Mayhem
Tribute To The Black Emperors

Уж сколько раз твердили миру... Да все не впрок. В конце концов большинству (подавляющему, увы!) MAYHEM известны лишь околомузыкальной возней, которую затеяли все без исключения музыкальные (и не только) журналы, газеты и прочие издания — связанные с "андерграундом" и не имеющие ничего общего с таковым.

Причинами тому послужил сперва акт суицида, совершенный фронтменом по прозвищу Dead (событие имело место быть в апреле 1991 года). Однако все бы еще ничего, не случись 10 августа 1993 года еще одного происшествия, заставившего говорить о black metal всех, кому только не лень, и причем далеко за пределами Норвегии — все вполне логично, все к этому и шло. В итоге мы имеем — труп Юронимуса, Викернес за решеткой каталажки в Бергене, попутно своим бессмертным астрально–параноидально–музыкальным экзерсисам дает многочисленные интервью любопытным, а black metal сейчас, пожалуй, самая продаваемая музыка — количество групп растет в арифметической прогрессии, качество (если можно о таковом говорить вообще) падает в геометрической. Все тупо уперлось исключительно во внешнюю атрибутику — смысл безвозвратно утерян! BLACK HAS GONE (и надолго).

Однако не об этом речь. Вспомним о том, с чего все начиналось, и постараемся просто восполнить информационные пробелы у тех, кто таковые еще имеет.

История MAYHEM начинается в далеком 1984 году. Идея создания подобной группы, видимо, витала в воздухе и в скором времени приняла вполне конкретные очертания, форму и вес. Людьми, идею эту воплотившими, стали тогда гитарист Euronymous и барабанщик Manheim. Место вокалиста занял некто Maniac. На бас–гитаре периодически поигрывал NecroButcher (кстати, часть риффов с "Deathcruch" некоторые исследователи творчества MAYHEM склонны приписывать именно его авторству). Приблизительно в таком составе группа просуществовала пару лет, оставив к тому времени — год 1986 — два демо "Pure Fucking Armageddon" и "Voice Of A Tortured Skull". Материал обеих лент стал поистине культовым, т.к. многое, относящееся к нему, неоднократно переигрывалось и перезаписывалось как самими участниками MAYHEM на дальнейших альбомах, так и многочисленными их последователями и почитателями. В 1990 году оба демо были переизданы как один альбом — на ленте и в 1996 году — на виниле лимитированным тиражом в 333 копии и под названием "Pure Fucking Armageddon". Первым альбомом MAYHEM, официально изданным на виниле, стал "Deathcrush" (1987 г.), где в качестве вокалиста засветился также дядька по имени Billy, в кругах тамошнего андерграунда более известный под кличкой Messiah. Ему принадлежат партии в песнях "Witching Hour" и "Pure Fucking Armageddon" (да, кстати, а для того чтобы исполнить интро "Sylvester Anfang", был приглашен не кто иной как Conrad Schnitzler (TANGERINE DREAM!!!) — похоже, с чувством юмора у ребят все было в порядке). Тогда же Manheim соскакивает, а его место переходит к Hellhammer, который и по сей день является бессменным участником, а после смерти Euronymous — и идейным вдохновителем MAYHEM.

Что еще случилось в год 1986? Снова осиротел трон вокалиста сией черной фракции, однако слишком долго пустовать ему не дали — как–то в приватной беседе со своим дружком по кличке Dead (MORBID) Euronymous поплакался тому на нехватку вокалиста в MAYHEM... Ну, а ежели без шуточек — MORBID трещал по швам. Видно это было даже невооруженным глазом. К моменту реализации их первого демо, нареченного, кстати, "December Moon" (тпр–р–руу!), от состава практически никого не осталось — Dead и John постоянно нуждались в ком–то или чем–то, музыканты то и дело разбегались "аки бесы проворные" — дела не шли, ну хоть ты тресни. Dead пообщался с Euronymous — о взглядах на мир и на музыку. Люди поняли, что нашли друг друга, — Dead на фиг послал Джона и MORBID вместе с ним, прилетел в Норвегию и волею судеб остался там навсегда — как вокалист MAYHEM и как Dead (sorry за каламбур).

Да, кстати высказывание Dead — о стихах: "Итак, мною были написаны все стихи после "Deathcruch" — "Funeral Fog", "Freezing Moon", "Buried by Time and Dust" и "Pagan Fears", также многое другое. Большей частью они передают то настроение и то состояние, в котором я находился, когда писал их... "Funeral Fog" — о древнем месте в центре карпатских лесов — болотах, названных местными жителями Shurlock Basin, трясине, по преданиям населенной всякой нечистью и окруженной внушающими ужас глухими лесами... Когда я писал эти стихи, я представлял себе, как все эти ведьмы и демоны под ночным покровом густого ядовитого тумана охотятся на тамошних жителей и заблудившихся странников, выхватывая их души и унося их с собою прямо (в Коцит! — D.E.) к нашему повелителю — Сатане. А вот "Pagan Fears" — несколько иная... Здесь я размышляю о древних и варварских временах. Основная мысль, преследовавшая меня в тот момент, — что люди, жившие тогда, не умерли и никуда не ушли, они просто существуют как бы в ином мире, в ином измерении — подпространстве, периодически проникая в наш мир и преследуя его обитателей — людей. Они и в самом деле имеют влияние на ваше сознание и подсознание — контролируют все ваши действия. И иногда я лично это чувствую настолько явно, что волосы на голове встают дыбом и по телу пробегает дрожь. Я чувствую чье–то присутствие..." (And what about you? — D.E.)

