V/A Festival Of India
(p) 1990 Music Of The World 6tks/60mins
Этот сборник, как и недавно попавшейся мне "Heart Of The Celts", можно назвать редкостным подарком: подобные чисто фолковые альбомы "доходят" до нас довольно редко. Любителям этнической музыки частенько приходится по крупицам собирать интересные "зернышки". "Festival Of India" можно смело отнести к таким находкам.
На этом альбоме представлена народная музыка северной части Индии (Hindustani). Здесь именно "корни" без попсовых прибамбасов и модных "штучек": традиционные фолковые мелодии и масса разнообразных экзотических инструментов с очень интересным звучанием. И еще одно замечание: в музыке этого альбома сильно импровизационное начало (причем практически во всех композициях сборника). Мне же хочется особо выделить инструментальную композицию "Sultan Bhai", исполняемую Ustad Sultan Khan на саранги (sarangi) и Badal Roy на табла (tabla). Это очень своеобразная импровизация, в основе которой лежит традиционная индийская музыка. Интересно и звучание саранги. Звуки на этом вертикально располагаемом инструменте, имеющим три основные и восемнадцать дополнительных струн, извлекаются с помощью смычка. Хочется сказать, что Устад Султан Хан — один из наиболее известных исполнителей на саранги. Он, как и Бадал Рой, много гастролировал по всему свету с известнейшими музыкантами. Скажу, к примеру, что Бадал Рой успел поиграть вместе с такими "китами" джаза, как Miles Davis или Ornette Coleman.
На альбоме собраны не только инструментальные композиции. Так, "Dhrupad, Rag Kambhoji" — это старинная рага с перкуссионным аккомпаниментом, в которой поющий обращается к Кришне. Традиционно она исполнялась в первой четверти ночи. Мелодически к этой раге близка композиция "Sholagobe Patore Bhashe". "Этот мир —– всего лишь иллюзия. Этот мир — место встреч случайных знакомых. Все, что вы видите, нереально..." — поется в ней. Родословная Purna Das Baul, исполняющего эту композицию, восходит к древней секте странствующих министрелей (Baul). Его невероятные вокальные данные в 60–е (когда на Западе и началось увлечение Индией) привлекли внимание известных музыкантов. Поэтому Purna Das Baul выступал в компании таких выдающихся личностей, как Боб Дилан или Мик Джаггер.
Послушав этот сборник, вы откроете, что даже обычная скрипка, привезенная в Индию англичанами, звучит по–особенному (композиция "Dhun"). Все дело в том, что техника исполнения индийских музыкантов заметно отличается от европейской.
Этот сборник, как и недавно попавшейся мне "Heart Of The Celts", можно назвать редкостным подарком: подобные чисто фолковые альбомы "доходят" до нас довольно редко. Любителям этнической музыки частенько приходится по крупицам собирать интересные "зернышки". "Festival Of India" можно смело отнести к таким находкам.
На этом альбоме представлена народная музыка северной части Индии (Hindustani). Здесь именно "корни" без попсовых прибамбасов и модных "штучек": традиционные фолковые мелодии и масса разнообразных экзотических инструментов с очень интересным звучанием. И еще одно замечание: в музыке этого альбома сильно импровизационное начало (причем практически во всех композициях сборника). Мне же хочется особо выделить инструментальную композицию "Sultan Bhai", исполняемую Ustad Sultan Khan на саранги (sarangi) и Badal Roy на табла (tabla). Это очень своеобразная импровизация, в основе которой лежит традиционная индийская музыка. Интересно и звучание саранги. Звуки на этом вертикально располагаемом инструменте, имеющим три основные и восемнадцать дополнительных струн, извлекаются с помощью смычка. Хочется сказать, что Устад Султан Хан — один из наиболее известных исполнителей на саранги. Он, как и Бадал Рой, много гастролировал по всему свету с известнейшими музыкантами. Скажу, к примеру, что Бадал Рой успел поиграть вместе с такими "китами" джаза, как Miles Davis или Ornette Coleman.
На альбоме собраны не только инструментальные композиции. Так, "Dhrupad, Rag Kambhoji" — это старинная рага с перкуссионным аккомпаниментом, в которой поющий обращается к Кришне. Традиционно она исполнялась в первой четверти ночи. Мелодически к этой раге близка композиция "Sholagobe Patore Bhashe". "Этот мир —– всего лишь иллюзия. Этот мир — место встреч случайных знакомых. Все, что вы видите, нереально..." — поется в ней. Родословная Purna Das Baul, исполняющего эту композицию, восходит к древней секте странствующих министрелей (Baul). Его невероятные вокальные данные в 60–е (когда на Западе и началось увлечение Индией) привлекли внимание известных музыкантов. Поэтому Purna Das Baul выступал в компании таких выдающихся личностей, как Боб Дилан или Мик Джаггер.
Послушав этот сборник, вы откроете, что даже обычная скрипка, привезенная в Индию англичанами, звучит по–особенному (композиция "Dhun"). Все дело в том, что техника исполнения индийских музыкантов заметно отличается от европейской.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике музыкальная газета