Biosphere
Биосфера Полярного круга

Проект BIOSPHERE — наиболее перспективный и интересный проект современной техно–эмбиентной школы. Точнее даже, он является основателем данной школы. Сегодня Geir Jenssen (человека, скрывающегося под названием BIOSPHERE) многие ставят в один ряд с такими известными идеологами эмбиента, как Брайен Ино и Джон Хассел.

Начинал Геир с создания еженедельных передач, посвященных современной электронной музыке, для студенческого радио в городе Tromso. Там он занимался подборкой и комментированием техно– и эмбиент–треков. Спустя некоторое время он почувствовал, что может несколько больше, чем просто объявлять треки и нажимать на кнопку "play" на панели CD–проигрывателя. Именно с этого момента и стала формироваться домашняя ультрамикростудия Геира.

Астрономия, филология и орбитальные станции

Подход к музыке, ее созданию и идеологии у этого молодого бельгийского парня очень интересен. Уже даже одно то, что его любовь к творчеству идет рука об руку с увлечением астрономией, делает его неординарным человеком. "Я бы предпочел делать музыку в невесомости, где–нибудь на космической орбитальной станции..." С течением времени увлечение становится все более серьезным, и Геир стал даже посещать лекции по астрономии, где рассказывалось о последних теориях "черных дыр", развития и истоков происхождения Вселенной, теории кварков и квазаров и т.п. По поводу своего увлечения Геир иногда с грустью замечает: "К сожалению, она не дает ответов на такие концептуальные вопросы, как причины появления жизни или смысл бытия. Поэтому в будущем я собираюсь поплотнее заняться и философией."

Интерес к космосу, науке, фантастике сильно влияет и на творчество Геира. "Можете ли вы представить себе внеатмосферного диск–жокея?" — такую фразу можно услышать в треке "Seti Project". Она была просэмплирована из научно–фантастического фильма "Spacecamp". Внеатмосферный диск–жокей? Да, быть может Геир и станет таковым. Кто знает, что готовит нам Будущее... Ведь "Он знает Луну/ Он знает Звезды/ Он знает Млечный путь". Так говорится в его эпохальном дебюте "Microgravity".

Обилие мистических и непостижимых слов, которые используются для названия композиций и голосовых вставок, является характерной чертой музыки BIOSPHERE. Геир собирает звуки и всевозможные интересные, на его взгляд, слова и цитаты. Он откопал уже столько маленьких фраз и изречений, которыми изобилуют старые фантастические фильмы, что их хватит еще на несколько подобных альбомов.

Еще он сделал для себя огромный список слов, которые звучат странно, атмосферично. Когда Геир делает трек и сохраняет его в компьютере, он просматривает этот список и подбирает ему наиболее соответствующее название. "Chromosphere", "Cygnus–A", "Mir", "Caboose" — не совсем ординарно, не так ли?

Все слова из списка находились и выписывались из книг по компьютерам, научной фантастики, а также из статей по астрономии, химии, физике. "Например, название трека "Mir" было навеяно тем, что я узнал о советской орбитальной станции "Мир", где русский космонавт Сергей Крикалев провел почти год." Однако в стремлении к экзотичным словам есть также и свои недостатки. Достаточно смешной конфуз вышел с названием последнего альбома BIOSPHERE "Potashnik". По словам Геира, его товарищ, который немного знает русский язык, сказал ему, что по–русски слово "patashnik" означает что–то вроде "путешественник" и еще, мол, так называли русских космонавтов, которые улетали на орбиту и могли не вернуться назад. Честно говоря, такого слова я в русском языке не нашел...

Палитра звуков, или Что такое эмбиент

"Звуки можно смешивать как краски. Я представляю их как палитру, которую можно использовать для того, чтобы рисовать собственные фантазии, — говорит Геир. — Я сотрудничаю с исследовательским центром Eiscat, где и беру многие звуки. У них есть громадные антенны, которые посылают сигналы в Северное сияние. Так они занимаются исследованием этого явления. Такие сигналы расстраивают FM-радиоприем в данном районе, и я сэмплирую такие помехи. Еще я записал звук мотора, который двигает антенну. Затем я смешал все это со звуками с моих синтезаторов. Так получился трек "The Shields".

После выхода альбома "Potashnik" он в течение нескольких недель держался на первом месте в британском инди–списке. Уже одно это показывает, что музыка BIOSPHERE являет собой новое веяние в мире эмбиента. Пение птиц и звук текущей воды, наверно, самые яркие клише, которыми последнее время изобилуют многие современные эмбиентные работы. В музыке BIOSPHERE намечается отход от романтики бушей и уже заплесневелых от старости алгоритмов, которые не менялись уже несколько десятилетий. Он переносит нас в другие, новые и пугающие измерения: "Эмбиент — музыка для прослушивания. Под нее порой можно танцевать, однако это не ставится во главу угла. Звук, музыка — это своего рода четвертое измерение, которое позволяет создавать в себе каждому человеку собственную вселенную, куда можно скрыться. Я хочу делать красивую музыку, но она должна обязательно иметь маленькое, но очень страшное жало..." Это когда вы сначала думаете, что все очень мило, а потом, когда вас выкидывает в другой мир, прекрасный и ужасный одновременно, вы начинаете испытывать страх. Таков эмбиент у Aphex Twin, нечто похожее было и в ранних работах Brian Eno. Но музыка Ино звучит несколько не так, как звучит то, что делает BIOSPHERE. Та музыка использовалась как фон. Эмбиент в те годы был музыкой для очень продвинутых слушателей. Музыка же BIOSPHERE вовсе не фоновая музыка. "Когда я слушаю старый эмбиент, меня тянет почитать исторические книги. Мои мысли перемещаются в Египет, я чувствую себя парящим над Тигром и Евфратом, я начинаю представлять себе древние цивилизации. В своей музыке я хочу вдохновить людей подумать. Я хочу показать им картины, которые рисует моя музыка."

Home–taping, вдохновение и Полярный круг

Оборудование, которое есть у Геира дома, не слишком "навороченное" и сложное. Компьютер Macintosh SE/30, сэмплер и парочка синтезаторов. Почему дома? "Это классно —– работать дома. Ведь когда у меня появляется вдохновение, не могу же я сесть в автобус и помчаться в студию. Тем более что я предпочитаю медленный, мучительный творческий процесс и терпеть не могу, когда меня торопят и подгоняют. Также по своей философии я антиматериалист. Я предпочитаю иметь минимум аппаратуры и выжимать из нее все. И, к счастью, у меня иногда получается то, что не могут сделать некоторые музыканты даже с горами крутой и суперсовременной аппаратуры."

Сейчас Геир живет в городке Tromso, который находится за Полярным кругом. "Раньше я жил в Брюсселе, но потом почувствовал, что там у меня исчезает вдохновение. В Tromso я могу видеть на двадцать километров в любом направлении. Это дает мне ощущение свободы. В Брюсселе же я мог видеть лишь угол ближайшего дома." То, что Геир живет за Полярным кругом, многие считают экзотикой. Северное сияние на фоне звездного неба — вот что вдохновляет Геира. И то, что он живет так далеко от "центров цивилизации", нисколько не мешает ему. Он в любой момент может связаться с R&S (своей звукозаписывающей компанией) и любым городом в Бельгии.

"Полярные ночи — наиболее творческие периоды для меня. Ты не можешь больше ничего делать, кроме как сидеть дома. Это даже более благодатный период, чем лето. Когда вокруг темно и ты можешь видеть всю Вселенную, а звезды кажутся такими близкими, то рождаются действительно хорошие треки."

К сожалению, к "своим" и у нас и у них относятся не очень хорошо. Поэтому в Бельгии и Норвегии Геира знают лишь как бывшего участника достаточно попсового проекта BEL CANTO. Однако это не помешало миру узнать о молодом таланте. Он дал уже несколько концертов в Великобритании и других уголках Европы, что еще раз подтвердило: эмбиент — музыка не только волосатых хиппи, медитирующих в клубах канабиолового дыма, но и современного технократического поколения.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета