Stewart, Rod
Книга любви

Хрипловатый голос Рода Стюарта долгие годы привлекал к его задушевным лирическим песенкам миллионы поклонников вовсем мире. И это именно тот случай, когда по голосу абсолютно безошибочно определяют исполнителя. Как ни мучился остальной музыкальный люд, ни млад, ни стар не смог с точностью воспроизвести его уникальный тембр. Так и хрипит наш Родя вот уже без малого 30 лет, хрипит об одном и том же, пленяя тем же сладким языком любви романтические от природы натуры.

Род Стюарт — самая что ни на есть показательно–традиционная рок–звезда, которая зажглась редко кто помнит когда и своим крайне себе подобным творчеством водрузила себя в центр галактики мирового шоу–бизнеса. Нельзя сказать, что с каждой новой работой он начинает халтурить, поет бездушно и зря зарабатывает такие бешеные бабки. Напротив, каждый год кажется, что его фирменная хрипотца звучит с каким–то особенным надрывом, а сердце вот–вот разорвется от переизбытка эмоций, которыми переполнены его песни. Однако современной молодежи трудно уловить в творчестве современного Стюарта свежие мотивы. Поэтому команда поклонников певца сформировалась очень давно и ежегодно стареет вместе со своим кумиром.

Родерик Дэвид Стюарт (Roderick David Stewart) прорвался в этот мир в самый разгар знаменитых лондонских дождей и туманов, 10 января 1945 года, когда всем уже было ясно, что Вторая Мировая война скоро закончится. Появилась надежда на светлое мирное будущее. Стали рожать детей...

Дитя войны на удивление росло очень разносторонним молодым человеком. Куда только не заносила его судьба в поисках приработка. Сначала он воздвигал и ремонтировал заборы и изгороди, затем некоторое время был землекопом... на кладбище (через два дня сбежал). А в свободное время увлекался футболом, который чуть было не стал его профессией, когда он едва закрепился в основном составе клуба "Брентфорд". Короче, его можно было причислить к отпрыскам семей рабочего класса, принадлежность к которым стала модной после колоссального взлета THE BEATLES.

Музыка серьезно заняла сердце Рода в 17–летнем возрасте, когда вместе с фолк–музыкантом Уиззом Джонсом он отправился в трансевропейское гастрольное турне, в места, где, по правде говоря, их никто не ждал. Из путешествия он приехал в бодром расположении духа и сразу же получил приглашение стать участником группы Джимми Пауэлла JIMMY POWELL AND THE FIVE DIMENSIONS. Они делали настоящий ритм–энд–блюз. Род играл, как взбешенный, на своей губной гармошке и своими шальными манерами очень напоминал то ли Джеймса Коттона, то ли Литтла Уолтера, а может быть, обоих одновременно.

Однажды он вместе с коллегой из этой команды забавлял прохожих и пассажиров на одной из железнодорожных платформ "Кингз Кросс", как вдруг его нашла судьба. Дело в том, что на соседней платформе за этим насилующим губную гармошку и окружающих шизиком около получаса наблюдала одна весьма известная в будущем в мире музыки личность. Это был Лонг Джон Болдри. Когда Род с товарищем закончили очередную издевательскую песенку, этот человек взошел на переходной мост, что располагался как раз над музыкантами, и произнес очень приятные для Рода слова: "Я собираю новую группу. Вы не хотите присоединиться?".

Стюарт, конечно же, захотел и оказался в составе группы HOOCHIE COOCHIE MEN. Ему платили 35 фунтов в неделю, что, по тем временам, считалось солидной суммой.

В 1965 году группа, имевшая за год своего существования лишь локальный успех, не выходящий за пределы отдельных клубов, распалась. На ее обломках Болдри и Стюарт создали новую команду THE STEAMPACKET. Вообще, это был очень важный для Стюарта период, в первую очередь, в вокальном плане. Здесь он впервые столкнулся с групповым вокалом, попробовал свой голос в различных музыкальных стилях. Не беда, что THE STEAMPACKET распались так же тихо и бездушно, как и были собраны. Род набирал обороты, становился значимой опытной фигурой в музыкальных кругах и был практически уверен, что в будущем у него будет море других предложений.

Следующей его группой стала поистине звездная команда SHOTGUN EXPRESS, в которой собрались вместе Питер Грин, Мик Флитвуд и Питер Барденс. Стюарт не растерялся, записал еще несколько очков в свой послужной список и, плюс к тому, заимел влиятельных друзей.

Но куда более важной оказалась прописка Стюарта в 1967 году в группе Джеффа Бэка (THE JEFF BECK GROUP). "Эта была самая симпатичная команда, в которой я когда–либо работал, — вспоминал Род. — Рон Вуд держал бас–гитару, мой старый знакомый Мики Уоллер неутомимо барабанил, Ники Хопкинс нажимал на клавиши, Джефф делал со своей гитарой все, что ему хотелось, ну, а я пел".

Но несмотря на внешнее благополучие и национальное признание группы и ее участников, Джефф Бэк, бывший участник легендарных THE YARDBIRDS, в душе оставался очень самолюбивым человеком и видел остальных лишь на вторых ролях. С вокалом Стюарта группа записала два незабываемых альбома "Truth" и "Cosa Nostra — Beck–ola". Вскоре борьба за лидерство, а вернее — за признание, обострилась, что вылилось в уход на повышение в THE SMALL FACES великолепного басиста Рона Вуда, который стал там лидер–гитаристом. Стюарт тоже готов был последовать за Вудом и выжидал подходящей ситуации. К счастью, долго ждать не пришлось, когда THE SMALL FACES покинул Стив Мэрриотт, Рон Вуд (будущий басист самих роллингов) незамедлительно переманил Рода Стюарта, и их коллектив стал называться просто THE FACES. THE JEFF BECK GROUP после столь ощутимых потерь, естественно, прекратила свое существование, но как показало время, периодически собиралась в новых составах и крайне редко записывала альбомы.

THE FACES же заработали в ударном ритме. Можно сказать, они оказались в эпицентре первой волны молодых британских рок–групп и, опять же, были модной командой выходцев из рабочего класса. И все же Стюарта тяготила однотипная работа в группе. Ему хотелось проявить себя сольно и, начиная с 1970 года, целых три года он работал на два фронта. Как и другая рок–легенда Донован, он имел шотландские корни, но в самом разгаре так называемого Британского нашествия он записал себя в британцы и тем самым облегчил себе продвижение к вершинам музыкального Олимпа.

Практически синхронно с появлением в THE FACES Род заключил сольный контракт с лейблом Phonogram Records и в кратчайшие сроки записал свой дебютный сольник. Критики дали ему вполне зрелые оценки, но вот с продажами не получилось, не было хорошей раскрутки. Зато в следующий раз с альбомом "Gasoline Alley" вышло лучше некуда. Мгновенно последовало признание и это не удивительно, ведь Стюарт ни на шаг не отступал от ужасно модной тогда смеси ритм–энд–блюза с соулом, в которой варились и THE FACES, и вскоре стал одним из ведущих представителей нового направления, получившего название "глэм–джаз–рок" с медленными простыми и запоминающимися мелодиями и душевным вокалом. Появились и явные хиты, среди которых следует особо отметить песню "Lady Day".

Как я уже говорил, Стюарт достаточно продолжительное время метался между группой и самим собой. За эти три года он стал суперзвездой (в основном, благодаря своему третьему и четвертому альбомам). В генезисе своего сольного творчества Род выбрал идеальную стратегию завоевания слушательского внимания. Он пел хорошо известные старые песни и был скорее фолк–музыкантом, чем матерым рокером, как Джефф Бэк с его жестким гитарным звучанием. В результате в его альбомах оказались на самых почетных местах такие хиты, как "I’m Loosing You" (THE TEMPTATIONS), "Reason To Believe" (Tim Hardin), "Angel" (Jimi Hendrix). Далее стали появляться и собственные произведения, достойные мировой классики: "Maggie May", "You Wear It Well" и другие.

И вот в 1973 году Род навсегда покидает THE FACES, достаточно популярную команду, внутри которой (в пример многим!) долгое время царили теплые дружеские чувства между участниками, но в которой требовалось работать на износ. Сразу же Стюарт решил открыть собственную звукозаписывающую компанию River Records. Некоторое время она являлась полностью независимой, но в один прекрасный момент стараниями продюсера Рода Тома Дауда стала филиалом Warner Bros.

После записи средненького альбома "Smiler" Стюарт увлекся известной актрисой Бритт Экланд. Именно с ее подачи Род стал интенсивно менять свои предпочтения в одежде, откровенно позволяя диктовать себе, что ему следует одевать на сцене и за ее пределами. Он постепенно превращался в мило поющего шута. Его любила бульварная пресса. Поэтому неизбежно из него сделали бы секс–символ, судя еще по тому, сколько романов с женщинами ему приписывалось за год.

Альбом "Atlantic Crossing" стал едва ли не последним критически одобренным творением раннего Стюарта. Всему миру знаком этот альбом по всего лишь одной песне, которую написал специально для хриплого голоса Стюарта Гэйвин Сазерленд, под названием "Sailing". Вы ее наверняка много раз слышали. Кстати, с тех пор она стала футбольным гимном английских болельщиков.

Без сомнения успешными, но в коммерческом плане, можно назвать остальные альбомы, которые Стюарт успел записать во второй половине 70–х. Он купался в диско–потенциале, и такие хиты, как "Tonight’s The Night", "You’re In My Heart", "Hot Legs" и, конечно же, заводная песенка с несколько азиатским звучанием "D’Ya Think I’m Sexy", которая долго никого не подпускала к 1–му месту британских чартов, демонстрировали чудеса долгожительства в мировых хит–парадах, продаваясь миллионными тиражами. Это было рок–диско, и оно отвечало самым последним требованиям эпохи.

В начале 80–х он вновь женился. На этот раз на бывшей пассии Джорджа Гамильтона Элане. В музыкальном плане все осталось по–прежнему. Этот худосочный блондин штамповал один за другим свои альбомы–близнецы. Трудно было в чем–то обвинять Стюарта. Каким он был, таким он и остался. При качестве музыки выше среднего он умудрялся выпускать по альбому каждый год, и при этом не растерял многомиллионную армию своих поклонников. Самыми большими его хитами 80–х стали три вещи: "What Am I Gonna Do?", "Every Beat Of My Heart" и особенно "Baby Jane". В этом десятилетии Род часто работал в дуэтах с Полом Кэрраком, Робертом Палмером и обменивался взаимными любезностями с Джеффом Бэком. Но самой успешной считается его совместная работа с Рональдом Эшли над кавер–версией знаменитого хита THE ISLEY BROTHERS "This Old Heart Of Mine", которая в несколько раз превзошла по популярности оригинал 1966 года и перепевку, которую делал Род еще в 1976 году.

А желтая пресса вновь не хотела отворачиваться от комментариев жизни артиста. Папарацци наблюдали за ним везде, горячо обсуждались его первый развод и новая свадьба, что представляло большой интерес для общественности, учитывая длительные близкие отношения Стюарта с Келли Эмберг.

Ну, а в следующем десятилетии Стюарт вновь развелся и женился. На этот раз все прошло тихо и мирно. Раскрепощенный музыкант записал откровенно великолепный альбом "Vagabond Heart", а до этого на радостях выпустил аж три сборочных альбома, где фэны Рода могли услышать все что угодно, в разных версиях, начиная от его дебютной записи "Good Morning Little Schoolgirl" до, скажем, новейших хитов последнего студийного альбома "Out Of Order".

С началом 90–х Род Стюарт прямо–таки завязал с ритмичными песнями. Он и до этого славился душещипательными балладами, но прошла мода на диско и остались у Рода одни баллады, за редким исключением. Его хиты "Rhythm Of My Heart" и "Walzing Matilda" все еще крутились на радиоволнах, как нашему герою поступило, скажем так, довольно своевременное предложение записать акустический альбом. Unplugged удался на славу, и не беда, что, как отметил сам исполнитель, подавляющего большинства его тогдашней группы еще даже не было на свете, когда они с Роном Вудом написали некоторые из прозвучавших на том концерте старых песен, а новой его женушке 20 лет тому назад был всего год от роду.

В следующем 1994 году Род попал в Книгу Рекордов Гиннеса как музыкант, давший самый посещаемый за всю историю музыки концерт под открытым небом. Сие действо происходило под новый год на знаменитом пляже Копакабана, что в Рио–де–Жанейро, и на нем присутствовало 4,2 миллиона человек.

А через год появился следующий диск Стюарта "A Spanner In The Works". Традиционная для артиста концепция "много красивых плачущих баллад + несколько классических обработок + остальной материал среднего темпа собственного сочинения" сработала в полной своей красе. "Гаечный ключ", как напрямую отозвался о себе Род, доказал еще раз, что несмотря на давнишний год выпуска, еще не заржавел и может работать в прежнем режиме. Среди каверов Тома Уэйтса, Боба Дилана и Криса Ри куда более интереснее и, как оказалось, хитовее смотрелась собственная композиция "Lady Luck", а в целом Стюарт остался верен себе.

Ничего реально нового за три прошедших года наш герой, увы, не выпускал. Альбом "If We Fall In Love Tonight" явил собой очередную подборку из 15 классических любовных тем прошлого и настоящего, среди которых и три новых композиции.

Что уж и говорить, многие ожидали от старичка–Стюарта действительно нового альбома в этом году. А что получили? Законный "вхожденец" в Зал Славы Рок–н–ролла вновь решил отделаться от слушателя фактически сборкой кавер–версий теперь уже достаточно современных песен. Точно не знаю, будут ли ликовать домохозяйки всего мира (кстати, далеко не последние поклонницы таланта Стюарта) от того, что их многолетний кумир перепевает OASIS, но то, что его вновь потянуло на чужие песни ввиду отсутствия былого качества собственных — вот это вопрос.

Идея заняться переработкой под свой голос современной классики возникла у Рода в самое плодотворное для творческого человека время — ночью, а вернее, ранним утром, где–то часа в три, когда он, находясь в своем лос–анджелесском доме, вдруг подумал, а почему бы THE BEATLES не сделать кавер–версию OASIS "Wonderwall". А до этого он побывал на родине, присутствовал на церемонии вручения наград британским музыкальным журналом "Q" и видел с трех метров лидера группы KULA SHAKER Криспина Миллса. Этот парень, по его мнению, очень походил на самого Стюарта, поэтому слегка удивленный, явно отставший от жизни мэтр первым же делом решил проверить, а может, он и звучит так же, как тот. С тех пор Род живо интересовался современными достижениями бритпопа, переслушал бесчисленное количество кассет с последними альбомами молодых звезд и решил, раз они нещадно копируют старичков, дай–ка Род Стюарт споет их жутко популярные песенки!

Позднее, продюсер Рода Роб Дикинс снабдил Стюарта нужными, на его взгляд, кассетами. В конечном итоге, было отобрано с десяток самых ярких песен, и процесс перешел в студию. Вообще, альбом задумывался в какой–то мере, как подражание диску Стюарта "Every Picture Tells A Story". Но в то же время название альбома и одноименная единственная песня, написанная лично Стюартом "When We Were New Boys", говорили о том, что планируется записать альбом в стиле THE FACES. Он должен был выйти чертовски модным, романтичным и резвым, создавая впечатление молодости его автора. Так в альбоме оказались хорошо известные вам песни OASIS "Cigarettes & Alcohol", PRIMAL SCREAM "Rocks", SKUNK ANANSIE "Weak", Graham Parker "Hotel Chambermaid", Ron Sexsmith "Secret Hear", Nick Lowe "Shelly My Love" и другие классные вещи. Всех этих музыкантов Стюарт часто слышал у себя, теперь уже в Лос–Анджелесе, равно как и других британских рокеров, таких как THE VERVE, PULP и RADIOHEAD, лучшие творения которых Род пообещал исполнить в следующем тысячелетии.

В принципе, если вам нравится Род Стюарт как таковой, он понравится и на этот раз, но четыре новых песни, написанные за пять лет, — это, несомненно, творческий кризис, и ваш любимчик явно испытывает творческий кризис. Другое дело, что у него стала лучше работать голова и стали появляться свежие идеи. За это ему честь и хвала. Не каждый музыкант в 53 года после 25 лет работы в одном направлении сможет решиться на такое.

Что ж, книга любви, которую так давно начал писать этот талантливый человек, будем надеяться, не запылиться на ваших полках, и вы будете периодически рыскать там в поисках новых открытий, как, например, это недавно сделала танцевальная команда N–TRANCE. Они знали, что осовременив "D’Ya Think I’m Sexy?", они не только прославятся и разбогатеют, о них будут упоминать музыкальные издания каждый раз, когда кто–нибудь захочет проследить следы музыкальной карьеры великого хрипуна Рода Стюарта. Может быть, это и дешевая слава, но все–таки я рад за них и за маэстро поэта, композитора, гитариста и исполнителя Родерика Дэвида Стюарта. Мавр сделал дело — мавр может отдыхать!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета