Led Zeppelin
Нам не жить друг без друга

В истории рока было немало легендарных творческих тандемов: Джон Леннон и Пол МакКартни, Мик Джаггер и Кейт Ричардс, Джерри Лейбер и Майк Столлер... К ним, без сомнения, можно причислить Джимми Пейджа и Роберта Планта. Они встретились в августе 1968 г. и, проработав вместе свыше десяти лет в LED ZEPPELIN, выдали такие хиты, как "Immigrant Song", "Gallows Pole", "Stairway To Heaven", "The Song Remains The Same" и многие другие. Но к этой встрече каждый из музыкантов пришел своим путем.

Судьба величайшего рок–гитариста Джимми Пейджа заслуживает отдельного исследования. Большинство считает его звездой 70–х, но мало кто помнит о том, что в 60–х он был самым популярным сейшнменом Лондона: труднее найти запись, где не звучит великолепная гитара Пейджа. Родился Джеймс Патрик Пейдж 9 января 1944 г. в английском городе Хестоне. Уже в 1960–м он присоединился к группе NEIL CHRISTIAN AND THE CRUSADERS, а с 1964–го началась "эра" Пейджа–сейшнмена. Это была отличная школа для музыканта: часто Пейдж приезжал в студию, даже не зная, что ему придется играть, а права на ошибку у него не было. Среди его сессионных работ много хитов: гитару Пейджа можно услышать во многих песнях группы THEM ("Here Comes The Night" — 2–е место в апреле 1965 года, "Baby Pleas Don`t Go" — 8–е место в феврале 1965 г.), HERMAN`S HERMITS ("I`m Into Something Good" — 1–е место в сентябре 1964 г., "Silhouettes" — 3–е место в марте 1965 г.), Dave Berry AND THE CRUISERS ("My Baby Left Me" — 37–е место в феврале 1964 г., "The Crying Game" — 5–е место в сентябре 1964 года). В работах с более известными коллективами следует выделить сессии с THE KINKS (альбом 1964 г. "KINKS") и THE WHO (песня "I Can`t Explain", 8–е место в апреле 1965 г.)

Соло–исполнители также часто прибегали к услугам Пейджа. Так, песня Бренды Ли "Is It True" с его участием стала хитом ь 17 в США в ноябре 1964 г., а "Shout" в исполнении Лулу — N№7 в Англии в июне того же года.

Мастерство Пейджа росло, и к 1966 г. многие стали недоумевать, почему талантливейший музыкант разменивается на подчас сомнительные для рок–гитариста сессии. Эти мысли одолевали и самого Джимми. И тут вмешалась Ее Величество Судьба. Буквально за неделю до того, как Пейдж прекратил сессионную деятельность, из группы THE YARDBIRDS ушел басист Пол Самуэлл–Смит. Случилось это в июне 1966 г. Энергичный виртуозный блюз, который играли THE YARDBIRDS, всегда нравился Пейджу, а переключиться на бас–гитару для него не было проблемой. 21 июня в клубе "Marquee" состоялся дебют музыканта в составе группы. Однако в роли басиста он побыл недолго: в августе, во время американского турне, THE YARDBIRDS со скандалом покинул соло–гитарист Джефф Бек, и Пейдж взялся за свое привычное дело. Наконец–то он не только смог реализовывать свои музыкальные идеи, но и проявить себя в качестве одного из величайших новаторов в роке. В THE YARDBIRDS он применил эффект "обратного эха", который затем использовал в LED ZEPPELIN (например, в песне "You Shode Me" из первого альбома). То, что Пейдж был не просто классным гитаристом, а своего рода пророком хард–рока и хэви–метала, доказывает его предельно жесткий рифф в "Stroll On" (звучит в фильме М. Антониони "Blow Up"). В отличие о Клэптона и Бека, ранее игравших в THE YARDBIRDS, Пейдж делал ставку не на выразительное соло и не на искаженный приставками саунд, а на яркий гитарный рифф, "цементирующий" песню. Запоминающийся рифф в хэви–блюзе, хард–роке и особенно в хэви–метале — 80 процентов успеха.

Весь 1976 г. прошел для THE YARDBIRDS в гастролях, вышел новый альбом "Little Game", но Пейджа уже не удовлетворяли рамки группы: он экспериментировал с акустической музыкой, ситаром (по словам Джимми, ситар появился у него еще до Харрисона), блюзом, ранним хардом, сочинял и записывал новые песни — словом, вынашивал идею LED ZEPPELIN. И когда 7 июля 1968 г. после концерта в Лутоне THE YARDBIRDS распались, Пейдж, не теряя ни дня, начал искать музыкантов для воплощения своих замыслов.

Вот тут–то и появился на сцене вокалист Роберт Плант, простой провинциальный рок–певец, каких в Англии было, на первый взгляд, множество. Он родился 20 августа 1948 г. в Западном Бромуте и пел в локальных ритм–энд–блюзовых группах, среди которых история сохранила названия BLACK SNAKE MOAN, THE BANNED и THE CRAWLING KING SNAKES. Дебют Планта в студии состоялся в составе бирмингемской группы THE LISTEN — песня "You Better Run" (CBS Records). Записав в 1967 г. на той же фирме два сингла "Our Song" и "Long Time Coming", он исполнил вокальную партию в песне "The Eagle Flies On Friday" группы THE EXCEPTIONS. Затем Плант присоединился к группе BAND OF JOY, где за ударными сидел Джон Бонэм. Группа не выпустила ни одного сингла, но в 1978 г. на фирме "Polidor" вышел альбом BAND OF JOY на основе архивных материалов.

