Camouflage От лицензии к патенту
Немецкие синтпоп–отцы CAMOUFLAGE навсегда останутся в памяти любителей поп–музыки как одни из самых яркий звезд конца 80–х—первой половины 90–х годов нашего века. Их можно похвалить за смелость идей, за опережение времени... пригласить домой, дать обсушиться, накормить, если они вдруг заблудятся темным дождливым вечером в вашей болотистой местности.
В 1981 году друзья детства 23–летние немцы Маркус Мейн (Markus Meyn), Оливер Крейссиг (Oliver Kreyssig) и Хайко Майле (Heiko Maile) образовали базовый состав группы LIZENCED TECHNOLODY, название которой с подачи Хайко в будущем было изменено на CAMOUFLAGE. Оливер и Хайко знали друг друга с песочницы. Маркус познакомился с ними в лагере отдыха на каникулах. Всем им тогда было по 12 лет. Оказалось, что с Оливером они посещали одну и ту же школу. Сознательную творческую жизнь группа начала вести примерно с 1984 года, когда вместе с еще одним участником клавишником Мартином Келингом (Martin Koehling) они написали около десятка песен и начали свои рейды по школьным спортзалам, играя практически задарма. Можно было сказать, что LIZENCED TECHNOLODY тогда на 100 процентов оправдывали свое название, подражая легендам электронной музыки. Однако в газетах писалось, что школьники бурно приветствовали группу.
Как я уже говорил, вывеску сменили, сдавшись перед аргументами Хайко. Одной из их любимых групп была японская YELLOW MAGIC ORCHESTRA, на альбоме "BGM" которой была очень красивая песенка под названием "Camouflage". Хайко нашел его очень лаконичным, запоминающимся и подходящим для названия их группы. Вот так они стали CAMOUFLAGE.
Летом 1984 года гордые камуфляжевцы решились на первые шаги к признанию, заявив свою демо–кассету на конкурс молодых талантов, который спонсировала одна из немецких радиостанций. Их радиодебютом стала песня "Voices & Images", которая, по мнению слушательского жюри, и сорвала первый приз.
Осенью 1986 года на небольшом немецком лейблишке Westside группа записывает свой дебютный сингл — знаменитый "The Great Commandment", который чуть позже ремикширует и выпускает на более солидном лейбле Metronome Records. CAMOUFLAGE оказываются в центре внимания всей Германии. Вскоре слухи о появлении новых преемников KRAFTWERK долетают и до Америки. Группа выпускает там новую версию сингла "The Great Commandment", который становится там настоящим андерграундным хитом. На радио CAMOUFLAGE становятся третьими после THE CURE и DEPECHE MODE по количеству ротаций, опережая такие известные европейские коллективы, как NEW ORDER, ERASURE и даже THE SMITHS. "The Great Commandment" в итоге добирается до 1–го места в "Billboard Dance Charts" и делает хороший задел в основном хит–параде знаменитого журнала.
Вместе с новыми синглами "That Smiling Face", "Strangers Thoughts" и "Neighbours" выходит долгожданный дебютный альбом CAMOUFLAGE "Voices & Images", который сразу же стали сравнивать с очень популярным в то время альбомом DM "Music For The Masses". У них и вправду было что–то общее в звучании и вокальная часть где–то пересекалась, но ведь основой для "Voices & Images" были демо, которые немцы сочиняли, начиная с 1981 года. Так что несмотря на то, что DM выпустили свой альбом на год раньше, чем CAMOUFLAGE, ни о каком плагиате не может быть и речи.
Вам, наверное, интересно, кто помимо KRAFTWERK оказал существенное влияние на ранних CAMOUFLAGE? Спешу сообщить вам, что этими почтенными людьми были отчасти легендарные битлы, у которых немцы почерпнули чувство гармонии, но в основном синтезаторные монстры конца 70–х–начала 80–х. Это и YMO, и DM, и OMD, Gary Numan, ULTRAVOX, HEAVEN 17, THE HUMANE LEAGUE, YAZOO, TALK TALK и многие другие группы "новой волны". В принципе, это и понятно, исходя из выбранного CAMOUFLAGE стиля.
Идем дальше. Прошел год, и появился второй альбом "Methods Of Silence". Обязанности в CAMOUFLAGE уже строго распределились. Хайко и Маркус писали песни, но если Маркус был чистым текстовиком, то Хайко больше очаровывали новые звуки, процесс аранжировки, инжиниринга и ремикширования. Оливер же прикладывался понемножку ко всему, но в основном исполнял роль клавишника на концертах.
Лирика новых песен получилась более упорядоченной, плавной, а в звучании проявились первые отголоски увлечения участников группы ультрамодным эмбиентом. Два сингла родил этот альбом — "One Fine Day" и "Love Is A Shield", и оба выросли крепенькими самостоятельными хитами. Последний после непродолжительных метаморфоз превратился в один из сильнейших клубных и радиохитов конца 80–х, и даже в наши дни эта песня здорово звучит и ее считают классикой. Птицу, оказавшуюся на обложке альбома "Methods Of Silence", нарисовал художник Клаус Пауль, бывший учитель Оливера. По мнению участников группы, она символизирует свободу творческого сознания CAMOUFLAGE.
После небольшого турне в раскрутку этого альбома в январе 1990 года коллектив покинул Оливер Крейссиг, давно чувствовавший себя не в своей тарелке. Он отправился в Индию, как он отметил, за очищением своего разума и души. Потом он возвратился на родину и написал несколько песен, но до сих пор так и не закончил их запись. Параллельно все эти годы он пробовал себя в том деле, которому изначально его обучали, — в графике, повышал свое мастерство и дослужился до должности шефа отдела графики гамбургского департамента лейбла Mercury Records.
А парочка Хайко и Маркус продолжила творить под именем CAMOUFLAGE. В 1991 году они записали свой третий альбом "Meanwhile", в котором использование синтетических звуков и инструментов было сокращено до минимума, появилось много живых инструментов, в том числе гитара. По всей видимости, этот альбом больше удался Маркусу, чем Хайко. Тексты песен первого были очень глубокими и эмоциональными, а вот аранжировки второго остались на уровне предыдущего альбома. Правда, вместе они неплохо смотрелись, как глубоко эмбиентные композиции с красивым подпором фраз по смыслу с редким исключением для чисто синтезаторных вещей, но в целом альбом уступал своему предшественнику, и даже синглы "Handsome" и "Heaven (I Want You" казались слабыми для синглов.
Весь следующий год камуфляжевцы работали не под своим именем (стыдно было). И в 1992 году на Metronom Music ими был записан миниальбом, на обложке которого красовались два одинаковых слова (AREU AREU). В этот альбом вошли пять композиций, четыре из которых были кавер–версии довольно известных песен, написанных МакКартни/Ленноном, Мартином Гором, Смитом/Толхерстом/Галлапом и еще несколькими знаменитыми авторскими тандемами. Диск распространялся только в Германии.
В 1993 году с выходом альбома "Bodega Bohemia" положение несколько изменилось, но вопрос о новациях оставался открытым. "Suspicious Love" пошел "на ура", звучал свежо и вышел как в Европе, так и в Америке. Два других сингла "Jealousy" и "Close" несколько уступали первому, но все равно выглядели достойно. Вновь несколько мрачноватый эмбиент–синтпоп с редким возвращением к раннему, местами простоватому стилю CAMOUFLAGE.
Последний на сегодняшний момент студийный альбом вышел у группы в 1995 году уже на лейбле Bear Music Factory/BMG Ariola и назывался "Space Crackers". Надо сказать, что Маркус и Хайко решились–таки на перемены. В альбоме оказались намешаны многие современные стили и инструменты. Два сингла "Bad News" и "X–Ray" получились очень экспериментальными; впрочем, под это определение можно подвести и весь альбом. В результате из–за своей непомерной альтернативности "Spice Crackers" раскупался очень плохо, и группе не удалось его раскрутить.
Хайко и Маркус занялись каждый своим. Маркус засел за написание своего первого сольника, а Хайко начал продюсировать молодые коллективы для Bear Music Factory. Они собрались вместе лишь однажды и то для того, чтобы еще раз перезаписать все свои классические вещи для альбома лучших хитов, который вышел в октябре 1997 года. Хайко добился впечатляющих успехов, став продюсером большинства песен нового альбома "Illuminate" немецкой группы SEA OF SIN, которая существует еще с 1991 года.
В июле этого года был наконец–то реализован давний проект записи альбома–трибьюта CAMOUFLAGE под названием "The Greatest Commandments". 15 самых известных песен группы были перепеты малоизвестными коллективами, которые в своем повседневном творчестве только и делают, что косят под старичков DM, CAMOUFLAGE и им подобных и к тому же еще называются в честь какой–нибудь песни тех же DM. Самой известной из этих команд является NO DECAY.
О дальнейшей судьбе CAMOUFLAGE пока ничего путного не могут сказать даже сами его участники. Всего лишь известно, что сейчас они работают над какими–то материалами для Sony Music Germany. Они еще не решили, как следует звучать CAMOUFLAGE в 1998 или в 1999 годах, но они уверяют, что группа не распалась. За свою карьеру им многое удалось. Кое–что они скопировали у кое–кого (известно кого) на ранних этапах становления, другое запатентовали, когда выросли творчески. Так пожелаем же им скорейшего возвращения и множества новых идей. Мы ждем вас!
