Мумий Тролль Илья ЛагутенкоО новом детище МУМИЙ ТРОЛЛЯ
Как всем уже хорошо известно, при непосредственном участии группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ в России открылась новая звукозаписывающая и выпускающая фирма под названием Утекай Звукозапись. Уже подписано два контракта: с петербургским проектом DEADУШКИ (Алексей Рахов + Виктор Сологуб), дата выхода альбома которого “Искусство каменных статуй” назначена на 11 июня; с владивостокской группой ТУМАННЫЙ СТОН, чей продукт появится чуть позднее. Об этом Илья Лагутенко и поведет свой разговор.
— Осенью ты сказал, что питерская группа, произведшая на тебя сильное впечатление, — это КОРОЛЬ И ШУТ, а западная пластинка — “Homogenic” Бьорк. А сейчас?
— Сегодня, наверное, так: западный релиз — это шотландская группа THE BETA BAND, а из наших местных трудно что-то выделить. Недавно послушал альбом БРАВО (прим. автора: Илья в этом случае делает ударение на последний слог), и мне было интересно обнаружить новый для них звук, хотя, приятно удивив, альбом и несколько подрастроил. Какой-то он грустный.
— На какой музыке ты вырос?
— Честно говоря, не на русской музыке. К тому времени, как мы начали делать что-то свое, ее особенно и не было. До меня русский рок как таковой дошел к концу восьмидесятых годов, а до того я слышал только ВОСКРЕСЕНИЕ и МАШИНУ ВРЕМЕНИ — ведь все слушали, и я тоже знал, что это происходит. Но записи АКВАРИУМА, например, дошли до меня позднее. А кассета СТРАННЫХ ИГР до сих пор у меня хранится, затертая, там музыку еле слышно, но я обычно кассеты не выбрасываю. В детстве я был поклонником группы СТРАННЫЕ ИГРЫ, но, к сожалению, пропустил их единственный концерт во Владивостоке. У меня есть с него раритетные фотографии, которые мне подарил мой друг. Надо будет как-нибудь Виктору (прим. автора: имеется в виду Виктор Сологуб, участник СТРАННЫХ ИГР, а ныне и DEADУШЕК) их отдать. Хотя я не скажу, что мы руководствовались древней любовью к группе, подписывая контракт с DEADУШКАМИ. Это не ностальгия по СТРАННЫМ ИГРАМ, а взгляд на законченный альбом. Он и сегодня звучит очень качественно, но в сфере электронной музыки все так быстро развивается. Хотя альбом 96 года и он отличается от того, что они делают сейчас. Поэтому мы хотим быстрее выпустить альбом DEADУШЕК как он есть. Мне в прошлом году рассказал о них мой друг в Лондоне и принес запись. И когда мы решили всерьез открыть независимый звукозаписывающий лейбл, думая, с чего начать, как-то автоматически вспомнили о них.
— Они же сделали ремикс на вашу песню “Кот кота”.
— Существует уже довольно много ремиксов наших песен. Ко мне много людей приходит, и я никогда никому не отказываю: даю исходный материал с единственным условием, чтобы сначала его — ремикс — принесли мне, а потом бы он, может быть, тиражировался. Но я считаю ремикс DEADУШЕК самым-самым. Я был сражен наповал, мне он так понравился! Это очень отличается от всего того, что до этого делали другие люди. С деловой стороны для меня это лишний раз подтверждение, что выбор был сделан совершенно правильно и они пойдут вперед.
— А кто такие ТУМАННЫЙ СТОН?
— Группа из Владивостока, наши старинные друзья. Оставить их песни неизданными было бы просто преступлением. Они долго раздумывали, стоит ли им заниматься этим всерьез. По нашему опыту, прежде чем идти на поле сражения нашего шоу-бизнеса, нужно быть уверенным, что ты хочешь этим заниматься и будешь заниматься. ТУМАННЫЙ СТОН долго решался стать рабочей группой. А материал у них очень интересный, не похожий ни на что, что у нас сейчас есть. С другой стороны, это полная аппозиция DEADУШКАМ. Хотя они работают с современным звуком, они играют живую инструментальную музыку. Их панк-прошлое тоже очень отразилось. ТУМАННЫЙ СТОН — это второй релиз Утекай Звукозапись.
— Какова твоя должность на Утекай Звукозапись?
— (Смеется) Главный президент.
— Ты все решаешь?
— Да, у меня есть исключительное право голоса. Лейбл создан на деньги, заработанные МУМИЙ ТРОЛЛЕМ не только на концертах, но и на продаже пластинок. Мы вложили заработанное в это рискованное предприятие.
— Вас называют первооткрывателями, группой, сумевшей своим талантом “купить” попсовиков и вывести живую гитарную музыку на уровень всех радиостанций и телеканалов. Предполагается, что за вами легко пойдут и остальные.
— Я не знаю, как группы пойдут. Это зависит только от них самих и от того, куда они хотят пойти. С одной стороны, мне было бы не очень приятно, если бы группы, имевшие свою интересную самобытную эстетику и не сумевшие ее развить, отказавшись от нее, решили бы пойти по этой проторенной дорожке, поскольку это сейчас катит. Но, с другой стороны, что имеется в виду под “повести за собой группы”. Я, честно говоря, не очень-то хочу себя ощущать в авангарде какого-то рок-движения. Поэтому мне очень странно иногда видеть статьи, где пишут, что руководители группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ объединились в какое-то движение и что-то провозгласили... Этого я не хочу. А под словом “разрушать” я имел в виду то, что я хочу разрушить устоявшиеся рамки нашего, скажем, молодого советского музыкального рынка. Если их не разрушить сейчас, пока еще не устоялось, и не сделать это правильно, чтобы всем было хорошо, то потом уже будет поздно. И от этого не только мы пострадаем, но и те, кто с нами и за нас. Просто хочется на своей шкуре прочувствовать все, что творится: как происходят гастрольные туры, как выпускаются пластинки... Я считаю, что очень много вещей неправильно происходит. Скажем, пиратская продукция. У нас тоже были пиратские компакты, и я возмущен наличием этого факта, но одно с другим взаимосвязано. Надо выправить все, поставив в цивилизованные рамки, и тогда когда-нибудь люди перестанут покупать пиратские пластинки.
— А ты думаешь, что когда-нибудь все будет так хорошо?
— Когда-нибудь да. К этому придет. Просто надо, чтобы это было быстрее, — вот, собственно, и все.
— Осенью ты сказал, что питерская группа, произведшая на тебя сильное впечатление, — это КОРОЛЬ И ШУТ, а западная пластинка — “Homogenic” Бьорк. А сейчас?
— Сегодня, наверное, так: западный релиз — это шотландская группа THE BETA BAND, а из наших местных трудно что-то выделить. Недавно послушал альбом БРАВО (прим. автора: Илья в этом случае делает ударение на последний слог), и мне было интересно обнаружить новый для них звук, хотя, приятно удивив, альбом и несколько подрастроил. Какой-то он грустный.
— На какой музыке ты вырос?
— Честно говоря, не на русской музыке. К тому времени, как мы начали делать что-то свое, ее особенно и не было. До меня русский рок как таковой дошел к концу восьмидесятых годов, а до того я слышал только ВОСКРЕСЕНИЕ и МАШИНУ ВРЕМЕНИ — ведь все слушали, и я тоже знал, что это происходит. Но записи АКВАРИУМА, например, дошли до меня позднее. А кассета СТРАННЫХ ИГР до сих пор у меня хранится, затертая, там музыку еле слышно, но я обычно кассеты не выбрасываю. В детстве я был поклонником группы СТРАННЫЕ ИГРЫ, но, к сожалению, пропустил их единственный концерт во Владивостоке. У меня есть с него раритетные фотографии, которые мне подарил мой друг. Надо будет как-нибудь Виктору (прим. автора: имеется в виду Виктор Сологуб, участник СТРАННЫХ ИГР, а ныне и DEADУШЕК) их отдать. Хотя я не скажу, что мы руководствовались древней любовью к группе, подписывая контракт с DEADУШКАМИ. Это не ностальгия по СТРАННЫМ ИГРАМ, а взгляд на законченный альбом. Он и сегодня звучит очень качественно, но в сфере электронной музыки все так быстро развивается. Хотя альбом 96 года и он отличается от того, что они делают сейчас. Поэтому мы хотим быстрее выпустить альбом DEADУШЕК как он есть. Мне в прошлом году рассказал о них мой друг в Лондоне и принес запись. И когда мы решили всерьез открыть независимый звукозаписывающий лейбл, думая, с чего начать, как-то автоматически вспомнили о них.
— Они же сделали ремикс на вашу песню “Кот кота”.
— Существует уже довольно много ремиксов наших песен. Ко мне много людей приходит, и я никогда никому не отказываю: даю исходный материал с единственным условием, чтобы сначала его — ремикс — принесли мне, а потом бы он, может быть, тиражировался. Но я считаю ремикс DEADУШЕК самым-самым. Я был сражен наповал, мне он так понравился! Это очень отличается от всего того, что до этого делали другие люди. С деловой стороны для меня это лишний раз подтверждение, что выбор был сделан совершенно правильно и они пойдут вперед.
— А кто такие ТУМАННЫЙ СТОН?
— Группа из Владивостока, наши старинные друзья. Оставить их песни неизданными было бы просто преступлением. Они долго раздумывали, стоит ли им заниматься этим всерьез. По нашему опыту, прежде чем идти на поле сражения нашего шоу-бизнеса, нужно быть уверенным, что ты хочешь этим заниматься и будешь заниматься. ТУМАННЫЙ СТОН долго решался стать рабочей группой. А материал у них очень интересный, не похожий ни на что, что у нас сейчас есть. С другой стороны, это полная аппозиция DEADУШКАМ. Хотя они работают с современным звуком, они играют живую инструментальную музыку. Их панк-прошлое тоже очень отразилось. ТУМАННЫЙ СТОН — это второй релиз Утекай Звукозапись.
— Какова твоя должность на Утекай Звукозапись?
— (Смеется) Главный президент.
— Ты все решаешь?
— Да, у меня есть исключительное право голоса. Лейбл создан на деньги, заработанные МУМИЙ ТРОЛЛЕМ не только на концертах, но и на продаже пластинок. Мы вложили заработанное в это рискованное предприятие.
— Вас называют первооткрывателями, группой, сумевшей своим талантом “купить” попсовиков и вывести живую гитарную музыку на уровень всех радиостанций и телеканалов. Предполагается, что за вами легко пойдут и остальные.
— Я не знаю, как группы пойдут. Это зависит только от них самих и от того, куда они хотят пойти. С одной стороны, мне было бы не очень приятно, если бы группы, имевшие свою интересную самобытную эстетику и не сумевшие ее развить, отказавшись от нее, решили бы пойти по этой проторенной дорожке, поскольку это сейчас катит. Но, с другой стороны, что имеется в виду под “повести за собой группы”. Я, честно говоря, не очень-то хочу себя ощущать в авангарде какого-то рок-движения. Поэтому мне очень странно иногда видеть статьи, где пишут, что руководители группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ объединились в какое-то движение и что-то провозгласили... Этого я не хочу. А под словом “разрушать” я имел в виду то, что я хочу разрушить устоявшиеся рамки нашего, скажем, молодого советского музыкального рынка. Если их не разрушить сейчас, пока еще не устоялось, и не сделать это правильно, чтобы всем было хорошо, то потом уже будет поздно. И от этого не только мы пострадаем, но и те, кто с нами и за нас. Просто хочется на своей шкуре прочувствовать все, что творится: как происходят гастрольные туры, как выпускаются пластинки... Я считаю, что очень много вещей неправильно происходит. Скажем, пиратская продукция. У нас тоже были пиратские компакты, и я возмущен наличием этого факта, но одно с другим взаимосвязано. Надо выправить все, поставив в цивилизованные рамки, и тогда когда-нибудь люди перестанут покупать пиратские пластинки.
— А ты думаешь, что когда-нибудь все будет так хорошо?
— Когда-нибудь да. К этому придет. Просто надо, чтобы это было быстрее, — вот, собственно, и все.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике музыкальная газета