В августе 1968 г. начались переговоры о переходе Планта в группу Алексиса Корнера, но Роберт решил присоединиться к Пейджу и вскоре прибыл к нему, за последние деньги купив билет на лондонский поезд.

С образованием LED ZEPPELIN в октябре 1968 г. началась эпоха великих свершений и экспериментов. Вместе с басистом–клавишником Джоном Полом Джонсом и ударником Джоном Бонэмом Пейдж и Плант записали 8 мультиплатиновых студийных альбомов. В LZ Пейдж в основном играл на своем любимом "Les Paul", часто использовал 12–струнный "Fender" моделей "Stratocaster" и " Telecaster". У Пейджа–гитариста мгновенно узнаваемый саунд, он тщательно "выписывал" каждый звук. Однако, несмотря на огромный опыт, Джимми так и остался гитаристом, играющим довольно медленно и зачастую грязновато, что, впрочем, компенсировалось изумительными импровизационными способностями (посмотрите фильм–концерт "The Song Remains The Same" 1976 г., не пожалеете!). Интересная находка Пейджа — игра на гитаре смычком. Пейдж также одним из первых в роке ввел построение композиций на контрасте акустических и тяжелых, почти "металлических" партий.

Несмотря на занятость в LZ, Пейдж находил время и для своего старого занятия — помощи другим музыкантам. В 1969 г. он поучаствовал в записи альбома "Don`t Send Me No Flowers" пианиста Брайана Оджера, в 1973 г. альбома "Suicide Sal" певицы Мэгги Беллс, а в 1974 г. отметился сольной партией на "Through The Lonely Nights" — би-сайде сингла "It`s Only Rock`n`Roll" самих THE ROLLING STONES.

Роберт Плант не отставал от Пейджа, много экспериментируя с вокалом. Плант сделал из своего голоса еще один инструмент наряду с гитарами, клавишными и ударными. Это было настолько удачным, что подобная манера пения стала стандартом в роке, положив конец бесхитростной и однообразной вокальной традиции 60–х.

Однако взаимоотношения между Пейджем и Плантом в те золотые годы были далеко не безоблачными. Пейдж был сутью LZ, а его авторитет, заработанный еще в 60–е, был непререкаем. Всем своим поведением он показывал: тут босс — я! Пейдж считал, что Роберт слишком зазнается и приковывает к себе внимания больше, чем того заслуживал. В свою очередь, Плант страдал от диктата Пейджа, опасаясь, что тот заменит его на другого вокалиста.

Во второй половине 70–х на Пейджа и Планта наваливаются неприятности личного плана. Пейдж защемил в тамбуре поезда палец, половину первой фаланги ампутировали. Планту же не везло с поездками в автомобилях. Если в январе 1970 г. он отделался ушибами, то в августе 1975 г. во время отдыха в Греции последствия автокатастрофы были более серьезными: Роберта "заковали" в гипс. А 27 июля 1977 г. у Планта от желудочной инфекции умирает сын Карак. Довершились все беды и несчастия наших героев трагической гибелью ударника LZ Джона Бонэма, после которой Пейдж 27 сентября 1980 г. распустил группу.

После распада LZ Пейдж и Плант занялись сольными проектами. Но все же, несмотря на взаимные упреки и подколки в многочисленных интервью, тяга к совместной работе была сильнее. Пейджу нужен был вокалист а–ля Роберт Плант (что появилось в его работе 1993 г. с Дэвидом Ковердэйлом), а Планту нужен был гитарный саунд а–я Джимми Пейдж. В 1984 г. Пейдж, Плант, Бэк и Роджерс организовали THE HONEYDRIPPERS. Их альбом "Volume One" занял в США почетное 4–е место, а песня "Sea Of Love" — 3–е место.

Затем пути двух "П" разошлись до 13 июля 1985 г., когда вместе с Джоном Пол Джонсом и Филом Коллинзом за ударной установкой они выступили на "Live Aid". В январе 1986 г. Пейдж, Плант, Джонс и барабанщик Тони Томпсон в течение недели репетировали, думая о возрождении LZ. В конце концов легенду решили оставить в покое. 14 мая 1988 г. Пейдж, Плант, Джонс с сыном покойного Бонэма Джейсоном выступили на 40–летии Atlantic Records, их родной студии звукозаписи. В этом же году Плант помогает Пейджу в записи его первого сольника "Outrider".

Ну, а с 1994 г. Пейдж и Плант начинают плотно работать вместе. В августе они записывают для серии MTV "Unplugged" видео "Unledded", где сыграли в акустическом варианте хиты LZ плюс 8 новых песен тандема Пейдж/Плант. Их совместный альбом "No Quarter" в ноябре вошел в TOP–10 Англии и США и уже к Рождеству получил платиновый статус.

И вот новая работа музыкантов — альбом "Walking Into The Clarksdale", который вышел 21 апреля сего года. Некоторые критики видят коммерческую подоплеку нынешнего союза Пейджа и Планта. Конечно, деньги будут заработаны немалые. Но, во–первых, Джимми с Робертом это уже давно заслужили, а во–вторых, мы бы предложили не считать, а слушать. Слушать Музыку. Уверены — "старая гвардия" не подведет.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета