Tikaram, Tanita Серьезная девушка
Помните ли вы эту девушку с огромной гитарой в руках? Ее экзотическое имя (так же как внешность и не по–детски низкий голос) было необычайно красиво и запоминалось с первого раза — Танита Тикарам. Она появилась на мировой музыкальной сцене в конце 80–х и сразу же стала явлением, пройти мимо которого было невозможно. По крайней мере одну ее песню — "Twist In My Sobriety" — знают все. Люди, не особо следившие за карьерой Таниты в 90–х, в основном знакомы с ее творчеством по первым двум альбомам — "Ancient Heart" (1988) и "The Sweet Keeper" (1990), хотя в ее багаже уже целых шесть пластинок. В середине июля после трехлетнего перерыва Танита Тикарам выпустила свой новый альбом "Cappuccino Songs".
Карьера Таниты началась достаточно рано. Свой первый концерт она дала, когда ей было всего 17 лет. А когда ей исполнилось 19, ее дебютный альбом уже продавался по всему миру миллионными тиражами.
Танита Тикарам родилась 12 августа 1969 года в Германии. Ее отец — наполовину фиджиец наполовину индиец — служил в британской армии, и когда Таните стукнуло 12 лет, семья переехала в Англию. Своим именем она обязана матери, которая родом из Малайзии. Та назвала дочь таким странным именем только потому, что оно хорошо звучит.
На новом месте девочке поначалу было достаточно одиноко, и, возможно, благодаря этому многие песни Таниты именно об этом чувстве. Ко всему прочему будущая певица росла очень серьезным ребенком. "Я никогда не верила в Санта–Клауса, — признается она. — Мои родители дарили мне подарки и ничего не выдумывали по поводу их появления. Это не казалось им веселым. Не было никакого смысла в том, что Санта–Клаус существует. Мой отец никогда не лазил по печной трубе. Он отказывал себе в этом удовольствии".
Сочинять Танита начала довольно рано, уже к 16 годам у нее было достаточно материала для сольных выступлений. Танита впитала в себя множество влияний. Чаще всего она называет среди своих кумиров Леонарда Коэна (Leonard Cohen) в музыке и Вирджинию Вулф (Virginia Wolf) в литературе. В юности, как очень многие молодые люди, она увлекалась THE BEATLES, а Джон Леннон (John Lennon) до сих пор является для нее авторитетом, так же как и женщины–легенды Карен Карпентер (Karen Carpenter) и Джони Митчел (Joni Mitchel).
В 1987 году демо–кассета Таниты Тикарам попала в руки менеджера Пола Чарльза и настолько его впечатлила, что он сразу же "ломанулся" на ее концерт в одном из лондонских клубов, а уже через год вышел первый сингл Таниты "Good Tradition", а следом и альбом "Ancient Heart". Успех был неожиданно громким. Видимо, благодаря своим восточным корням Танита сочиняла необычные, красивые и незабываемые мелодии, которые пришлись по вкусу слушателям по обе стороны Атлантики. Кроме этого, поэзия Таниты — а ее тексты вполне можно называть поэзией — была наполнена не по–детски серьезными философскими размышлениями. Танита рефлексировала под аккомпанемент своей гитары о человеческих чувствах, о жизни души. Каждая история, рассказанная Танитой, была красива в своей печали, и каждый слушатель мгновенно проникался неповторимым настроением, которое создавала эта девушка своими песнями.
Несмотря на это, Танита Тикарам была еще очень молода, а жизнь звезды достаточно тяжела. По прошествии почти десяти лет в шоу–бизнесе певица призналась, что ее жизнь совсем не была сладкой, несмотря на то, что она занималась любимым делом: "Когда я еще была подростком, я записала дебютный альбом, который был продан тиражом более 4 миллионов экземпляров. Я колесила с концертами из страны в страну, из города в город, останавливаясь в дорогих отелях. В результате я объездила более 20 стран. Это, конечно, звучит громко, в какой–то степени это так и было, но все портило то, что я чувствовала себя безумно одиноко. Все друзья по школе вдруг выпали из моего мира, у меня просто не было возможности с ними встречаться. Было очень тяжело сознавать, что происходит. Я часто утешала себя тем, что это всего лишь дурной и длинный сон, который скоро окончится".
Неудивительно, что в 21 год Таниту уже воспринимали как уравновешенного зрелого человека. Ее первые два альбома были переполнены грустными размышлениями и мрачными историями, сопровождаемыми печальными переборами гитар и вздохами скрипок. Танита в своих шерстяных колготках и с огромной акустической гитарой в руках, хранившая молчание о своей личной жизни и не желавшая развеять сумерки над размышлениями в своих текстах, была полной противоположностью блестящим и скандальным звездам поп–музыки. Она представлялась всем по–настоящему серьезным артистом. Танита находилась на совершенно уникальном пересечении взрослой и детской жизней, постоянно пытаясь уловить эмоции своего детства и описать их словами взрослого человека, в то же время оставаясь понятной и тем и другим. "Если люди считают, что мой второй альбом больше наполнен чувствами, нежели мыслями, это здорово, — говорила певица в 1990 году. — Чем старше я становлюсь, тем больше погружаюсь в чувства. Я всегда в погоне за какими–нибудь чувствами, которые испытывала в детстве. Некоторые из них я уже не могу вернуть! И я хочу отыскать их, но не знаю, как это сделать".
Второй альбом Таниты Тикарам "The Sweet Keeper" (1990) прочно утвердил ее авторитет в мире шоу–бизнеса. Несмотря на то, что многие песни сочинялись в гостиничных номерах во время гастролей, они были все так же глубоки и красивы. Аранжировки стали богаче, а голос певицы был записан просто мастерски.
В 1991–92 годах успех Таниты пошел на убыль. Гастроли совсем измотали певицу, свой третий альбом "Everybody’s Angel" (1991) она записала всего за один месяц. От этого он получился сыроватым и не дотягивал до уровня предыдущей работы Таниты. В 1993 году она решила устроить себе каникулы. Целых два года поклонникам пришлось ждать нового альбома. Все это время Танита путешествовала. Она посетила Китай, Францию, Румынию, Италию. В конце концов певица обосновалась в Лос–Анджелесе, где и записала свой следующий альбом "Lovers In The City" (1995).
Альбом продемонстрировал новый подход Таниты к написанию своих фолк–поп песен. Они стали более конкретными, хотя мистицизм, характерный для ее ранних работ, сохранился. Аранжировки стали более разнообразными и эмоциональными. Это произошло во многом благодаря сотрудничеству Таниты с композитором Томасом Ньюменом, известным своими саундтреками к фильмам "Запах женщины" и "Жареные зеленые помидоры". Несмотря на то, что альбом получился достаточно американским, британские критики высоко оценили его, провозгласив возвращение Таниты в ряды лучших и сказав, что творчество этой певицы по своей необычности и значимости сравнимо, пожалуй, лишь с произведениями Bjork. Многие издания просто назвали Таниту Тикарам одной из лучших женских исполнительниц—композиторов современности.
Прошло еще пару лет. Практически ничего не было слышно о Таните за это время. Много воды утекло с тех пор, как она сидела в своей комнате, слушала записи Леонарда Коэна и мечтала записать свои песни. Многим кажется, что Таните уже 52 года, хотя на самом деле ей в августе исполнится всего 29. Возможно, она была слишком серьезна в своей жизни и песнях, но красивые мелодии всегда скрадывали этот недостаток. "У меня есть страсть к жизни. Я не чувствую себя взрослой. И я не из тех людей, с кем можно обсудить проблемы с налогами. Чаще всего я просыпаюсь утром с желанием немедленно чем–то заняться. И меня не может надолго выбить из колеи какая–нибудь проблема. Так жить нельзя. Я очень быстро отхожу. Я считаю себя счастливым человеком", — говорит Танита.
Новый альбом "Cappuccino Songs" ознаменовал второе возвращение Таниты Тикарам на Музыкальный Олимп. "В середине 90–х я очень много ездила с гастролями, — говорит она. — Я настолько устала, что мне пришлось сбежать на несколько месяцев. Это говорит о том, что я до сих пор не до конца свыклась с амплуа популярной певицы... Я сделала новую стрижку, изменила стиль одежды и стала заниматься вещами, совершенно не относящимися к музыке". Танита попробовала свои силы в живописи, дизайне и даже сыграла небольшую роль в короткометражке Моники Треут "Taboo Parlour". Однако самое главное, что сделала Танита, — она нашла нового продюсера Марко Сабио, известного своей работой с такими звездами, как TAKE THAT и Kylie Minogue.
"Cappuccino Songs" получился самым счастливым альбомом Таниты. Новые эмоции потребовали нового исполнения. Бархатистый низкий голос Таниты сам по себе настраивает на невеселый лад. Однако в новом альбоме певица попробовала петь по–другому. "У меня довольно низкий голос, поэтому я всегда ищу возможности петь выше, — рассказывает певица. — Это часть изменений, на которые я решилась. В этом альбоме очень много композиций, в которых я балансирую между темной и светлой окраской голоса..."
Тем не менее грусть Таниты не прошла. Многие ее песни по–прежнему печальны и переполнены таинственными образами, которые так близки сердцу ее поклонников. У Таниты Тикарам по–прежнему множество фэнов по всему миру, которые с нетерпением ждали нового альбома и теперь с удовольствием посещают ее концерты. Певица чувствует расцвет творческих сил, и это говорит о том, что она в самом деле представляет собой гораздо более серьезное явление, чем подростковый феномен конца 80–х и начала 90–х. Танита — красивая и талантливая девушка, которая умеет сочинять замечательные песни, и это ее радость и ее печаль, ее работа и ее жизнь. "Независимо от того, продаю ли я 10 миллионов копий своих альбомов или ничего, мне все равно пришлось бы сочинять, — признается Танита. — Мне все равно придется заниматься этим. Я остаюсь тем же самым человеком, я не думаю, что происходят какие–то изменения. В любом случае я чувствую себя более уверенно, потому что люди говорят, что все еще любят меня". Конечно, любят.
Карьера Таниты началась достаточно рано. Свой первый концерт она дала, когда ей было всего 17 лет. А когда ей исполнилось 19, ее дебютный альбом уже продавался по всему миру миллионными тиражами.
Танита Тикарам родилась 12 августа 1969 года в Германии. Ее отец — наполовину фиджиец наполовину индиец — служил в британской армии, и когда Таните стукнуло 12 лет, семья переехала в Англию. Своим именем она обязана матери, которая родом из Малайзии. Та назвала дочь таким странным именем только потому, что оно хорошо звучит.
На новом месте девочке поначалу было достаточно одиноко, и, возможно, благодаря этому многие песни Таниты именно об этом чувстве. Ко всему прочему будущая певица росла очень серьезным ребенком. "Я никогда не верила в Санта–Клауса, — признается она. — Мои родители дарили мне подарки и ничего не выдумывали по поводу их появления. Это не казалось им веселым. Не было никакого смысла в том, что Санта–Клаус существует. Мой отец никогда не лазил по печной трубе. Он отказывал себе в этом удовольствии".
Сочинять Танита начала довольно рано, уже к 16 годам у нее было достаточно материала для сольных выступлений. Танита впитала в себя множество влияний. Чаще всего она называет среди своих кумиров Леонарда Коэна (Leonard Cohen) в музыке и Вирджинию Вулф (Virginia Wolf) в литературе. В юности, как очень многие молодые люди, она увлекалась THE BEATLES, а Джон Леннон (John Lennon) до сих пор является для нее авторитетом, так же как и женщины–легенды Карен Карпентер (Karen Carpenter) и Джони Митчел (Joni Mitchel).
В 1987 году демо–кассета Таниты Тикарам попала в руки менеджера Пола Чарльза и настолько его впечатлила, что он сразу же "ломанулся" на ее концерт в одном из лондонских клубов, а уже через год вышел первый сингл Таниты "Good Tradition", а следом и альбом "Ancient Heart". Успех был неожиданно громким. Видимо, благодаря своим восточным корням Танита сочиняла необычные, красивые и незабываемые мелодии, которые пришлись по вкусу слушателям по обе стороны Атлантики. Кроме этого, поэзия Таниты — а ее тексты вполне можно называть поэзией — была наполнена не по–детски серьезными философскими размышлениями. Танита рефлексировала под аккомпанемент своей гитары о человеческих чувствах, о жизни души. Каждая история, рассказанная Танитой, была красива в своей печали, и каждый слушатель мгновенно проникался неповторимым настроением, которое создавала эта девушка своими песнями.
Несмотря на это, Танита Тикарам была еще очень молода, а жизнь звезды достаточно тяжела. По прошествии почти десяти лет в шоу–бизнесе певица призналась, что ее жизнь совсем не была сладкой, несмотря на то, что она занималась любимым делом: "Когда я еще была подростком, я записала дебютный альбом, который был продан тиражом более 4 миллионов экземпляров. Я колесила с концертами из страны в страну, из города в город, останавливаясь в дорогих отелях. В результате я объездила более 20 стран. Это, конечно, звучит громко, в какой–то степени это так и было, но все портило то, что я чувствовала себя безумно одиноко. Все друзья по школе вдруг выпали из моего мира, у меня просто не было возможности с ними встречаться. Было очень тяжело сознавать, что происходит. Я часто утешала себя тем, что это всего лишь дурной и длинный сон, который скоро окончится".
Неудивительно, что в 21 год Таниту уже воспринимали как уравновешенного зрелого человека. Ее первые два альбома были переполнены грустными размышлениями и мрачными историями, сопровождаемыми печальными переборами гитар и вздохами скрипок. Танита в своих шерстяных колготках и с огромной акустической гитарой в руках, хранившая молчание о своей личной жизни и не желавшая развеять сумерки над размышлениями в своих текстах, была полной противоположностью блестящим и скандальным звездам поп–музыки. Она представлялась всем по–настоящему серьезным артистом. Танита находилась на совершенно уникальном пересечении взрослой и детской жизней, постоянно пытаясь уловить эмоции своего детства и описать их словами взрослого человека, в то же время оставаясь понятной и тем и другим. "Если люди считают, что мой второй альбом больше наполнен чувствами, нежели мыслями, это здорово, — говорила певица в 1990 году. — Чем старше я становлюсь, тем больше погружаюсь в чувства. Я всегда в погоне за какими–нибудь чувствами, которые испытывала в детстве. Некоторые из них я уже не могу вернуть! И я хочу отыскать их, но не знаю, как это сделать".
Второй альбом Таниты Тикарам "The Sweet Keeper" (1990) прочно утвердил ее авторитет в мире шоу–бизнеса. Несмотря на то, что многие песни сочинялись в гостиничных номерах во время гастролей, они были все так же глубоки и красивы. Аранжировки стали богаче, а голос певицы был записан просто мастерски.
В 1991–92 годах успех Таниты пошел на убыль. Гастроли совсем измотали певицу, свой третий альбом "Everybody’s Angel" (1991) она записала всего за один месяц. От этого он получился сыроватым и не дотягивал до уровня предыдущей работы Таниты. В 1993 году она решила устроить себе каникулы. Целых два года поклонникам пришлось ждать нового альбома. Все это время Танита путешествовала. Она посетила Китай, Францию, Румынию, Италию. В конце концов певица обосновалась в Лос–Анджелесе, где и записала свой следующий альбом "Lovers In The City" (1995).
Альбом продемонстрировал новый подход Таниты к написанию своих фолк–поп песен. Они стали более конкретными, хотя мистицизм, характерный для ее ранних работ, сохранился. Аранжировки стали более разнообразными и эмоциональными. Это произошло во многом благодаря сотрудничеству Таниты с композитором Томасом Ньюменом, известным своими саундтреками к фильмам "Запах женщины" и "Жареные зеленые помидоры". Несмотря на то, что альбом получился достаточно американским, британские критики высоко оценили его, провозгласив возвращение Таниты в ряды лучших и сказав, что творчество этой певицы по своей необычности и значимости сравнимо, пожалуй, лишь с произведениями Bjork. Многие издания просто назвали Таниту Тикарам одной из лучших женских исполнительниц—композиторов современности.
Прошло еще пару лет. Практически ничего не было слышно о Таните за это время. Много воды утекло с тех пор, как она сидела в своей комнате, слушала записи Леонарда Коэна и мечтала записать свои песни. Многим кажется, что Таните уже 52 года, хотя на самом деле ей в августе исполнится всего 29. Возможно, она была слишком серьезна в своей жизни и песнях, но красивые мелодии всегда скрадывали этот недостаток. "У меня есть страсть к жизни. Я не чувствую себя взрослой. И я не из тех людей, с кем можно обсудить проблемы с налогами. Чаще всего я просыпаюсь утром с желанием немедленно чем–то заняться. И меня не может надолго выбить из колеи какая–нибудь проблема. Так жить нельзя. Я очень быстро отхожу. Я считаю себя счастливым человеком", — говорит Танита.
Новый альбом "Cappuccino Songs" ознаменовал второе возвращение Таниты Тикарам на Музыкальный Олимп. "В середине 90–х я очень много ездила с гастролями, — говорит она. — Я настолько устала, что мне пришлось сбежать на несколько месяцев. Это говорит о том, что я до сих пор не до конца свыклась с амплуа популярной певицы... Я сделала новую стрижку, изменила стиль одежды и стала заниматься вещами, совершенно не относящимися к музыке". Танита попробовала свои силы в живописи, дизайне и даже сыграла небольшую роль в короткометражке Моники Треут "Taboo Parlour". Однако самое главное, что сделала Танита, — она нашла нового продюсера Марко Сабио, известного своей работой с такими звездами, как TAKE THAT и Kylie Minogue.
"Cappuccino Songs" получился самым счастливым альбомом Таниты. Новые эмоции потребовали нового исполнения. Бархатистый низкий голос Таниты сам по себе настраивает на невеселый лад. Однако в новом альбоме певица попробовала петь по–другому. "У меня довольно низкий голос, поэтому я всегда ищу возможности петь выше, — рассказывает певица. — Это часть изменений, на которые я решилась. В этом альбоме очень много композиций, в которых я балансирую между темной и светлой окраской голоса..."
Тем не менее грусть Таниты не прошла. Многие ее песни по–прежнему печальны и переполнены таинственными образами, которые так близки сердцу ее поклонников. У Таниты Тикарам по–прежнему множество фэнов по всему миру, которые с нетерпением ждали нового альбома и теперь с удовольствием посещают ее концерты. Певица чувствует расцвет творческих сил, и это говорит о том, что она в самом деле представляет собой гораздо более серьезное явление, чем подростковый феномен конца 80–х и начала 90–х. Танита — красивая и талантливая девушка, которая умеет сочинять замечательные песни, и это ее радость и ее печаль, ее работа и ее жизнь. "Независимо от того, продаю ли я 10 миллионов копий своих альбомов или ничего, мне все равно пришлось бы сочинять, — признается Танита. — Мне все равно придется заниматься этим. Я остаюсь тем же самым человеком, я не думаю, что происходят какие–то изменения. В любом случае я чувствую себя более уверенно, потому что люди говорят, что все еще любят меня". Конечно, любят.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1998 год в рубрике музыкальная газета