Bad Company В ожидании третьей попытки
Супергруппой принято считать всякую новую группу, все (или почти все) участники которой уже заработали звездный статус, выступая в других коллективах либо занимаясь сольной деятельностью. BAD COMPANY оказалась стопроцентной супергруппой! Вокалист Пол Роджерс и барабанщик Саймон Керк (родились в 1949 году 28 июля и 17 декабря соответственно) были выходцами из легендарной команды FREE (годы деятельности 1968–1973), одной из предтеч хард–рока и хард–энд–хэви. В июле 1973 года FREE официально самораспустились, и Роджерс, не теряя времени, решил попробовать свои силы в DEEP PURPLE, которых покинул Ян Гиллан. Однако Пол ко двору "темно–лиловых" не пришелся, что и послужило толчком к образованию собственно BAD COMPANY. В августе к Роджерсу и Керку присоединился еще один суперстар — Мик Ральфс (род. 31 марта 1944 г), ушедший из находившихся тогда в зените славы MOTT THE HOOPLE. В составе трио "плохие мальчики" (bad company переводится как "дурная компания" — название для группы взято из одноименного вестерна Роберта Бентона, вышедшего на экраны в 1972 году) начали нехитные репетиции, пока в ноябре 1973 года под их нехорошее влияние не попал басист Боз Баррел. Баррел (настоящее имя Рэймонд, а не Боз; родился 1 августа 1946 г.) в декабре 1970 года стал вокалистом (да–да!) очень легендарных KING CRIMSON. В связи с обычными перестановками фигур во дворе "малинового короля" в начале 1971 года Боз Баррел становится басистом. Интересно, что до этого он вообще не умел играть ни на каком инструменте, премудростям игры на бас–гитаре его обучил сам Роберт Фрипп. В апреле 1972 года Баррел расстается с KING CRIMSON и через полтора года оказывается сами знаете где.
Составленная из таких вот знаменитых "мальчишей–плохишей" BAD COMPANY не имела права не неудачу. 9 марта 1974 года группа дает свое первое "живое" выступление, а через месяц уже имеет выгодные контракты с фирмами звукозаписи: Island Records в Великобритании и Swang Song Records в США. Последняя была основана LED ZEPPELIN — и это не случайное стечение обстоятельств. К этому времени шефство над BAD COMPANY взял знаменитый менеджер "цеппелинов" Питер Грант, профессиональным чутьем угадавший в бывших знаменитостях будущие баснословные доходы. Грант купил BAD COMPANY студийное время, и за десять дней в передвижной студии Ронни Лейна был записан дебютный одноименный альбом группы.
Успех пришел к BAD COMPANY мгновенно. Их альбом–первенец 22 июня взобрался на третью позицию в национальном хит–параде Британии, а в США 28 сентября возглавил чарты. Старый опытный лис Грант не ошибся: стиль BAD COMPANY был обречен на популярность среди самых различных слоев общества. BAD COMPANY представляли собой упрощенный вариант LED ZEPPELIN, то есть их хард–рок, хотя и "замешивался" на блюзе, звучал проще и мелодичнее. По своей длительности композиции группы идеально подходили для радиоэфира — в середине 70–х радиостанции Европы были буквально оккупированы песнями BAD COMPANY, хорошо запоминающимися и несущими огромный заряд положительной энергии. Нельзя не отметить и оригинальную манеру пения Пола Роджерса, чей напористый, "взрывной" вокал с первых секунд захватывал слушателя, не давая расслабиться до конца композиции. В общем и целом первый альбом BAD COMPANY содержал в себе весьма и весьма приличную квинтэссенцию стиля хард–энд–хэви — коммерческого хард–рока с ощутимой и бережно лелеемой блюзовой подкладкой. Начиная со второй половины 70–х волна хард–энд–хэви примет поистине необъятные размеры и мощно прокатится по 80–м; в этой волне среди прочих можно будет встретить и бородачей ZZ TOP, и старичков AEROSMITH, и выживших NAZARETH, и пышущих молодой энергией BON JOVI... BAD COMPANY там тоже будут не последними, но вернемся пока к 1974 году. В этом году на самые верхи хит–парадов попал не только дебютный альбом группы, но и сингл с него "Can’t Get Enough", написанный гитаристом Миком Ральфсом. "Can’t Get Enough" достиг в Британии 15–го места (29 июня), а в Штатах — 5–го места (2 ноября).
До конца 70–х BAD COMPANY работали плодотворно и, что немаловажно, весьма и весьма удачно. Альбомы стабильно продавались (например, диск 1976 года "Run With The Pack" обрел платиновый статус почти сразу после своего выхода), а синглы не уставали "терзать" хит–парады. В 1975 году Роджерс и Ральфс сочинили, пожалуй, наиболее известную композицию BAD COMPANY "Feel Like Makin’ Love", красивую балладу с жесточайшим хард–роковым гитарным риффом. Кроме работы в студии, музыканты любили и умели давать первоклассные концерты, где в центре внимания оказывался Пол Роджерс со своей агрессивной манерой держаться на сцене. В 1979 году появились слухи о грядущем распаде BAD COMPANY, но они были рассеяны отличным альбом "Desolation Angels". Этот диск музыканты обогатили звучанием синтезаторов и струнных. Тем не менее группа замолкает на долгих три года с тем, чтобы появиться с альбомом "Rough Diamonds", получившим хорошие отзывы и разместившимся в ТОР–20 Британии и ТОР–30 США. Однако появляется вторая волна слухов о том, что "дурная компания" решила разойтись. На сей раз все оказывается правдой: в июле 1983 года BAD COMPANY официально распались. Пол Роджерс скооперировался с экс–"цеппелином" Джимми Пейджем, и в 1985 году они (плюс басист Тони Франклин и ударник Крис Слэйд) создали новую супергруппу THE FIRM. Мик Ральфс помогал в турне Дэвиду Гилмору из PINK FLOYD, а в 1985 году выпустил сольник "Take This".
Начинать все сначала всегда трудно. BAD COMPANY решились на вторую попытку — и не прогадали. С новым вокалистом Брайеном Хау, ранее выступавшим в группе Теда Ньюджента, группа выпустила в 1986 году альбом "Fame And Fortune. Этот диск имел скромный успех (106–е место в США), зато следующий — "Dangerous Age" за 1988 год — уже вплотную приблизился к американскому ТОР–50. Повсюду заговорили о возрождении легенды хард–энд–хэви, в 1990 г. последовало турне по США, где группа предстала перед своими старыми и новыми поклонниками в несколько обновленном составе. На место ушедшего Боза Баррела был приглашен басист Пол Каллен, а Ральфса, решившего провести время со своей семьей, заменял гитарист Джеффри Уайтхорн. Тогда же, в 1990 году, BAD COMPANY выпустили самый сильный диск второго этапа творчества группы — "Holy Water", достигший в США 35–го места. Как видно из хит–парадных "сводок", теперь BAD COMPANY в основном котировались на американском рынке, где стиль хард–энд–хэви расцвел пышным цветом. Да и звучали они уже чисто по–штатовски: приглаженно и сладко. Альбом "Holy Water" состоял из композиций, сделанных высокопрофессионально, но словно под копирку размноженных. Среди всего этого утомительного для европейца жизнерадостного однообразия приятно выделялась заглавная вещь, на неполные четыре минуты показавшая незаурядный скрытый потенциал группы. Помимо прочего на альбоме было представлено два больших хита: тяжеленькая баллада "If You Needed Somebody" (16–е место в США) и коммерчески выверенная "Walk Through Fire" (19–е место в США).
Безусловно, год 1991–й стал пиком популярности нового состава BAD COMPANY. Вышедший в следующем году новый альбом "Here Comes Trouble" почти автоматически обрел золотой статус, но это уже был излет. В это время в группу на место постоянного басиста пришел Рик Уиллс, сделавший себе имя в составе еще одних зачинателей хард–энд–хэви FOREIGNER. Чуть было насовсем в "дурную компанию" не вернулся Пол Роджерс, но дело ограничилось несколькими совместными концертными актами. Вырождение хард–энд–хэви и поголовная "компьютеризация" рока поставили под вопрос дальнейшее нормальное, то есть звездное, существования BAD COMPANY. Неудивительно, что студийный диск группы "Company Of Strangers", вышедший в 1995 году, только мелькнул в штатовском ТОР–200. Хитов тоже не было. В очередной раз изменился и состав: теперь, кроме Керка, Ральфса и Уиллса, в BAD COMPANY числились новый вокалист Роберт Харт и второй гитарист Дэйв "Бакет" Колуэлл.
Итак, для BAD COMPANY настало самое подходящее время прогреметь в третий раз. Трудно сказать, сумеет ли группа сделать это. Пожелаем музыкантам удачи.
Составленная из таких вот знаменитых "мальчишей–плохишей" BAD COMPANY не имела права не неудачу. 9 марта 1974 года группа дает свое первое "живое" выступление, а через месяц уже имеет выгодные контракты с фирмами звукозаписи: Island Records в Великобритании и Swang Song Records в США. Последняя была основана LED ZEPPELIN — и это не случайное стечение обстоятельств. К этому времени шефство над BAD COMPANY взял знаменитый менеджер "цеппелинов" Питер Грант, профессиональным чутьем угадавший в бывших знаменитостях будущие баснословные доходы. Грант купил BAD COMPANY студийное время, и за десять дней в передвижной студии Ронни Лейна был записан дебютный одноименный альбом группы.
Успех пришел к BAD COMPANY мгновенно. Их альбом–первенец 22 июня взобрался на третью позицию в национальном хит–параде Британии, а в США 28 сентября возглавил чарты. Старый опытный лис Грант не ошибся: стиль BAD COMPANY был обречен на популярность среди самых различных слоев общества. BAD COMPANY представляли собой упрощенный вариант LED ZEPPELIN, то есть их хард–рок, хотя и "замешивался" на блюзе, звучал проще и мелодичнее. По своей длительности композиции группы идеально подходили для радиоэфира — в середине 70–х радиостанции Европы были буквально оккупированы песнями BAD COMPANY, хорошо запоминающимися и несущими огромный заряд положительной энергии. Нельзя не отметить и оригинальную манеру пения Пола Роджерса, чей напористый, "взрывной" вокал с первых секунд захватывал слушателя, не давая расслабиться до конца композиции. В общем и целом первый альбом BAD COMPANY содержал в себе весьма и весьма приличную квинтэссенцию стиля хард–энд–хэви — коммерческого хард–рока с ощутимой и бережно лелеемой блюзовой подкладкой. Начиная со второй половины 70–х волна хард–энд–хэви примет поистине необъятные размеры и мощно прокатится по 80–м; в этой волне среди прочих можно будет встретить и бородачей ZZ TOP, и старичков AEROSMITH, и выживших NAZARETH, и пышущих молодой энергией BON JOVI... BAD COMPANY там тоже будут не последними, но вернемся пока к 1974 году. В этом году на самые верхи хит–парадов попал не только дебютный альбом группы, но и сингл с него "Can’t Get Enough", написанный гитаристом Миком Ральфсом. "Can’t Get Enough" достиг в Британии 15–го места (29 июня), а в Штатах — 5–го места (2 ноября).
До конца 70–х BAD COMPANY работали плодотворно и, что немаловажно, весьма и весьма удачно. Альбомы стабильно продавались (например, диск 1976 года "Run With The Pack" обрел платиновый статус почти сразу после своего выхода), а синглы не уставали "терзать" хит–парады. В 1975 году Роджерс и Ральфс сочинили, пожалуй, наиболее известную композицию BAD COMPANY "Feel Like Makin’ Love", красивую балладу с жесточайшим хард–роковым гитарным риффом. Кроме работы в студии, музыканты любили и умели давать первоклассные концерты, где в центре внимания оказывался Пол Роджерс со своей агрессивной манерой держаться на сцене. В 1979 году появились слухи о грядущем распаде BAD COMPANY, но они были рассеяны отличным альбом "Desolation Angels". Этот диск музыканты обогатили звучанием синтезаторов и струнных. Тем не менее группа замолкает на долгих три года с тем, чтобы появиться с альбомом "Rough Diamonds", получившим хорошие отзывы и разместившимся в ТОР–20 Британии и ТОР–30 США. Однако появляется вторая волна слухов о том, что "дурная компания" решила разойтись. На сей раз все оказывается правдой: в июле 1983 года BAD COMPANY официально распались. Пол Роджерс скооперировался с экс–"цеппелином" Джимми Пейджем, и в 1985 году они (плюс басист Тони Франклин и ударник Крис Слэйд) создали новую супергруппу THE FIRM. Мик Ральфс помогал в турне Дэвиду Гилмору из PINK FLOYD, а в 1985 году выпустил сольник "Take This".
Начинать все сначала всегда трудно. BAD COMPANY решились на вторую попытку — и не прогадали. С новым вокалистом Брайеном Хау, ранее выступавшим в группе Теда Ньюджента, группа выпустила в 1986 году альбом "Fame And Fortune. Этот диск имел скромный успех (106–е место в США), зато следующий — "Dangerous Age" за 1988 год — уже вплотную приблизился к американскому ТОР–50. Повсюду заговорили о возрождении легенды хард–энд–хэви, в 1990 г. последовало турне по США, где группа предстала перед своими старыми и новыми поклонниками в несколько обновленном составе. На место ушедшего Боза Баррела был приглашен басист Пол Каллен, а Ральфса, решившего провести время со своей семьей, заменял гитарист Джеффри Уайтхорн. Тогда же, в 1990 году, BAD COMPANY выпустили самый сильный диск второго этапа творчества группы — "Holy Water", достигший в США 35–го места. Как видно из хит–парадных "сводок", теперь BAD COMPANY в основном котировались на американском рынке, где стиль хард–энд–хэви расцвел пышным цветом. Да и звучали они уже чисто по–штатовски: приглаженно и сладко. Альбом "Holy Water" состоял из композиций, сделанных высокопрофессионально, но словно под копирку размноженных. Среди всего этого утомительного для европейца жизнерадостного однообразия приятно выделялась заглавная вещь, на неполные четыре минуты показавшая незаурядный скрытый потенциал группы. Помимо прочего на альбоме было представлено два больших хита: тяжеленькая баллада "If You Needed Somebody" (16–е место в США) и коммерчески выверенная "Walk Through Fire" (19–е место в США).
Безусловно, год 1991–й стал пиком популярности нового состава BAD COMPANY. Вышедший в следующем году новый альбом "Here Comes Trouble" почти автоматически обрел золотой статус, но это уже был излет. В это время в группу на место постоянного басиста пришел Рик Уиллс, сделавший себе имя в составе еще одних зачинателей хард–энд–хэви FOREIGNER. Чуть было насовсем в "дурную компанию" не вернулся Пол Роджерс, но дело ограничилось несколькими совместными концертными актами. Вырождение хард–энд–хэви и поголовная "компьютеризация" рока поставили под вопрос дальнейшее нормальное, то есть звездное, существования BAD COMPANY. Неудивительно, что студийный диск группы "Company Of Strangers", вышедший в 1995 году, только мелькнул в штатовском ТОР–200. Хитов тоже не было. В очередной раз изменился и состав: теперь, кроме Керка, Ральфса и Уиллса, в BAD COMPANY числились новый вокалист Роберт Харт и второй гитарист Дэйв "Бакет" Колуэлл.
Итак, для BAD COMPANY настало самое подходящее время прогреметь в третий раз. Трудно сказать, сумеет ли группа сделать это. Пожелаем музыкантам удачи.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1998 год в рубрике музыкальная газета