V/A Чечня в огне
(c) 1997 СтарТРек–ЕТРК 14tks
Давайте попробуем обойтись без высоких слов и отнестись к данной сборке чисто с творческих, музыкальных позиций. Можно ли назвать высоким искусством песни о войне? Если не брать в расчет переоценку исторических ценностей, то песни о гражданской войне пока еще помнят: "Шел отряд по берегу", "Каховка", "По долинам и по взгорьям" и т.д. Песни о Великой отечественной будут петь всегда: "Синий платочек", "Темная ночь", "В лесу прифронтовом" и пр. Написаны и те, и те были как во время войн, так и после. Почему они трогают (трогали) сердца слушателей? В них была искренность, боль и вера в победу и в Родину, качества, которые и вызывали у написавших их ответные большие чувства, давшие импульс прекрасным словам и мелодиям. Песни, сочиненные в Афгане и про Афганистан, не стали всенародными. Они оказались близки тем, кто непосредственно там воевал, и их родственникам и, может быть, близким знакомым. То же самое касается и Чечни. Афганистан вообще не имел никакого отношения к понятию "Родина", Чечня после всего того, что случилось с СССР с декабря 91–го, с каждым годом все меньше ассоциировалась с этим словом. Потому песни о Чечне, прошу прощения у тех, для кого они действительно имеют значение, не стоит рассматривать как общенациональное достояние, а только как факт, что они есть. Что были жуткие бои и были минуты отдыха между ними; что были чудовищные преступления и были враги, которых язык не поворачивается так назвать; что был бездарный генерал Павел Сергеевич и были друзья... Все перечисленное и многое другое и останется в памяти, песни же об этом — навряд ли.
Давайте попробуем обойтись без высоких слов и отнестись к данной сборке чисто с творческих, музыкальных позиций. Можно ли назвать высоким искусством песни о войне? Если не брать в расчет переоценку исторических ценностей, то песни о гражданской войне пока еще помнят: "Шел отряд по берегу", "Каховка", "По долинам и по взгорьям" и т.д. Песни о Великой отечественной будут петь всегда: "Синий платочек", "Темная ночь", "В лесу прифронтовом" и пр. Написаны и те, и те были как во время войн, так и после. Почему они трогают (трогали) сердца слушателей? В них была искренность, боль и вера в победу и в Родину, качества, которые и вызывали у написавших их ответные большие чувства, давшие импульс прекрасным словам и мелодиям. Песни, сочиненные в Афгане и про Афганистан, не стали всенародными. Они оказались близки тем, кто непосредственно там воевал, и их родственникам и, может быть, близким знакомым. То же самое касается и Чечни. Афганистан вообще не имел никакого отношения к понятию "Родина", Чечня после всего того, что случилось с СССР с декабря 91–го, с каждым годом все меньше ассоциировалась с этим словом. Потому песни о Чечне, прошу прощения у тех, для кого они действительно имеют значение, не стоит рассматривать как общенациональное достояние, а только как факт, что они есть. Что были жуткие бои и были минуты отдыха между ними; что были чудовищные преступления и были враги, которых язык не поворачивается так назвать; что был бездарный генерал Павел Сергеевич и были друзья... Все перечисленное и многое другое и останется в памяти, песни же об этом — навряд ли.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике музыкальная газета