В 1981 году друзья детства 23–летние немцы Маркус Мейн (Markus Meyn), Оливер Крейссиг (Oliver Kreyssig) и Хайко Майле (Heiko Maile) образовали базовый состав группы LIZENCED TECHNOLODY, название которой с подачи Хайко в будущем было изменено на CAMOUFLAGE. Оливер и Хайко знали друг друга с песочницы. Маркус познакомился с ними в лагере отдыха на каникулах. Всем им тогда было по 12 лет. Оказалось, что с Оливером они посещали одну и ту же школу. Сознательную творческую жизнь группа начала вести примерно с 1984 года, когда вместе с еще одним участником клавишником Мартином Келингом (Martin Koehling) они написали около десятка песен и начали свои рейды по школьным спортзалам, играя практически задарма. Можно было сказать, что LIZENCED TECHNOLODY тогда на 100 процентов оправдывали свое название, подражая легендам электронной музыки. Однако в газетах писалось, что школьники бурно приветствовали группу.
Как я уже говорил, вывеску сменили, сдавшись перед аргументами Хайко. Одной из их любимых групп была японская YELLOW MAGIC ORCHESTRA, на альбоме "BGM" которой была очень красивая песенка под названием "Camouflage". Хайко нашел его очень лаконичным, запоминающимся и подходящим для названия их группы. Вот так они стали CAMOUFLAGE.
Летом 1984 года гордые камуфляжевцы решились на первые шаги к признанию, заявив свою демо–кассету на конкурс молодых талантов, который спонсировала одна из немецких радиостанций. Их радиодебютом стала песня "Voices & Images", которая, по мнению слушательского жюри, и сорвала первый приз.
Осенью 1986 года на небольшом немецком лейблишке Westside группа записывает свой дебютный сингл — знаменитый "The Great Commandment", который чуть позже ремикширует и выпускает на более солидном лейбле Metronome Records. CAMOUFLAGE оказываются в центре внимания всей Германии. Вскоре слухи о появлении новых преемников KRAFTWERK долетают и до Америки. Группа выпускает там новую версию сингла "The Great Commandment", который становится там настоящим андерграундным хитом. На радио CAMOUFLAGE становятся третьими после THE CURE и DEPECHE MODE по количеству ротаций, опережая такие известные европейские коллективы, как NEW ORDER, ERASURE и даже THE SMITHS. "The Great Commandment" в итоге добирается до 1–го места в "Billboard Dance Charts" и делает хороший задел в основном хит–параде знаменитого журнала.
Вместе с новыми синглами "That Smiling Face", "Strangers Thoughts" и "Neighbours" выходит долгожданный дебютный альбом CAMOUFLAGE "Voices & Images", который сразу же стали сравнивать с очень популярным в то время альбомом DM "Music For The Masses". У них и вправду было что–то общее в звучании и вокальная часть где–то пересекалась, но ведь основой для "Voices & Images" были демо, которые немцы сочиняли, начиная с 1981 года. Так что несмотря на то, что DM выпустили свой альбом на год раньше, чем CAMOUFLAGE, ни о каком плагиате не может быть и речи.
Вам, наверное, интересно, кто помимо KRAFTWERK оказал существенное влияние на ранних CAMOUFLAGE? Спешу сообщить вам, что этими почтенными людьми были отчасти легендарные битлы, у которых немцы почерпнули чувство гармонии, но в основном синтезаторные монстры конца 70–х–начала 80–х. Это и YMO, и DM, и OMD, Gary Numan, ULTRAVOX, HEAVEN 17, THE HUMANE LEAGUE, YAZOO, TALK TALK и многие другие группы "новой волны". В принципе, это и понятно, исходя из выбранного CAMOUFLAGE стиля.
Идем дальше. Прошел год, и появился второй альбом "Methods Of Silence". Обязанности в CAMOUFLAGE уже строго распределились. Хайко и Маркус писали песни, но если Маркус был чистым текстовиком, то Хайко больше очаровывали новые звуки, процесс аранжировки, инжиниринга и ремикширования. Оливер же прикладывался понемножку ко всему, но в основном исполнял роль клавишника на концертах.
Лирика новых песен получилась более упорядоченной, плавной, а в звучании проявились первые отголоски увлечения участников группы ультрамодным эмбиентом. Два сингла родил этот альбом — "One Fine Day" и "Love Is A Shield", и оба выросли крепенькими самостоятельными хитами. Последний после непродолжительных метаморфоз превратился в один из сильнейших клубных и радиохитов конца 80–х, и даже в наши дни эта песня здорово звучит и ее считают классикой. Птицу, оказавшуюся на обложке альбома "Methods Of Silence", нарисовал художник Клаус Пауль, бывший учитель Оливера. По мнению участников группы, она символизирует свободу творческого сознания CAMOUFLAGE.
После небольшого турне в раскрутку этого альбома в январе 1990 года коллектив покинул Оливер Крейссиг, давно чувствовавший себя не в своей тарелке. Он отправился в Индию, как он отметил, за очищением своего разума и души. Потом он возвратился на родину и написал несколько песен, но до сих пор так и не закончил их запись. Параллельно все эти годы он пробовал себя в том деле, которому изначально его обучали, — в графике, повышал свое мастерство и дослужился до должности шефа отдела графики гамбургского департамента лейбла Mercury Records.
А парочка Хайко и Маркус продолжила творить под именем CAMOUFLAGE. В 1991 году они записали свой третий альбом "Meanwhile", в котором использование синтетических звуков и инструментов было сокращено до минимума, появилось много живых инструментов, в том числе гитара. По всей видимости, этот альбом больше удался Маркусу, чем Хайко. Тексты песен первого были очень глубокими и эмоциональными, а вот аранжировки второго остались на уровне предыдущего альбома. Правда, вместе они неплохо смотрелись, как глубоко эмбиентные композиции с красивым подпором фраз по смыслу с редким исключением для чисто синтезаторных вещей, но в целом альбом уступал своему предшественнику, и даже синглы "Handsome" и "Heaven (I Want You" казались слабыми для синглов.
Весь следующий год камуфляжевцы работали не под своим именем (стыдно было). И в 1992 году на Metronom Music ими был записан миниальбом, на обложке которого красовались два одинаковых слова (AREU AREU). В этот альбом вошли пять композиций, четыре из которых были кавер–версии довольно известных песен, написанных МакКартни/Ленноном, Мартином Гором, Смитом/Толхерстом/Галлапом и еще несколькими знаменитыми авторскими тандемами. Диск распространялся только в Германии.
В 1993 году с выходом альбома "Bodega Bohemia" положение несколько изменилось, но вопрос о новациях оставался открытым. "Suspicious Love" пошел "на ура", звучал свежо и вышел как в Европе, так и в Америке. Два других сингла "Jealousy" и "Close" несколько уступали первому, но все равно выглядели достойно. Вновь несколько мрачноватый эмбиент–синтпоп с редким возвращением к раннему, местами простоватому стилю CAMOUFLAGE.
Последний на сегодняшний момент студийный альбом вышел у группы в 1995 году уже на лейбле Bear Music Factory/BMG Ariola и назывался "Space Crackers". Надо сказать, что Маркус и Хайко решились–таки на перемены. В альбоме оказались намешаны многие современные стили и инструменты. Два сингла "Bad News" и "X–Ray" получились очень экспериментальными; впрочем, под это определение можно подвести и весь альбом. В результате из–за своей непомерной альтернативности "Spice Crackers" раскупался очень плохо, и группе не удалось его раскрутить.
Хайко и Маркус занялись каждый своим. Маркус засел за написание своего первого сольника, а Хайко начал продюсировать молодые коллективы для Bear Music Factory. Они собрались вместе лишь однажды и то для того, чтобы еще раз перезаписать все свои классические вещи для альбома лучших хитов, который вышел в октябре 1997 года. Хайко добился впечатляющих успехов, став продюсером большинства песен нового альбома "Illuminate" немецкой группы SEA OF SIN, которая существует еще с 1991 года.
В июле этого года был наконец–то реализован давний проект записи альбома–трибьюта CAMOUFLAGE под названием "The Greatest Commandments". 15 самых известных песен группы были перепеты малоизвестными коллективами, которые в своем повседневном творчестве только и делают, что косят под старичков DM, CAMOUFLAGE и им подобных и к тому же еще называются в честь какой–нибудь песни тех же DM. Самой известной из этих команд является NO DECAY.
О дальнейшей судьбе CAMOUFLAGE пока ничего путного не могут сказать даже сами его участники. Всего лишь известно, что сейчас они работают над какими–то материалами для Sony Music Germany. Они еще не решили, как следует звучать CAMOUFLAGE в 1998 или в 1999 годах, но они уверяют, что группа не распалась. За свою карьеру им многое удалось. Кое–что они скопировали у кое–кого (известно кого) на ранних этапах становления, другое запатентовали, когда выросли творчески. Так пожелаем же им скорейшего возвращения и множества новых идей. Мы ждем вас!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике музыкальная газета