Lycia
На грани мифа и реальности

Таинственная пара мрачных электронщиков LYCIA почти совсем неизвестна у нас, и, когда я взялся брать у музыкантов группы Mike VanPortfleet и Tara VanFlower интервью, они были весьма удивлены, что ими интересуются так далеко за пределами Соединенных Штатов, и штата Огайо в частности. После небольшого разъяснения они поверили в то, что готические птицы иногда долетают до наших просторов и что поклонников данного стиля у нас хоть отбавляй — одна эйфория вокруг SWITCHBLADE SYMPHONY чего стоила в свое время!

"МГ" широко освещала различные процессы внутри этого жанра, и нет необходимости повторять все теоретические и исторические выкладки наших специалистов, нашим читателям хорошо известно множество групп и музыкантов, работающих в этом стиле. Что же касается представляемых сегодня LYCIA, необходимо сразу отметить, что они, как и многие их собратья по музыкальному перу, пишущие электро–дарк–эмбиентные пассажи, открещиваются от подобных ярлыков, что в некоторой степени делает им честь и оправдывает благородное стремление разрушить узкие рамки стиля. Как это удалось LYCIA к недавнему выходу их последнего альбома "Estrella", я и попытаюсь рассказать, используя некоторые мысли Tara VanFlower из нашего интерактивного разговора.

Для начала небольшой историко–биографический очерк. LYCIA была основана Mike VanPortfleet в 1988 году и первоначально задумывалась как соло–проект. "Для него это было последней попыткой в музыке, — рассказывает Tara. — До этого он был вовлечен во множество разнообразных проектов, но они либо не удовлетворяли его по каким–то причинам, либо просто отмирали. И вот так родилась LYCIA — как последняя надежда Майка реализовать себя".

Летом 1988 года к Майку присоединяется Will Welch, который, впрочем, так и не стал постоянным членом группы, и осенью того же года его заменяет John Fair. Около года ребята очень активно работают над саундом группы, сформировав его первоначальную, гитарно–басовую окраску. Именно в тот период записывается их первая долгоиграющая пластинка "Wake", вышедшая на Project Records (постоянном и поныне лейбле группы) только в октябре 1993 года в ремастированном виде. С 1990 года приятели немного переориентировали свое звучание, и не успевают они как следует оформить все синтезаторные новшества, как John покидает группу в мае 1990 года. К концу года начинается подготовка к первому релизу группы. Майку активно помогает в этом Will Welch (как блудный сын, то возвращаясь, то уходя из LYCIA), в очередной раз переделывая звучание команды на более жесткий и даже индустриальный лад.

Намеченный альбом "Byzantine" не удалось как следует смикшировать, и после очередного ухода Will Майк сам отбирает некоторые фрагменты всех предыдущих нереализованных работ и лейбл Project выпускает все это под названием "Ionia" в сентябре 1991 года. Сразу же приступив к работе над новым альбомом, Майк экспериментирует над стилем не без влияния то тут, то там появляющегося и исчезающего Will Welch. В апреле 1993 года LYCIA дает свой первый концерт в городе Scottsdale, штат Аризона, где Майку ассистирует David Galas (не имеющий никакого отношения к Diamanda Galas). В сентябре 1993 года выходит долгожданный новый альбом группы "A Day In The Stark Corner", а вслед за ним организовывается небольшое калифорнийское турне. В ноябре Майк неожиданно образует BLEAK, свой сайд–проект, в котором, впрочем, принимает участие все тот же Galas. Непонятность этого события заключалась в том, что никто не мог объяснить тогда, зачем Майку понадобился этот сайд–проект, почему нельзя было продолжать работу в LYCIA и выпустить "Vane" (единственный релиз BLEAK) под маркой старой группы. Тем не менее по февраль 1994 года продолжалась запись и микширование "Vane", который удалось реализовать только через год, в феврале 1995 года. Впрочем, впоследствии сам Майк объяснял, что BLEAK — это всего лишь замаскированные LYCIA, и обещал больше никогда не использовать это название. В результате нескольких концертов, проходивших в 1994 году, записывается живой альбом "Live" и начинается подготовка к следующему, студийному. "The Burning Circle And Then Dust" первоначально планировался как одинарный альбом, но после того, как в составе группы появилась Tara VanFlower, новому материалу стало тесно в рамках одного диска, и вышеупомянутый "The Burning Circle And Then Dust" увидел в 1995 году свет как пока единственный двойник группы.

Последующий тур оказался последним для David Galas, который окончательно покинул своих товарищей в августе 1996 года и возвратился обратно в Аризону (к тому времени LYCIA переехала в постиндустриальный штат Огайо). В сентябре 1996 года выходит "Cold", по признанию всех, лучшая работа группы, записанная еще с участием Galas. После турне, состоящего из двух частей (май и октябрь 1997 года), перемежающегося отдельными незапланированными выступлениями, теперь уже вдвоем Майк и Тара засели за работу над "Estrella", вышедшим 5 мая, и еще только планируемым к выходу EP "El Diablo".

На новом диске группы сосредоточено все накопленное Майком мастерство композитора и аранжировщика, прекрасно дополняемое лирикой и вокалом Тары, сменившим Майка и на этом поприще. Воздушная, мрачная, безнадежная, отчаянная, полная полутонов и потусторонних звуков электроника LYCIA вполне вписалась бы в готическую канву, если бы не нечто парадоксально живое, неукротимое в их музыке, никогда не отдававшей загробной мертвечиной.

"Мы в самом деле не подходим к понятиям dark–ambient–electronic. Мы стараемся писать музыку честно, без предубеждений и предустановок для слушателя. Мы чувствуем себя немного отстраненными от публики, и она, зачастую не зная нас самих, испытывает разочарование, видя нас на сцене, — комментирует Тара свое отношение к стилевой направленности. — Несмотря на нашу любовь к SWANS, KILLING JOKE, TRANCE TO THE SUN, THE CURE, LEGENDARY PINK DOTS, DEATH IN JUNE, RAVEL, BEYOND DOWN и прочим в этом духе, эти группы никак не повлияли на нас". Название "Estrella" по–испански означает "звезда", и это не случайно: основным вдохновляющим мотивом в творчестве Майк считает ночное небо; глядя на небо, осознаешь мимолетность жизни, непостижимость бытия и прочие неразгаданные тайны Вселенной. Отголоски этих переживаний можно найти на всех альбомах — от меланхоличного и жесткого "Ionia" до совсем непохожего на него проникновенного "Cold". Кроме "ночных" впечатлений, на новом альбоме отчетливо просматривается другая вдохновляющая струя — место обитания музыкантов, окружающая среда. Тара: "Мир вокруг нас играет самую важную роль при написании музыки — либо это местный ландшафт, либо личные впечатления от окружающего мира".

Прожив долгое время в Аризоне, пустынном, с бурями и грозами краю, музыканты не скрывают своей тоски по близким местам. Эта природная тема — еще одна важная составляющая творчества Майка и Тары. Название "Lycia" Майк выбрал, просматривая древнегреческую мифологию, — это одно из мифических географических названий. Будучи поклонником классической древнегреческой культуры во времена основания LYCIA, Майк хотел отразить в своем новом детище свою привязанность к мировой культуре. "Мы стараемся выразить в нашей музыке то, что волнует нас, что заставляет волноваться нашу душу" — это одно из самых любопытных высказываний Тары. "В великом многообразии вещей мы сознаем свою сиюминутность... мы понимаем это. Мы просто хотим сделать из нашей музыки как можно больше денег, чтобы жить комфортно и снова концентрироваться на музыке..."

Что первично для них? Не думаю, что можно писать такую музыку исключительно с целью поживиться за счет нее, и двусмысленные высказывания Тары не смогут ввести в заблуждение внимательных слушателей LYCIA. К сожалению, полностью опубликовать интервью не представляется возможным, дабы не обделить местом других музыкантов, однако прочитать интервью, данное нашей газете Тарой Ванфлауэр, полностью


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета