Mojo Blues по Европе!!!

Потом была команда ЗИНДАН. Тоже НАСТОЯЩАЯ. Следом НАСТОЯЩИЙ проект BROS. IN BLUES. Все эти группы связывало лично для меня имя Алексея Козловского — великого белорусского блюзмена и бас–гитариста, певца, автора музыки и англоязычных текстов. Задай мне кто вопрос, с кем тебе посчастливилось быть знакомым в этой жизни, я среди немногочисленных представителей музыкального рок–братства назову Алексея. Почему? Да потому, что он — НАСТОЯЩИЙ...
— Расскажи об идее создания MOJO BLUES.
— Она пришла в голову весной прошлого года. Я заметил, что на выступления BROS. IN BLUES стали заходить Илья Шевчик и Борщ — Сергей Кныш. Чего–то ходили, смотрели, а потом как–то Илья мне и говорит (они оба тогда еще играли в КРАМЕ): "Леша, хотелось бы втроем поиграть. Я очень люблю такой вот стиль, нам бы поющего басиста — и было бы то, что надо". Мне показалось это интересным, тем паче что хотелось чуть больше себя воплотить в таком ответственном составе, где не за кого уже спрятаться. (А BROS. IN BLUES, без излишней скромности хочу сказать, коллективчик по именам был ого–го какой: мой братец, Филатов, Михайлов, до своего отъезда за рубеж с нами играл и Юшин). И с июля мы начали репетировать. Сначала играли каверы, а потом появились свои песни.
— Были обиды со стороны других музыкантов КРАМЫ, что ты способствовал тому, что именно тогда и произошла коренная смена состава команды Игоря Ворошкевича?
— Если я и был тому причиной, то лишь косвенно. Борща попросили из группы, как только Толя Горбач (бывший ударник КРАМЫ) остался без работы, уйдя из РУБЛЕВОЙ ЗОНЫ. И то, что там происходило внутри КРАМЫ, — не моего ума дело. Наверное, было естественным, что Илья каким–то образом удалился от них. Может быть... Чего сплетни рассказывать, в конце концов, это их "крамовское" дело, и я не прилагал никаких усилий к тому, что у Ильи с Сергеем вот таким путем все разрешилось. Больше того, я искренне расстроился за Шевчика, когда он сказал: "Все, я больше в КРАМЕ не играю".
— Ворошкевич на тебя обиду не затаил?
— Н–н–не знаю... Может быть...Это его проблемы... Во всяком случае сейчас у нас с ним хорошие отношения.
— С КРАМОЙ разобрались. А BROS. IN BLUES? Они–то существуют?
— Судя по всему, нет. Понимаешь, для того чтобы где–то играть, нужно прикладывать к пробиванию концертов много усилий, а мы как–то попустительски к этому делу относились: пригласят — играем, нет — ну и пес с ним. Да и где сегодня играть? Поэтому все как–то естественным образом растеклось, и когда я принял предложение Ильи, братец и Филатов отнеслись к моему решению достойно, с пониманием: у каждого могут быть свои интересы...
— Все с тобой ясно: ты, короче, просто развалил две группы... (Общий смех). В 1997 году BROS. наделали шороху на киевском блюзовом рок–фестивале, в этом году MOJO BLUES едет туда?
— Да, обязательно. Белорусская делегация отправляется на него интересным составом: гомельский НАРРЕЙТОР, который тоже выступал в прошлом году, вместе с ударником Филатовым, сама MOJO BLUES, плюс, видимо, мой брат Андрей сядет нам на хвост, и семья белорусских блюзовиков будет сформирована окончательно.
— Глупо говорить тебе, суперпрофессионалу, какие–то восхищенные слова, но уже спустя год после своего образования группа выпустила дебютный альбом...
— Тем не менее это удивительно. Я тебе сказал, что начинали мы с каверов, так как нужно было какие–то деньги зарабатывать. И необходимо было сначала по корням пройтись с тем, чтобы потом что–то сочинить свое. Написали первую вещь, вторую, третью, я и говорю: "Илья, давай запишемся". Тем паче что наша пробная запись прошлого лета каверов весьма устарела: слушаешь ее — и очень стыдно становится, думаешь: "Господи, как плохо играли"... И в конце мая, найдя какие–то деньги, мы приступили к работе на студии Меццо Форте у Сержа Ведмедя. Условия были вполне приличные, и мне очень там понравилось. А компьютерное сведение сделали благодаря нашему старому знакомому, великолепному музыканту Олегу Спицыну, на студии Pelagic Sound... К моменту записи мы наработали очень неплохой концертный опыт, и собственная наша форма была неплоха — столь много энергии в нас накопилось. И на этой энергии , на ее запасе мы и сделали запись буквально за пару дней: в один день я вогнал все треки баса, в другой — вокал. Илья тоже за два дня записал все гитарные партии. То есть все происходило изумительно быстро, сами себе поражались.
— Что для тебя было важным при записи?
— Мы стремились добиться звука "живого исполнения". И, мне кажется, нам это удалось, нареканий к записи у меня больших нет. Может быть, только лично к себе.
—Скажешь что–нибудь об альбоме в целом?
— Я бы так сказал: это по большому счету первый в Беларуси чисто блюзовый альбом. Были блюзовые записи, но чтобы целиком альбом — это в первый раз. На нем представлен англоязычный блюз с белым, американским уклоном. Называется альбом "Love Across The Ocean", и в нем много личного, навеянного любовью к американскому блюзу. Записали два кавера, один — это очень–очень старая песня Ларри Вильямса, года эдак 53–56–го. В ней он проходит по названиям всех знаменитых на то время рок–н–роллов: "Blue Suede Shoes", "Long Tall Sally"... Очень остроумный текст под названием "Short Fat Fanny" (в пику "Long Tall Sally"). А второй кавер состоит как бы из двух вещей Б. Б. Кинга: "Me And My Guitar" и "How Blue Can You Get".
— Почему вы остановили свой выбор именно на этих каверах?
— О–о–ох... Почему именно эти... В свое время с двумя песнями Кинга нас познакомил театральный режиссер Крис Мартин, приезжавший в Беларусь. Он старый любитель блюза, знает все песни до шестидесятых годов и сам говорит об этом так: "Я знаю все песни до шестьдесят пятого года, а остальные не знаю". Нам очень понравилось с ним вместе музицировать, и в том числе с его помощью, можно сказать, мы поняли суть американского блюза, как его может играть белый человек. А эти две песни нам и показались наиболее яркими, отвечающими, что ли, квинтэссенции блюза, так бы я сказал. И решили их вставить в альбом, тем паче что в Беларуси их никто не знает. Вот так мы их по–своему и прочли, отталкиваясь от корней. Не знаю, что внес своего Илья в них, об этом лучше спросить у него, мое же осознание их скорее всего чисто эмоциональное. И вообще весь альбом хотелось сделать страстным.
— Остальные песни — твои?
— Нет. Если ты говоришь про тексты, то — да, но над аранжировками трудились все поровну. Интересно создание самой первой на альбоме песни "Mojo Blues". Мы хотели ее сочинить специально под название команды: ну надо! Ходили с Ильей, думали, что делать. Каждый сидел дома, что–то сочинял, потом пришли на репетицию, и оказалось, что оба сочинили одно и то же!.. Илья приложил очень много своего композиторского. Например, вторая песня — "Lady For Free" — это практически полностью его идея. Я очень захотел вставить свою старую песню "Mississippi River", как–то перерешил ее по–своему, отлично от предыдущей трактовки.
— Кто будет тиражировать и распространять альбом?
— Фирма "Ковчег". Я очень надеюсь на их успех.
— Когда пригласишь на презентацию?
— Мы ее хотим сделать в сентябре. Вернутся из Германии Илья с Сергеем, выступим в Киеве, а там можно и презентовать в "Star Club": его президент — Геннадий Стариков — сам высказал эту идею.
— А что за поездка в Германию?
— Продаваться!.. Пытаться заключать какие–то небольшие договоры с клубами на предмет выступлений.
— Леша, а кому будет интересен альбом здесь? Музыкантам? Никого не хочу обидеть, но, на мой взгляд, одна из ведущих (если не самая) республик бывшего Союза в области блюза сегодня во многом утратила передовые позиции, во всяком случае в Минске. Извини меня, пожалуйста, но музыканты твоего поколения постарели, а притока новых сил не так много... Слушателям? А где этот слушатель, блюзовый слушатель?
— Трудный вопрос... Думаю, в первую очередь музыкантам. Они нас послушают просто из любопытства: что ж такое мы наваяли?.. Будет интересно молодым музыкантам, которые приходят к нам в "Star Club"... Знаешь, моя пятнадцатилетняя дочка сказала мне как–то, что ее одногодкам и знакомым, которые чуть постарше, блюз интересен. И даже попросила у меня кое–какие записи. Значит, что–то может возрождаться. С другой стороны, у меня есть большая надежда, что те люди, которые слушали в 70–х эту музыку, могут, послушав нас, вновь возвратиться к ней. Есть такие прецеденты, поверь. И это приятно. А то, что блюз во все времена и везде покупался меньше, чем эстрада, так это аксиома, и доказывать ее не нужно. Но ПОКУПАЛСЯ! Его можно продать и у нас, и его купят, но найдется ли тот, кто рискнет вложить в него деньги?
— К чему я об этом тебя спросил? Я с ужасом сейчас слышу от некоторых наших молодых музыкантов, что они воспитывались на, допустим, PRODIGY (ничего против них не имею), а не на каких–то более глубоких вещах. И мало кто говорит, что он воспитывался на блюзе...
— ...за редким исключением... Понимаешь, если бы было где развиваться музыкальному творчеству в Беларуси... Если что–то и развивается, то это как раз тот случай, когда развивается вопреки. Ты можешь, положа руку на сердце, сказать, что в Беларуси много ценителей хэви–метала, фэнов грамотных, знающих? Много джазменов? Да есть ли много нормальных попсовиков? Тоже вопрос, но как ни парадоксально, а музыка звучит!
— И средств мало... "Традиционного" блюзового фестиваля, насколько я знаю, в этом году в Минске не будет?
— Увы...
Не хотелось бы заканчивать на пессимистичной ноте. В прошлом году на страницах "МГ" схлестнулись между собой корифей белорусского блюза Алексей Козловский и будущий корифей СНГшной экстремальной попсы группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. Алексей, как всегда, честно и откровенно сказал все, что он думает о творчестве Михалка и Ко, те в свою очередь отмахнулись, заявив: а кому было вообще нужно СУЗОРЬЕ?
Как сказал Алексей Козловский’98 о ЛЯПИСЕ ТРУБЕЦКОМ’98:
"Связнее уже играют, басист хороший. Ничего, ничего... Напрасно они тогда обижались — кто он такой, мол?! Я же доброжелательно им посоветовал: старайтесь, авось получится что–нибудь".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике музыкальная газета