Kriwi
Европейская стилизация белоруской этнической культуры

Наиболее интенсивно работающая, правда, в основном за пределами родной страны, минская группа КРЫВI за последние несколько месяцев успела принять участие в фестивалях народов Севера и "Басовище" в Польше, "Молодечно–98", акции "Люби настоящее" и других. На недавно закончившимся <Славянском базаре", где К. впервые представляли республику на фестивале, проходящем на территории этой самой республики, музыканты предложили публике очередной эксперимент: в качестве бэк–вокалистов в песне "Виз–чувир" им впервые помогали вместе менеджер КРЫВI Александра Катьер и известный белорусский радиоведущий Александр "Помидоров" Кривошеев.

Из многочисленных интервью в различных белорусских СМИ складывается достаточно привлекательный образ относительно молодого профессионального коллектива с пацифистским уклоном мировоззрения. Перед очередной поездкой —– экспедицией по Беларуси, где они планируют пробыть весь август, —– музыканты делятся с "МГ" своими мыслями, ощущениями, планами...

— Какой такой "народ Севера" вы представляли на фестивале в Польше, и как вы вообще туда попали?

Дмитрий Войтюшкевич: У нас есть контакты в Гданьске, которые вылились в приглашение на фестиваль в качестве гостей. В мае у нас было четыре концерта в этом городе, показавшие кто мы есть в Польше. И на этом фестивале КРЫВI поставили в ранг звезд, что было очень приятно и ответственно, так как мы переживали, что зритель может уйти разочарованным, не получить того, чего ждет. У КРЫВI такого не случилось, концерты прошли очень успешно и впечатления от них самые наилучшие.

Александра Катьер: Когда мы приехали на фестиваль, то представляли себя, как профессиональный коллектив, и это было нашим плюсом. Приезжали музыканты туда целыми автобусами — из Алтая, Коми, Якутии, Литвы... Мы были несколько оторваны от фестивальной жизни, концерты проходили на разных площадках, мы не участвовали в конкурсе, КРЫВI были гостями.

Дмитрий: Было два больших сольных концерта. Один проходил в старом полуразрушенном костеле 15–го века: высокие огромные потолки, а внутри сделана концертная площадка. Там даже можно было не ставить аппарата — такая замечательная акустика. И эта акустика предполагала полностью живое исполнение, именно вокальное.

Вероника: А второй концерт был прямо на море — сезонный курорт, люди отдыхают — на очень большой площадке, ее выставляет одно крупное рыбное заведение на время сезона. Вокруг разбиты палаточные лагеря и люди, которые там отдыхали, ждали какого–то шоу и они его получили.

Дмитрий: Маленький момент. Перед выступлением — саундчек. Мы настраиваемся обычно очень долго, можем долго распеваться, проверять микрофоны. Людям это, естественно, не очень нравится. И сидели пять–шесть тинейджеров польских, "стебались" с нас. Мы пытались на английском разговаривать. Они смеялись. Не очень–то приятно было стоять на сцене в этот момент. И когда прошел концерт, а мы выступали самые последние, эти ребята купили кассеты, плакаты и с дрожащими руками подходили, просили автографы. Я тогда такое количество автографов дал... Никогда такого не было! Что было очень приятно. Не то, что мы их "сделали"...

Вероника: Да, мы их "сделали"! Велика сила настоящего искусства.

— Не все музыканты могут позволить себе такого рода поездки, Лявон Вольский, лидер группы Н.Р.М., рассказывал как–то, как наши музыканты едут куда–то на Запад, живут в студенческих квартирах без горячей воды и отопления и т.д. Вам во многом помогает ваш продюсер Михаил Дорофеев.И насколько, на ваш взгляд, важно для группы наличие хорошего продюсера?

Вероника Круглова: Студенческие общежития остались, но мы уже можем себе позволить питаться в хороших ресторанах...

Дмитрий: КРЫВI — это целая контора, что очень важно. Мы занимаемся музыкой профессионально, зарабатываем себе деньги на жизнь. У нас профессионально подобранная команда, есть менеджер, есть продюсер. Глядя на нас, складывается впечатление, что мы просто купаемся в концертах, такие веселые, счастливые, что–то рассказываем. Мол, вот вы тут сидите, ничего не делаете. На самом деле, как у любого профессионального коллектива, у нас масса проблем, которые нужно решать.

Вероника: Это очень большой труд, и не все так сразу получилось. Профессиональный подход со стороны нашего менеджера, со стороны нашего продюсера нам во многом помогает. Если бы мы сами ничего не сделали, так и сидели бы и нас никто не знал.

Дмитрий: И еще, наверное, благодаря нашим поездкам в Германию, которые совершенно иначе заставляют нас думать о мире и о себе. Нельзя постоянно находиться в таком как бы приниженном состоянии, сидеть и жаловаться на уйму проблем: что мне делать, как мне быть?

Вероника: Мы работаем, иначе ничего не достигнешь ни в какой области.

— Насколько большую разницу вы чувствуете между аудиторией здесь и там, наверняка, она есть?

Вероника: Разница, конечно же, есть. Мы с Димой постоянно спорим по этому поводу. Мне очень тяжело работать для нашей публики. Есть островок, который воспринимает нас. А когда мы выступаем после ТОРНАДО, например, то возникает ощущение какого–то "совка", фанаты этой группы начинают что–то кричать, издеваться, требуют то, что им нравится. Когда выступают 20 команд, то собирается какая–то масса, которая ждет "свой" коллектив и не умеет слушать другие группы. Ну, надо же какие–то приличия иметь? Публика у нас очень хорошая, но не цивилизованно как–то получается.

Дмитрий: Для меня разницы практически нет. Потому что в том режиме, как мы выступали там, мы здесь не играли. Один концерт — это не показатель. Вот когда мы выступали в том же Молодечно, на сцену вышла первая рок–группа, Н.Р.М., кажется, это была, и раздается этот громкий визг и крик, вот только ради этого можно работать, мне так кажется.

— Многие наши коллективы в последнее время стали говорить о том, что они не играют бесплатных концертов. Как у вас решается этот вопрос?

Дмитрий: Дело в том, что и ПАЛАЦ, и КРЫВI изначально строили к себе отношение, как к профессиональным коллективам. И мы уже обратили внимание, что чем дешевле концерт, тем хуже отношение организаторов к музыкантам. Чем дороже — тем уважительнее, тебе делают все, что ты захочешь. Получается так, что мы вроде как молодой коллектив, то есть мы не раскручены здесь в плане концертов, мы раскручены как имя, но у нас нет своих поклонников, как у КРАМЫ , Н.Р.М., Каси Камоцкой. Проблема с площадками бьет и по нас. Но, с другой стороны, у нас есть выбор: или работать бесплатно здесь или представлять Беларусь там. Именно представлять, а не зарабатывать деньги. А кто это должен делать, если не мы?

Вероника: Музыканты должны дружить между собой, и все вопросы с концертами и гонорарами должны как–то решаться. Музыкантам следует, в первую очередь, уважать себя и уважать других, ту музыку, которую кто–то играет. А организаторы часто не уважают музыкантов, предлагая им, что вот, будет банкет, где всем воздастся. Воздалось! Всех напоили водкой и накормили какой–то колбасой зеленой...

— Что случилось с Юрием Выдронком, последнее время вы появляетесь без него?

Вероника: Он изучает немецкий язык в Польше, у него там свои дела, он делает свой проект. Он не действующий музыкант, мы с ним сотрудничаем.

Дмитрий: На ПАЛАЦЕ это никак не сказывается, там мы выступали вместе с ним, он там учится.

— Остается ли у вас сейчас время для экспедиций по Беларуси?

Вероника: Мы собираемся целый месяц этому посвятить, съездить именно в те места, где мы уже были, проведать нашу бабушку хотим, которая на кассете КРЫВI изображена (это Могилевская область, шестьдесят километров от Шклова). Куда–нибудь на Витебщину или даже на Гродненщину можно поехать.

— К вопросу об отношениях между музыкантами. Александр Куллинкович, лидер группы НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, сказал как–то, что белорусские музыканты ненавидят друг друга. У вас есть тоже возможность посмотреть на это все как бы со стороны...

Вероника: Мы любим всех, у нас даже нет по этому поводу никаких мыслей. Но я вижу, как музыканты стоят группами, выпивают, "дружбы" такой между всеми музыкантами нет. Я думаю, это просто издержки "совка", как было когда–то в школе, институте: каждый кучкуется с тем, с кем дружит, кто с отличниками, кто с неотличниками.

Дмитрий: Я думаю, что это проблема тех музыкантов, которые так говорят. Я, например, очень люблю Куллинковича. Прекрасные отношения у нас с Касей, с Вольским, с Питом Павловым. После "коронации" я подошел к ним и сказал: "Спасибо, ребята, очень понравилось". А если я буду думать постоянно о своих проблемах... Если ты сделаешь просто шаг навстречу, то все у тебя будет хорошо, и расценивается это всегда очень нормально.

Вероника: То же самое этот параличный Молодечно, где просто оскорбили музыкантов, бросили, не накормили. Мы стоим вместе с Кристиной Менделеевой, вокалисткой HASTA LA FILLSTA, очень холодно, обсуждаем концерт. Она говорит, что волнуется перед прямым эфиром, я ее успокаиваю. Не представляю себе, чтобы я или Кася или еще кто–то ходил у нас "королевой" или "королем". Это просто смешно. О какой ненависти может идти речь!?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета