Алмазный Фронт И поднять пласты кубинского фольклора...
На рубеже 80–90–х годов жителям г. Витебска грех было жаловаться на отсутствие музыкальной жизни в их городе. Фестивали плюс заезжие гастролеры, причем не только с просторов бывшего Союза, сменяли один другого. Своих местных коллективов не было. Они оказались как бы не нужны людям. И вправду, зачем идти в Дом культуры на концерт, когда можно услышать в амфитеатре, к примеру, Леонтьева. Сначала заполнить этот вакуум попытался ВОКЗАЛ, чуть позже, утвердившись в жанре жесткого американизированного хард–рока. А вскоре появился АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ. В этом году группа отмечает свое семилетие. Несмотря на недетский по белорусским меркам возраст, в стране ребята практически неизвестны.
Итак, знакомьтесь: Эдуард Юдовин (Э) — бас–гитара, вокал, Вадим (Джим) Степанович (Д) — гитара, вокал, Максим Пралис (тенор, саксофон), Валентин Костенко (барабаны), Алексей Герасимов (баян).
— Вспомните основные моменты истории группы. За счет чего вам так долго удается плыть по течению времени?
Э.: — Начинали мы в 1991 году. А до этого была вокально–инструментальная халтурная группа при Дворце культуры. Однажды решили по–настоящему заняться творчеством. Отыграли несколько концертов, в том числе в Могилеве и Минске. Кстати, из того состава в группе остался только я. Барабанщик пошел учиться в институт культуры, кто–то с музыкой завязал и нашел более прибыльное дело. Затем в группе был кризис, который кончился в 1994 году, когда появился Джим... А сохранились, наверное, благодаря четкому представлению о той музыке, что хотим играть.
— Наличие в составе баяниста связано как–то со стилистикой группы?
Э.: — Безусловно. Мы играем народную музыку. И тексты, и мелодии нередко берем из фольклора, причем не только местного, но и мирового. В то же время отдельные наши куплеты сами стали фольклором.
— Какую роль играют в вашей музыке тексты?
Э.: — Слова, то есть вербальные факторы, играют роль фактуры, если слова хорошие; и если они не вяжутся с музыкой, то это вырубает полностью.
Д.: — По–моему, это неотделимо: слова, музыка, аранжировка.
— Вы используете в своих песнях ненормативную лексику, например, в очень популярной в городе песне про военного. Чем это вызвано?
Э.: — Да, есть такое. А почему бы и не использовать, если она есть в языке?
Д.: — Здесь с нами солидарен американский писатель Генри Миллер, который показал, что если эту лексику ставить на место, то смотрится она хорошо.
— В чем преимущества и недостатки провинциальных команд?
Э.: — Недостатки в том, что мало возможностей для выступления и группы варятся в собственном соку, в своей музыке. В той же столице это делать некогда. А нам ведь надо, чтобы проезд хотя бы кто–то оплатил.
Д.: — И накормил... Я еще добавлю, что периферийные группы не успевают наедаться до своего распада, то есть некоторые группы, еще не научившись играть, мнят себя неизвестно кем.
— Есть, на ваш взгляд, в регионе хорошие команды?
Д.: — Конечно же, это ВОКЗАЛ. Они вообще, по–моему, герои рок–н–рола: десять лет играть серьезную музыку и в то же время заниматься организацией всех рок–мероприятий в Витебске. Близка к нам по духу группа из Шумилино ЭКСПЕРИМЕНТ–12, неплохая молодая команда УЖЕ, играющая чистую альтернативную музыку.
— Есть у группы внутренняя философия?
Э.: — Есть. Это находит отражение в концертных программах. Когда, например, в 1994 году мы сделали "Песни потерянного человека", то хотели передать мироощущение маленького, никому ненужного существа. В 1997 году выпустили в студии альбом "Жизнь в городе без моря", который стал продолжением (по смыслу) предыдущего. Он о Витебске, о чувствах людей в городе, где нет моря. Сейчас работаем над следующей частью. Программа называется "Жертвам капитализма". Этот альбом будет посвящен всем людям, которые пострадали в новое время. О тех, кто просто спился, кого рэкетиры за долги убили, кто от нищеты загнулся, а кто, наоборот, объелся и т.д.
— Есть у вас единомышленники в Беларуси?
Д.: — Группа H.Р.М. Что они, что мы — занимаемся постмодернизмом. Это выражается в "издевательстве" над слушателем. Когда мы начинаем играть, зритель не может понять, это серьезно или мы прикалываемся.
Э.: — Но в то же время стараемся, чтобы песня цеплялась одна за другую и цельная картина была.
— Почему вас так мало видно на выступлениях?
Д.: — Нет у нас толкового администратора, а самим заниматься промоушном лень. Все заняты творчеством.
Э.: — Да и не приглашают. А на сборных концертах, перед выступлением гастролеров мы сами играть не хотим, так как на это уходит слишком много бесполезной энергии, когда знаешь, что зрители пришли не тебя послушать.
— Что в планах группы?
Э.: — Закончить работу над альбомом "Жертвам капитализма", сделать акустическую версию его.
Д.: — Также хотелось бы поднять могучие пласты кубинского фольклора.
Э.: — В будущем, когда появится возможность, хотелось бы снять небольшой камерный зал на 150 мест, не больше, пригласить H.Р.М., НОВАЕ НЕБА, ряд витебских, близких нам по духу команд.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике музыкальная газета