 53 года. 16 июня вышел его новый сольный альбом — концертный "Premonition", 8–й по счету. Немного для ветерана рок–н–ролла?

Не будем с выводами. Сольная карьера Фогерти действительно продвигается довольно вяло; может сложиться впечатление, что музыкант осознанно работает с перерывами в 11 лет — "приступы" творческой активности посещали его в 1975–м, 1986–м и 1997–м г.г. Но Фогерти мог бы спокойно почивать на лаврах и при этом оставаться живой легендой — славы, заработанной в CREEDENCE, ему хватит еще очень надолго.

Родился Джон Кэмерон Фогерти в 1945 г. в калифорнийском городе Беркли, умел (да и сейчас умеет) играть на соло–гитаре, фортепиано, тенор–саксофоне, губной гармонике и ударных. В 14–летнем возрасте он возглавил рок–н–ролльное трио, где участвовали одноклассники Джона — басист Стю Кук и ударник Дуг "Космо" Клиффорд, но вскоре отступил на второй план — фронтменом стал старший брат Джона Том. В мае 1964 г. будущим CREEDENCE удалось получить работу в качестве студийной группы на фирме Fantasy Records; там они заиграли модный биг–бит, взяли название THE GOLLIWOGS и выпустили два сингла — "Don`t Tell Me No Lies" и "Brown–Eyed Girl", ставших местными хитами. А в июле 1967 г. появилось название CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL: Криденсом звали одного приятеля Тома Фогерти, слово "clearwater" взяли из рекламы пива, а "revival" — из религиозного воззвания. Одновременно функцию соло–вокалиста стал снова исполнять Джон, у которого голос был к тому времени что надо — хриплый, отвязанный, словом — "фирменный". По вокалисту группу и узнавали, ибо играли CCR традиционный американский рок, а команд этой ориентации в Штатах всегда было пруд пруди.

В том же 1967 г. CREEDENCE подписали контракт с фирмой Fantasy — контракт, условия которого наверняка не снились даже самому ушлому из новых русских. Группа отказывалась от прав на все свои творения в пользу фирмы, не имела права предъявлять ей финансовые претензии, расторгнуть контракт можно было только в случае распада. Автором этого кабального договора был шеф Fantasy Саул Зенц. Но CREEDENCE были так обрадованы тем, что ими заинтересовались всерьез, что подмахнули чудовищную бумагу почти не читая. Фирма выделила группе ссуду на запись первого диска — целых 3 тысячи долларов (для тех, кто не понял юмора, поясню: это смехотворно мало. BUFFALO SPRINGFIELD "раскручивались" на 22–х тысячах, стартовый капитал JEFFERSON AIRРLАNE — 25 тысяч). И для CREEDЕNCE началась кошмарная жизнь, в которой были аншлаговые концерты, всемирный успех, лавры лучшей американской группы — и бедность в буквальном смысле слова (Зенц выдавал музыкантам сто долларов в неделю).

Стиль группы критика обозначила как "болотный рок" (swamp–rock), и, честно сказать, шибко оригинальным он не был — на типично битовый ритм наложены мотивы кантри, блюза и буги. Лучший диск квартета, по моему мнению, — блестящий альбом "Cosmo`s Factory", 22 августа 1970 г. на девять недель возглавивший хит–парад США. Там CREEDЕNCE играют в основном рокабилли, отлично делают стандарты "Ooby Dooby" и "My Baby Left Me", радуют жесткими риффами, а голос Джона Фогерти срывается в кровожадный крик а–ля Литтл Ричард. Словом, превосходная работа.

Помимо просто хитов, "криденсы" написали несколько вещей, ставших жемчужинами рока, — "Proud Mary", "Run Through The Jungle", "Who`ll Stop The Rain?", "Have You Ever Seen The Rain". Однако имеются у группы, на мой взгляд, и недостатки: ее творчество довольно однообразно и, в общем–то, попсово; хотели они того или не хотели, CREEDЕNCE заложили фундамент того, что ныне зовется американским мэйнстримом, т.е. безнадежно скучной ковбойской музыки на основе кантри и фолка, где поется о том, как хорошо жить в Кемпбеллтауне, штат Аризона (Луисвилле, штат Кентукки; Суитуотере, штат Алабама — ненужное зачеркнуть). И помнят сейчас CREEDЕNCE, по–моему, только потому, что "они были первыми". После всего того, что наворотила американская музыка за 30 лет, слушать эту группу всерьез... для этого нужно родиться в Америке, а еще лучше — в родном городе "криденсов" Беркли.

Зверски отработав 1970 год (три альбома, все попали в Топ–5), CREEDЕNCE как–то очень быстро сбавили темпы. 7 февраля 1971–го из группы ушел том Фогерти; трио, проклиная себя, Зенца и контракт, который победно продолжал действовать, откатало три турне — Америка, Европа и Австралия, выпустило альбом "Mardi Gras" и 16 октября 1972 г. распалось — вскоре после того, как фирма Fantasy в одностороннем порядке продлила контракт еще на 30(!) лет. Тут–то и началась сольная карьера главного поставщика песен, вокалиста, соло–гитариста и вообще лидера группы Джона Фогерти. Бедный, как церковная мышь, по уши в долгах, он записал два сольника только для того, чтобы его не пристрелили кредиторы, и замолчал на десять лет. За эти годы CREEDЕNCE дважды собирались вместе — в 1980–м и 1983–м, для собственного удовольствия играли собственные вещи и разбегались. Серьезный "камбэк" Фогерти в рок состоялся 23 марта 1985 г., когда его сольник "Centerfield" занял 1–е место в США. Давая интервью журналистам, Джон попутно рассказал о том, как облапошил наивных музыкантов добрый дядя Зенц, и имя этого предприимчивого товарища узнали все Штаты — с фирмой Fantasy перестали сотрудничать даже ее старые клиенты. Последняя песня на альбоме "Centerfield" называется "Vance Can`t Dance", так вот, ее исконное название — "Zaentz Can`t Dance". На альбоме было два хита в Топ–20, с успехом прошло турне, но следующий сольник "Eye Of The Zombie" вызвал интерес уже просто по инерции, и слава Богу, что Фогерти это понял. Он ушел в тень и десять лет записывал новый альбом (вы смеетесь, а он на полном серьезе так говорил).

Но перед "Blue Moon Swamp" произошло еще два события — 6 сентября 1990 г. умер Том Фогерти, а в сентябре 1996–го... воссоединились CREEDЕNCE. Теперь они, правда, зовутся CREEDЕNCE CLEARWATER REVISITED, исполняют в основном свои старые вещи, и будущее нынешних "криденсов" скрыто мраком. А Фогерти продолжает работать сам по себе — альбом "Blue Moon Swamp" (20 мая 1997 г.) по традиции попал в хит–парады, играют там известные музыканты — Дональд "Дак" Данн из BOOKER T. AND THE MG`S и Чэд Смит из RED HOT CHILY PEPPERS, теперь вот выходит концертная версия диска под названием "Premonition". Что тут сказать по этому поводу? Молодец, дескать, старина Фогерти — все держится корней, пилит свои кантри и блюзы, не то что некоторые Клэптоны и Боуи? Ну, примерно что–то в этом роде. За исключением того, что Боуи с Клэптоном, ровесники Фогерти, — современные, стильные, актуальные, способные воспринимать новое, короче — великие музыканты. А вот кому нужен подсевший за годы вокал Фогерти и его кантри–рок (кстати, есть ли такой стиль вообще?), исполненный на современной аппаратуре, я, честно признаюсь, не знаю. Наверное, фанам CREEDENCE, которые готовы за "болотный рок" на крест идти.

Начал за здравие — закончил за упокой. Дай Бог Джону Фогерти здоровья, счастья, любви к кантри и еще одного сольного альбома — как обычно, через 11 лет.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета