Tempest Кельты атакуют!
Как их только не называли: "альтернативный фолк", "FAIRPORT CONVENTION без занудства", даже "progressive celtodelic"! Действительно, TEMPEST — не группа, а сплошные противоречия. Американский коллектив, в состав которого входят норвежец, кубинец, индус и еще два жителя США, играет кельтский рок с элементами прогрессива и психоделии. Будучи серьезными специалистами в области древней шотландской и ирландской музыкальной культуры, участники TEMPEST виртуозно исполняют свои композиционно сложные, но вместе с тем совершенно доступные массовому слушателю произведения с энергией и драйвом современного альтернативного рока.
Если бы в Калифорнии нашлись умные люди, которые бы догадались организовать у себя в родном штате музыкальный фестиваль наподобие нашей "Рок–коронации", то приз "Традиции и современность" в полной мере заслужили бы лишь только TEMPEST. Они, пожалуй, единственная команда, соответствующая емкому определению номинации. Большинство потенциальных претендентов на этот титул (по крайней мере в нашей стране), без сомнения, хорошо справляются с первой его частью — "традиции", однако часто забывают о не менее важной и не менее сложной второй части — "современности". TEMPEST же исполняют музыку в высшей степени современную, музыку, в которой древнее и сегодняшнее слито в единое целое. То, что делают TEMPEST, — живо, актуально и предназначено для современного человека.
"Я вырос в Норвегии, — говорит лидер группы Лиф Сорбай. — Кельтская культура почему–то обычно ассоциируется лишь с Шотландией и Ирландией, на самом же деле кельты населяли значительную часть Европы. Кельтская музыка с детства окружала меня, я рос, слушая ее. Думаю, что все эти старинные песни и предания не утратили и сегодня своей значимости, они способны по–настоящему вдохновлять современных слушателей. Мне кажется, что единственный способ не дать этой музыке умереть заключается в том, чтобы делать ее более доступной для массовых аудиторий".
По словам Сорбая, группа TEMPEST именно для этого и создавалась в 1988 году. "Я задался целью соединить в творчестве команды celtic, рок и традиционный фолк таким образом, чтобы это звучало органично и было по–настоящему доступно людям. И еще одно важное условие: мы должны быть ни на кого не похожими, играть музыку сразу узнаваемую. Это тоже один из важнейших факторов популярности — люди всегда обращают на тебя внимание, если ты чем–то особенно выделяешься. Конечно же, популярность не должна вставать на пути искреннего творчества. То, что я пишу, всегда идет из сердца, это часть меня. То есть наше творчество никогда не определятся тем, что сегодня модно и находится в хит–парадах".
Если говорить об оригинальности, то в этом группе и впрямь не откажешь. Чего стоит одна лишь двухгрифовая мандолина, на которой играет Сорбай! Это, правда, лишь один из немногих инструментов лидера TEMPEST. На перечисление полного списка ушел бы, наверное, приличный кусок газетной площади. Только лишь на концерты Лиф берет с собой всевозможные гитары, мандолины, флейты, свистки и еще с дюжину каких–то загадочно выглядящих инструментов.
Остальные участники группы тоже не лыком шиты. Так, гитарист команды Rob Wullenjohn, чей возраст приближается к шестидесятилетней отметке, еще во времена расцвета психоделической музыки в 60–е годы слыл большим профессионалом, а сегодня как нечего делать исполняет сложнейшие (и при этом ничуть не скучные) прогрессив–роковые партии, не забывая при этом "вызывать на импровизации" остальных членов команды.
Скрипач Michael Mullen, носящий прозвище "сумасшедший", играет на своих электрических и акустических скрипках исключительно со сверхзвуковой скоростью, не признавая никаких других темпов. По большому счету это не так уж плохо — при исполнении, например, рилов (наиболее популярной разновидности кельтской музыки) скорость скрипача — это самое главное. Единственный недостаток Майкла —это то, что он на концертах создает потенциальную угрозу для остальных участников группы быть изрешеченными смычком прямо на сцене.
Когда–то Маллен, уроженец Фресно, готовился стать профессиональным классическим скрипачом. Способности Майкла были настолько хороши, что он одним из немногих получил право на бесплатное обучение в вузе. Однако не прошло и года, как страсть к кельтской музыке окончательно победила его и заставила полностью посвятить себя любимому делу.
"За свою жизнь, — говорит Маллен, — мне довелось исполнять музыку самых разнообразных жанров — классику, джаз, рок, рэгги, фолк, кантри. Мне кажется, что каждая из этих разновидностей музыки имеет свой собственный "магический крючок", воздействующий на людей на самом примитивном, подсознательном уровне. То есть, если рэгги, например, обостряет у слушателя эмоции одного рода, то, скажем, блюз пробуждает в человеке совершенно другие чувства. Музыка никогда не возьмет человека за душу, если у того отсутствует или слаба развита вот такая эмоциональная реакция на тот или иной "крючок". Я уже давно понял, что моя страсть — это кельтская музыка. Не знаю даже, откуда это взялось. Возможно, существует своего рода "этническая память" — хотя я и не жил в "кельтских" странах, во мне есть шотландская и ирландская кровь".
В этом году группе TEMPEST исполняется десять лет. За все это время ее состав и творческая концепция не раз менялись. Были моменты, когда участники команды увлекались то рэгги, то ближневосточными мелодиями, то джаз–роком, однако самое главное в их музыке всегда оставалось неизменным — неистребимая страсть к загадочным кельтским мелодиям. Похоже, что такой подход — смешивание традиционного с новаторским — и позволил группе просуществовать длительный срок без потери вдохновения. Две новые работы музыкантов — "The Gravel Walk" и "Caliban" (альбом, записанный Сорбаем и Малленом) стали, возможно, лучшими достижениями музыкантов за всю историю существования TEMPEST.
Если бы в Калифорнии нашлись умные люди, которые бы догадались организовать у себя в родном штате музыкальный фестиваль наподобие нашей "Рок–коронации", то приз "Традиции и современность" в полной мере заслужили бы лишь только TEMPEST. Они, пожалуй, единственная команда, соответствующая емкому определению номинации. Большинство потенциальных претендентов на этот титул (по крайней мере в нашей стране), без сомнения, хорошо справляются с первой его частью — "традиции", однако часто забывают о не менее важной и не менее сложной второй части — "современности". TEMPEST же исполняют музыку в высшей степени современную, музыку, в которой древнее и сегодняшнее слито в единое целое. То, что делают TEMPEST, — живо, актуально и предназначено для современного человека.
"Я вырос в Норвегии, — говорит лидер группы Лиф Сорбай. — Кельтская культура почему–то обычно ассоциируется лишь с Шотландией и Ирландией, на самом же деле кельты населяли значительную часть Европы. Кельтская музыка с детства окружала меня, я рос, слушая ее. Думаю, что все эти старинные песни и предания не утратили и сегодня своей значимости, они способны по–настоящему вдохновлять современных слушателей. Мне кажется, что единственный способ не дать этой музыке умереть заключается в том, чтобы делать ее более доступной для массовых аудиторий".
По словам Сорбая, группа TEMPEST именно для этого и создавалась в 1988 году. "Я задался целью соединить в творчестве команды celtic, рок и традиционный фолк таким образом, чтобы это звучало органично и было по–настоящему доступно людям. И еще одно важное условие: мы должны быть ни на кого не похожими, играть музыку сразу узнаваемую. Это тоже один из важнейших факторов популярности — люди всегда обращают на тебя внимание, если ты чем–то особенно выделяешься. Конечно же, популярность не должна вставать на пути искреннего творчества. То, что я пишу, всегда идет из сердца, это часть меня. То есть наше творчество никогда не определятся тем, что сегодня модно и находится в хит–парадах".
Если говорить об оригинальности, то в этом группе и впрямь не откажешь. Чего стоит одна лишь двухгрифовая мандолина, на которой играет Сорбай! Это, правда, лишь один из немногих инструментов лидера TEMPEST. На перечисление полного списка ушел бы, наверное, приличный кусок газетной площади. Только лишь на концерты Лиф берет с собой всевозможные гитары, мандолины, флейты, свистки и еще с дюжину каких–то загадочно выглядящих инструментов.
Остальные участники группы тоже не лыком шиты. Так, гитарист команды Rob Wullenjohn, чей возраст приближается к шестидесятилетней отметке, еще во времена расцвета психоделической музыки в 60–е годы слыл большим профессионалом, а сегодня как нечего делать исполняет сложнейшие (и при этом ничуть не скучные) прогрессив–роковые партии, не забывая при этом "вызывать на импровизации" остальных членов команды.
Скрипач Michael Mullen, носящий прозвище "сумасшедший", играет на своих электрических и акустических скрипках исключительно со сверхзвуковой скоростью, не признавая никаких других темпов. По большому счету это не так уж плохо — при исполнении, например, рилов (наиболее популярной разновидности кельтской музыки) скорость скрипача — это самое главное. Единственный недостаток Майкла —это то, что он на концертах создает потенциальную угрозу для остальных участников группы быть изрешеченными смычком прямо на сцене.
Когда–то Маллен, уроженец Фресно, готовился стать профессиональным классическим скрипачом. Способности Майкла были настолько хороши, что он одним из немногих получил право на бесплатное обучение в вузе. Однако не прошло и года, как страсть к кельтской музыке окончательно победила его и заставила полностью посвятить себя любимому делу.
"За свою жизнь, — говорит Маллен, — мне довелось исполнять музыку самых разнообразных жанров — классику, джаз, рок, рэгги, фолк, кантри. Мне кажется, что каждая из этих разновидностей музыки имеет свой собственный "магический крючок", воздействующий на людей на самом примитивном, подсознательном уровне. То есть, если рэгги, например, обостряет у слушателя эмоции одного рода, то, скажем, блюз пробуждает в человеке совершенно другие чувства. Музыка никогда не возьмет человека за душу, если у того отсутствует или слаба развита вот такая эмоциональная реакция на тот или иной "крючок". Я уже давно понял, что моя страсть — это кельтская музыка. Не знаю даже, откуда это взялось. Возможно, существует своего рода "этническая память" — хотя я и не жил в "кельтских" странах, во мне есть шотландская и ирландская кровь".
В этом году группе TEMPEST исполняется десять лет. За все это время ее состав и творческая концепция не раз менялись. Были моменты, когда участники команды увлекались то рэгги, то ближневосточными мелодиями, то джаз–роком, однако самое главное в их музыке всегда оставалось неизменным — неистребимая страсть к загадочным кельтским мелодиям. Похоже, что такой подход — смешивание традиционного с новаторским — и позволил группе просуществовать длительный срок без потери вдохновения. Две новые работы музыкантов — "The Gravel Walk" и "Caliban" (альбом, записанный Сорбаем и Малленом) стали, возможно, лучшими достижениями музыкантов за всю историю существования TEMPEST.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике музыкальная газета