Несмотря на все вышесказанное, полноценного материала в таком составе группой записано не было. Посудите сами: альбом "Tribute To The Black Emperors" являл собою SPLIT. Первые четыре трека представляли MORBID и их "December Moon" с Dead на вокалах, остальные четыре песни были "The Freezing Moon", "Necrolust", "Funeral Fog" и "Carnage" — правда, опять же с вокалом Dead, из них "The Freezing Moon" и "Funeral Fog" были представлены в концертном варианте. Еще один альбом, где Dead выступил как вокалист, была запись концерта в Лейпциге 26 ноября 1990 года. "Live In Leipzig" фактически стал лебединой песней, той, что Dead мрачно проревел перед тем, как окончательно порвать всякие отношения с бытием своего бренного тела. Euronymous: "Он настолько сильно ненавидел жизнь и все, что с нею связано, что в итоге предпочел смерть. Его уход не был случаен — так все и должно было произойти. Лучшим, что он мог сделать в этой жизни, для него было самоубийство. Смерть — то, к чему он всегда стремился". Альбомы же увидели свет — "Live In Leipzig" в 1992 году и "Tribute To The Black Emperors" в 1994-м.

Следующим участником MAYHEM стал Occultus (до прихода в группу носивший кликуху Cultoculus) — вокалист, не оставивший каких–либо следов своего пребывания: записей не сохранилось; видимо, таковых не было вообще. Поклонники могли лицезреть сего товарища разве что на нечастых концертах группы... Следующим вокалистом стал Esihar Attila (рекрутированный из рядов венгерской группы TORMENTOR; после его ухода фракция сия молниеносно прекратила свое существование), с голосом коего и были увековечены восемь песен и известные нам как "De Mysteriis Dom Sathanas". Тогда в тандеме с Euronymous для MAYHEM усиленно напрягался гитарист THORNS Snorre. (М–да–а...) Еще кстати кое–что "кисленькое" — к моменту записи "De Mysteriis Dom Sathanas" в пару NecroButcher (ох уж эти замашки минимум как дублирования каждого инструмента — у–гу — три гитарных линии, две басовых, спецэффекты, как то перегрузка реверберации на вокалах — визитная карточка MAYHEM).

Да, ну так вот, MAYHEM долго и безуспешно искали "дублирующего" бас–гитариста и, очевидно, не найдя ничего более подходящего и вконец отчаявшись, приняли достаточно любопытное решение... Бас был вверен Count Grishnackh (он же Варг Викернес). Тот худо–бедно исполнил свои партии, альбом был фактически записан и сводился... Что произошло затем, говорить просто как–то неприлично... Одним словом, не услышать нам никогда ни игры Викернеса на басу, ни Snorre на второй гитаре. Все басовые партии были пересочинены и переиграны заново отчасти Hellhammer лично, а отчасти — Necrobuthcher. "De Mysteriis Dom Sathanas" увидел свет в 1994 году — группа к тому времени прекратила свое существование. Альбомы тем не менее продолжали выходить — урезанная версия "Live In Leipzig" с новым названием "In Memorium — 7", затем достаточно любопытная компиляция с весьма необычным оформлением — фото, на котором, собственно, запечатлен Dead ("When He Was Found By Death"), таким мертвым, что мертвее уж и не придумаешь, — ЭТО носило название "Dawn Of The Black Hearts". 8 треков сборки представляли записи 1990 года и остальные три — непонятно откуда извлеченные ленты 1986 года, записанные в Лиллехаммере: "Dance Macabre/Black Metal", "Procreation Of The Wicked" и "Welcome To Hell". Имел место еще один сплит, изданный в 1995 году, — "THOU SHALT SUFFER/MAYHEM/ZEMIAL". На оном были представлены ремастированные версии песен "The Freezing Moon", "Necrolust", "Carnage", "Funeral Fog/The Freezing Moon" и "Burried By Time And Dust", Dead — на вокалах. Естественно, что все три программы являются фонографической редкостью, т.к. изданы были крайне ограниченным тиражом — например, последний из перечисленных дисков лишь в Мексике. Ничего особого он, как можно убедиться, из себя не представляет, разве что имеет определенный интерес для коллекционеров — продукция и впрямь дрянная.

Еще было несколько компиляций из разряда V/A — "Nordic Metal: A Tribute To Euronymous" и, наконец, "In Memmory Of CELTIC FROST", где, записывая кавер незабвенной "Visual Aggression", MAYHEM вновь были вместе уже с Blasphemer "на гитарах"... И при таком–то вот барахле — более ничего, пока в конце 1997 года не было объявлено о выходе нового альбома и тем самым фактически подтверждено в полном смысле возобновление деятельности MAYHEM как (не–?)нормальной группы.

Состав MAYHEM на данный момент: Hellhammer — барабаны, Necro Butcher (мимоходом засветился в группе KVIKKSOLV GUTTENE) — бас, Maniac — вокал, Blasphemer (известен также как Rune, был также замечен активно напрягающимся для нового материала AURA NOIR) — гитара. В конце 1997 года увидел свет новый альбом "Wolf’s Lair Abyss" с абсолютно новым материалом. (Трек–лист альбома: "Intro", "I am Thy Labyrinth", "Fall Of Seraphs", "Ancient Skin", "Symbols Of Bloodswords"). Кого–то то, что оказалось на "Wolf’s Lair Abyss", привело в восторг; кого–то — нет... Материал и впрямь не очень–то удачен на фоне нынешних достжений black metal, но, с другой стороны, MAYHEM вновь функционирует, а если принять во внимание отношение самих музыкантов к тому, что они делали и продолжают делать, можно с уверенностью полагать, что следующие работы будут не менее весомы и значительны, чем "Deathcrush" или "Tribute To The Black Emperors". Во всяком случае это будет PURE BLACK, чистоту коего столь горячо призывал блюсти убиенный Euronymous.

И вот на закуску пара высказываний. Уже упомянутый Euronymous: "Сейчас в Норвегии действительно много интересных и достойных групп, играющих black... ARCTURUS, DARKTHRONE, IMMORTAL и даже BURZUM — список можно продолжать. Норвежская сцена и впрямь достаточно уникальна, тем и интересна. Дерьма, конечно, хватает и здесь, но его не так много и оно не столь тотально, как в той же Швеции... Многие из нынешних музыкантов искренне полагают, что играют black или death. Но вы посмотрите — они поют о проблемах экологии, социальных катастрофах или еще о каком–нибудь идиотизме, порожденном этой сраной системой. Что есть в конце концов death или black? Вот, например, шведский THERION в каждом своем интервью налево и направо кричит, что они death metal группа. Но вы слушали их песни? Это чистейшая профанация идеи death metal в каждом слове и каждом звуке! Мало того, что они выходят на сцену в костюмах ADIDAS, словно H.C.–свиньи... Эта музыка для домохозяек, да она и звучит точно так же! Вы можете посмотреть выпуск fucking новостей по ящику, а можете послушать какой–нибудь из их альбомов — особой разницы не будет! И там, и там одно и то же — shit... PURE SHIT! Музыканты, поклоняющиеся СМЕРТИ во всех ее ипостасях и воспевающие СМЕРТЬ, безусловно, играют death, какую бы форму их музыка ни приобретала. Здесь главное — не звучание. Основополагающим принципом закладывающимся в основы стилистики death, является направление ЛИРИКИ и образа мышления самих музыкантов. Если музыканты поклоняются Сатане и воспевают Сатану, они играют black. Не столь важно, как звучит их музыка — быстро или нет, брутально или не брутально! Вы можете играть что угодно и делать это как угодно. Содержание вашей музыки — первичная вещь, форма ее — вторична. А потому не стоит придавать ей столь важного значения, как это принято сейчас делать. У многих все сводится исключительно к "их головокружительной технике исполнения" — и это все. Но как бы хорошо такие группы ни звучали, такая музыка бессмысленна и место ее — на помойке... И там же место таким группам".

А вот получите еще кое–что, на сей раз от Dead: "Норвежская сцена — дерьмо, что уж говорить об остальных странах! Сплошной тренд да и только — горы и кучи бездарей, мнящих себя хозяевами преисподней! Абсурд и абсурдно то, что мы еще находимся среди всего этого говна плюс новоявленные "викинги" и приверженцы паганского пантеона. Как мне это все надоело! Я мечтаю убраться поскорее с этого сраного клочка земли, мне надоела Норвегия. По сути она ничем не отличается от той же Америки — те же тинэйджеры в байках DEFECTION (гы–гы) и MORBID ANGEL, все та же дерьмовая культура, вбиваемая вам в голову еще на fucking школьной скамье, и такая же музыка для тупого быдла. То послание, которое нес black некогда, оно давно утрачено, а то, во что black и death выродились, достойно костра — безмозглая клоунада ради денег и не более. Если вспомнить недавнее прошлое, black есть элитная музыка, музыка для избранных. Простые смертные должны бояться даже одного упоминания о black! Поэтому сйчас я хочу ненавидеть всех новоявленных музыкантов, хочу, чтобы они ненавидели и боялись меня! Этот стиль практически отжил свой век. Лучшие его представители VENOM, HELLHAMMER и MERCYFUL FATE — легенда, практически не имеющая никаких общих точек соприкосновения и никак не пересекающаяся с современностью. Наверное, только мы и то, что мы делаем, еще имеет какой–то смысл, хотя нашу музыку мне тяжело описать словами, ибо как можно описать то, что находится вне пределов ординарных чувств и мыслей, то, что продиктовано как подсознательное самыми темными и далекими сторонами человеческой души? Имя ему неизведанное: это и есть MAYHEM".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета